Формирование краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста (на материале родного города)
методическая разработка на тему

Юрьева Ирина Николаевна

программа «Знай и люби свой город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_kraevedcheskih.ppt218 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста (на материале родного города)

Слайд 2

Всякое исследование связано определенным кругом понятий и категорий: Краеведение - это изучение природы, экологии, экономики, истории и культуры своей местности, города, села, района. (Ожегов В.В.) Под краеведческими представлениями дошкольников будем понимать чувственно - наглядный образ предметов и явлений природной, социально - экономической и культурной среды родного края, доступного детям старшего дошкольного возраста .

Слайд 3

Структура содержания краеведческих представлений: 1. Информационный компонент, включает знания о своей родословной, о достопримечательностях города, промышленных объектах и т.д.; 2. Операционный компонент, представленный соответствующими умениями и навыками: умения узнавать и называть исторические памятники, использовать полученные знания в самостоятельной и совместной творческой деятельности; 3. Аксеологический компонент, включающий чувства, отношения к родному городу, к природе родного края, к семье.

Слайд 4

Критерии отбора содержания для формирования краеведческих представлений у старших дошкольников: отобранный материал должен соотноситься с местными условиями; преподносимый материал должен быть доступным для понимания, научный и быть интересным; краеведческий материал должен вызвать у старших дошкольников переживания, воздействовать на эмоционально - целостную сферу их личности; построение педагогического процесса, направленное на формирование представлений об окружающей среде, должно быть основано на взаимосвязи занятий, игр и экскурсий и тесном сотрудничестве взрослых и детей.

Слайд 5

Опросник для изучения краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста о городе Новодвинске Первый блок вопросов "Я и моя семья" 1. Как тебя зовут? 2.Что означает твое имя? 3. С кем ты живешь? Каких родственников ты знаешь? Второй блок вопросов "Современный город" 4. Как называется город, в котором ты живешь? 5. На берегу какой реки расположен город? 6. Ты любишь свой город? За что? 7. Какие улицы нашего города ты знаешь? 8. Какие фабрики, комбинаты, заводы есть в нашем городе? 9. какие достопримечательности нашего города ты знаешь? Перечисли, какие памятники ты знаешь? Какие архитектурные строения? Вторая часть "Старый город" 10. Назови старое название города Новодвинска ? 11. Как называется болото, где стал зарождаться город Новодвинск ? 12. Назови самую старую и самую молодую улицу нашего города? 13. Назови самую старую школу нашего города?

Слайд 6

Парциальная региональная программа «Знай и люби свой город» Цель . Формирование краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале знакомства с родным городом. Реализация цели обеспечивается через группу задач: 1. формировать представление у старших дошкольников о семье и родственниках; 2 . познакомить детей с ближайшим окружением детского сада; 3. формировать знания о «малой родине» (главные улицы города, памятники и достопримечательности, промышленные объекты и т.д.); 4. дать детям представление об истории родного города; 5. научить детей использовать полученные знания в творческой деятельности (изобразительной, познавательной, речевой, продуктивной); 6. вызвать интерес и желание у детей как можно больше знать о родном городе; 7. формировать любовь и привязанность к родному городу.

Слайд 7

П ринципы программы «Знай и люби свой город» · принцип гуманизации , который подразумевает осуществление личностно - ориентированной модели педагогического процесса, создание благоприятных условий для раскрытия и развития личности каждого ребенка; · принцип целостности педагогического процесса, под которым понимается единство обучения, воспитания и развития; · принцип культуросообразности , поскольку дети развиваются в конкретной социокультурной среде; · принцип рационального сочетания разных видов деятельности , адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных нагрузок; · принцип дифференциации и индивидуализации , под которым понимается развитие у детей в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями; · принцип интегративности , под которым понимается сотрудничество с семьей, музеем, школой искусств.

Слайд 8

Модель программы по формированию краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 9

План построения экспериментального процесса на основе программы «Знай и люби свой город»

Слайд 10

План построения экспериментального процесса на основе программы «Знай и люби свой город»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошколь...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

Развлечение по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу г. Кемерово»

Цель: Воспитание любви к малой родине, к родным местам у старших дошкольников.       Задачи:- продолжать пополнять знания о своей малой родины города г .Кемерово;- п...

Занятие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в город Геометрических фигур"

развивать элементарные математические представления:умения пользоваться в речи порядковыми и количественными числительными;навыки соотнесения цифры с количеством предметов;умения составлять геометриче...

«Формирование краеведческих представлений у детей младшего дошкольного возраста совместно с родительской общественностью»

Данный материал можно использовать в работе с родителями по формированию у детей младшего дошкольного возраста краеведческих представлений....

Опыт работы на тему :«Формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки»

Опыт работы. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса занятий, направленных на формирование у детей раннего дошкольного возраста нравственных представлений на материале вол...

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»

С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...