Проект «Как здорово, что мы все разные!»
проект на тему
Якутия – многонациональная республика, которая на протяжении своей истории органично вобрала в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Только, к сожалению, все мы, взрослые, знаем еще и то, что элементарный и непреложный факт наличия у каждого из нас национальности становится и порой причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_zdorovo_chto_my_vse_raznye.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Как здорово, что мы все разные!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17
города Нерюнгри, республика Саха (Якутия)
Руководители проекта:
Ларионова Екатерина Арнольдовна, воспитатель;
Ивашкова Ольга Михайловна, воспитатель;
Якупова Лилия Рафаиловна,педагог-психолог.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Вид проекта: комплексный
Якутия – многонациональная республика, которая на протяжении своей истории органично вобрала в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Только, к сожалению, все мы, взрослые, знаем еще и то, что элементарный и непреложный факт наличия у каждого из нас национальности становится и порой причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Всего детей – 211, из них:
Русские – 168
Якуты – 11
Эвенки - 3
Буряты – 6
Украинцы- 7
Белорусы - 4
Азербайджанцы – 3
Таджики – 5
Татары – 4
Как правило, дети разных национальностей испытывают трудности при адаптации к новым культурным условиям. Недостаточно свободное владение языком, отсутствие друзей и знакомых-сверстников, необходимость приспосабливаться к новым традициям – наличие этих трудностей объединяет детей в особую социальную группу. К сожалению, воспитатели не всегда знают специфику работы с такими детьми, часто не учитывают их эмоциональное состояние, что приводит к отчуждению и изолированности их от детского сообщества.
Интеграция детей этой социальной группы в общество сверстников – процесс сложный и длительный. Понятно, что культурные различия между прежними и настоящими условиями проживания значительны, поэтому стресс, переживаемый ребенком, будет глубоким и длительным.
Видя проблему межнационального общения, мы провели анкетирование с педагогами, родителями. (Приложения №1,№2)
Результаты письменного анкетирования педагогов нашего учреждения показали:
1. характер общения между людьми не зависит от их национальности, а зависит от личных качеств;
2. воспитатели легко общаются с представителями других национальностей, но столкнулись с проявлениями у дошкольников негативных чувств к детям других национальностей.
3. тем не менее, педагоги испытывают определенные трудности в организации работы по воспитанию толерантности по причине слабой подготовка и недостаточных знаний методики проведения этой работы.
Выявленные в процессе предварительного изучения взгляды педагогов, их компетентность в данном вопросе показали целесообразность изучения научно-методической литературы по данной проблеме.
Результаты анкетирования родителей показали:
1. родители рассказывают, но недостаточно своим детям о стране, родном городе и крае;
2. не все имеют дома книги национальных авторов;
3. не во всех семьях родители обращают внимание на воспитание у детей гуманных чувств к людям других национальностей.
Для выявления представления детей о жизни народов нашей страны и края, была проведена беседа (Приложение №3). Анализ беседы позволил сделать следующее заключение:
1. дети путают понятия «страна», «республика», «край»;
2. их знания о жизни народов нашей страны ограничены и сводятся только к перечислению национальностей, даже о родном крае ребята имеют неглубокие представления.
По результатам наблюдений было видно, что дети другой национальности трудно привыкают к новому окружению, неуверенно чувствуют себя в группе, некоторые дети импульсивно реагировали на культурные различия, показывали пальцем на чем-то отличающегося от них ребенка, так как у них мало опыта межличностного общения с представителями разных культур.
Гипотеза проекта
Поэтому мы решили создать проект, с помощью которого будет происходить знакомство с национальными традициями. Если это будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.
Педагогический проект «Как здорово, что мы все разные!» представляет собой разработку педагогов МБДОУ №17 города Нерюнгри Республики Саха (Якутия).
Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере традиционных праздников и семейных традиций.
Цель проекта: сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
Задачи:
- формировать у детей представление о мире, о разных странах мира, о России и Якутии, о народах, проживающих в России и Якутии;
- показать сходство всех детей независимо от их национальности;
- прививать интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре;
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Схема реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные | |
I этап – подготовительный 2012-2013 учебный год | |||||
Изучения проблем во взаимоотношениях детей разных национальностей | 2012-2015 г | Дети | воспитатели, педагог – психолог | ||
Сбор информационного материала о воспитанниках и их семьях: - анкетирование; - беседы с родителями; - проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения всех участников образовательного процесса. | 2012-2015 г.г. | Дети, родители | воспитатели, педагог – психолог | ||
Изучение нормативно-правовой базы: - Декларация прав ребенка; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Семейный кодекс РФ; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; - Закон «Об образовании»; Конституция Российской Федерации; - Конституция Республики Саха (Якутия). | 2012 г. | Администрация ДОУ, педагоги | педагог – психолог, воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М. | ||
Изучение научно-методической литературы | 2012 -2015 г.г. | Администрация ДОУ, педагоги | Воспитатели, педагог – психолог | ||
Анализ и пополнение предметно-развивающей среды для комфортного пребывания детей в ДОУ, оснащение мини-музея «Русская изба», «Моя Якутия» | Сентябрь – декабрь 2012 г. | воспитатели, педагог – психолог, родители | Воспитатели, педагог – психолог | ||
Разработка планов, программ | Октябрь, ноябрь 2012 г. | воспитатели, педагог – психолог | воспитатели, педагог – психолог | ||
Разработка и апробация конспектов занятий, сценариев проведения досугов, форм индивидуальной работы с детьми | 2012- 2014 г.г. | воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре | воспитатели, педагог – психолог | ||
Создание методических рекомендаций по приобщению детей дошкольного возраста к культурам разных народов, по реализации принципов интеркультурной педагогики в педагогическом процессе ДОУ. Консультация «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» «Календарные праздники на Руси», «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов», «Как воспитать толерантного человека | 2013- 2014 г.г. | Заместитель руководителя, воспитатели, педагог – психолог, учитель-логопед, родители | Заместитель руководителя, воспитатели, педагог – психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель Сергеева Л.А. | ||
II этап деятельностный
| |||||
Проведение краткосрочных проектов на группах по теме «Мой край родной»: - Беседы с детьми «Многонациональная Якутия»; - Дидактические игры; - Подвижные, хороводные игры; - Загадки, пословицы, поговорки; - Конкурс: «Мой семейный герб»; - Чтение сказок народов России; - Развлечение «Иллюстрация народных сказок». | Сентябрь 2013 г. | Дети, родители | воспитатели, педагог – психолог | ||
День толерантности: - Оформление информационного стенда «Толерантность»; - Папки-передвижки «В гармонии с ребенком», «Как воспитать ребенка добрым». | ноябрь 2013 г. | Педагоги, дети, родители | педагог – психолог, воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М. | ||
Проведение календарных праздников: - День матери; - Новый год; - Рыцарский турнир (Мужчины в нашей семье); - Масленица; - День Победы; - День защиты детей; - Ыссыах. | 2013-2015 г.г. | Педагоги, дети, родители | педагог – психолог, воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М., музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре | ||
Выставки: - Выставка рисунков «Моя семья»; - Организация выставки с родителями «Народные промыслы»; - «Национальное блюдо»; - «Костюмы разных народов»; - «Художники Земли Олонхо». | 2013-2015 г.г. | Педагоги, дети, родители | педагог – психолог, воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М. | ||
Экскурсии в городские и в мини-музеи ДОУ с целью ознакомления с культурой и бытом русского народа и народов Якутии. | 2013-2015 г.г. | Педагоги, дети, родители | педагог – психолог, воспитатели Ларионова Е.А., Ивашкова О.М. | ||
6 | Клуб «Семейная гостиная»: - Ознакомление с семейными традициями и мероприятиями через просмотр фото и видеосъемок; - Мультимедийная презентация «Это Родина моя»; - Составление генеалогического древа; - Чаепития за круглым столом. | 2012-2015 г.г. | Педагоги, родители | педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель Ивашкова О.М. | |
7 | Тренинговые занятия для детей «Найди друга», «В кругу друзей» | Декабрь, февраль 2013-2014 г.г. | Дети | педагог-психолог | |
8 | Психологический кружок «Счастливый малыш» | Октябрь-апрель 2013-2014 уч.г. | Дети, родители | педагог-психолог | |
9 | Кружок «Горница» | 2012-2015г.г. | Дети, педагоги | Ларионова Е.А., воспитатель | |
III этап заключительный
| |||||
1 | Анализ и оценка результатов работы: - анкетирование; - интервьюирование; - беседы с родителями; - мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного отношения всех участников образовательного процесса | В начале и в конце учебного года | Родители, дети, педагоги | педагог – психолог, воспитатели Ивашкова О.М., Ларионова Е.А. | |
2 | Круглый стол для педагогов ДОУ «Толерантность и разрешение конфликтов» | Апрель 2014 г. | Педагоги | педагог – психолог, воспитатели Ивашкова О.М., Ларионова Е.А. | |
3 | День открытых дверей для родителей | Март 2014 г. | Родители, дети, педагоги | Заместитель руководителя, педагог – психолог, воспитатели | |
4 | Открытый семинар для педагогов по теме: «Гармонизация межличностных, межкультурных отношений, воспитание культуры толерантности в ДОУ» | Май 2015 г. | Педагоги других детских садов | Заместитель руководителя, педагог – психолог | |
5 | Распространение опыта через публикации в методических журналах, на официальном сайте ДОУ. | 2013-2015 г.г. | Педагоги | Заместитель руководителя, педагог – психолог |
Ожидаемые результаты работы по проекту.
Для детей:
- расширение представлений о разных странах мира;
- формирование толерантного и уважительного отношения к людям разных национальностей и рас;
- расширение знаний о некоторых особенностях жизни разных народов;
- повышение уровня знания о культуре своего народа и народов Якутии;
- снижение уровня агрессивности детей;
- получение детьми основ, необходимых для развития общества;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- формирование у детей представления о себе и других как о личности через приобщение к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом;
- способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей;
- самореализация.
Для педагогов:
- повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- помочь воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях, традициях, на основе познания;
- самореализация;
- повышение уровня этнического самосознания педагогов.
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
- самореализация;
- повышение уровня этнического самосознания родителей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Как здорово, что мы все разные!»
Педагогический проект «Как здорово, что мы все разные!» представляет собой разработку педагогов прогимназии №17 «Звездочка» г. Нерюнгри республики Саха (Якутия). Идея проекта з...
Проект организации поисковой деятельности на тему: «Разные, разные ткани»
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по организации проетной деятельности с детьми старшей группы. В содержание материала включены схемы и этапы организации данной работы, а также предста...
Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...
Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)
Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» средний возраст...
Заседание родительского клуба "Здоровым быть здорово" на тему "Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"
Тема: « Роль разных видов гимнастики вздоровьесбережении детей дошкольного возраста»...
Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...
- Мне нравится (6)