Дополнительная общеразвивающая программа «Северное сияние»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Сказки северных писателей обогащают образность речи, учат главному жизненному принципу истинного поведения русского человека: торжеству жизни, доброте, любви, трудолюбию, честности; формируют патриотические чувства и представление детей о богатстве русской северной культуры, национальных особенностях характера и быта поморов. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляют переживать его вместе с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь. Поэтому считаю актуальным вопрос об ознакомлении дошкольников с поэтами и писателями родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnoe_siyanie.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Северное сияние»
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС региональный компонент занимает в программе большой раздел, так как формирует у детей знания о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о знаменитых людях прошлого и настоящего. Кроме того, под влиянием систематического обучения восприятию текста, чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине. Произведения способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики. Сказки северных писателей обогащают образность речи, учат главному жизненному принципу истинного поведения русского человека: торжеству жизни, доброте, любви, трудолюбию, честности; формируют патриотические чувства и представление детей о богатстве русской северной культуры, национальных особенностях характера и быта поморов. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляют переживать его вместе с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь. Поэтому считаю актуальным вопрос об ознакомлении дошкольников с поэтами и писателями родного края.
Цель программы: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с поэтами и писателями родного края.
Основные задачи:
– воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой Родине;
– развивать познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном, значимом для истории края;
– совершенствовать врожденные навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;
– учить ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений;
– вызывать сочувствие к положительным героям и негативное отношение к отрицательным;
– развивать эмоциональный слух и отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы, включая веселые, забавные, сказочные.
-формировать интерес к литературным произведениям различных жанров.
-расширять знания детей о творчестве детских поэтов, писателей.
-воспитывать бережное отношение к книге.
Данная программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в подготовительной группе во второй половине дня. Продолжительность занятия до 30 минут. Для успешной реализации цели и задач осуществляется активное взаимодействие и сотрудничество с Пинежской детской библиотекой. Срок реализации данной программы – 1 год.
К прогнозируемым результатам программы относятся следующие знания и умения:
- определять название литературного произведения и автора по краткому содержанию, по отрывкам из книг, по иллюстрациям;
-пересказывать литературное произведение, давать свою оценку героям произведений и их поступкам;
- определять жанр литературного произведения;
- выразительно и чётко читать стихи.
Методы диагностики: наблюдение, викторины.
Учебно-тематический план.
Название раздела, темы | Общее кол-во часов | Теоретиче- ские | Практиче-ские |
Раздел 1. Книга – лучший друг. Как книга к детям пришла. Путешествие в Книгоград. Раздел 2. Пинежские сказители: 1.Марья Дмитриевна Кривополенова. «Небылица», сказки «Череп-терем», «Лисиця и петух», «Горшочек лихо мыть», «Сказка». 2.Татьяна Осиповна Кобелева. Сказки. 3.Анна Ивановна Гладкобородова. Сказы и песни: «О мудром поморе северянине Ломоносове». Раздел 3. Архангельские писатели детям. 1.Степан Григорьевич Писахов. Сказки. 2.Борис Викторович Шергин. 1.Пословицы в рассказах: «Длинная нитка – ленивая швея», «Одно дело делаешь, другого не порть», «Коня в гости зовут не меду пить, а воду возить». 2.Поморские старины «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». 3.Сказки «Волшебное кольцо», «Дивный гудочек», «Шиш Московский». 3.Фёдор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади» и другие рассказы. 4.Михаил Константинович Попов. «Золотой ларец» и другие сказки о Русском Севере. 5.Антонина Прокопьевна Попова. Сказки. 6.Вячеслав Павлович Чиркин. «В гостях у дедушки в деревне». 7.Галина Сычева. «Кукушкины стихи». 8.Светлана Ефремова. «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке». 9.Валерий Иосифович Синицкий. «Сказки для маленьких». 10.Иван Васильевич Данилов. «Сказки для всех». 11.Елена Борисовна Антропова. «Северный клубок». Раздел 4. Книга в нашей семье. Волшебный мир книги. Раздел 5. Наши любимые книжки. Мы дружим с книгой.
| 2 3 2 2 3 4 2 2 2 1 2 1 2 3 1 1 1
| 1 - 2 1 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 | - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 - 1 1 - - - |
ИТОГО: | 34 |
Содержание программы:
Раздел 1. «Книга – лучший друг» (2 ч.)
Тема 1. Как книга к детям пришла (1 ч.)
Цель: познакомить детей с книгой, правила обращения с ней.
Форма проведения: беседа, чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление выставки детских книг, портретов детских писателей.
Тема 2. Путешествие в Книгоград. (1 ч.)
Цель: познакомить детей с детской библиотекой, воспитывать положительного отношения к книге.
Форма проведения: экскурсия в библиотеку, беседа.
Раздел 2. Пинежские сказители. (7 ч.)
Тема 1. Марья Дмитриевна Кривополенова. «Небылица», сказки «Череп-терем», «Лисиця и петух», «Горшочек лихо мыть», «Сказка». (3 ч.)
Цель: познакомить с жизнью М.Д.Кривополеновой; обращать внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
Форма проведения: беседа, чтение сказок, рисование.
Тема 2. Татьяна Осиповна Кобелева. Сказки. (2 ч.)
Цель: познакомить со сказками Т.О.Кобелевой; помогать почувствовать красоту и выразительность языка сказок.
Форма проведения: беседа, чтение сказок, рисование.
Тема 3. Анна Ивановна Гладкобородова. Сказы и песни: «О мудром поморе северянине Ломоносове». (2 ч.)
Цель: познакомить с особенностями песенного жанра, с жизнедеятельностью М.В.Ломоносова.
Форма проведения: беседа, чтение, видеоэкскурсия на родину М.В.Ломоносова .
Раздел 3. Архангельские писатели детям.
Тема 1. Степан Григорьевич Писахов. Сказки. (3ч.)
Цель: познакомить с биографией и сказками С.Г.Писахова; учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы.
Форма проведения: чтение сказок, просмотр м/ф "Перепелиха" и "Апельсин" (Союзмультфильм, 1986 г. Режиссёр: Леонид Носырев).
Тема 2. Борис Викторович Шергин. 1.Пословицы в рассказах: «Длинная нитка – ленивая швея», «Одно дело делаешь, другого не порть», «Коня в гости зовут не меду пить, а воду возить». 2.Поморские старины «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». 3.Сказки «Волшебное кольцо», «Дивный гудочек», «Шиш Московский».(4 ч.)
Цель: познакомить с биографией и сказками Б.В.Шергина; учить детей принимать участие в беседе, используя личный опыт, развивать умение объяснять смысл пословиц.
Форма проведения: беседа; чтение сказок, просмотр м/ф«Волшебное кольцо» (Союзмультфильм, 1979 г. Режиссёр: Леонид Носырев).
Тема 3. Фёдор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади» и другие рассказы.(2ч.)
Цель: познакомить с биографией Ф.А.Абрамова; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Форма проведения: литературный час, чтение рассказа, просмотр презентации.
Тема 4. Михаил Константинович Попов. «Золотой ларец» и другие сказки о Русском Севере.(2 ч.)
Цель: учить понимать смысл произведения и отвечать на вопросы по его содержанию.
Форма проведения: чтение, беседа, рисование.
Тема 5. Антонина Прокопьевна Попова. «Сказки». (2 ч.)
Цель: учить понимать мотивы поступков героя.
Форма проведения: чтение, беседа, рисование.
Тема 6. Вячеслав Павлович Чиркин. «В гостях у дедушки в деревне». (1ч.)
Цель: познакомить детей с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образные выражения в сказке.
Форма проведения: чтение, беседа, рисование.
Тема 7. Галина Сычева. «Кукушкины стихи». (2 ч.)
Цель: учить детей понимать содержание поэтического произведения, учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, совершенствовать умение выразительно читать наизусть.
Форма проведения: чтение, беседа, заучивание наизусть.
Тема 8. Светлана Ефремова. «Сказка о девочке Вере и застывшей музыке». (1 ч.)
Цель: учить понимать скрытые поступки героев, определять их характер.
Форма проведения: чтение, беседа.
Тема 9. Валерий Иосифович Синицкий. «Сказки для маленьких». (2 ч.)
Цель: учить пересказывать литературное произведение близко к тексту.
Форма проведения: чтение, беседа, рисование.
Тема 10. Иван Васильевич Данилов. «Сказки для всех». (2 ч.)
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев.
Форма проведения: чтение, рисование иллюстраций к сказкам.
Тема 11. Елена Борисовна Антропова. «Северный клубок». (3 ч.)
Цель: учить понимать мотивы поступков героя.
Форма проведения: чтение, аппликация в технике торцевания «Деревья».
Раздел 3. Книга в нашей семье (3 ч.)
Тема 1. Волшебный мир книги (3 ч.)
Цель: учить ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
Форма проведения: конкурс презентаций «Моя любимая книга», родительское собрание «Мы читающая семья», создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток.
Раздел 6. Наши любимые книжки (1 ч.)
Тема 1. Мы дружим с книгой.
Цель: закрепить знания детей литературных произведений разных жанров; продолжать учить детей быстро определять автора произведения и название, узнавать его по фрагментам.
Форма проведения: интеллектуальный марафон.
Методическое обеспечение:
Программа включает в себя широкое использование художественной литературы, технических средств обучения: телевизора, DVD – проигрывателя, компьютера, иллюстративного материала, методических пособий.
В работе используются разнообразные методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые и практические, а также различные формы организации непосредственно образовательной деятельности, реализуемые через различные виды детской деятельности: двигательную, игровую, продуктивную, чтение художественной литературы, коммуникативную.
Список литературы:
- Антропова, Елена Борисовна. Северный клубок : [для детей] / Е.Б. Антропова.- Архангельск : ОАО ‹‹ИПП ‹‹Правда Севера››, 2008.
- Данилов Иван Васильевич. Сказки для детей / Иван Данилов ; под ред. Е. Галимовой ; [сост.: Е.М.Дорофеева ; худож.:И.Светоносова].-Архангельск: ‹‹Лоция››, 2012.
- Дацкевич В.П. Как делают книгу. - М.: Дет.лит., 1987.
- Ефремова Светлана. Сказка о девочке Вере и застывшей музыке. - Архангельск: Издательство ‹‹Правда Севера››, 2005.
- Пинежские сказители: [сборник / сост. : Л.А. Житов, Н.Л. Ряхина]. – Архангельск : Правда Севера, 2008. Попова А.П. Сказки. – Северодвинск,2006. Попова А.П. Сказки. – Северодвинск,2006.
- Попова А.П. Сказки. – Северодвинск,2006.
- Попов М.К. «Золотой ларец» и другие сказки о Русском Севере. – Издательство АК ЭЛПА, Архангельск,1992.
- Синицкий Валерий Иосифович. Сказки для маленьких: [сборник] / В. Синицкий; рис. А. Ушакова. - Архангельск : Солти, 2008.
- Сычева Галина. Кукушкины стихи: Для детей / Г. Сычева; Худож. Р. С. Климов.- Архангельск, 2001.
- Чиркин В.П. В гостях у дедушки в деревне: сказочные истории / В.П.Чиркин; худож. Д.А.Трубин. – М.: Дрофа, 2002.
- Шергин Б. В. Волшебное кольцо / Б. В. Шергин. – М.: Эксмо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Северное сияние"
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Основное направление деятельности по реализации р...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...