Доклад по теме : "Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента"
материал на тему
На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского дошкольного образования в направлении его регионализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_ptg_i_prezentatsiya.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента» в рамках заседания проблемно-творческой группы
"Проектные технологии"
1 слайд - титульник
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
Конвенция о правах ребенка Статья 29
2 слайд - Федеральные государственные требования отмечают, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Это активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
3 слайд - На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского дошкольного образования в направлении его регионализации.
4 слайд - зачастую информационное поле, которое сегодня окружает детей, наполнено символами, чуждыми русской национальной культуре, традициями, устоям возникает необходимость возвращения к вечным истинам. Чем раньше ребенок осознает себя частью великой страны и испытает от этого чувство гордости, тем глубже и прочнее поселится это чувство в его душе.
5 слайд - На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свой край и гордится им. Заложить нравственные основы в детях: любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. А также очень важно научить детей любить и ценить, знать свой город, в котором ты родился, знать свой край, где живешь.
6 слайд - Мы знаем, что дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, общего жизненного пространства, местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций.
7 слайд - Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю необходимо активизировать духовно-нравственное отношение к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, его природе и истории.
Уникальным средством активизации сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации регионального компонента в дошкольном образовании является технология проектной деятельности.
8 слайд - Нас, педагогов, использовать метод проектов, привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Ведь любой проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.
9 слайд - Я считаю, что технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательно-образовательного процесса, дает толчок к саморазвитию, знакомит с циклами проектирования, развивает у детей проектные умения: умение разрабатывать и планировать собственную деятельность, выбирать информацию по теме, умение развивающие интерес, умение исследовать условия практической деятельности, умение делать выводы.
10 слайд - Также технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
11 слайд - достоинства этой технологии я считаю в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе; улучшается взаимодействие с семьями воспитанников, активизируется позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада; усиливается мотивация благодаря творческому характеру детской деятельности.
12 слайд - Проекты разработанные в рамках регионального компонента ДО, посвященных проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, края дают возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Также позволяют сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, его обычаях, культуре, дают возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией.
13 слайд - реализация таких проектов в ДОУ обеспечивает построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. Ведь проекты, реализует принцип интеграции, являются особой формой проживания тематических недель и как способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, всегда направлены на разрешение конкретной значимой для ребенка проблемы – исследовательской, информационной, практической, что делает региональное содержание близким и значимым для детей.
14 слайд - Процесс введения регионального компонента посредством проектирования любого ДОУ даёт возможность дошкольникам иметь представления:
об исторических условий жизни славянского народа: завоевательных походах на Русь, героических подвигах богатырей, о вражеских нашествиях, битвах; и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Знакомим с былиной, как с фольклорной эпической песней, жанром, характерный для русской традиции - проект «Герои былин. Русские богатыри».
15 слайд - о древнем мучном изделии, знакомим со всеми стадиями выращивания и приготовления хлеба нашими предками: как на Руси пахали, сеяли, о том, как рос хлеб, о жатве, об молоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи и о роли хлеба на столе - проект «Путешествие с зернышком».
16 слайд - о русских народных традициях, об изделиях народных мастеров, знакомим с историей промысла народных изделиях (хохлома, Полхов-Майдан, гжель, городецкая роспись филимоновская народная игрушка, берестяный промысел) и труде мастеров. Воспитываем у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде - проект «Изделия народных мастеров»
17 слайд - о истории возникновения города, знакомим с профессиями и ценностями культуры: памятниками и достопримечательностями города, поэтами и писателями, известными и знаменитыми людьми родного края - проект «Мой родной город»
18 слайд - об особенностях природы родного края, об озере Байкал; знакомим с растительным и животным миром Прибайкалья; с растениями смешанного сибирского леса; зависимости роста и развития животных от среды обитания - проект «Сибирь – родная, необъятная», «Байкал – сокровищница Сибири»
19 слайд - в реализации регионального компонента ДО через метод проектов активизируется личностный опыт ребёнка, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми в среде национальной культуры
20 слайд - Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств...
21 слайд - спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Активизация личностного опыта ребёнка в реализации регионального компонента»
На сегодняшний день формирования национального самосознания стала предметом изучения многих педагогов дошкольного воспитания, что обусловлено общей тенденцией развития современного российского д...
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
из опыта работы по реализации регионального компонента
Наша задача развивать интерес маленьких детей средствами, которые его окружают. Прививать интерес к родному краю. Воспитывать гордость за свое село и людей, которые его прославляют....
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
Тема: "Педагогические условия, необходимые для эффективной реализации регионального компонента" выступление на педсовете.
Ознакомила ворспитателей на педсовете с педагогическими условиями, необходимые для эффективной реализации регионального компонента....
Активизация работы по реализации регионального компонента по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию на основе исторических и православных традиций нашего края
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание по программе "Добрый мир"...