НОД по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в северную деревню. Знакомство с мезенской росписью».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лозовая Екатерина Витальевна

Цель занятия: Познакомить детей с одним из видов народного творчества Архангельской области – Мезенская роспись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по художественно – эстетическому развитию  в подготовительной

к школе группе

«Путешествие в северную деревню. Знакомство с мезенской росписью».

Цель: Познакомить детей с одним из видов народного творчества Архангельской области – Мезенская роспись (историческая справка, символы и цветовая гамма).

Задачи:

  1. Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (промыслом) Архангельской области  - Мезенская  роспись;
  2. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму, характерные особенности орнамента мезенской росписи;
  3. Дать понятие «оберег»
  4. Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям народных мастеров;
  5. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Материалы:  народный костюм (крестьянский сарафан, лапти, поморский платок – кусты), расписные изделия, рушник, компьютер, мультимедиа, карточки с изображением символов и последовательности выполнения изделия, магниты, гуашь (чёрная и красная), кисти (№3) по количеству детей, тиска – измочаленная палочка (по количеству детей), перо глухаря,  чёрные гелевые ручки по количеству детей подставки под кисти, салфетки для кисточек, баночки для воды, дощечки или листы бумаги 12/12 см,

Ход занятия.

Дети входят в зал (группу), встают полукругом.

Здравствуйте, ребятушки! Меня зовут Екатерина Витальевна – я крестьянка –мастерица – прибыла к вам из далёкой северной деревни  Палащелье, что стоит на крутом берегу реки Мезени. Приглашаю вас совершить со мною путешествие во времена давние, прежние, во досельные.

Много прелестей в стране нашей северной,

Ещё больше в ней всякого богачества!

Много есть у нас лесов прекрасных,

Леса северные, они очень дорогие,

Для всего они способные…

А люди-то, народ-то, у нас все мастера – как один:

Избу срубят – сработают…

Пропеваньице споют – заслушаешься,

А уж намалюют – нарисуют – одно загляденьице….

Хотите побывать в нашей деревне?

А на чём можно отправиться во времена прежние?  (ответы детей)

Есть у меня  игра волшебная, которая поможет нам очутиться в Палащелье.

Вставайте-ка в кружок, отправимся в нашу деревушку в гости.

Дети встают в круг, берутся за руки.

Народная игра «Белорыбица»

Выйдем за ворота,   (идём по кругу, держась за руки)

Поглядим далеко.   (глядим в даль, ребро ладони приставлено ко лбу)

Морюшко широко –   (разводим руки в стороны)

Белой рыбы много.   (ладони вместе, изображаем волну)

Сети мы закинем,   (бросок от плеча)

С белой рыбой вынем.  (тянем сети)

Зачерпнём водицы,  (наклоняемся, зачерпываем воду)

Наварим мы  ушицы.   (левой рукой изображаем кастрюлю, правой мешаем).

Покушайте ушицы перед дальней дорогой, а теперь…

Глазоньки свои закроем,

Ноженькою топнем, рученьками хлопнем,

Вкруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

Скажем: «Ах!» - и окажемся в гостях.

Звучит шум воды, крик чаек.

Слайд № 1 «Изображение деревни Палащелье»

Вот и прибыли мы с вами в Палащелье. Пройдёмся по деревне, поглядим на дома наши. (Листаются слайды с деревенской улицей, разными домами) С незапамятных времён крестьяне – мастера украшали свои избы – дома: резные ставни защищали от ветров студёных, конь на крыше оберегал дом от невзгод, а жёнки-то посуду расписную на стол поставят – и душа радуется.

Слайд № 2 «Резные наличники, ставни,  причелины. Конь на крыше»

Слайд № 3 «Расписная посуда»

Подходим к столу с ватманом, красками (красная и черная), тиской и пером глухаря.

А в нашей-то деревне Палощелье – свои мастера, да всё поди мужики. Сядут длинными зимними вечерами, возьмут тиску – палочку измочаленную да перо глухариное (Показ, Слайд № 4), краску черную да красную, - и начнут писать – рисовать на дощечках, на посуде – дом свой украшать.

 

Хотите попробовать ими порисовать? (Дети пробуют рисовать) Трудно?

Роспись нашу мы назвали Мезенской, по названию реки Мезени, на которой стоит деревня. Она отличается от всех других северных росписей. Скупые, схематичные изображения и цветовая гамма – только красную и чёрную краску использовали.

Как вы думаете, из чего в старину делали красную краску? А чёрную?

Правильно, красную делали из глины, которой в округе много, а чёрную из сажи, которая в трубах печных копится. А чтобы лучше держалась она на досках, добавляли смолу еловую или лиственичную.

Подходим к столу с расписными изделиями. Рассматриваем их.

Слайд № 5 «Расписные изделия»

Рассмотрите изделия наши расписные. Скажите, чем они похожи? Чем отличаются? (Дети берут в руки изделия) 

Какие знакомые элементы росписи  вы увидели?

Какой главный, центральный элемент встречается на всех изделиях? (Конь, олень)

Слайд № 6 «КОНЬ»

Коня мужики наши не просто так рисовали. Конь – помощник, защитник. Конь – символ добра, символ солнца.

Старики говаривают, что конь на своей спине утром солнце на небо везёт. Поэтому рисуют его красным цветом, как солнце на заре.

Слайд № 6 «Конь»

Рассмотрите внимательно коня нашего мезенского. Скажите, чем он отличается от настоящего?  (Изображали схематично, длинные тонкие ноги, похож на наскальные рисунки)

Что ещё изображали на своих изделиях мастера?  (линии прямые и волнистые, звёздочки, завитки, ….)

А вы знаете, что они обозначают?

На мольберт выставляются карточки с символами, называем, знакомимся со смыслом.

Слайд № 7 «Символы»

Мастера – умельцы не просто красивые узоры рисовали, а вплетали в них обереги для своего дома.

Вы знаете, что такое оберег? 

Оберег – вещь, способная охранить, защитить человека  от разных бед.

Люди-то наши верят, что обереги защищают их от разных напастей, бед и невзгод.

Хотите  и мы с вами оберег для своего дома нарисуем? Проходите в горенку (избу),  присаживайтесь за столы.  (На столах всё приготовлено)

Рисовать вы будете кто чем захочет. Хотите как древние мастера, тиской. А можно и  с помощью привычных для вас кисточек и гуаши. 

Как вы думаете, для чего нам может понадобиться с чёрная гелевая ручка?

На мольберте выставить картинку заготовки.

Слайд № 8 «Последовательность выполнения»

Можно приступать к росписи своего рисунка,  я вам буду помогать, подсказывать.

Тело коня по контуру кончиком кисти обводим красным цветом и заливаем (закрашиваем) им же. Во время рисования локти лежат на столе, кисточку держим вертикально, тогда рука не будет трястись и линии более ровные и тонкие выйдут.

На мольберт выставляется следующая карточка.

Слайд № 8 «Последовательность выполнения»

Чёрной краской кончиком кисти (или чёрной маркерной ручкой) обводим верх головы коня и спину, рисуем ноги, хвост и гриву. Этой же краской прорисовываем и солнце.

Карточка на мольберт.

Слайд № 8 «Последовательность выполнения»

Не забудьте, что конь всегда ходит по земле, которую изображали в виде прямой чёрной полосы. А солнце светит на небе, которое рисовали в виде прямой и волнистой полос.

Последняя карточка с изображением готового изделия.

Слайд № 8 «Последовательность выполнения»

Во время рисования помощь детям.

По окончании работы дети выставляют свои работы на мольберте.

Ну и мастера, молодцы, какую красоту нарисовали.

Вы свои рисунки -обереги с собой возьмёте да домой отнесёте.

И будет наш мезенский конь-огонь и ваш дом оберегать, солнце и тепло в дом приглашать.

Что ж, ребятушки, нам с вами пора с Палащельем прощаться, да домой возвращаться.

Дети встают в круг, берёмся за руки.

Встанем снова мы в кружок, за руки возьмёмся.

Глазоньки свои закроем.

Ноженькою топнем, рученьками хлопнем.

Вокруг себя обернёмся, снова за руки возьмёмся.

Скажем : «Ой!» - и вернёмся мы домой.

Стоим в кругу.

Ребятушки, вам понравилось путешествие в деревню Палащелье? С какой росписью вы сегодня познакомились? Какой элемент росписи главный, центральный? Почему коня рисуют красным цветом? Какой цвет ещё присутствует в росписи?

Мастера, мои умельцы, если вам понравилось наше путешествие, вам было интересно и легко возьмите себе красного коня. А если вам было трудно и неинтересно возьмите чёрного коня. 

На столе лежат кони красного и чёрного цветов, дети подходят выбирают и прикрепляют на доску (мольберт). Воспитатель интересуется  почему выбрали коня того или иного цвета.

Наше путешествие подошло к концу, мне пора с вами прощаться в своё время досельное возвращаться. Вы рисунки свои домой возьмите, будете на свой обереги  поглядывать да меня вспоминать. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе : «Путешествие на волшебную поляну».

Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства.В п...

Занятие по художественно-эстетическому развитию в средней группе "Путешествие в страну Королевы Красок"

Занятие по художественно-эстетическому развитию в средней группе "Путешествие в страну Королевы Красок" (по итогам года, с элементами развлечения)Составитель: Майденко Валентина ВикторовнаЦель: ...

Непосредственно образовательная деятельность (интегрированное занятие - образовательные области: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие) в средней группе "Путешествие в осенний лес на помощь диким животным"

Обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.Познакомить с новым видом аппликации - аппликация манно...

Презентация к занятию Путешествие в северную деревню. Знакомство с Мезенской росписью.

Архангельская область, северные поморские деревни, как много интересного можно узнать здесь и многому научиться. Арангельская область богата ремёслами и народными мастерами....

Интегрированная НОД Интегрированное Н О Д по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес".

Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку в совместной музыкально-творческой деятельности.Способствовать развитию творчества, эстетического вкуса и фантазии у детей через приобщение к р...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие в космос»

Занятие было составлено в рамках пректной деятельности " Удивительный и загадочный мир космоса"Задачи:Учить детей изображать ракету в полете, передавая в рисунке характерные особенности косм...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Путешествие в волшебную страну фольклора»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Путешествие в волшебную страну фольклора»...