«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32
консультация на тему
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zhukova_n.g._mbdou_ds_32_19.12.17.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32
Подготовила ст.воспитатель Жукова Наталья Григорьевна
№2 Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальной. Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный проблемный вопрос современности во всем мире. Для привлечения внимания к существующим проблемам в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны, был издан Указ Президента РФ Владимира Путина от 05.01.2016 № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" 2017 год в России объявлен Годом экологии. В связи с этим экологическое образование дошкольников стало необходимым процессом обучения, воспитания и развития ребенка, направленного на формирование его природоохранной культуры, грамотного как для окружающей среды, так и для самих детей поведения, первых навыков ресурсосбережения.
Сегодняшние дошкольники живут в третьем тысячелетии в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете.
Наши наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию природы и бережного отношения к ней.
№4 Поэтому определили следующие проблемы в работе с детьми:
- все большее отчуждение детей от мира природы;
- снижение уровня экологического сознания детей и взрослых;
- неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.
Поэтому к решению данной проблемы наш педагогический коллектив отнесся с большой ответственностью и определил для своей работы основную цель.
№6 Основной целью воспитание человека нового типа с новым экологическим сознанием, сформированной природоохранной культурой и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Для достижения цели, были определены следующие задачи:
- Формирование представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её
- Формирование навыков культуры поведения в природе
- Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными
- Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с природой
№7 Для достижения поставленной цели и решения задач по данной проблеме нами были определены следующие пути:
Работу определили по четырем направлениям:
- Обновление и переосмысливание педагогами опыта других педагогов в области экологического воспитания, поиск новых форм и методов работы в данном направлении.
- Создание предметно-развивающей пространственной среды, обеспечивающий тесный и познавательный контакт с природой.
- Работа с детьми, на основе новых педагогических технологий, способствующие гармоничному развитию дошкольника.
- Сотрудничество с родителями воспитанников, как одна команда в решении данной проблемы.
Мы понимали, что эффективность нашей работы во многом будет зависеть от созданных условий и правильной организации педагогической деятельности. Необходимо создать такие условия, в которых была бы возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. А воспитатель непосредственно главная фигура педагогического процесса. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Успех реализации задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе;
Определили предположительный результат: правильно созданные условия предметно-пространственной развивающей среды и педагогически грамотно организованное экологической воспитание, приведет к формированию устойчивой природоохранной культуры у детей и вызовет познавательный интерес к проблемам экологии, поможет освоить эталоны экологической культуры , что в конечном итоге формирует экологическое сознание.
№8
Именно из этих побуждений, изучив ряд пособий (Н.А. Рыжова «Наш дом природа», С.Н. Николаева «Юный эколог», Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников») опытов других педагогов, провели рад методических мероприятий: Педсовет «Экологические проблемы современного общества в дошкольном образовании», рад семинаров-практикумов: «ФГОС ДО в решении экологического образования», «Современные формы работы в экологическом воспитании», «Какой должна быть природа, обеспечивающая жизнь человека», «Родители и детский сад в решении экологических проблем», мастер-классы «Современная ПРПС в ДОО», «Оборудование экологической тропы», «Особенности современной метеоплощадки для дошкольников», деловые игры «Как работать с детьми, поддерживая интерес к природе», «Новый формы работы с детьми в течении дня», «Комплексно-тематический подход в дошкольном образовании» и многое другое.
№10 Создание предметно –пространственной развивающей среды
Это создание реальных условий для общения и взаимодействия ребенка-
дошкольника с живой и неживой природой, это такая организация пространства жизнедеятельности детей, когда для воспитателя существует хорошая возможность проведения различных видов деятельностей, насыщенных экологическим содержанием. №11
Предметно – пространственная развивающая среда в ДОУ способствует:
познавательному развитию ребенка: создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы,
эколого-эстетическому развитию: привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, умение видеть красоту природного мира, предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
оздоровлению ребенка: использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе;
формированию нравственных качеств ребенка: создание условий ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, формированию экологически грамотного поведения ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе;
В группах оборудованы экологические центры, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования и проведения опытов, цветы, дневники наблюдений, календари природы, разработаны разнообразные игры, лэпбуки и другие материалы.
На территории дошкольной организации создана «Экологическая тропа» с разнообразными объектами природы, разбиты новые цветники, ведется посильная трудовая деятельность на огороде и фитоогороде.
При создании условий учитывали 2 аспекта: 1) Экологически правильная организация зеленой зоны детского сада, грамотное ( в соответствии с биологическими потребностями) содержание всех живых существ и интенсивное использование разнообразной эколого- развивающей среды с целью получения максимального эффекта в экологическом воспитании детей. 2) Управление использованием обогащенной эколого –развивающей среды будет эффективным лишь в том случае, если вслед за созданием того или другого «экологического пространства» разрабатывается локальная методика его включения в общий эколого – педагогический процесс. (конспекты образовательной деятельности, картотеки опытов, экспериментов, проведение мини –проектов, разработка образовательных терренкуров).
№14 Формы работы с детьми:
-посезонное тематическое планирование образовательной деятельности;
- создание эколого - развивающей среды (метеоплощадка, лаборатории природы, экологическая тропа);
-организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, фитоогород, огород овощных культур, труд в природе);
- восприятие художественной литературы;
-выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
-игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
-экология здоровья (образовательные терренкуры, дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
- природоохранные акции
Накормите птиц зимой
Сохраним ель – красавицу наших лесов
Берегите воду
Цветущий детский сад
Несомненно, все локальные методики очень важны, но работу по экологическому воспитанию и формированию природоохранной культуры у дошкольников строим следующим образом:
• Материал дается не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.
• Создаются ситуации успеха для каждого ребенка, используя дифференцированные задание с учетом их индивидуальных особенностей.
№22 Работа с родителями:
№23 просветительство (родительские собрания, консультации, наглядно –текстовая информация) ;
№24 вовлечение в образовательно- воспитательный процесс (совместные праздники и досуги, походы и экскурсии, труд в природе);
- участие в выставках, конкурсах, ярмарках.
Безусловно процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического
воспитания в детском саду, но и от реальной жизненной обстановки.
Поэтому для организации работы по природоохранной культуре детей необходимо привлекать родителей. №25 Родители воспитанников активно включаются в педагогический процесс – участвуют в выставках поделок из природного и бросового материала, совместных походах,экскурсиях и озеленении территории детского сада.
№26 Наша работа продолжается в данном направлении, но уже имеются положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Правильно организованное воспитание природоохранной культуры в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Кроме того, воспитание природоохранной культуры детей дошкольного возраста является основой для других направлений в воспитательном процессе, таких как нравственное воспитание, патриотическое, эстетическое и трудовое.
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:
— создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
— написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;
— разработку презентаций, фоторепортажей и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разработка рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО(из опыта работы)"
Презентация поможет в создании рабочих программ педагогов....
Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы)
Проектная деятельность в ДОУ из опыта моей работы....
«Взаимодействие с родителями в соответствии с ФГОС ДО. Из опыта работы молодого специалиста..."
Основной целью взаимодействия с родителями является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Какого конечного результата мне хотелось достичь в работе с родителями, когда я только взяла...
Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"
Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"...
Формы взаимодействия детей и взрослых в свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/
Формы взаимодействиядетей и взрослыхв свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/...
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя). В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно ...
Разработка и реализация проектов для создания новой образовательной практики в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы МБДОУ д/с №32)
в статье предоставлен опыт работы дошкольного учреждения по применению технологии проектной деятельности.Ключевые слова: дошкольный возраст, современные образовательные технологии, проектная деятельно...