Разработка и реализация проектов для создания новой образовательной практики в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы МБДОУ д/с №32)
статья
в статье предоставлен опыт работы дошкольного учреждения по применению технологии проектной деятельности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, современные образовательные технологии, проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozlova_n.v._statya.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
Разработка и реализация проектов
для создания новой образовательной практики в соответствии
с ФГОС ДО (из опыта работы МБДОУ д/с №32)
Н.В. Козлова
старший воспитатель МДБОУ №32, г. Арзамас
Троицкая Ирина Юрьевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры ПДиНО Арзамасского филиала ННГУ
Аннотация: в статье предоставлен опыт работы дошкольного учреждения по применению технологии проектной деятельности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, современные образовательные технологии, проектная деятельность.
Development and realization of projects for creation of new educational practice in accordance with ФГОС TO (from experience kindergarten №32)
N.V. Kozlova
Annotation: in the article experience of preschool establishment is given on application of technology of project activity.
Keywords: preschool age, modern educational technologies, project activity.
В условиях модернизации отечественного образования дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДOУ, применения новых педагогических технологий. Современный педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Целевые ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации основной образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий и методов обучения дошкольников. В нашем учреждении эффективно применяются современные образовательные технологии, такие как: здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология исследовательской деятельности, технология портфолио дошкольника и воспитателя, личностно-ориентированная технология игровая технология. Их использование определены: Программой развития ДОУ, основной образовательной программой, годовым планом работы, рабочей программой педагогов. В данной публикации хотелось бы подробнее остановиться на технологии проектной деятельности.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В силу индивидуальных особенностей, развитие познавательных способностей не может быть одинаковым у всех детей, а использование проектной деятельности дает возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, так как проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, дает возможность получить позитивный социальный опыт реализации замыслов. К тому же, проектная деятельность способствует активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организаций социума, формирует у педагогов умение развивать познавательную и творческую активность воспитанников.
Совместная деятельность старшего воспитателя и педагогов способствовала обучению всех участников образовательного процесса общему методу проектирования. Старшим воспитателем был разработан методический проект «Совершенствуемся вместе», целью которого - создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через руководство проектной деятельностью. Тип проекта: информационный, вид: групповой для педагогического состава, по продолжительности долгосрочный (в течение 1 года).
На этапе «Практическая деятельность» проведены консультации: «Актуальность применения проектной деятельности для развития познавательной активности дошкольников», «Что такое детское проектирование?», «Проектная деятельность ДОУ. Методические рекомендации». Были проведены семинар-практикум «Проектная деятельность детей, как условие развития познавательной активности дошкольников», педсовет «Организация эффективной работы ДОУ по использованию технологии проектной деятельности».
Педагогами нашего учреждения создавались проекты различных тем и направлений: проекты «Великая Победа – 70 лет», «История моей семьи», «День матери», экологические проекты «Чудеса на огороде», проект «Волшебница вода» и другие.
Особенностью взросло - детского проекта заключалась в том, что в проекте принимали участие дети, педагоги, родители. Совместный поиск материалов по теме проекта (игры, загадки, рисунки, поделки) раскрывал творческие способности детей, вовлекал родителей в воспитательный процесс. Это, естественно, положительно, сказывалось на результатах совместной работы. Привлечение музыкального руководителя делало проект более познавательным и ярким.
Для реализации проектной деятельности проведена большая работа по обогащению развивающей предметно – пространственной среды групп. В группах оборудованы «Центры познавательного развития», наполненные разного вида конструкторами, дидактическими играми и материалами. Мини-центр «Лаборатория», в которой имеются различное оборудование для самостоятельных исследовательских действий. На полочках «Умные книги» размещены детские энциклопедии о животных, растениях, рыбах, птицах, морских обитателях, насекомых и т.д. Для обогащения представлений детей о произведениях искусства, различных видах декоративно-прикладного творчества имеются альбомы и демонстрационные материалы в центре «Художественно-эстетическое развитие», там же размещаются книги, иллюстрирующие современные изобразительные техники и включающие в себя пооперационные карты, разнообразные материалы для самостоятельного творчества детей. Приобретены и изготовлены дидактические игры: на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами. Центр «Социально коммуникативное развитие» способствует ознакомлению с правилами безопасного поведения, культурного поведения, умению взаимодействовать с окружающими. В центре «Речевое развитие» имеется литература по различным темам в соответствии с календарно - тематическим планированием, дидактический материал и дидактические игры.
Осуществление единого воспитательного подхода в развитии познавательных интересов у детей в детском саду и дома, взаимодействие с родителями осуществлялось в соответствии с планом работы через информирование, родительские собрания в форме круглого стола «Растим детей любознательными», совместные проекты (дети, родители, педагоги): «Великая победа – 70 лет», «Чудеса на огороде», «Зимующие птицы», «Комнатные растения», «Волшебница вода», организация совместных досугов и акций: создание мини-музея «Алея славы», «Инсценировка сказки «Репка», акции: «Ветераны живут рядом», «Берегите воду!», «Помогите птицам!»
Большой интерес у детей вызвала поисковая деятельность в процессе проекта «Великая Победа – 70 лет». О близких, воевавших в годы Великой Отечественной войны, воспитанники Ангелина Хохлова, Ирина Губанкова отыскали информацию о подвигах и наградах прадедушек. В процессе ознакомления с информацией оформили стенгазету «70 лет Победы». Эмоциональный отклик вызвала у детей экскурсия к памятнику Неизвестного солдата, где происходило возложение цветов. Особую гордость дети испытали от участия в конкурсе поделок на военную тематику, которые были выполнены совместно с родителями. Воспитанники проявляли интерес к подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны, празднику Победы, уважительно относятся к ветеранам, пожилым людям, готовы оказывать им посильную помощь, дети получили эмоциональное удовлетворение от изготовления подарков ветеранам (открытки и военные треугольники). Реализация проекта положительно повлияла на развитие познавательного интереса у детей к истории нашей Родины. Дети проявляли инициативу: рассматривая иллюстрации, участвуя в беседах, задавая вопросы, отражая свои впечатления в самостоятельной творческой деятельности, применяя полученные знания в сюжетно – ролевых и подвижных играх.
Повысился интерес родителей к педагогическому процессу. Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда альбомами «Имена Победы», «Города герои», «Великая Победа 70 лет», книгами о войне, поделками на военную тематику, рисунками и стенгазетами.
Через проект «День матери» воспитанники не только познакомились с историей возникновения праздника «День матери», но и поняли, что доставлять радость так же приятно, как и получать подарки. Через художественную литературу и музыку, совместную творческую деятельность дети приобрели опыт, который способствовал развитию познавательного интереса. Дети смогли реализовать свои желания и возможности в художественном творчестве, утвердились во мнении, что мама – это главное слово на свете. Получили опыт представления перед публикой семейной газеты, что способствовало проявлению детьми любви и уважения к близким, развитию коммуникативных навыков. Окончание проекта показало высокий уровень взаимодействия воспитателей, детей и родителей. Итоговое мероприятие «Вечер с мамой» прошло в тёплой обстановке. Дети читали стихи, играли, танцевали с мамами, дарили подарки, участвовали в совместном мастер-классе по изготовлению куклы-оберега.
В результате проекта «Воздух-невидимка» через самостоятельные элементарные опыты и исследования, направленные на изучение свойств воздуха, у детей сформировались естественнонаучные представления об объектах неживой природы. Экспериментирование и опытническая работа научили детей самостоятельно удовлетворять присущую им любознательность, отвечать на вопросы, видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обогатился словарный запас детей терминологией по теме. Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, способствовал усвоению новой информации через самостоятельную практическую деятельность.
Самостоятельная деятельность детей в мини – центре «Лаборатория» подтверждает развитие у детей познавательного интереса, дети самостоятельно проводят опыты, экспериментируют, общаются.
На этапе «Презентация продукта деятельности» проведен конкурс «Волшебство педагогических идей». На конкурсе был представлен лучший опыт педагогов, использующих метод проектов в своей деятельности. Проведение анкетирования педагогов «Выявление уровня владения методом проектов», показало следующие результаты: теоретически подготовлены для использования метода проектной деятельности в начале года - 19%, в конце года - 84%; применяли или готовы применить в своей работе данный метод: в начале года - 15%, в конце года - 84%.
Педагоги совместно с детьми принимают активное участие в конкурсах различного уровня: Всероссийский конкурс на лучшую публикацию в сфере образования 2017 года на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста через проектную деятельность», статья во Всероссийском электронном журнале «Воспитатель детского сада» на тему «Детское проектирование, как мотивация к познанию», публикация «Мастер-класс для воспитателей: «Проект «Зимующие птицы» (диплом II место) во Всероссийском образовательном журнале «Познание», участие во Всероссийском конкурсе на лучшую публикацию статьи в сфере образования 2017 года, публикация статьи на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста через проектную деятельность» (Диплом номинанта).
Педагоги активно выступили с опытом работы на городских методических объединениях города и успешно защитились на высшую и первую квалификационную категорию в 2017 году с практическими достижениями профессиональной деятельности «Проектная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» и «Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».
Педагоги оценили эффективность применения технологии проектной деятельности. Использование проектного метода помогает ребенку:
- проявлять инициативу, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- применять различные варианты действий для решения поставленной задачи;
- наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- получить представления о предметах и явлениях окружающей действительности, проявить и реализовать интерес к поисковой деятельности.
Опыт нашего учреждения показал, что детям необходимо больше свободы, чтобы познать себя, погрузиться в глубину собственных мыслей и творчества. Технология проектирования, позволяющая ребенку раскрыться в совместной деятельности, успешно способствует поддержке детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
Литература
- Белая К.Ю. Педагогический совет и деловые игры в ДОО. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128с. (Управление детским садом).
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айриспресс, 2008. - 208 с. -(Дошкольное воспитание и развитие).
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: Нормативные документы и практика. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с. (Управление детским садом).
- Поддержка и развитие детской одаренности: проектная деятельность / авт.-сост. Л.П.Пяткова [и др.]. – Изд.2е, испр. – Волгоград: Учитель. -175 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей группе по разработке основной образовательной программы в соответствиис ФГОС
Положение о рабочей группе по разработке основной образовательной программы в соответствиис ФГОС...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
«Возможности дошкольной образовательной организации по развитию экологического сознания и природоохранной культуры дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» из опыта работы МБДОУ д/с №32
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с п...
Формы взаимодействия детей и взрослых в свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/
Формы взаимодействиядетей и взрослыхв свете ФГОС ДО /из опыта работы МБДОУ «ЦРР-детский сад №123»/...
Практика реализации инклюзивного образования в дошкольной организации (из опыта работы МБДОУ № 76 «Ветерок» г. Набережные Челны Республики Татарстан)
Описан практический опыт системы работы дошкольной организации по формированию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Методическая разработка Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы с ОВЗ по типу ЗПР)
Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы с ОВЗ по типу ЗПР)...
Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему " Печенье для Мишки в день рождения" в рамках сюжетно-ролевой игры .
Методическая разработка представлена конспектом образовательной деятельности в форме новой образовательной практики – создания игрового занятия на тему « Печенье для Мишки в день рождения...