Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.docx | 85.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Ново-Арышский детский сад «Эйлэн-Бэйлэн» Рыбно-Слободского муниципального района РТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Воспитатель: Рахимова Э.Г.
Содержание
Введение
Глава I Теоретические основы использования народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и содержание народных традиций в этнопедагогике
1.2 Использование традиций народной культуры в дошкольной воспитание
Глава II Экспериментальное исследование эффективности использования народных традиций в процессе воспитания старших дошкольников
2.1 Выявление уровня и критериев приобщенности старших дошкольников традиционной культуре своего народа
2.2 Организация работы с детьми по использованию народных традиций в старшей группе ДОУ
2.3 Результаты работы
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Роль народной педагогики и ее идей в современном обществе возрастает в связи с демократическими реформами, гуманизацией общественной жизни, а также государственными интересами Российской Федерации, направленными на сохранение межэтнической стабильности, утверждением патриотизма и этнического возрождения народов. Народная педагогика - это неотъемлемая и составная часть культуры, духовного богатства народов - основа развития современной педагогической науки. В этом отношении народная педагогическая культура каждого этноса, основанная на многовековом опыте сбережения и развития исторической этнической культуры, обладает определенными возможностями для совершенствования системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Известный ученый, основатель этнопедагогической теории Г. Н. Волков рассматривает педагогическую культуру как «сферу материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Это колыбель и колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда и подвижные игры, детские орудия труда и труд детей, детская пища, детское питание и правила кормления детей, детский фольклор, традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные формы назидания, советы... и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т.п.» [3, с. 26-29].
Идея народности воспитания была положительно воспринята всеми прогрессивными просветителями, педагогами и учеными России. Так, великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценил принцип народности воспитания, сформулированный основателем педагогики Я. А. Коменским. Он писал: «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К. Д. Ушинский понимал под народностью стремление народа сохранить свое национальное «Я» и его поступательное развитие во всех областях общественно-исторической и социально-культурной жизни; особо выделяя роль народной педагогической культуры в воспитании детей русского народа, верно отметил, что «первый воспитатель - это народ...» [13, с. 253].
Каждое последующее поколение в своем развитии опирается на имеющийся опыт, на достижения традиционной педагогической культуры своего народа. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии теории и практики воспитания и образования молодежи, которое затруднительно осуществлять в современных условиях без тесной связи с прогрессивными национальными традициями, обычаями, обрядами и жизненным опытом народа. Таким образом, современная педагогика требует обращения к воспитательному опыту народа, духовным корням этнической культуры, что возможно лишь на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания, общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа. Без учения и использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности [5, с. 23].
В этом и заключается актуальной рассматриваемой темы «Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада».
Объект исследования: процесс воспитания детей старшей группы ДОУ с использованием этнопедагогических традиций.
Предмет исследования: этнопедагогические традиции как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования явились труды таких авторов, как М. И. Богомолова [2] , Т. Ф. Бабынина [1], Г. Н. Волков [3], Я. И. Ханбиков [14] и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить использование этнопедагогических традиций в воспитании старших дошкольников в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: эффективность воспитания детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена посредством использования воспитательного потенциала народных традиций в этнопедагогике.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы использования народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень представлений дошкольников о национальной культуре.
3. Подобрать и апробировать средства этнопедагогики по воспитанию старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, констатирующий и формирующий эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что при условии подтверждения эффективности воспитания старших дошкольников средствами народных традиций, возможно дальнейшее использование полученных данных в педагогической практике с целью формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ново-Арышский детский сад "Эйлэн-Бэйлэн" Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Глава I. Теоретические основы использования народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие и содержание народных традиций в этнопедагогике
Механизмами передачи этнокультуры являются традиции. В современной философской, этнографической литературе (Е. В. Борисова, Н. Ф. Голованов, И. Я. Лернер, И. В. Суханов, С. А. Токарев и др.) под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению на протяжении столетий. Обычаи — это стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствия. Обряды — символические действия по поводу определенных событий, закрепленных в ритуалах, церемониях, праздниках [2, с. 127].
Традиции, передающие педагогический опыт народа, характеризуются следующими особенностями:
1) долговечность. Традиции обладают постоянством, устойчивостью, повторяемостью. Отдельные общественно-полезные традиции с течением времени, даже потеряв или сильно изменив свое первоначальное содержание, продолжают жить в памяти людей как дань признательности хорошему прошлому (Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова).
2) прочность, стабильность. Традиции - явления жизни, факт самой действительности, проявляются в знаниях, сознании, поступках, действиях, в поведении людей.
3) всеобщность, массовость. Традиции поддерживаются широкими массами, общественным мнением; в духовном воспитании участвуют все: воспитывают, воспитываются, имеет место самовоспитание, взаимное воспитание.
4) многообразие. Традиции бывают семейные, трудовые, игровые.
Сущность традиций состоит в «сохранении неизменности унаследованных форм поведения, бережном отношении к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого, во внимании не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой» [21, с. 58].
Для того чтобы наиболее полно раскрыть содержание духовного воспитания в народной педагогике, необходимо эти традиции распределить по группам, т. е. классифицировать.
Еще в XIX веке профессор Д. К. Зеленин попытался дать классификацию славянским традициям, разделив их на территориальные, национальные, семейные [5, с. 89]. Н. И. Костомаров, изучая домашнюю жизнь и нравы русского народа XVI-XVII веков, тоже дает классификацию русским традициям: государственные, городские и сельские, семейные [7, с. 231].
Современные исследователи традиции классифицируют по различным основаниям. Так, И. Ф. Дроздов разделяет традиции: по сфере проявления (школьные, профессиональные, трудовые); по области общественной жизни, где эти традиции функционируют (боевые, исторические, героические); по проявлению в них стиля управления общественным и производственным процессом (политические, национальные, народного творчества); по сфере духовной жизни, в которой они проявляются (традиции в науке, морали, религии, искусстве) [25, с. 7-9].
В. И. Новиков подразделяет традиции на политические, философские, религиозные, нравственные, на традиции литературы и искусства [26, с. 10]. Е. В. Белоусова по социальной значимости выделяет общественные (политические, религиозные, экономические); частносоциальные (народные - национальные, семейные, коллективные); государственные (патриотические, трудовые, боевые) [24, с. 33].
С. И. Тарасова, опираясь на существующие в науке классификации, традиции духовного воспитания русского народа распределяет в группы по ведущей сфере духовной жизни, в которой они проявляются, следующим образом (Таблица 1.) [21, с. 58].
Таблица 1
Традиции духовного воспитания в русской народной педагогике
Религиозные | Трудовые | Праздничные |
материнская молитва; крещение; приучение к молитве; исповедь и первое причастие; посещение церкви; «дедовское наследие»; хождение на богомолье; крещение; вкладывание своих средств в строительство церквей, монастырей; участие детей в религиозной обрядовой жизни деревни; церковные богослужения – молебны. | игра «в труд»; поощрение желания ребенка трудиться; приобщение детей к трудовым функциям; уважительное отношение, любовь к крестьянскому труду; «помочи»: «навозница», «дожинки», «капустки», «супрядки». | 1. Календарные: Святки: колядование (славление), ряженье, гаданье, посеванье; Масленица: печь блины, гостевание, катание с гор, на лошадях, кулачные бои, просение прощения; Пасха: катание яиц, гуляния (качели, хороводы, игры), поминальная трапезы; обход домов церковным причтом; троица: «завивание»-«развивание» березки, «кумление»-«раскумление», хороводы, гадания. Местные: крестный ход, трапеза, гуляния, гостевание |
Данная классификация не претендует на универсальность, но помогает в определенной мере произвести дифференциацию традиций духовного воспитания в русской народной педагогике.
Роль традиций в жизни общества осуществляется через функции:
— функцию аккумуляции, трансляции социального опыта. Она обеспечивает передачу во времени и пространстве;
— функцию социального ориентира, поскольку традиции и обычаи содержат в себе социальные ценности;
— регулятивную функцию, способствующую приближению реального поведения людей к социально значимым нормам;
— функцию социализации, обеспечивающую непосредственное усвоение личностью социального опыта [2, с. 125-126].
Именно культурные традиции определяют содержание детства у каждого народа. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже [12]. Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
1) в 6—7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
2) в 8—9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства [2, с. 127];
Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и в построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому этноподход в современном понимании - это психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в социокультурном пространстве, в процессе овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для этого этноса.
С позиции этнопсихологии и этнопедагогики для появления у ребенка «базового доверия к миру», в первую очередь, должна быть сформирована установка на принадлежность к определенной социально-культурной группе, что возможно только на основе формирования национальной и культурной идентичности (К. Блага, М. Шебеку) [17, с. 644].
Рассматривая национальное самосознание как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в ней, О. Н. Юденко выделила основные структурные элементы национального самосознания, которые можно сформировать уже в старшем дошкольном возрасте:
- национальная идентификация, т.е. представления дошкольников о своей этнической принадлежности;
- национальные стереотипы;
- осознание общности исторического прошлого, территориального и государственного единства, культурных ценностей.
Этническая идентификация у старших дошкольников находится в стадии активного формирования. Многочисленные исследования этнографов и этнопсихологов показали, что именно в это время начинают формироваться механизмы этнообъединительных и этноразграничительных представлений. Причем в районах со сложной этнической структурой формирование этнической идентичности у детей идет быстрее, что обусловлено более интенсивным межэтническим взаимодействием (Н. В. Казнова) [2, с. 140].
По мнению Л. М. Захаровой, этнокультурная составляющая образовательного процесса в дошкольных учреждениях может быть раскрыта с использованием таких принципов, как:
- связь детского сада с окружающей действительностью, предполагающая расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
- построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
- изучение окружающей ребенка социальной и природной среды, в том числе и национальной [18, с. 23].
В старшем дошкольном возрасте этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности. В эту компетентность входят: познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий, уровень сформированной социальной толерантности и др. Этнокультурное многообразие - это позитивное, прогрессивное явление, «мост» к выстраиванию положительного взаимодействия людей. Таким образом, к основным показателям успешности в восприятии дошкольниками элементов народной культуры могут быть отнесены следующие:
1. Наличие представлений об этнокультурной действительности. Формирование представлений идет в соответствии с общей логикой развития: от общего к частному через дифференциацию понятий. Ребенок способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о культурном многообразии народов, об их историческом прошлом, о геральдических символах, об особенностях (климатического, географического) проживания народов, о видах деятельности, об общности исторического и культурного прошлого (когнитивный компонент этнокультурной компетентности). Наличие таких представлений в сознании старших дошкольников говорит о появлении элементов национального самосознания.
2. Развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, эмоционально-положительное отношение к людям разных этнических групп, к результатам их деятельности в сфере быта, труда, культуры.
3. Развитие социальных способностей и навыков поведения. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях, общается с людьми разных национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные позитивные формы самовыражения, умеет конструктивно разрешать межличностные конфликты [19, с. 65].
1.2. Использование традиций народной культуры в дошкольной педагогике
Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как наиболее близкие детскому опыту. Усвоение их ребенком обогатит представления об окружающем мире, о культуре не только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, Н. Ф. Голованова и др.). Традиции связаны с мировоззрением, средой обитания, образом жизни, трудом, творчеством народа (Н. П. Денисюк, В. М. Каиров, И. В. Суханов и др.). Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т.е., прежде всего, в сфере культуры и образования [20, с. 240].
В настоящее время исследованы педагогические традиции многих народов: русского (Б. Александров, Г. В. Виноградов), татар (З. Г. Нигматов, Р. А. Низамов, Я. И. Ханбиков, Р. Ш. Маликова, Р. А. Сахипова), чувашей (Г. Н. Волков, Э. И. Сокольникова), башкир (К. Ш. Яхияров, Х. Х. Баймурзин, В. И. Баймурзина), мордвы (Т. Г. Тимошина) и др.
В традиционной культуре любого народа следует выделить средства, наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории.
Родная речь в ее материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та естественность, которая сопровождает ребенка с самого рождения на протяжении всей его жизни. В настоящее время педагогической теорией и практикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает в себя много жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т. д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр.
Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Сказки исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом, поскольку в них высшей ценностью признается человек. Восприятие сказки — это содействие, когда ребенок становится на позицию героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.
Сказка любого народа, несмотря на сходство друг с другом всегда отмечена печатью оригинальности и самобытности. В этом легко убедиться, сопоставив такие сказки, как русскую народную сказку «Гуси-лебеди» и татарскую народную сказку «Гульчечек»; татарскую «Коварная лиса» и русскую «Звери в яме»; русскую и татарскую народные сказки «Лиса и журавль». Сходство сюжетов и сюжетных ситуаций оттеняет различия, очень существенные с точки зрения передачи художественной мысли. В особенности такое своеобразие заметно в сказках разных народов, посвященных одной и той же теме при разном сюжетном воплощении ее. Например, «Гуси-лебеди» - русская и «Гульчечек» - татарская народная сказка; «Синица и старый воробей» - удмуртская и «Лиса и заяц» — русская; «Морозко» — русская и «Вожо и падчерица» — удмуртская; «Сивка — бурка» - русская и «Ванька-дурак и журавль» — удмуртская народная сказка. Наиболее ценными среди сказок народов, населяющих Республику Татарстан, можно считать те, в которых воплощены жизненные важнейшие мотивы: вера народа в победу добра над злом, осуждение лени, тунеядства, жадности. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. К числу таких сказок относятся: русская «Сивка-бурка», татарская «Старик и лентяй», чувашская «Ленивая невеста», удмуртская «Волк и падчерица». Сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, мысль о том, что работа составляет работу жизни, что без нее не радостно существование человека [1].
Таким образом, жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений, делают сказку благодатным педагогическим материалом.
Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), отличаясь лаконичностью, поэтической образностью, важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.
К универсальным средствам межнационального воспитания относятся народные праздники. Детские праздники на основе народных традиций призваны воспитывать интерес к народным традициям, что также является одним из средств воспитания нравственных качеств ребенка. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники у русского народа проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Что касается татарских народных праздников, то по времени проведения они делятся на весенне-летние и осенне-зимние. К весенне-летним относятся такие, как Науруз, Проводы льда («Боз озату»), Игра с яйцами («Кукэйле уен»), Сабантуй, Воронья каша («Карга боткасы»), Сборы детьми цветных яиц, Оповещение, Сбор подарков, Майдан, Молодежные игры («Яшьлэр уены»), Ходьба по рядам. Сюда же относятся обряды, связанные с началом и окончанием посева. К осенне-летним относятся: Приглашение в гости, Помощь в общипывании гусей («Каз омэсе»), Новый год, Нардуган, Гадание с колечком («Йезек салыш»), Раштуа, Посиделки («Аулак ой») и др.
Так, татарские народные традиции, обычаи и праздники возникали из социально-педагогических надобностей народа, связаны также поверьями, уходящими в глубь веков. Науруз встречали, как и многие народы земного шара, после долгих, холодных и голодных зимних дней и ночей, таким образом люди делились со своей радостью с другими, да и весеннее солнце убивает микробы и полезно воздействует на любой организм. Воспитательное значение Науруз заключается в содержании песен-причиток. В песнях отражались смекалка, находчивость, внимательность сочинителей, во многих случаях они сочинялись экспромтом. Проводы льда способствовали изучению окрестности, определению размеров паводка, чтобы на этом месте не строить сооружения. Сжигая чучело соломы на льду, люди настраивали себя на новое, благополучие, здоровье. Сабантуй - традиционный национальный праздник татар, связанный с календарными обычаями, в частности, с окончанием весенних полевых посевных работ. Использование в современных условиях воспитательных традиций татарского народа оправдано следующими предпосылками: 1) празднование Науруз связано с необходимостью пробуждения организма после зимней авитаминозной спячки, поделиться с радостью провода зимы и встречи теплой солнечной весны, греющей, как морально, так и физически; 2) проводы ледохода возникли с противостоянием человека силам природы, что предполагалось предотвратить путем контролирования и заклинаний; 3) сбор крашеных яиц и игры с ними сводятся к тому, что яйцо считалось символом новой жизни, обновления и возрождения; 4) угощение кашей на лугу и в поле проводилось также при обращении к силам природы (заклинание дождя, угощение детей кашей, «карга боткасы»), чтобы способствовать улучшению социальной жизни [28].
Так, например, рассматривая народные праздники и обычаи татарского народа, профессор Г. Т. Хайруллин верно отметил, что «национальные праздники - это не только средство объединения этого народа, но и элемент культуры, подчеркивающий его специфические особенности. Они служат также воспитательным целям, способствуют формированию национальных чувств» [22, с. 53]. Это мнение ученого поддерживается современной педагогической общественностью.
Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры.
В работах исследователей (А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, А. К. Бондаренко, Т. Н. Гришина и др.) подчеркивается необходимость широкого использования народных игр в работе с дошкольниками. Исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность (М. И. Мельников, Г. С. Виноградов, А. П. Усова и др.), расширяют содержания знаний об окружающем, развивают умственные способности (А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова). Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Хороводные, командные игры ориентированы на выработку согласованности действий для достижения результата (выигрыша). Игры, включающие упражнения — «делай как я», «пойми меня», — помогают понять другого человека, развивают «чувство локтя». Вместе с тем они оставляют возможность для личностного самовыражения (в выборе движения, речи, мимики).
Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения. Например, в театрализованной татарской игре "Тыква" ("Кабак") соседка, придя к бабушке, стучится в дверь и просит разрешения войти. Так у детей в играх закреплялся навык вежливости [9, с. 179) .
Многие народные подвижные игры содержат в себе элементы театрализации и фольклора (загадки, считалки, шутки, приговоры, попевки, т. е. «игровые прелюдии» или «игровые зачины»). Так, русские игры с сюжетом («Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди» и др.) выполняют когнитивную функцию, будят фантазию, воображение. Игры с попевками («Гори, гори ясно...» и др.) способствуют эстетическому воспитанию, развивают музыкально-ритмические способности. Игры с речевками («Ходят грачи ...» и др.), как и с попевками, совершенствуют речевые навыки [8, с. 17].
Особым эффектом в межнациональном воспитании детей обладает народная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Игры с народными игрушками побуждают детей к фантазированию, воображению, развитию интереса к национальной культуре. Такие игрушки, как свистульки, мелкая пластика (фигурки животных, птиц), сказочные образы, куклы, опосредованно вводят ребенка в мир истории народа, своего отечества; культивируют традиционные способы взаимодействия с окружающей средой; знакомят со способами взаимодействия этнических сообществ с природой; с особенностями традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в природных и социально-культурных условиях их обитания.
Особое место среди народных игрушек занимает кукла, с которой в древности связывалась идея самой жизни. Народные куклы делились на обереги (охраняли детей от злых духов, оберегали от болезней и утрат), игровые (способствовали детскому развитию, учили установлению взаимоотношений между людьми, закладывали основы нравственных, гуманных качеств личности) и обрядовые (в символической форме знакомили с традициями, принятыми формами взаимодействия, являлись необходимым атрибутом возрастных инициаций) [2, с. 147].
И. Я. Ханбиков говорит о значении в развитии детей орнаментальной культуры татарского народа. Он указывает на то, что ознакомление с образцами татарского народного декоративного творчества (вышивкой, плетением, керамикой, резьбой по кости, по дереву и т.д.) развивает художественный вкус детей, учит видеть красивое в быту. Тесно связанная с бытом и предметами утилитарного назначения, орнаментальная культура татарского народа достигла более значительного развития, чем другие виды изобразительного творчества. Рисование орнаментов детьми начинается с выполнения простых узоров, постепенно усложняется, связываясь с оформлением бытовых предметов. Такое приобщение детей к национальному графическому искусству развивает творческие способности и художественный вкус [14, с. 145].
Народные танцы как элемент народной культуры также имеют огромное значение в национальном и межнациональном воспитании детей. Это символический способ выражения взглядов, мировидения народа посредством движений и жестов. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет особые возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Танцевальное искусство в той или иной степени, форме присутствует в культуре каждого этноса, этнической группы. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера и образцы поведения достойны подражания.
Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребенка, воспитывают этническую толерантность. Г. Гачев отмечал, что танцы отражают специфику мировидения каждого этноса и их появление исторически обусловлено. Например, танец русского народа, с широкими движениями рук, удалью связан с «обработкой пространства». В татарских мужских плясках отражаются мужество, сила, ловкость, сознание собственного достоинства и юмор. Пляски девушек характеризуются мягкостью, сдержанностью и скромностью. Пляски передавались по наследству от родителей к детям. Овладев основными плясовыми движениями дома путём подражания взрослым, дети продолжают обучение пляске в детском коллективе. Обучение детей танцу почти никогда не начинается с овладения сольным исполнением, которое требует значительного мастерства. Наиболее употребительные танцевальные движения, как подготовительные упражнения, включены во многие детские игры [16, с. 84].
Как отмечает М. И. Богомолова, рассматривая народный танец как средство этнокультурного воспитания, нельзя сводить ознакомление с ним лишь к техническому научению. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцевальным фольклором предусматривает соблюдение ряда этапов. Первый — эмоционально-познавательный этап, когда происходит познание культурных ценностей народа (отношение к природе, людям, миру в целом на основе ознакомления с праздниками, сказками, традициями). Второй этап — «игровой», когда дети постигают основы танцевальной культуры через игры, в которых используется инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы, этюды для образной передачи сути движений. Третий этап — «постановочный», подразумевающий изучение и исполнение народных танцев [2, с. 146].
Таким образом, под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению на протяжении столетий. В традиционной культуре любого народа следует выделить средства, наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности использования народных традиций в процессе воспитания старших дошкольников
2.1. Выявление уровня и критериев приобщенности старших дошкольников к традиционной культуре своего народа
Практическая часть курсовой работы осуществляется на базе детского сада МБДОУ Ново-Арышский детский сад "Эйлэн-Бэйлэн" Рыбно-Слободского муниципального района Ресбублики Татарстан.
Адрес: 422656, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский район, с. Новый Арыш, ул. Восточная, д. 6.
В ДОУ работают 4 воспитателя, из них с высшим образованием – 2, со средним профессиональным – 2. В ДОУ созданы все условия для ведения воспитательно-образовательной работы с детьми.
Работают кабинеты:
1. музыкальный зал;
2. медицинский кабинет;
3. физкультурный зал;
Экспериментальная работа проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный). В исследовании принимали участие 18 дошкольников старшей группы.
1-я группа детей – экспериментальная (9 детей);
2-я группа детей – контрольная (9 детей).
Методами исследования явились наблюдение и беседы с детьми.
На основе изучения и анализа научной литературы нами были определены критерии и показатели уровня приобщенности детей старшей группы к национальной культуре [19]. В качестве критериев мы взяли следующие:
I. знание детьми культуры как своей, так и других народов:
1) знание праздников:
– знает праздники как своей, так и другой национальности;
– знает праздники своей национальности;
– не знает;
2) знание народных игр:
– знает игры как своего, так другого народов;
– знает игры своего народа;
– не различает национальные игры от обычных.
3) совместное участие в играх и праздниках с другими детьми:
– с удовольствием участвует во всех мероприятиях;
– участвует по просьбе педагога, сверстника;
– не участвует.
4) знание как своей национальности, так и национальности товарища по совместной деятельности:
– знает свою национальность и сверстника;
– знает только свою национальную принадлежность;
– не знает.
II. Использование в процессе межличностных отношений предметно-развивающей среды ДОУ национального содержания:
– использование всех предметов по назначению;
– использование 1-2 предметов по назначению;
– неумение использовать предметы по назначению.
III. Исследование уровня сформированности межличностных отношений между детьми разных национальностей
1) популярность ребенка в группе:
– количество полученных положительных выборов равно 4-5, нет отрицательных выборов;
– количество полученных положительных выборов равно 2-3, количество отрицательных выборов равно 1-2;
– количество полученных положительных выборов равно 0-1, количество отрицательных выборов больше 2.
2) речевое общение:
– разговаривает свободно на двух языках;
– разговаривает на смешивании нескольких языков;
– разговаривает на родном языке.
3) взаимовыручка, взаимопомощь:
– самостоятельно предлагает помощь;
– предлагает помощь по просьбе или указанию педагога;
– не оказывает помощь.
Каждый из этих критериев имеет свои показатели по уровням: высокий, средний, низкий. Они представлены перечнем основных характеристик, которыми обладает ребенок, чтобы быть отнесенным к тому, или иному уровню.
Высокий уровень. К этому уровню мы отнесли детей, которые знают как свою национальную принадлежность, так и другого ребенка, знает национальные игры и праздники как своего, так и другого народа, с удовольствием участвует в совместной деятельности, общается на языке, который понимает его товарищ, получил не менее 4-5 выборов других детей, не имеет отрицательных выборов. Ребенок сам предлагает помощь и взаимовыручку, свободно ориентируется в предметно-развивающей среде, знает, какой предмет для чего служит;
Средний уровень. К этому уровню мы отнесем детей, которые знают только свою национальность, национальные игры и праздники только своего народа, участвует в праздниках и совместной деятельности, оказывает помощь и взаимовыручку по просьбе воспитателя или сверстника, общается на смешивании языков, получил не мене 2-3 выборов, а количество отрицательных выборов равно 1-2, может ориентироваться в национальной предметно-развивающей среде, затрудняется в предназначении предметов;.
Низкий уровень. К этому уровню мы отнесли детей, которые не различают национальностей, не знают отличий народных игр и праздников от обычных, не проявляет желания участвовать в праздниках и совместной деятельности с другими детьми, общается только на родном языке, количество полученных выборов составляет 0-1, а количество отрицательных выборов больше 2, плохо ориентируется в национальной предметно-развивающей среде. Ребенок пассивен, либо не вступает во взаимоотношения, либо ведет себя агрессивно по отношению к другим детям;
Анализ результатов наблюдения проводился по следующей шкале оценок:
от 7 до 9 баллов – высокий уровень;
от 4 до 6 баллов – средний уровень:
менее 4-х баллов – низкий уровень.
Результаты наблюдения занесем в таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Уровень приобщенности к национальной культуре у детей экспериментальной группы
№ | Фамилия, имя | Кол-во баллов | Уровень приобщенности к национальной культуре |
1 | Ахметвалиев Инсаф | 6 | С |
2 | Ахтямов Ислам | 4 | Н |
3 | Борисова Настя | 3 | Н |
4 | Гайнуллина Гулия | 9 | В |
5 | Гайнуллина Алия | 5 | С |
6 | Гришаева Лиза | 4 | Н |
7 | Ивашкин Кирилл | 8 | В |
8 | Потапов Саша | 6 | С |
9 | Рахимов Ильмир | 3 | Н |
Таблица 2
Уровень приобщенности к национальной культуре у детей контрольной группы
№ | Фамилия, имя | Кол-во детей | Уровень приобщенности к национальной культуре |
1 | Валеева Ильвина | 8 | В |
2 | Демидова Алеся | 2 | Н |
3 | Елисеев Илья | 2 | Н |
4 | Карташов Дима | 5 | С |
5 | Миннахметова Диляра | 6 | С |
6 | Минтимиров Адель | 2 | Н |
7 | Савельев Миша | 8 | В |
8 | Садыков Айзат | 6 | с |
9 | Ярмухаметова Иркя | 4 | н |
Таблица 3
Сравнительные результаты определения уровня приобщенности к национальной культуре у детей экспериментальной и контрольной групп
Уровень приобщенности к национальной культуре | Кол-во детей экспериментальной группы | Кол-во детей контрольной группы |
В | 2 – 22% | 2 – 20% |
С | 3 – 32% | 3 – 32% |
Н | 4 – 44 % | 4 – 44% |
Проанализировав результаты первого этапа исследования, мы приходим к выводу, что уровень развития представлений о народной культуре у старших дошкольников находится на довольно низком уровне. Необходимо проводить работу по воспитанию детей средствами этнопедагогики.
С этой целью мы разработали план мероприятий по воспитанию детей средствами, основанными на татарских и русских народных традициях.
2.2. Организация работы с детьми по использованию народных традиций в воспитании в старшей группе ДОУ
С детьми проводились задания, направленные на выявление полноты и сущности знаний и представлений о народных традициях республики.
Приоритетными направлениями нашего воспитания, основанные на народных традициях, явились:
- формирование у детей патриотических чувств к Татарстану и ее традициям;
- включение фольклора народов Татарстана в повседневную жизнь детей;
- создание соответствующей развивающей среды. Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному традициям строилась на основе следующих подходов:
- вовлечения детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, продуктивная);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизации);
- использование взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель»;
- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщали к исторической памяти народов Татарстана, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно составленному нами тематическому плану работы (см. приложение 1). Стратегией развития приобщенности детей к народной культуре явились:
1. Обогащение знаний ребенка о народной культуре, предметах быта, промыслах, обычаях, традициях, праздниках, костюме, изделиях народного декоративно – прикладного искусства.
2. Обогащение чувственных впечатлений ребенка посредством чтения сказок и других форм устного народного творчества.
3. Организация художественной деятельности – музыкальной, изобразительной, игровой.
3. Участие ребенка в народных праздниках, обрядах.
Разработали программу «Народные традиции», куда входит четыре раздела:
1. Историческое прошлое Татарстана и России, татарского и русского народов.
2. Устное народное творчество.
3. Народные промыслы.
4. Народные праздники и игры.
Каждый раздел программы имеет свои конкретные цели. Целью первого раздела является: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю.
Для осуществления данной цели мы провели цикл занятий:
1) Кто мы? Где наши корни?
- Моя семья, мои близкие родственники. Семья – это группа живущих вместе родственников. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление (рисование) семейного древа (родословное древо).
2) Места проживания наших предков. История нашего края.
3) Быт и основные занятия людей нашего края. Ознакомление с уголком «Туган җирем Татарстан» (содержание уголка см. приложение 2).
4) Знакомство с историей народного костюма, его элементами. Рассматривание соответствующих репродукций. Знакомство с такими деталями татарского народного костюма, как: калфак, тюбетейка, бэби итэкле кулмэк и русского костюма, как: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, рубаха, картуз. Раскрашивание и аппликация народных костюмов.
5) История национальной кухни. Национальные блюда (чем питались наши предки). Привлечение родителей к празднику «Посиделки у самовара».
Целью второго раздела «Устное народное творчество» является: познакомить детей с устным народным творчеством. Используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Для усиления воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования детей использовать произведения устного народного творчества татарского и русского народов.
Для осуществления данной цели мы использовали следующие методы и приемы со сказками, пословицами, поговорками и пр.:
1) Игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки», «Чудесные превращения», посредством которых детей учат разбираться в плохих и хороших поступках, проявлять доброжелательность, отзывчивость, толерантность и пр.
2) «Спасательные ситуации в сказках» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым народным сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои - ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления толерантного, отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).
3) «Словесный портрет» (детям предлагают составить нравственный портрет национального героя народной сказки и попытаться объяснить, каковы основные его добродетели, которые ценятся среди представителей его этноса).
4) «Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике, например, о любви к родине, о доброжелательности к окружающим независимо от их национальной и религиозной принадлежности).
5) «Добрые советы» (с дошкольниками обсуждаются народные пословицы и поговорки о трудолюбии, дружбе, добре и других нравственных качествах, во время которых следует акцентировать внимание на том, что в пословицах и поговорках заложена мудрость, накопленная предками).
6) Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки.
7) Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.
8) Играем в забытые детские игры. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры). Разучивание считалок, слов к играм.
9) «Аудиоигра» (дети с определенным интервалом прослушивают в звукозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей);
- Беседы о татарской и русской народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание русских и татарских народных песен.
Целью третьего раздела «Народные художественные промыслы» является: познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности.
Татарское декоративное народное искусство: ознакомление с образцами татарских национальных орнаментов: тюльпан – лалә, лист – яфрак, колокольчик – кыңгырау, гвоздика – канәфер чәчәге, трехлистник - өч яфрак. Дидактическая игра по ознакомлению с татарскими национальным орнаментом: «Составь узор» (на блюдце, чашке).
Татарская народная игрушка: ознакомление с куклами в национальных одеждах, символикой орнамента, вышивки национального костюма.
Русское декоративное народное искусство: «Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома». Древнерусское искусство, знакомство и рассказ о традициях хохломской росписи. Самостоятельная роспись.
«Гжель прекрасная». Знакомство с художественным гжельским промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.
Русская народная игрушка: рассказ о народной игрушке (матрешка, кукла). Ознакомление детей с видами матрешек, местом их изготовления; развить чувство цвета, способность располагать узор по всему силуэту равномерно, симметрично. Дидактическая игра «Укрась узором».
Целью четвертого раздела «Народные праздники и игры» является: познакомить с традициями и праздниками татарского и русского народа, показать взаимосвязь их с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом. Народные праздники являются результатом сотворчества детей, сотрудников и родителей, в которых со всей полнотой отражается национальный характер.
Нами были проведены такие татарские народные праздники, как: «Навруз», «Нардуган»; русский народный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны «Масленица» (см. приложение 3).
Были проведены татарская народная подвижная игра «Продаем горшки» и русская народная подвижная игра «Удочка» (см. приложение 4). Татарская народная игра «Продаем горшки» показывает отношение покупателя к продавцу, является ролевой имитацией купли – продажи на ярмарке, где развивается диалог покупателя и продавца. Народная русская игра «Удочка» отражает повседневную жизнь крестьян. Русские деревни стояли по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчика. Также были проведены юморные игры «Маляр и краски» (татарская) и «Любишь-не любишь» (русская).
Особое внимание уделялось работе с родителями. С ними были организованы консультации: как индивидуальные, так и подгрупповые. Была проведена родительская конференция на тему «Приобщение детей к национальной культуре». К конференции была подготовлена выставка детских работ, педагогическая литература; материалы, отражающие работу дошкольных учреждений.
2.3. Результаты работы
Цель данного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать выводы.
Задачи:
1) определить уровень развития национальной культуры у детей экспериментальной и контрольной групп.
2) сравнить полученные результаты с результатами первого этапа исследования
3) сделать выводы.
Таблица 4
Уровень приобщенности к национальной культуре у детей экспериментальной группы
№ | Фамилия, имя | Кол-во баллов | Уровень приобщенности к национальной культуре |
1 | Ахметвалиев Инсаф | 7 | В |
2 | Ахтямов Ислам | 5 | С |
3 | Борисова Настя | 5 | С |
4 | Гайнуллина Гулия | 9 | В |
5 | Гайнуллина Алия | 7 | В |
6 | Гришаева Лиза | 4 | С |
7 | Ивашкин Кирилл | 8 | В |
8 | Потапов Саша | 6 | С |
9 | Рахимов Ильмир | 4 | С |
Таблица 5
Уровень приобщенности к национальной культуре у детей контрольной группы
№ | Фамилия, имя | Кол-во баллов | Уровень приобщенности к национальной культуре |
1 | Валеева Ильвина | 8 | В |
2 | Демидова Алеся | 2 | Н |
3 | Елисеев Илья | 2 | Н |
4 | Карташов Дима | 5 | С |
5 | Миннахметова Диляра | 6 | С |
6 | Минтимиров Адель | 4 | С |
7 | Савельев Миша | 8 | В |
8 | Садыков Айзат | 6 | с |
9 | Ярмухаметова Иркя | 4 | н |
Таблица 6
Сравнительные результаты исследования уровней приобщенности к национальной культуре у детей экспериментальной группы на первом и втором этапах
Уровень приобщенности к национальной культуре | Кол-во детей на 1 этапе | Кол-во детей на 2 этапе |
В | 2 | 4 |
С | 3 | 5 |
Н | 4 | 0 |
Анализируя результаты, мы видим, что количество детей с высоким уровнем развития национальной культуры выросло с 2 человек на 1 этапе до 4 человек на 2 этапе, количество детей со средним уровнем выросло с 3 до 5 человек, детей с низким уровнем развития взаимоотношений не стало.
Таблица 7
Сравнительные результаты уровней приобщенности к национальной культуре у детей контрольной группы на первом и втором этапах
Уровень приобщенности к национальной культуре | Кол-во детей на 1 этапе | Кол-во детей на 2 этапе |
В | 2 | 2 |
С | 3 | 4 |
Н | 4 | 3 |
Таблица 8
Сравнительные результаты исследования уровней развития национальной культуры у детей экспериментальной и контрольной групп на втором этапе
Уровень приобщенности к национальной культуре | Кол-во детей экспериментальной группы | Кол-во детей контрольной группы |
В | 4 | 2 |
С | 5 | 4 |
Н | 0 | 3 |
По результатам таблиц мы видим, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития национальной культуры выросло на 27%, в контрольной группе только на 7%. Количество детей с низким уровнем развития национальной культуры снизилось в экспериментальной группе на 100%, в контрольной группе - только на 10%. Количество детей со средним уровнем повысилось в экспериментальной группе на 20%, в контрольной - на 13%. Среднее значение прогресса в экспериментальной группе равно 31 %, в контрольной - 9 %.
Мы видим, что в экспериментальной группе наблюдается большой прогресс в воспитании детей средствами народных традиций, чем в контрольной группе.
Таким образом, мы делаем вывод, что наша гипотеза о том, что эффективность воспитания старших дошкольников может быть обеспечена посредством использования воспитательного потенциала народных традиций в этнопедагогике - подтвердилось.
Опыт проведения данной системы мероприятий по воспитанию национальной культуры показал достаточно высокие результаты. По словам воспитателей, произошли заметные изменения в уровне сформированности знаний о национальной культуре, уважения к человеку независимо от национальной принадлежности, толерантности, дружелюбия. Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился. Результаты исследования показали, что дошкольные образовательные учреждения могут приобщить детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоение культурного пространства Татарстана, если педагогическая организация работы будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и семье.
Данные результаты дают основания предложить разработанную систему игр и занятий, направленную на воспитание в детях национального самосознания, для широкого использования в детских дошкольных учреждениях разного типа.
Заключение
Сделаем выводы по рассмотренной теме: «Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада».
В первой главе работы мы пришли к следующим выводам.
Под этнокультурными традициями понимается совокупность наиболее ценных элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению на протяжении столетий. В традиционной культуре любого народа следует выделить средства, наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Родная речь в ее материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та естественность, которая сопровождает ребенка с самого рождения на протяжении всей его жизни и содействует формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр. Детские праздники на основе народных традиций призваны воспитывать интерес к народным традициям, что также является одним из средств воспитания нравственных качеств ребенка. Исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность, расширяют содержания знаний об окружающем, развивают умственные способности. Игры с народными игрушками побуждают детей к фантазированию, воображению, развитию интереса к национальной культуре. Особым эффектом в межнациональном воспитании детей обладает народная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Большое значение в развитии детей имеет орнаментальная культура татарского народа. Ознакомление с образцами татарского народного декоративного творчества (вышивкой, плетением, керамикой, резьбой по кости, по дереву и т.д.) развивает художественный вкус детей, учит видеть красивое в быту. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребенка, воспитывают этническую толерантность.
В практической части был проведен эксперимент по выявлению уровня представлений дошкольников о национальной культуре. В формирующем этапе этапе эксперимента были подобраны и апробированы средства этнопедагогики по воспитанию старших дошкольников.
На основе проведенного эксперимента на базе ДОУ мы видим, что в экспериментальной группе наблюдается большой прогресс в воспитании детей средствами народных традиций, чем в контрольной группе.
Таким образом, мы делаем вывод, что наша гипотеза о том, что эффективность воспитания детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена посредством использования воспитательного потенциала народных традиций в этнопедагогике - подтвердилась.
Список использованных источников и литературы
1. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур. – Казань: РИЦ «Школа», 2004. – 188 с.
2. Богомолова М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова. – Москва: Издательство «Флинта» Издательство «Наука», 2011. – 286 с.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Москва: Академия, 1999. – 168 с.
4. Громыко М. М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. – М., 1991.
5. Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913 / Д. К. Зеленин. – М., 1994.
6. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов / А. Калыбекова. – Алматы : БАУР. - 363 с.
7. Костомаров Н. И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Исторические монографии и исследования: Автобиография. М., 1995.
8. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. В. Русаковой. – М.: Просвещение, 1986. – 189 с.
9. Нигматов З. Г. Курс лекций по педагогике / З. Г. Нигматов, А. Н. Хузиахметов. – Казань: Матбугат йорты, 2000. – 384 с.
10. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
11. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным: Репринтное воспроизведение 1880 года. М., 1990.
12. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. – М., 1999.
13. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ К. Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6-ти т. Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
14. Ханбиков И. Л. Из истории педагогической мысли татарского народа / Ханбиков И. Л. - Казань: Татрское книжное издательство, 1967. – 232 с.
Периодические издания
15. Бахтиярова Г. Р. Народные праздники как средство воспитания в традиционной педагогике казахского народа / Г. Р. Бахтиярова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 1 (44). – С. 97-100.
16. Еникеева А. Р. Татарский фольклор как феномен народной культуры и основной ресурс этнопедагогики / А. Р. Еникеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 81-85.
17. Забельская Т. В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разных культур // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 644-646.
18. Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / Л. М. Захарова // Проблемы образования, науки и культуры. - № 6(85). – 2010. – С. 21-26.
19. Казначеев С. В. Этнопедагогика сегодня – возможный путь развития / С. В. Казначеев, М. Н. Ципцина, Г. Г. Легирь // Научный потенциал. – 2013. - № 4 (13). – С. 57-65.
20. Красношлык З. П. Культурное пространство региона как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям / З. П. Красношлык // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. - № 36. – С. 238-243.
21. Тарасова С. И. Традиции как стержень содержания духовного воспитания в русской народной педагогике / С. И. Тарасова // Гаудеамус. – 2002. - № 2(2). – С. 56-65.
22. Хайруллин Г. Т. Праздники и обычаи татар / Г. Т. Хайруллин // Этнопедагогика в системе образования – 2007. – № 05 (17). – С. 53-60.
23. Ягодин В. В. Народная физическая культура и дошкольное воспитание / В. В. Ягодин // Образование и наука. – 2004. – № 6 (30). – С. 73-81.
Авторефераты диссертаций
24. Белоусова Е. В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Белоусова. Чебоксары, 1998.
25. Дроздов И. Ф. Традиции и их роль в коммунистическом воспитании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971.
26. Новиков В. И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе : Автореф. дис.... канд. пед. наук / В. И. Новиков. – М., 1971.
27. Хаертдинова Р. М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве: дис.. канд. пед. наук / Р. М. Хаертдинова. - Набережные Челны, 2006. - 222 с.
Электронные ресурсы
28. Гайфуллин И. М. Постсоветское развитие татарских народных традиций воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] – Казань, 2006. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya.
29. Кондрашова Н. В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2013. – № 12 (28). – С. 41-45. – Режим доступа: http://elibrary.ru/querybox.asp?scope=newquery
30. Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ: диплом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=510967
Приложение 1
Тематический план по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре татарского и русского народов
Сроки | Мероприятия по приобщению детей к культуре татарского и русского народов |
1 | 2 |
Октябрь | Раздел 1. Историческое прошлое Татарстана и России, татарского и русского народов. 1) Кто мы? Где наши корни? 2) Места проживания наших предков. История нашего края. 3) Быт и основные занятия людей нашего края. 4) Ознакомление с уголком «Туган җирем Татарстан». 5) Знакомство с историей народного костюма, его элементами. 6) История национальной кухни. Национальные блюда. |
Ноябрь | Раздел 2. Устное народное творчество 1) Игровые упражнения «Клубок», «Хорошие и плохие поступки», «Чудесные превращения». 2) «Спасательные ситуации в сказках». 3) «Словесный портрет». 4) «Знаток народных пословиц и поговорок». 5) Фольклор от самой колыбели, колыбельные песенки, петушки, потешки, прибаутки. 6) Народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения. 7) Играем в забытые детские игры. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры). Разучивание считалок, слов к играм. Беседы о татарской и русской народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание русских и татарских народных песен. |
Декабрь | Раздел 3. «Народные художественные промыслы». Татарское декоративное народное искусство: Ознакомление с образцами татарских национальных орнаментов. Дидактическая игра по ознакомлению с татарскими национальным орнаментом: «Составь узор» (на блюдце, чашке). Татарская народная игрушка. Ознакомление с куклами в национальных одеждах, символикой орнамента, вышивки национального костюма. Русское декоративное народное искусство: «Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома». Древнерусское искусство, знакомство и рассказ о традициях хохломской росписи. Самостоятельная роспись. «Гжель прекрасная». Знакомство с художественным гжельским промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. Русская народная игрушка. Рассказ о народной игрушке (матрешка, кукла). Ознакомление детей с видами матрешек, местом их изготовления; развить чувство цвета, способность располагать узор по всему силуэту равномерно, симметрично. Дидактическая игра «Укрась узором». |
Январь | Раздел 4. Народные праздники и игры. Татарские народные праздники «Навруз», «Нардуган»; русский народный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны «Масленица». Татарская народная подвижная игра «Продаем горшки» и русская народная подвижная игра «Удочка». Игры «Маляр и краски» и «Любишь—не любишь». |
Приложение 2
Уголок “Туган җирем Татарстан”
Старшая группа (5-6 лет).
1. Символика РФ и РТ (герб, флаг).
Информационный и фотоматериал.
2. Куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка).
3. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
4. Информационный и фотоматериал о столице РТ г. Казани.
5. Информационный и наглядный материал о РТ (города - 4, животный, растительный мир).
6. Информационный материал о Татарстане, России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)
7. Портреты Г. Тукая, татарских писателей, перевод их произведений и татарские народные сказки.
8. Образцы татарских национальных орнаментов
5 элементов:
- тюльпан – лалә
- лист – яфрак
- колокольчик – кыңгырау
- гвоздика – канәфер чәчәге
- трехлистник - өч яфрак
9. Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами
(4 игры), например:
1. «Составь узор» (на блюдце, чашке).
2. «Найди пару» (орнаменты домино).
3. «Найди и назови» (орнамент).
4. «Укрась тюбетейку и калфак).
Методические пособия, литература:
1. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур: учебно – методическое пособие для студентов и педагогов образовательных учреждений. – Казань – 2004.
2. Бурганова Р. А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности: методическое пособие для воспитателей детских садов. – Казань: ИПКРО РТ, 2002.
3. Валеева – Сулейманова Г. Ф. Декоративное искусство Татарстана. – Казань: Издательство “Фән”, 1995.
4. Зарипова З. М. Белем бирү һәм тәрбия процессында милли – төбәк компоненты. – Чаллы, 2000.
5. Мурланова Ф. Н. Балаларны татар халкының мәдәнияте һәм традицияләре белән таныштыру. – Пермь: ПӨУБКИ нәшрияты, 2002. Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа. Методическое пособие. – Барда 2002. стр. 129-144.
6. Харисова Л. А., Гарипова В. А. Ватаным Татарстан. – Родина моя Татарстан. Казан: Мәгариф нәшрияты, 1998. – Казань: Магариф, 1998.
7. Ренат Харис. Татарстан символлары. – Символы Татарстан. – Казан: Мәгариф нәшрияты, 2005. Казань: Магариф, 2005.
8. Романовский В. К. Символы Российской Государственности. Герб. Флаг. Гимн. – Москва: Русское слово, - 2002.
9. Волшебный клубок. Книга для семейного чтения. Стихи, рассказы, сказки народов Поволжья. – Казань: Магариф, 1994.
10. Радуга. Хрестоматия. Казань: Магариф, 1994.
11. Нурзия. Тылсымлы бизәк. Казан, 1997.
12. Нурзия. Әбиемнең сандыгы. Бабушкин сундук. Казан, 1995.
Приложение 3
Масленица
Цель: продолжать знакомить детей с народным календарем, с русскими народными играми; закреплять навыки лепки фигур из снега; формировать навыки управления своей деятельностью; развивать фантазию и умение импровизировать по ходу игры.
Материал: набитая синтепоном голова, платки, прутики, бумажный сарафан для игрового персонажа Масленицы; гимнастические палки (2 шт.); канат; игрушечный хвост из меха; солнышки из цветной бумаги (по числу детей).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог предлагает детям по старому русскому обычаю пойти в парк на берег реки, чтобы проводить зиму и встретить весну.
Переход в парк.
Педагог обращается к детям:
— Ребята, скажите мне, какое сейчас время года? Какой русский праздник мы будем отмечать в ближайшее воскресенье? Правильно, в первую неделю марта люди провожали зиму и встречали масленичной неделей весну. Масленица — один из самых любимых праздников русского народа, самый шумный, самый веселый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. В воскресенье вы вместе со своими родителями пойдете в парки и скверы на народные гулянья, а сегодня в начале недели мы с вами как бы откроем этот праздник. Раньше эти дни так и назывались — заигрыш.
Педагог продолжает: «В России было принято делать чучело Масленицы, наряжать его в девичий наряд, ставить где-нибудь на видном месте и проводить вокруг него все масленичные развлечения. Давайте и мы сейчас сделаем чучело. Кто-нибудь поможет мне, остальные в это время могут вылепить из снега фигурки, которые мы поставим в хоровод вокруг чучела.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Постройка (из заранее приготовленного и принесенного с собой материала) чучела на шесте и лепка снежных фигурок.
Педагог предлагает: «Ребята, давайте соберемся вокруг наших фигурок! Послушайте меня. С Масленицей разговаривали как с живым существом. Ее называли боярыней Масленицей, госпожой Масленицей. Говорили ей такие слова: «Душа ль ты моя, Масленица, сахарные уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица — красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душой потешиться, речью насладиться».
Ребята, пора и нам переходить к играм! А ведь раньше у детей не было игрушек, и они сами придумывали их себе. Что бы вы сделали из палочек? Конечно, на палочке можно скакать, как на лошадке».
Игра «Займи пустое место».
Дети, взявшись за руки, идут вокруг Масленицы, педагог с закрытыми глазами идет им навстречу со словами:
Купи, тятя, мне коня,
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Когда педагог замолкает, все останавливаются. Он вручает детям, которые оказались напротив него, палочки. Дети по команде скачут на лошадках вокруг Масленицы, стараясь быстрее вернуться на свободное место.
Педагог говорит: «Хорошо! С палочками игра у нас получилась, а если взять канат, то что можно сделать?»
Перетягивание каната.
Педагог достает искусственный пушистый хвост:«А если дедушка внуку подарит хвост лисицы или волка, то о лучшей игрушке и мечтать нечего!»
Игра «Хромой волк». Дети прячутся за деревьями в парке, а водящий их догоняет.
«Хорошо мы с вами поиграли, — говорит педагог.— А без чего не обходится ни один народный праздник?» (Без частушек и игр.)
Пение частушек и игра «Карусель».
Педагог объявляет: Вот и подходит к концу наш праздник. По обычаю чучело сжигают, пепел разбрасывают по земле, чтобы был хороший урожай».
Сжигание чучела. Во время сжигания детям раздают солнышки.
«Ребята, — говорит педагог, — от Масленицы у вас в руках зажглись солнышки, и они напомнили мне о последнем дне масленичной недели, который называют «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид».
Возвращение в детский сад.
Приложение 4
Народные подвижные игры
Татарская народная игра «Продаем горшки»
Цель игры: развивать внимание, ловкость, быстроту.
Описание игры:
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок–хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Русская народная игра «Удочка»
Цель игры: развивать внимание и ловкость.
Описание игры:
Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
Правила игры.
1. Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч.
2. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
3. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год
Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Продолжать развивать умения соот...
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.
Самообразование воспитателя.Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»...
Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»
Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому вид...
Консультация для педагогов "Использование геокешинга как педагогического инструмента в процессе всестороннего развития дошкольников в условиях детского сада
Знакомство педагогов с геокешингом и его применение в воспитательном процессе....
Консультация для педагогов "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"
Консультация "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"...
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Задачи:1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенносте...
- Мне нравится (1)