Проект "История одежды коми народа"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Гирушева Юлия Геннадьевна

Проект предназначен для детей 5-6 лет. Знакомство с историей одежды народа коми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта  

 « История одежды коми народа».

Тип проекта информационный.

Возраст детей (5 -6 лет)

Продолжительность:  8 месяцев с 1октября по 31 мая.

Цель: Приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

Задачи:

1.Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

2.Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

3.Способствовать развитию речи;

4.Воспитывать интерес и уважение к коми литературе, к коми песням.

Участники проекта педагоги, дети, родители.

1.Постановка проблемы: Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к малой Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях  истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

2.Значимая для детей проблема,  узнать  какую  одежду носили в Коми республике раньше во времена, когда прабабушки и прадедушки были маленькие.  

 3. Развивать способность ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека.

Предполагаемый результат: Дети познакомятся с национальной одеждой коми народа.

Дети будут использовать узоры в украшении своих работ.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

1.Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы над проектом.

2. Составление  плана мероприятий по организации детской деятельности – 2-я неделя октября.

Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,  творческая деятельность,  рассматривание иллюстраций, чтение, дидактические игры). Приезд  музея.

Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа,

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.        

1. Подобрать и изучить художественную, методическую литературу по теме проекта.

2. Разработать план реализации проекта.

3. Беседа с родителями по теме проекта.        

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта -3-я неделя октября.

4. Пополнить развивающую среду: в течение работы над проектом.

1). Сшить национальную одежду коми для кукол – мужскую, женскую.

2). Сделать альбом с коми узорами.

3). Составление картотек загадок, стихов, поговорок о коми ремёслах, о предметах, связанных с изготовлением одежды.

4). Сделать альбом с картинками коми одежды.

5). Приготовить презентацию «Коми одежда».

6). Принести в группу для рассматривания предметы для изготовления одежды.

7. Составить план работы с музеем.

4. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.                       5. Создать условия для реализации проекта .        

2 этап – основной.        

1. Просвещение родителей, как идёт работа по данной теме (беседы в течение проекта).

 2. Рассматривание книг, иллюстраций об одежде  с детьми.        

3. НОД .

НОД.  Ознакомление с женским народным костюмом коми.  Внесение куклы в народном женском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте (Ноябрь).

НОД. Ознакомление с мужским народным костюмом коми.  Внесение куклы в народном мужском костюме. Повторение сведений о составных частях костюма, об орнаменте.

(Январь).

НОД. Ознакомление с художественной обработкой меха коми. Внесение куклы в малице (Март).

НОД. Ознакомление с вязанием у коми. Внесение вязаных изделий. Рассматривание веретена, чесалок, машинки для изготовления пряжи ( Май).

Художественное творчество: Рисование.

«Украшение передника» краски акварель - октябрь.

«Украшение рукавички» карандаши цветные  - ноябрь.

«Украшение шапочки» гуашь - декабрь.

«Украшение рукавов» восковые мелки - январь.

«Украшение сарафана» краски - акварель, февраль.

«Расписные пояски» - цветные ручки  апрель.

Украшение «Чулков»  гуашь - май.

Аппликация. Украшение «Малицы»

Лепка. Девочка в малице.

Конструирование из бумаги. Оленевод.

4. Художественное чтение. Заучивание стихов о коми республике. Отгадывание загадок о предметах быта коми народа, чтение коми сказок.

5. Самостоятельная изобразительная деятельность: раскраски,   лекало одежда коми.

6. Беседы с презентацией: « Коми орнамент в народных костюмах». «Как рубашка в поле выросла».

 7. Пальчиковые игры.

8. Занятия коми языком с преподавателем.

9. Сбор загадок, стихов об одежде оформление альбома    

10. Приход музея в гости.  Темы:

Октябрь «Аленький цветочек». Ознакомление детей с одеждой.

Ноябрь «Моя любимая игрушка».

11. Фотовыставка «У нас в гостях музей».

12.  Художественно-творческая работа.  1) Сочинение сказки « Приключения в огороде»  Май.

2) Подготовка декораций март. 3) Разучивание ролей. 4) Показ

сказки в группе  для детей Май.

3 этап – заключительный.        

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.        

Анализ результативности        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История коми одежды МАДОУ « Детский сад№8комбинированного вида» г. Емвы Воспитатель Гирушева Ю.Г. Г. Емва, 2016

Слайд 2

Цель: знакомство с историей коми одежды Задачи: Формировать интерес к коми культуре, к истории возникновения народного костюма. Знакомить с ремеслами коми женщин, народным декоративным творчеством при создании народного костюма. Развивать художественный вкус и совершенствовать умения и навыки в создании элементов украшения народного костюма

Слайд 3

Коми край Живу я в коми крае Там Родина моя. Где все там расцветает И расцветаю я. Все – и леса, и речку, И бабушкину печку Я в сердце сохраню, Я родину люблю! И для меня все важно, Что рядом, что вокруг И счастлив день мой каждый. Мой край – мой лучший друг.

Слайд 4

Музей коми костюма

Слайд 5

. Главной заботой коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет . Одежду шили из льна и конопли , которые выращивали сами , зимнюю одежду из меха. Обувь делали из кожи . Женщины и девочки много вязали из овечьей шерсти. Из нее же катали валенки. .

Слайд 6

Зал мужского костюма

Слайд 8

Обувь народа коми изготовлялась из лыка, кожи, валеной шерсти и меха ( валенки,лапти.коты,пимы ) 9 .

Слайд 9

Зал женского костюма

Слайд 10

Рубаха (« дором »). Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен. Подол, рукава и ворот украшали красными полосками узорного тканья или вышивкой . .

Слайд 11

Сарафан

Слайд 12

Ткать узорные пояса в прошлом должна была каждая мастерица. Девочку учили этому искусству с ранних лет .Девочки проходили настоящую школу при тканье поясов, во время которого надо было соблюдать счет до 150.по количеств ниток. Пояса являлись приданным невесты. ,предназначались для подарков жениху и всей его родне. Коми не выходили без пояса на улицу, в лес. Развязавшийся в лесу пояс, будто бы , рисковал быть унесенным лесным духом или охотник мог заблудиться .

Слайд 13

Головные уборы. Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером

Слайд 14

После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком

Слайд 15

Малица- зимняя одежда из оленьих шкур .

Слайд 16

Малицу шили жены оленеводов, а девочки с семи лет уже выполняли довольно сложное узорное шитье. В малице можно даже спать на снегу. .

Слайд 17

В коми носили и носят меховую обувь- пимы, которую шьют из шкур оленя..Украшены орнаментом чаще из несложных элементов в виде уголка, зигзага и со сложным орнаментом фигура оленя, рога оленя. Чуни – домашние меховые тапочки

Слайд 18

Вязанные варежки служили свадебным подарком , которым молодая одаривала новую родню. Узоры на перчатках, варежках и чулках одни и те же. Распространенные узоры- рог барана, куриный палец, оленьи рога и зуб собаки.В расцветке варежек и перчаток женщины ком используют красный, малиновый, зеленый, желтый , синий и коричневый тона .

Слайд 19

Узорные чулки из домашней шерстяной пряжи в прошлом умела вязать каждая женщина, учась этому искусству с детства .Орнаментальные мотивы, используемые в чулке- это сорочья лапка, рога оленя, барана, гребень, угол, косой крест

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ ОДЕЖДЫ»

Вид проекта: краткосрочный.Возраст: с пяти лет.Актуальность темы: Дошкольный возраст — период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всём его многообразии. Прослеживая ис...

Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»

Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.Задачи:1.     Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;2....

конспект по ознакомлению с окружающим миром к проекту "История одежды"

Конспект к презентации "Как появилась одежда" (средняя группа)...

Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»

Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари;  устного...

Презентация "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ НАРОДА"

Главной заботой каждой Коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет.Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду - из меха.Обувь делали из кожи.Же...

Проект "Домашняя утварь коми народа"

Проект "Домашняя утварь коми народа"...

Краткосрочный проект «Подвижные игры Коми народа» (для детей подготовительной группы)

Краткосрочный проект«Подвижные игры Коми народа»(для детей подготовительной группы)...