Проект «Как здорово, что мы все разные!»
проект (подготовительная группа) на тему

Ларионова Екатерина Арнольдовна

 

Педагогический проект  «Как здорово, что мы все разные!» представляет собой разработку педагогов прогимназии №17 «Звездочка» г. Нерюнгри республики Саха (Якутия).

   Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере  традиционных праздников и семейных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zdorovo_chto_my_vse_raznye.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Как здорово, что мы все разные!»

Муниципальное образовательное учреждение – Прогимназия №17 «Звездочка

г. Нерюнгри,республика Саха (Якутия)

руководитель ОУ - Лапина Татьяна Валентиновна

zvezdochka@muuo.nerungri.edu.ru , 8 (41147)42421

Координаторы проекта:

Ларионова  Екатерина Арнольдовна (педагог дополнительного образования),

 Якупова Лилия Рафаиловна (педагог-психолог),

Ивашкова Ольга Михайловна (воспитатель)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

   Якутия – многонациональная республика, которая на  протяжении своей истории органично вобрала в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Только, к сожалению, все мы, взрослые, знаем еще и то, что элементарный и непреложный факт наличия у каждого из нас национальности становится и порой причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн.  Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей.  Всего детей – 211, из них:

Русские – 168

Якуты – 11

Эвенки - 3

Буряты – 6

Украинцы- 7

Белорусы - 4

Азербайджанцы – 3

Таджики – 5

Татары – 4

 Как правило, дети разных национальностей  испытывают трудности при адаптации к новым культурным условиям. Недостаточно свободное владение языком, отсутствие друзей и знакомых-сверстников, необходимость приспосабливаться к новым традициям – наличие этих трудностей объединяет детей в  особую социальную группу. К сожалению, воспитатели не всегда знают специфику работы с такими детьми, часто не учитывают их эмоциональное состояние, что приводит к отчуждению и изолированности их от детского сообщества.

Интеграция детей этой социальной группы в общество сверстников – процесс сложный и длительный. Понятно, что культурные различия между прежними и настоящими условиями проживания значительны, поэтому стресс, переживаемый ребенком, будет глубоким и длительным.

         Видя проблему межнационального общения, мы провели анкетирование с педагогами, родителями. (Приложение №1,2)

Результаты письменного анкетирования педагогов нашего учреждения показали:

1. характер общения между людьми не зависит от их национальности, а зависит от личных качеств;

2. воспитатели легко общаются с представителями других национальностей, но столкнулись с проявлениями у дошкольников негативных чувств к детям других национальностей.  

3. тем  не менее, педагоги испытывают определенные трудности в организации работы по воспитанию толерантности по  причине  слабой подготовка   и   недостаточных знаний методики проведения этой работы.

Выявленные в процессе предварительного изучения взгляды педагогов, их компетентность в данном вопросе показали целесообразность изучения научно-методической литературы по данной проблеме.

Результаты  анкетирования родителей  показали:

1. родители рассказывают, но недостаточно своим детям о стране, родном городе и крае;

2. не все имеют дома книги национальных авторов;

3. не во всех семьях родители обращают  внимание на воспитание у детей гуманных чувств к людям других национальностей.

Для выявления представления детей о жизни народов нашей страны и края, была проведена беседа (Приложение № 3). Анализ беседы позволил сделать следующее заключение:

1. дети путают понятия «страна», «республика», «край»;

2. их знания о жизни народов нашей страны ограничены и сводятся только к перечислению национальностей, даже о родном крае  ребята имеют неглубокие представления.

         По результатам наблюдений было видно, что дети  другой национальности трудно привыкают к новому окружению, неуверенно чувствуют себя в группе, некоторые дети импульсивно реагировали на культурные различия, показывали пальцем на чем-то отличающегося от них ребенка, так как у них мало опыта межличностного общения  с представителями разных культур.

Поэтому мы решили создать проект, с помощью которого будет происходить знакомство с национальными традициями. Если   это будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то  мы воспитаем любовь к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение  к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

     При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.

Педагогический проект  «Как здорово, что мы все разные!» представляет собой разработку педагогов прогимназии №17 «Звездочка» г. Нерюнгри республики Саха (Якутия).

   Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере  традиционных праздников и семейных традиций.

Цель проекта:

  • Сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других  людей;
  • Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их  культуре.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

      Задачи:

  • Формировать у детей представление о мире, о разных странах мира, о России и Якутии, о народах России  и Якутии;
  • Показать сходство всех детей независимо от их национальности;
  • Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к людям разных национальностей, чувство любви к своей Родине;
  • Развивать коммуникативные качества,
  • Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

  1. Описание проекта:

№п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

I этап – подготовительный

2012-2013 уч. год

Изучения проблем во взаимоотношениях детей  разных национальностей

2012-2015

Дети

Воспитатели, педагог – психолог Якупова Л.Р.

Сбор информационного материала о воспитанниках и их семьях:

  • Анкетирование
  • Беседы с родителями
  • Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного  отношения всех участников образовательного процесса

2012-2015

Дети, родители

Воспитатели, педагог – психолог  Якупова Л.Р.

Изучение нормативно-правовой базы:

  • Декларация прав ребенка
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
  • Закон “ Об образовании”
  • Конституция Российской Федерации.
  • Конституция Республики  Саха (Якутия)

2012

Администрация ДОУ, педагоги

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М.

Изучение научно-методической литературы

2012 -2015

Администрация ДОУ, педагоги

Воспитатели, педагог – психолог Якупова Л.Р., педагог дополнительного образования Ларионова Е.А.

Анализ и пополнение предметно-развивающей среды для комфортного пребывания детей в ДОУ, оснащение  мини-музея «Русская изба», «Якутский уголок»

Сентябрь – декабрь

2012

Воспитатели, педагог – психолог, педагог дополнительного образования, родители

Воспитатели, педагог – психолог Якупова Л.Р., педагог дополнительного образования Ларионова Е.А.

Разработка планов,  программ

Октябрь, ноябрь 2012

Воспитатели, педагог – психолог, педагог дополнительного образования

Воспитатели, педагог – психолог Якупова Л.Р., педагог дополнительного образования Ларионова Е.А.

Разработка и апробация конспектов занятий, сценариев проведения досугов, форм индивидуальной работы с детьми

2012- 2014

Воспитатели, педагог – психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре

Воспитатели, педагог – психолог Якупова Л.Р., педагог дополнительного образования Ларионова Е.А.

Создание методических рекомендаций по приобщению детей дошкольного возраста к культурам разных народов, по реализации принципов интеркультурной педагогики в педагогическом процессе ДОУ.

Консультация «Воспитание толерантного поведения у

детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Я,

ты, он, она – вместе дружная семья»

«Календарные праздники на Руси»,

«Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов», «Как воспитать толерантного человека

2013- 2014

Зам. директора, воспитатели, педагог – психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, родители

Зам. директора, Воспитатели, педагог – психолог Якупова Л.Р., педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., учитель-логопед Щукина Е.С., музыкальный руководитель Сергеева Л.А.

II этап деятельностный

2013-2014

Проведение  краткосрочных проектов на группах по теме  «Мой край родной»:

  • Беседы с детьми «Многонациональная Якутия»,
  • Дидактические игры,
  • Подвижные, хороводные игры,
  • Загадки, пословицы, поговорки,
  • Конкурс: «Мой семейный герб»,
  • Чтение народных сказок,
  • Развлечение «Иллюстрация народных сказок».

Сентябрь

Дети, родители

Воспитатели, педагог – психолог Якупова Л.Р., педагог дополнительного образования Ларионова Е.А.

День толерантности

  • Оформление информационного стенда «Толерантность»,
  •  Папки-передвижки  «В гармонии с ребенком», «Как воспитать ребенка добрым»

ноябрь

2013

Педагоги, дети, родители

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М.

Проведение календарных праздников

  • День матери
  • Новый год
  • Рыцарский турнир (Мужчины в нашей семье)
  • Масленица
  • День Победы
  • День защиты  детей
  • Ыссыах

2013-2015

Педагоги, дети, родители

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М., муз. руководитель, инструктор по физкультуре

Выставки

  • Выставка рисунков «Моя семья»
  • Организация выставки с родителями «Народные промыслы»,
  •  «Национальное блюдо»,
  •  «Костюмы разных народов»
  • «Художники Земли Олонхо»

2013-2015

Педагоги, дети, родители

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М.

Экскурсии в городские и  в мини-музеи прогимназии с целью ознакомления с культурой и бытом русского   народа и народов Якутии.  

2013-2015

Педагоги, дети, родители

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М.

6

Клуб «Семейная гостиная»

  • Ознакомление с семейными  традициями и мероприятиями  через  просмотр  фото и видеосъемок
  • Мультимедийная презентация «Это Родина моя»
  • Составление генеалогического древа
  • Чаепития за круглым столом

2012-2015

Педагоги, родители

Педагог-психолог Якупова Л.Р., учитель-логопед Щукина Е.С., воспитатель Ивашкова О.М.

7

Тренинговые занятия для детей «Найди друга», «В кругу друзей»

Декабрь, февраль 2013-2014

Дети

Педагог-психолог Якупова Л.Р.

8

Психологический кружок «Счастливый малыш»

Октябрь-апрель 2013-2014 г.

Дети, родители

Педагог-психолог Якупова Л.Р.

9

Кружок «Горница»

2012-2015

Дети, педагоги

Педагог дополнительного образования Ларионова Е.А.

III этап заключительный

2014-2015

1

Анализ и оценка результатов работы

  • Анкетирование
  • Интервьюирование
  • Беседы с родителями
  • Мониторинг  по выявлению уровня сформированности толерантного  отношения всех участников образовательного процесса

В начале и в конце года

Родители, дети, педагоги

Воспитатель Ивашкова О.М., педагог – психолог Якупова Л.Р., педагог дополнительного образования Ларионова Е.А.

2

Круглый стол для педагогов прогимназии «Толерантность  и разрешение конфликтов»

Апрель 2014

Педагоги

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М.

3

День открытых дверей для родителей

Март 2014

Родители, дети, педагоги

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М., педагоги

4

Открытый семинар для педагогов «Обобщение опыта по теме: « Гармонизация межличностных, межкультурных отношений, воспитание культуры толерантности в ДОУ»

Май 2015

Педагоги других детских садов

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М.

5

Распространение опыта через публикации в методических журналах, на официальном сайте  прогимназии «Звездочка»

2013-2015

Педагоги

Педагог  – психолог Якупова Л.Р.,

 педагог дополнительного образования Ларионова Е.А., воспитатель  Ивашкова О.М.

Ожидаемые  результаты работы по проекту.

Для детей:

  • расширение представлений о разных странах мира;
  • формирование толерантного и уважительного отношения к людям разных национальностей и рас;
  •  расширение знаний о   некоторых особенностях жизни разных народов;
  • повышение уровня знания о культуре своего народа и народов Якутии;
  • снижение уровня агрессивности детей;
  • получение детьми основ, необходимых для развития общества;
  • развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
  • формирование у детей представления о себе и других как о личности через  приобщение  к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом;        
  • способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей;
  • самореализация.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников;
  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • личностный и профессиональный рост;
  • Помочь воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях, традициях, на основе познания
  • самореализация;
  • повышение уровня этнического самосознания педагогов.

Для родителей:

  • повышение уровня личностного сознания;
  • укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
  • самореализация;
  • повышение уровня этнического самосознания родителей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

  Приложение № 1

Анкета для воспитателей

Цель: выявить отношение воспитателей к проблеме межнационального общения

1. Считаете ли Вы, что многонациональный состав коллектива более комфортен в психологическом плане?

2. Испытываете ли Вы беспокойство, чувство дискомфорта, настороженности в общении с людьми других национальностей?

3. Считаете ли Вы, что существует проблема межнационального общения людей? В чем ее суть?

4. Легко ли Вы общаетесь с представителями других национальностей?

5. Сталкивались ли Вы с проявлениями у дошкольников негативных чувств к иным этнокультурным и языковым традициям?

6. Какие методы воспитания основ толерантного поведения и мировоззрения Вы считаете наиболее эффективными?

  Приложение № 2

Анкета для родителей

Цель: установить отношение родителей к межнациональному общению

1. Рассказываете ли Вы своему ребенку: о своем крае, об обычаях и традициях людей различных национальностей?

2. Какие книги национальных писателей и поэтов имеются у Вас дома? Читаете ли Вы их детям?

3. Знает ли Ваш ребенок родословную семьи?

 

  Приложение № 3

Вопросы для беседы с детьми

 Цель: выявить представления детей старшего дошкольного возраста о жизни народов нашей страны

1. Как называется страна, где мы живем?

2. Назови столицу нашей Родины?

3. Кто Президент нашей страны?

4. Народы каких национальностей живут в Якутии?

5. Какие якутские города ты знаешь?

6. Я русская, а ты кто по национальности?

7. Какие сказки других народов ты знаешь?

8. Назови кукол в национальных костюмах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации поисковой деятельности на тему: «Разные, разные ткани»

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по организации проетной деятельности с детьми старшей группы. В содержание материала включены схемы и этапы организации данной работы, а также предста...

Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Проект «Как здорово, что мы все разные!»

Якутия – многонациональная республика, которая на  протяжении своей истории органично вобрала в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это и...

Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...