Конспект образовательной деятельности по теме «Национальная одежда коми народа»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;
2. Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;
3. Активизировать мыслительную деятельность детей;
4. Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми языку;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_komi.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида» пгт. Троицко-Печорск
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме «Национальная одежда коми народа»
Возрастная категория: для детей от 5 до 6 лет (старшая группа)
Автор: Голышева Ирина Ивановна
воспитатель
пгт. Троицко-Печорск
2016 год
Цель: знакомство детей с элементами, характерными особенностями национальной одежды коми народа.
Задачи:
- Познакомить детей с национальной одеждой коми народа;
- Вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;
- Активизировать мыслительную деятельность детей;
- Обогащать словарный запас детей, приобщать к коми языку;
Образовательная область: социально-коммуникативная.
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий;
- просмотр слайдов с изображением национальной одежды коми народа;
- систематизация знаний о коми орнаменте (альбом, дидактические игры).
- прослушивание аудиозаписи « У оленя дом большой»
Наглядный материал и пособия: женский народный костюм взрослый и детский, рубаха для мальчика, кукла в повседневной коми народной одежде, сундук, аудиозапись народного коми хоровода «Паськыд гажа улича»», аудиозапись « У оленя дом большой», карточки разных цветов, использование ИКТ.
Ход НОД:
В зал входит педагог в нарядном коми народном костюме, здоровается детьми на коми языке:
Педагог: видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети! Вы удивлены?
Дети: да.
Педагог: а чем же я вас удивила?
Дети: необычным костюмом.
Педагог: нравится вам моя одежда.
Дети: да, очень.
Педагог: а чем же она вам нравится?
Дети: красивая, яркая, украшена элементами коми орнамента.
Педагог: а у вас такая же одежда как у меня?
Дети: нет.
Педагог: я каждый день хожу в такой одежде?
Дети: нет.
Проблемная ситуация:
Педагог: а почему сейчас не носят такую одежду?
Дети: не продают такую одежду в магазинах, родители не покупают такую одежду.
Педагог: где ее можно увидеть?
Дети: у бабушек, на выставке в музее, на празднике.
Педагог: правильно, эту одежду можно встретить у старых бабушек в сундуках, в музее, в доме культуры на артистах. Потому что это старинная народная коми одежда. С ней надо обращаться очень аккуратно, бережно.
Педагог: во что я сегодня одета?
Дети: костюм.
Педагог: да это костюм, но состоит он из отдельных элементов, из каких?
Дети: рубаха, сарафан, передник, головной убор.
Рассматриваются элементы с обязательным проговариванием названия на русском и коми языках: рубаха – сос, сарафан – сарапан, передник – запон, головной убор (кокошник)– баба юр.
Педагог: а у меня для вас есть сюрприз, давайте вы встанете, отвернетесь, спрячете глазки. (Педагог вносит куклу в повседневном коми костюме). Да, я сегодня пришла не одна, со мной пришла кукла Маша, посмотрите на ее наряд, во что же она одета?
Дети: рубаха, передник, кокошник, сарафан.
Педагог: а ее костюм похож на мой?
Дети: да.
Педагог: чем похож?
Дети: рубахой, передником, сарафаном, кокошником.
Педагог: правильно, тоже состоит из рубахи, сарафана, передника, кокошника. Как вы думаете, чем же украшали одежду коми народа?
Дети: элементами коми орнамента.
Педагог: давайте мы с вами поиграем в игру «Превращения» ( в какой элемент коми орнамента может превратиться та или иная карточка, например желтая – солнце, зеленая – болото, синяя – река, коричневая – рога оленя и т.д.)
Педагог: а вот Машенька хочет с вами поиграть.
Динамическая пауза «У оленя дом большой» (под сопровождение аудиозаписи)
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
тук тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка зайка забегай лапу мне давай.
Быстро дверь олень открыл,
зайку в дом к себе впустил,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай
ой, ой, страшно мне,
что-то мне не по-себе,
сердце в пятки всё ушло
и не отошло
Не дрожи зайчишка мой,
я смотрел в своё окошко,
убежал охотник злой,
посиди немножко
Да, да посижу,
я уж больше не дрожу,
у меня прошёл испуг,
ты хороший друг.
Пример движений на первый куплет:
— У оленя дом большой.— складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.
Пример движений на второй куплет:
— Быстро дверь олень открыл,— открываем дверь.
— зайку в дом к себе впустил,— делаем приглашающий жест.
— зайка, зайка забегай — бег на месте.
— лапу мне давай — выставляем руку вперед ладонью наружу.
— ой, ой, страшно мне, — закрываем ладонями глаза.
— что-то мне не по-себе,— обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону.
— сердце в пятки всё ушло — правую ладонь кладем на сердце
Пример движений на третий куплет:
— Не дрожи зайчишка мой, — обнимаем себя
— я смотрел в своё окошко,— показываем руками перед собой квадратное окно
— убежал охотник злой, — бег на месте
— посиди немножко — чуть присядьте или сядьте на стул.
— Да, да посижу,
— я уж больше не дрожу, — встаем и распрямляемся во весь рост.
— у меня прошёл испуг,
— ты хороший друг. — выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание.
Педагог: понравилась вам игра?
Дети: да.
Педагог: а теперь присаживайтесь на стульчики, у нас с Машей для вас еще один сюрприз, у нас есть волшебный сундук (вносится сундук, в котором сложен детский коми народный костюм для девочки и рубаха для мальчика). Как вы думаете, что же может быть в этом сундуке
Дети: одежда.
Педагог: да, там одежда, а какая? Сейчас мы и узнаем. Только наш сундук волшебный, он просто так наряды отдавать не хочет, а будет загадывать загадки, угадаете, достанем. (Вниманию детей предлагаются загадки, дети отгадывают, педагог достает предмет одежды, называют с детьми на коми языке)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой (рубаха)
Я на плечиках держусь,
Повернешься – я кружусь (сарафан)
Я на поясе держусь.
Я на кухне пригожусь (передник)
Педагог: но посмотрите у нас в сундуке осталась еще одна рубаха, как вы думаете, для кого же она? Конечно, для мальчика и называется она на коми языке дором, а брюки – гач. Но тут еще и поясок, он называется – вэнь. (Еще раз повторяют предметы костюмов на русском и коми языках)
Педагог: слышите, где-то вдалеке слышна музыка (прислушиваются) Я кажется узнала, это коми народный хоровод, который называется «Паськыд гажа улича», что означает «веселая улица», а еще этот хоровод называют «Доли-шели», хотите поводить хоровод? Тогда вставайте в два круга, один внутри другого и будем веселиться. (Танцуют)
(после хоровода дети не расходятся, остаются в кругу)
Педагог: ребята а по традиции коми народа, после хоровода всех приглашали к столу пить чай с коми пирогами. Приглашаю вас всех к столу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с использованием национального компонента "Кубань - край мой родной"
Патриотическое чувство не возникло само по себе. Это результат очень длительного воздействия на человека, начиная с детства. В результате систематической целенаправленной работы у детей может быть сфо...
Непосредственно образовательная деятельность на тему "Зимняя одежда"
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе "Зимняя одежда"....
Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»
Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари; устного...
Презентация "НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КОМИ НАРОДА"
Главной заботой каждой Коми семьи была добыча пищи, изготовление одежды. Этому учили с малых лет.Одежду шили из льна и конопли, которые выращивали сами, зимнюю одежду - из меха.Обувь делали из кожи.Же...
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»
Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной культуры. Это понятие включает в себя духовность ...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Кубакот и одежда»
Конспект образовательной деятельностина тему: «Кубакот и одежда»...
План образовательной деятельности на тему "Национальности мира" в ДОУ
УтроОбразовательная деятельностьПрогулкиВечерМатериалыУтренняя встреча:1. Работа с календарем планирование детьми своего времени2. Игры - приветствия3. Гимнастика.Круг после прогулки- "Что произо...