из опыта работы по реализации регионального компонента
методическая разработка на тему

Полина Александровна Таловикова

Наша задача развивать интерес маленьких детей средствами, которые его окружают. Прививать интерес к родному краю. Воспитывать гордость за свое село и людей, которые его прославляют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_agrariev_-_statya.docx821.35 КБ
Файл griby_i_ovoshchi.docx16.8 КБ
Файл stihi_o_derevyah.docx12.59 КБ

Предварительный просмотр:

         Реализация регионального компонента «Растим аграриев»  

                                                           Воспитатель Старокавдыкского детского сада

                                                                                                 Таловикова П.А.

Реализуя ФГОС ДО, как и все дошкольные учреждения разработали образовательную программу детского сада. Приоритетное направление выбрали самое интересное для нас – познавательное развитие личности дошкольника. Вторую вариативную часть программы отвели реализации регионального компонента. За основу работы  взяли эколого-краеведческое направление, суть которого состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре своего края, созданной трудами родных и близких людей. Содержание программы реализует специфику агротехнологической направленности нашей местности.

Авторы программы стремились к тому, чтобы дети приобщались к истокам народной культуры своего села, района, области. Созданию условий, удовлетворяющих интересы личности воспитанников в ознакомлении с

природой родного края: берёзовые рощи, множество озер, смешенные леса и бор, крупная река Тюменской области  Тобол, местность окружена полями сельскохозяйственного назначения.

   Основной целью ставили обогащение детского развития, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Начали работу по исследовательским проектам старшие дошкольники (Сохраним лес. Кому нужна вода?) и успешно защитили свою работу на районной научно-практической конференции «Первый доклад».

         Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Наша задача развивать интерес маленьких детей средствами, которые его окружают. Прививать интерес к родному краю. Воспитывать гордость за свое село и людей, которые его прославляют.

   Сельским детям знаком труд взрослых на земле. Их родители работают на своем огороде, и дети хотят им помогать. Первое знакомство детей с профессиями идет от родителей. Дети, конечно же хотят быть похожими на маму, на папу, на дедушку или бабушку. Они видят, на каком большом тракторе, комбайне работают их папы и хотят быть на них похожими. Много профессий, много интересного вокруг.

  Дальнейшую траекторию познавательного развития мы обратили на реализацию областного проекта «Агропоколение», предложенного  Департаментом образования и науки Тюменской области. Разработали программу дополнительного образования «Мы –агропоколение», содержание которой реализует специфику агротехнологической направленности  своей местности. Выдвинули гипотезу:

Чем раньше ребенок знакомиться с трудом на земле, с тружениками сельского хозяйства, тем больше развивается интерес к престижности профессий агропромышленного комплекса.

И наш предполагаемый результат:

•Положительное отношение ребенка к истории родного края, воспитание

   уважения к труженику, результатам его труда, стремление оказывать

   посильную помощь.

•Объединение усилия общественного и семейного воспитания -  

  результат успешности наших детей.

Дошкольное детство – это возраст становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий мир. Движущей силой развития ребенка является накопление и расширение жизненного опыта в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Поэтому ребенок должен не только присвоить культуру и опыт человечества, но и преобразовать его в своей деятельности.

  В детском саду регулярно проводятся игры и занятия на сельскохозяйственную тематику. Малыши не просто катаются на мини-тракторах и создают мини-фермы, они обыгрывают знакомую для них ситуацию, представляют себя комбайнерами, трактористами, зоотехниками, овощеводами. В игре происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль  Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, игра является мощным средством успешной его социализации.

  Для ознакомления с сельскохозяйственным трудом у нас имеются опытные помощники и богатая база сельскохозяйственного предприятия ОАО «Приозерное», где работают родители.  Ведущая отрасль экономики хозяйства - молочное производство.  Экскурсии для детей на производственные участки  организуют специалисты хозяйства.

               D:\Рабочий стол\Приозёрное\SAM_2421.JPG

 На экскурсии по  молочно-товарной ферме рассмотрели результаты труда на производстве, в ходе экскурсии прошли по комплексу, где живут коровы, встретились с операторами машинного доения, среди которых есть наши мамы. Они рассказали и показали оборудование - по которому идет молоко. Посмотрели прачечную.

   Дети с воспитателем много говорили о молочной продукции, о её пользе, а сейчас увидели это производство и конечно оценили нелегкий труд животноводов.

   Машинотракторный парк хозяйства находится неподалёку от детского сада, и на экскурсии мы ходим в разное время года.  Полевые работы во все времена оставались одинаковыми: подготовить почву, посеять зерновые, посадить картофель и овощи. Но вот характер страды радикально изменился. На Кавдыкских полях используются самые прогрессивные приемы, работают чудо-агрегаты, заменившие десятки старых тракторов и машин. Оно и понятно: в ХХI веке живем!

   Рассмотрели новый комбайн «Полессе», который отработал на уборке и сейчас поставлен на зимнее хранение. Там же увидели и посевной комплекс – «Он такой большой!», к нему крепятся катки. А вот ведет ремонт плуга в 9 корпусов (мы с детьми все сосчитали) тракторист Владимир Яковлевич (наш дедушка). Это он работает на «Кировце»:  осенью - пашет, весной – сеет.

             D:\Рабочий стол\Приозёрное\SAM_1711.JPG

Мальчишки безумно заинтересовались такой современной техникой!

   Наши наставники возлагают надежды на возрождение у молодых селян интереса к крестьянскому труду. «Мы надеемся, что дети, участвующие в проекте, в дальнейшем выберут профессии механизатора, агронома зоотехника и останутся в родном селе.

   Рассказывая о профессии своих родителей, бабушек и дедушек мы выяснили, что у нас есть уже династия механизаторов.

У Максимы Прокопова дедушка Владимир Яковлевич работает в ОАО «Приозерное» на «Кировце», КА-700: пашет поля, сеет большим посевным комплексом. Он ударник жатвы 2014 года.  И папа Александр Владимирович  работает механизатором в КФХ «Зайкина И.А.», занимается выращиванием овощей –«Ударник жатвы 2016 года», про него писали в газете «Ялуторовская жизнь».

      Лукаш Артём в свои шесть лет провел интересное исследование о работе своего папы Лукаш Виталии Юрьевиче, трактористе КФХ «Зайкина И.А.» и защитил свой исследовательский проект «Тракторист» на семинаре практикуме воспитателей  Ялуторовского района.

     Родители понимают, что от них зависит будущее их детей. Они дают пример своим детям быть активными, творческими, ответственными. Только объединив усилия общественного и семейного воспитания мы увидим результат успешности наших детей.

    Реализуя региональный проект «Агропоколени»  на протяжении четырех с половиной  лет мы пришли к выводу, что интерес к избранному делу жизни формируют такие факторы, как семейные традиции, авторитетная личность, престижность профессии.

                           D:\Мои документы\альбом Агропоколение\image (1).jpg



Предварительный просмотр:

Стихи о грибах для детей дошкольного возраста

Рыжик

К ёлке подойдем поближе.

Видим гриб…Да это рыжик!

Рыжий – рыжий, как морковка!

Рыжий, как лиса-плутовка!

Груздь

Под раскидистой сосной

Отыскала белка

Непонятный гриб лесной,

Гриб, не гриб – тарелка!

- Больно странен он на вид,-

Говорят ей звери.

- Может быть, он ядовит?

Надо бы проверить.

Но смеётся им в ответ

Белочка лесная.

- В нем ни капли яда нет,

Этот гриб я знаю.

А вода в нём, ну и пусть,

Даже пить удобно.

Этот гриб зовется груздь.

Он вполне съедобный!

Сыроежка

Вот веселые грибы!

Сколько шляпок разных

Среди высохшей листвы –

Жёлтых, синих, красных!

Это всё одна семья сыроежек ярких.

Соберу в корзинку я осени подарки.

Лисичка

Шёл, корзинкою качал –

Семь лисичек повстречал.

Хорошо, что у грибов

Нет ни шерсти, ни зубов!

Опята

Повезло так повезло –

Я набрал опят ведро.

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень!

Подберёзовик

Подберезовик у пня

Хитро смотрит на меня.

Он устроился в низине,

Не торопится в корзину.

Он на белый гриб похожий,

В коричневой шляпке.

Из него отменный тоже

Будет суп, ребятки.

Белый гриб

На пригорке у дорожки

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.

Осторожно его срежь,

Положи в корзину,

Маринуй, соли и ешь

До весны всю зиму!

Через год сюда придёшь

И на месте этом

Новый белый гриб найдешь –

Дар лесов и лета.

Подосиновик

Под осинкой у ворот

Подосиновик растёт.

И горит, горит огнём

Шапка красная на нём!

Бледная поганка

Вот растёт поганка бледная,

Её обходит даже ёж,

Для здоровья очень вредная –

Лучше ты её не трожь!

Мухомор

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб мухомор.

Лесная полянка с грибами

Ёж лениться не привык –

Он ведь опытный грибник.

На иголках тащит целый

Подосиновик и белый.

Белки на большой березе

Подберезовики сушат.

Чтоб зимою на морозе

Было белкам что покушать.

На пеньке растут опята,

Их собрать должны зверята.

Трудится лесной народ.

Осень – время для хлопот.

Корзина с грибами

Октябрь принес нам грибов урожай.

Соли, маринуй и в сметане их жарь,

Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,

И в блюдо мясное добавь их немножко.

На нитку побольше грибов нанижи,

Для зимних запасов ты их засуши.

Богатством своим с тобой делится лес.

Спасибо за радость осенних чудес!

Масленок

Сел мышонок на масленок,

А масленок - липкий гриб,

Вот мышонок и прилип.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Мама, мама, вырyчай!

Шампиньоны

Люди ходят за грибами,
В березняк идут, и в бор,
За лесными, за дарами,
И ведут там разговор:

«Хороши в лесу грибы,
Всем полезны, и нужны,
Витаминами богаты,
И, конечно, же, вкусны».

Только в нашем огороде,
Есть грибочки тоже вроде,
Поселились шампиньоны,
Так ведь просто чемпионы!

Очень радуют по весу,
И вкусны – на зависть лесу.

Моховик

Среди мха он жить привык,

прячется искусно,

незаметный моховик.

Очень-очень вкусный.

Волнушки

Волнуются волнушки:
- Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках!
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты!
Очень вкусные грибы!

В лесу

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.



Предварительный просмотр:

Стихи о деревьях для детей

Осина 
В саду осеннем у дорожки
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Ее ладошки покраснели.

Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый,
Значит, закаленный.

Ива
Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье!
Свесила ветви с обрыва
Тихая, грустная ива.

Тополь 
Тополь – это знают все –
Чемпион по росту.
И достать мою макушку
Вам совсем не просто,
Потому что я за лето
Вырастаю на два метра.
Береза
Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное,
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречаю осени приход.

Клен
Клен встречает самым первым
Осени приход.
Кружит в воздухе веселый
Листьев хоровод,
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.

Рябина
Я нарядная рябинка,
На моих плечах – косынка.
Бусы ярки, как огонь,
Только их пока не тронь.
Мои бусы – украшенье
И для птичек угощенье.
Любят птички зимним днем
Угощение мое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...

Доклад по теме : "Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента"

На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского д...

Презентация «Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента»

На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского д...

Представление опыта работы по теме: "Реализация регионального компонента в ДОУ"

Приоритетность регионального культурного  наследия означает воспитание патриотизма на  местном материале с  целью  формирования  уважения к  своему  дому (семье, дру...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Обобщение опыта. Тема: «Создание образовательного пространства для реализации регионального компонента у дошкольников».

Обобщение опыта.Тема: «Создание образовательного пространства для   реализации регионального компонента у дошкольников»....