Реализация регионального компонента. Знакомство детей с городом Москвой. (Сообщение из опыта работы)
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
на педагогическом совете
Реализация регионального компонента образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москва
Подготовила:
Воспитатель Быкова М.А.
ГБОУ Школа 2083
ДОП «Журавушка»
2018г.
Готовясь к беседе о гражданственности, я стараюсь
всеми силами своей души постичь смысл того, о чём буду
рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской
красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить.
Это очень важное правило воспитательного влияния.
В.А. Сухомлинский
Детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. В дошкольном возрасте дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в понятие патриотическое воспитание вкладывали различные аспекты. О патриотическом воспитании, как становлении готовности к сознательному служению Родине писали Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, Н.А. Добролюбов.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.
Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс. Наш детский сад работает по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой, в которой уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Задача педагога – из массы впечатлений, получаемых ребенком, отобрать наиболее доступное ему: природа и мир животных дома, детского сада, родного края, труд людей, традиции, общественное события и т.д., причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, к столице России – Москве, педагог обязан сам его хорошо знать.
Отбирая соответствующий материал, педагог, старается сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город… Мы показываем детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом учитываем, какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети. С этой целью мы проводим в начале года мониторинг уровня знаний детей об истории родного города.
Результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее: знания детей истории родного города носят эпизодический, разрозненный характер. В результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о том, что дети не получают достаточных сведений об истории возникновения своего родного города, его достопримечательностях, об архитектурных особенностях зданий города.
На основе регионального компонента образовательной программы, педагог разрабатывает систему занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Москвой.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы планирования повторяются в каждой группе, но изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Работа по ознакомлению с Москвой может проводиться как на занятиях по формированию целостной картины мира, расширение кругозора, так и в других видах деятельности, в частности во время бесед с детьми в свободное время.
Планирование работы по ознакомлению детей с родным городом проводится по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам праздники и досуги.
На занятиях используется музыка и песни о Москве, иллюстрации и открытки, репродукции картин, фотографии, плакаты, журналы, газетные вырезки, а также художественное слово – стихи, рассказы, поговорки.
В соответствии с планом с детьми старшей группы проводились следующие занятия: «Мой родной город», «Москва – город древний», «Красная площадь. Кремль», комплексное занятие «Прогулка по Москве», «Москва – столица России. Символика Москвы», «Как жили москвичи в древности», «Москва – центр культуры». И цикл бесед с детьми: «Улица, на которой я живу», «Станции московского метро», «Район, в котором я живу», «Поэты – москвичи», «Их помнят и чтят москвичи».
На занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью закрепления пространственной ориентации предлагаем детям знакомство с планом Москвы и последующим составлением плана-чертежа группы.
Поскольку в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее знания, учат детей общаться друг с другом. В настоящее время довольно много различных материалов имеющих тематику Москвы. Например набор кубиков «Кремлевская стена», паззлы с архитектурными достопримечательностями Москвы.
Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию у ребят нравственных чувств, обеспечивая такие переживания, которые в жизни еще ребенку не доступны. Именно в игре дети переживают чувство гордости от создания хороших поступков, совершающих во имя других людей где, как не в игре находит свое отражение милосердие, любовь к Родине.
Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Ярче всего это стремление развивать на занятиях по изобразительной деятельности. Желание ребенка может трансформироваться в рисунок, поделку, иллюстрирующую полученную информацию, а также эмоциональный фон его восприятия. В процессе ознакомления с городом Москвой дети выполняют ряд практических заданий. Это рисование и аппликация «Спасская башня», рисование «Наш город в будущем». На занятиях происходит не только закрепление материала, но и его осмысливание, и оформление личностного отношения к предмету информации.
При формировании интереса детей к художественной и познавательной литературе о Москве в книжном уголке организуется тематическая выставка «Моя Москва», «Моя Родина» (художественная литература, открытки, иллюстрации, портреты полководцев и др.)
Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А.С.Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной.
(конец года)
Результаты мониторинга на конец учебного года показали следующее: отмечается, что у детей сформировались нравственные ценности: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны и своей малой родины. В результате проведенной работы дети владеют информацией:
Город Москва - не просто столица России, но и крупный административный и культурный центр. Она представляет собой достояние и гордость России;
-памятники и достопримечательности города, рассказывают о его возникновении и развитии.
У ребенка сформированы гражданско- патриотическая позиция: появилось чувство гордости за страну, за столицу России, за ее неповторимую красоту;
-появился интерес к историческому прошлому столицы нашей Родины.
У ребенка сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности:
-проявляет интерес ко всему новому и непонятному, и неизведанному;
-умеет находить пути решения поставленных интеллектуальных задач;
-умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Деятельность по ознакомлению с родным городом предусматривала активную работу с семьей воспитанников. Работа в данном направлении создала базовую основу для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию дошкольников, сформировала гордость за свой город и страну, всколыхнула активность семьи во взаимодействии с образовательной организацией, а также собственные патриотические чувства родителей, которые они с удовольствием транслировали своему ребенку.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Организация целостного интегрированного образовательного процесса в группах детей младшего дошкольного возраста Сообщение из опыта работы
В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...
«Развитие конструктивно – модельной деятельности у детей дошкольного возраста. ТИКО» (сообщение из опыта работы)
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значен...
«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)
Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению....
«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы» Сообщение из опыта работы.
В данном материале делюсь опытом работы в ДОУ с детьми 2-3 лет по формированию у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни....
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой у детей среднего дошкольного возраста». (сообщение из опыта работы)
Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействи...
«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4-лет». (Сообщение из опыта работы)
в статье раскрыты особенности формированя предпосылок к ЗОж у детей 3-4 лет...