МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВОЕ ДВИЖЕНИЕ К СЛОВУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
методическая разработка (средняя группа)

Ремнёва Наталия Борисовна

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Таким образом, у детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека (Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова).

Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Подвижные игры помогают успешному формированию речи. Они способствуют также чувству ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.

На мой взгляд в дошкольном учреждении специалисту по физической культуре необходимо не только понимание общих подходов к физическому воспитанию детей с нарушениями речи и знание отдельных методик работы с ними, но и чёткое представление о технологии изменения содержания физического воспитания, в соответствии с особенностями их двигательного и психического развития, обусловленных, как основным дефектом, так и сопутствующими нарушениями.

Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками рассматривается нами как система использования тематических комплексов подвижных игр, логоритмической и пальчиковой гимнастики, массажа лица и дыхательных упражнений с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР, которая способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

Разработанные комплексы предполагают использование связи движений и речи. Имеется в виду включение комплекса игр, упражнений, гимнастики и массажа в любую совместную образовательную деятельность взрослого с детьми, как развивающихся в норме, так и с речевой патологией.

В результате была разработана коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Первое движение к слову». Разработанные материалы могут быть использованы инструкторами по физической культуре, учителями-логопедами и воспитателями дошкольных учреждений.

Программа «Первое движение к слову» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • 273-ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;
  • ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

Согласно общим положениям Стандарта (п.1.3) в программе учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  2. возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Целью программы является формирование и развитие психомоторных способностей как основы нормализации речи у детей среднего дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

  • на нейрофизиологическом уровне – формирование межполушарных взаимодействий;
  • на сенсомоторном уровне – овладение ритмом организации собственных движений и взаимодействий с другими детьми;
  • на деятельностном уровне – овладение комментирующей, планирующей, контролирующей и регулирующей функциями речи.

Программа состоит из двух разделов, каждый из которых охватывает определенный возрастной период: с 4 до 5 лет (средняя группа) и с 5 до 6 лет (старшая группа). В соответствии с лексическими темами разработано планирование комплексов игр, упражнений, гимнастики и массажа на весь учебный год. Время реализации программы составляет 72 часа. Разработанные комплексы, рассчитаны на каждую неделю учебного года. В основу системы работы по программе «Первое движение к слову» комплексно-тематический план, соответствующий лексическим темам, изучаемым в группах. Программа содержит обширный материал речевого сопровождения, разработанный и подобранный в соответствии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста: потешки, стихотворения, считалки, загадки. Кроме того, в программу включена система обследования моторики ребенка с ОНР (общей, речевой, мимической и тонкой) с помощью тестов Озерецкого-Гельнитца и Л.А. Квинта, а также общепринятыми в логопедии приемами.

Программа может быть использована как целиком, так и отдельными комплексами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВОЕ ДВИЖЕНИЕ К СЛОВУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Таким образом, у детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека (Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова).

Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых), с пониманием каждого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Подвижные игры помогают успешному формированию речи. Они способствуют также чувству ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.

На мой взгляд в дошкольном учреждении специалисту по физической культуре необходимо не только понимание общих подходов к физическому воспитанию детей с нарушениями речи и знание отдельных методик работы с ними, но и чёткое представление о технологии изменения содержания физического воспитания, в соответствии с особенностями их двигательного и психического развития, обусловленных, как основным дефектом, так и сопутствующими нарушениями.

Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками рассматривается нами как система использования тематических комплексов подвижных игр, логоритмической и пальчиковой гимнастики, массажа лица и дыхательных упражнений с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР, которая способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

Разработанные комплексы предполагают использование связи движений и речи. Имеется в виду включение комплекса игр, упражнений, гимнастики и массажа в любую совместную образовательную деятельность взрослого с детьми, как развивающихся в норме, так и с речевой патологией.

В результате была разработана коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Первое движение к слову». Разработанные материалы могут быть использованы инструкторами по физической культуре, учителями-логопедами и воспитателями дошкольных учреждений.

Программа «Первое движение к слову» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • 273-ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26;
  • ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

Согласно общим положениям Стандарта (п.1.3) в программе учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  2. возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Целью программы является формирование и развитие психомоторных способностей как основы нормализации речи у детей среднего дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

  • на нейрофизиологическом уровне – формирование межполушарных взаимодействий;
  • на сенсомоторном уровне – овладение ритмом организации собственных движений и взаимодействий с другими детьми;
  • на деятельностном уровне – овладение комментирующей, планирующей, контролирующей и регулирующей функциями речи.

Программа состоит из двух разделов, каждый из которых охватывает определенный возрастной период: с 4 до 5 лет (средняя группа) и с 5 до 6 лет (старшая группа). В соответствии с лексическими темами разработано планирование комплексов игр, упражнений, гимнастики и массажа на весь учебный год. Время реализации программы составляет 72 часа. Разработанные комплексы, рассчитаны на каждую неделю учебного года. В основу системы работы по программе «Первое движение к слову» комплексно-тематический план, соответствующий лексическим темам, изучаемым в группах. Программа содержит обширный материал речевого сопровождения, разработанный и подобранный в соответствии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста: потешки, стихотворения, считалки, загадки. Кроме того, в программу включена система обследования моторики ребенка с ОНР (общей, речевой, мимической и тонкой) с помощью тестов Озерецкого-Гельнитца и Л.А. Квинта, а также общепринятыми в логопедии приемами.

Программа может быть использована как целиком, так и отдельными комплексами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

Научная публикация " Важная роль слова у детей с общим недоразвитием речи"

В этой статье вы прочитаете о том, как важно в наше время помогать детям, у которых общее недоразвитие речи, и какой большое значение имеет для них "слово"....

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)

Методическая разработка с электронной поддержкой  в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...