Консультация для педагогов "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"
консультация
Консультация "Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Консультация для педагогов
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» .
Воспитатель:
Касаткина Марина Сергеевна
2023 год
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность и забота. В процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами.
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.
Гендерный подход в воспитании детей — тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.
Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».
Гендерное воспитание-это организация условий для воспитания и развития ребенка с учетом принадлежности к определенному полу, формирование у детей представлений о мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Направления гендерного воспитания:
Освоение мужских и женских ролей, которые приняты в обществе;
Освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом;
Овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Принято считать, что гендер состоит из трех компонентов:
∙ эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной);
∙ поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина)
∙ когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина) [16].
В психологии под гендерными признаками подразумеваются отличительные черты мужского и женского пола. Гендерное воспитание дошкольников является сложным, многосторонним процессом. Оно осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, нравственное воспитание – это "целенаправленный процесс 27 приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества" [7].
Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения [14].
Необходимо отметить, что гендерное воспитание заключается не только в помощи ребенку дошкольного возраста в осознании представителем, какого пола он является, но и в том, чтобы сформировать у него само понятие своего пола: «Я - мальчик», «Я - девочка». А также – воспитание у ребенка положительного отношения к своему полу.
Можно определить следующие задачи гендерного воспитания:
- ознакомление детей со способами поведения, которые должны быть присущи мальчику или девочке;
-формирование нравственных качеств, которые присущи полу данного ребенка;
-воспитание культуры отношений между девочкой и мальчиком;
-повышение педагогической культуры у родителей по вопросам воспитания, в частности – гендерного воспитания детей.
-просвещение родителей детей младшего дошкольного возраста, по гендернему воспитанию их детей.
Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:
-развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
-закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
-развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
Для реализации этой цели педагог ставит задачи:
-образовательные;
-развивающие;
-воспитательные.
Для реализации образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью.
К реализации развивающих задач можно отнести: упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба - кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.); музыкальные и физические развивающие игры и т. д.; задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.
Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.
Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы, турниры-викторины).
Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др.
Предметно-развивающая среда в гендерном воспитании дошкольников
Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи. Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: От отношения родителей к ребенку, • От характера родительских установок, • От привязанности матери к ребенку, • От привязанности ребенка к матери, • От роли отца в воспитании ребенка.
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка
Психологические аспекты гендерного воспитания
Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек
Психологические различия мальчиков и девочек дошкольного возроста
Мальчики | Девочки |
Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. | Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально. |
Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. | Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть. |
Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). | Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные). |
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. | Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала. |
Спектр используемых форм и методов работы с детьми по реализации гендерного подхода в педагогической деятельности широк и разнообразен: проведение НОД, досугов, развлечений, использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики с учётом гендерного подхода, театрализованная деятельность и чтение художественной литературы. Только при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных институтов общества возможна реализация гендерного воспитания дошкольников.
д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада"
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходят ряд серьёзных изменений: безукориз...
Подвижная игра как средство активизации двигательной деятельности старших дошкольников в условиях детского сада
Для растущего организма двигательная активность имеет решающее значение. Однако в ДОУ ее значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного, психиче...
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада
Курсовая работа на тему: Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания старших дошкольников в условиях детского сада...
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год
Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада
Продолжать развивать умение идентифицировать себя с представителями своего пола; сформировывать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности. Продолжать развивать умения соот...
Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.
Самообразование воспитателя.Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»...
«Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ. Задачи:1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенносте...