Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музыкальным фольклором
статья по теме

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в современном обществе.Дошкольный период -  время, когда формируется этническое самосознание ребенка, проявляется его отношение к окружающей действительности. Именно в этот период становления личности возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

 через ознакомление с музыкальным фольклором

И.Ю. Мазанова, музыкальный руководитель МБДОУ № 20, г. Ульяновск

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в современном обществе. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Мы считаем, что ознакомление с социокультурными ценностями должно начинаться с самого раннего детства. Знание культуры собственного народа, умение понять, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой для развития активной творческой личности человека.

Дошкольный период -  время, когда формируется этническое самосознание ребенка, проявляется его отношение к окружающей действительности. Именно в этот период становления личности возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры.

Работая в данном направлении, мы определили решение следующих задач:

  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  • Развивать познавательные, художественно-эстетические и творческие способности детей через ознакомление с музыкальным фольклором.
  • Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
  • Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие музыкальных произведений.

Исследователи отмечают, что ценности музыкальной культуры народа влияют на все стороны личности. В музыкальной деятельности у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, которые, в свою очередь, являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального в особенности.

Процесс познания и усвоения народной культуры начинается с раннего возраста, через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Мы считаем, что красоту родного языка лучше передавать детям через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; таким образом у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки.

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение. Знакомясь с хороводами, воспитанники приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на музыкальных народных инструментах развивает у дошкольников чувство ритма. Данная система работы в детском саду позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними, у детей повышается уровень сформированности представлений об  этнокультурной картине мира, народных традиций, понимания народной этики, культуры поведения.

                  Данная работа носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляться в режимные моменты, во время образовательной деятельности, в дополнительном образовании детей (кружок «Волшебные нотки»), во время фольклорных развлечений, народных праздников. Развлечения и праздники дают детям необыкновенный эмоциональный заряд, вызывают у детей интерес к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы. Во время таких мероприятий дошкольники могут творчески самовыражаться, что в дальнейшем дает положительную установку во взаимоотношениях со сверстниками,  с взрослыми, воспитывает толерантность.

Обязательным условием духовно-нравственного воспитания является интеграция всех видов детской деятельности, с привлечением родителей воспитанников. В период дошкольного детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов, наиболее важным для него становятся, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Именно поэтому необходимо тесное сотрудничество с семьями воспитанников, в процессе которого сообща решаются задачи духовно-нравственного воспитания и развития детей. Взаимодействие с родителями происходит в различных формах: родительские всеобучи, посиделки, народные праздники, ярмарки семейного творчества и т.д.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Данная работа способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, народных традициях.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Адаптация детей 1,5 - 2 лет к условиям детского сада

Я, как музыкальный  руководитель нашего детского сада  хочу представить Вам примеры из моего опыта работы с родителями и детьми в группе ЦИПР

По выражению Василия Сухомлинского «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

  Все дети - прирожденные музыканты. Любой малыш очень рано начинает реагировать на звучащие мелодии. Именно поэтому многие взрослые интуитивно при общении с детьми используют музыку, которая является не только удовольствием, но и мощным инструментом для развития сознания.

   Важность музыки поняли уже древние философы, которые считали, что она может нести положительное воздействие на формирование души и интеллекта. По мнению Пифагора, музыка создаёт внутри человека такой же порядок и гармонию, как в космосе. Платон считал, что музыка водворяет гармонию в душах людей и делает их прекрасными. Современные исследования подтверждают эти теории.

Очень хорошо, что в нашем    детском саду помимо обычных, проходят также занятия для малышей от 1.5 до 2 лет совместно со взрослыми членами семьи. Занятия служат благоприятному течению процесса адаптации ребёнка к условиям детского сада. Малышам совместно с родителями предлагается активное включение в разные виды художественной деятельности: пения, танца, музицирования, музыкальных игр и забав, рисования, лепки, аппликации и т.д. Такие занятия носят интегрированный комплексный характер.  Для развития музыкальных способностей ребёнку необходимо дать возможность попробовать себя в различных видах деятельности, один из которых –например,  музыкальное движение. В процессе движения под музыку малыш может выразить какой-то образ ритмически, эмоционально. Вначале это происходит с помощью взрослого, а потом и самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, шлёп, хлоп верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой  для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок начинает осознавать ритм, темп мелодии, происходит корреляция работы полушарий головного мозга. Очень важен выбор репертуара, так как ребёнок может откликаться только на ту музыку, которая ему близка и понятна.

Наши занятия в группах адаптации развивают творческую активность, и вызывают у детей интерес к совместной деятельности со взрослыми и другими малышами. Радостно и более продуктивно любые развивающие занятия проходят тогда, когда в работу включаются и родители. На совместных встречах педагоги являются дирижёрами, а присутствие близкого человека обеспечивает малышу состояние комфорта и безопасности. Ведь мама является лучшим примером, поэтому, чем активнее она проявляет себя, тем полезнее для ребёнка будет проводимое занятие.

Сотрудничество, сопричастность к общему делу, духовное взаимопроникновение требуют от родителей душевных усилий, но зато они рождают в сердце ребёнка любовь и радость, Главное в игровых занятиях с малышами - проявление взрослыми искренности. Очень важно быть естественным и уметь вернуться в собственное детство. Такое взаимодействие благодатно как для детей, так и для самих взрослых, Ведь ребёнок отождествляет своих родителей с моментами открытого, доброго общения. Вся информация, получаемая малышом в это время, хорошо усваивается и окрашивается в цвета светлой палитры счастья. Подобные занятия направлены на профилактику эмоциональной  депривации и формирование тёплых, дружеских связей с родными людьми.

Особенность наших игр заключается в их простоте и  универсальности. Мамочки вполне способны после совместного  занятия проводить их уже у себя дома, в семейном кругу. Необходимо уже с детства установить тёплый контакт с ребёнком, помогать ему, учиться правильно, обращаем внимание родителей на то, как важно дорожить дружескими отношениями с малышами и никогда не упускать возможности провести с ними досуг.

В группах адаптации наши малышки встречают своих первых друзей, других малышей, с которыми разделяется совместная деятельность. Происходит формирование первичных коммуникативных навыков, умения сотрудничать и разделять счастливые эмоции.

В программу занятий входят элементы театрализованных, хороводных, плясовых игр, сопровождающиеся потешками, считалками, упражнениями по ритмопластике. Происходит ознакомление с различными музыкальными инструментами, развивается способность различения их по звучанию, происходят первые попытки самостоятельной игры на простых музыкальных инструментах, включения в музицирование через жест, движение.

Занятия в группах адаптации непременно нацелены также на духовно-нравственное просвещение молодых родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с музеем.

Проблемма духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики и культуры в целом. В наши дни вопросы правильной организации воспитания подрост...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным фольклором»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Одним из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников являетс...

Стендовый доклад «Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к музыкальному фольклору»

Одной из основных задач – приобщение ребенка к фольклору, является знакомство с русскими старинными традициями через музыкальные занятия, утренники, посиделки. При этом прививается детям любовь ...

Духовно - нравственное и речевое воспитание дошкольников через ознакомление с русским фольклором

В презентации раскрыты жанры русского фольклора. А также к каждому жанру подобран речевой материал....