проект «Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»
проект (старшая группа) на тему

Елисеева Ольга Ивановна

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок,  играет  важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании  патриотизма, бережного отношения к  культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров. Мы живем на юге Московской области, в городе Серпухове, который является поистине кладезью  архитектурных памятников,   имеет  свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Серпухов знаменит уникальными памятниками истории и культуры - творениями зодчих Р. И. Клейна, М. Пиотровича, М. Таманского. На сегодняшний момент, согласно государственному реестру в городе 150 объектов культурного наследия, что позволяет отнести наш город к числу крупнейших исторических городов Подмосковья. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей,  по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем. Организация  работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании   художественного вкуса дошкольника, в  развитии его познавательной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_arhitektura.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 3 «Ромашка»

ПРОЕКТ

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0205462.wmf

Выполнили:

Елисеева Ольга Ивановна

Ягупова Светлана Фёдоровна

Серпухов, 2014 г.

ПРОЕКТ

«Взаимодействие ДОУ и семьи  при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Разработчики проекта:

  1. воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Елисеева Ольга Ивановна;
  2. воспитатель второй квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Ягупова Светлана Федоровна

Название проекта: «В мире архитектуры»

Тип проекта:

  • по доминирующему методу: творческий, исследовательский;
  • по характеру содержания: ребенок- педагог - семья;
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • по характеру контактов: старший дошкольный возраст в контакте с педагогами и семьей;
  • по количеству участников: фронтальный, групповой;
  • по продолжительности: долгосрочный.

Комплектация воспитанников: дети (26 человек), родители старшей группы МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» г. Серпухова.

Количество участников: 42 человека.

Длительность проекта: 1 год.

Дата проекта:14.01.2013г. по 15.02.2014г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Итоговое мероприятие: Смотр – конкурс творческих работ «Юный архитектор»

Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок,  играет  важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании  патриотизма, бережного отношения к  культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.

Мы живем на юге Московской области, в городе Серпухове, который является поистине кладезью  архитектурных памятников,   имеет  свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Серпухов знаменит уникальными памятниками истории и культуры - творениями зодчих Р. И. Клейна, М. Пиотровича, М. Таманского. На сегодняшний момент, согласно государственному реестру в городе 150 объектов культурного наследия, что позволяет отнести наш город к числу крупнейших исторических городов Подмосковья. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей,  по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем.

Организация  работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании   художественного вкуса дошкольника, в  развитии его познавательной сферы.

Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями   ознакомления детей с архитектурой родного города  и их использованием в реальном взаимодействии нашего дошкольного учреждения с семьей в воспитательно-образовательном процессе, указало на необходимость  практического разрешения данной проблемы.    Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города».

Целеполагание:  только при совместном взаимодействии с семьей, разных форм работы: совместные экскурсии, праздники, развлечения, создание фотоальбомов, выставки совместного творчества по заданной тематике, участие в различных конкурсах, «круглый стол» (представление семейного опыта); родительские собрания, консультации, информационные буклеты, брошюры, информация на сайте учреждения, папки передвижки,  практические занятия для родителей, мы можем говорить об успешном ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием и архитектурой города Серпухова.

Цель проекта: повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления старших дошкольников с   архитектурой родного города, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду.

Основные задачи проекта.

  1. Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.
  2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
  3. Развивать интерес к изучению памятников архитектуры города Серпухова.
  4. Развивать творческие  умения детей в процессе создания архитектурных построек и сооружений.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
  6. Повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с   архитектурой города.
  7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой города Серпухова.

Практическая значимость проекта.

Предлагаемая организация партнёрских взаимоотношений между семьей и ДОУ помогает эффективной совместной работе всех субъектов дошкольного образования в процессе ознакомления детей с архитектурой родного города, повышают педагогические знания родителей, помогают решить задачи эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений, воспринимать образно-выразительные средства  искусства архитектуры, стимулировать потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.  Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

педагоги ДОУ

родители

дети

Организационный этап

Составление плана проекта, определение  сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка  положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия.

педагогиДОУ

родители

Формирующий этап  

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ (комплексные, тематические), посещение выставок, музея и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок  совместных работ, фото выставок по теме проекта.

педагоги ДОУ

родители

дети

Итоговый  этап

Проведение итогового мероприятия (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ  результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги

 специалисты ДОУ

родители

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Организационный этап

Работу с родителями строили, придерживаясь последовательности:

1. организационный (январь - февраль 2013)

- составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу;

2. практический (март 2013 - декабрь 2013)

- организация сотрудничества с родителями через реализацию различных форм работы;

3. заключительный (январь - февраль 2014)

- подведение итогов работы: (повторная диагностика, перспективы сотрудничества с родителями).

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей об архитектуре города Серпухова, но испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку - дошкольнику.

Мир архитектуры - это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты.

Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

Работа с детьми

Нами было разработано содержание деятельности  с детьми по ознакомлению с архитектурой родного города, которое  предполагает рассматривание следующих блоков:

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине)  через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем  следующими качествами - удобство, польза; конструктивные свойства - прочность, экономичность; эстетические - красота. Данный блок включает в себя следующие  темы:

А) « Серпухов-город храмов» - знакомим  детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б)  « Жилые здания»- тема  рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее:  изба, особняки купцов, коттеджи…)

В) « Общественные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады…

Г) « Промышленные здания»- тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

2. Архитектура инженерных построек.  Данный блок рассматривается через знакомство с  сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура.  Предполагает ознакомление детей с особенностями  благоустройства  площадей, парков, улиц города.

При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Формирующий этап  

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре Серпухова. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы:

коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Работа с родителями

Проведено родительское собрание «Знакомим дошкольников с архитектурой города Серпухова», намечены основные пути взаимодействия по данной проблеме.

Больший интерес вызвала деловая игра с родителями «Путешествие по родному городу Серпухову», в процессе которой участники не просто «впитывали» определенные знания, а конструировали новую модель действий, отношений. В обсуждении участники игры пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, как знакомить детей с архитектурой родного города.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Был проведен тренинг совместно с психологом «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Тренинговые игровые упражнения и задания помогли родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним по формированию патриотических чувств, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начал конструктивно общаться с ребенком, постиг новые истины.

Для изучения истории и достопримечательностей родного города оформили папку-передвижку «Серпухов – город древний, город молодой», где разместили интересную информацию для родителей и детей.

Совместно с родителями собрали материал о родном крае: стихи о Серпухове, загадки о достопримечательностях, памятниках и храмах. Дети с радостью узнавали знакомые стихи и загадки, гордились участием родителей в их подборке.

Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в экскурсиях в Историко-художественный музей, на Соборную гору, в Выставочный зал, посетили Городской музыкально-драматический театр. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родного города, любовались соборами, храмами, музеями. Восторгу детей не было предела, что побудило родителей к дальнейшему изучению с детьми архитектуры Серпухова.  

Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, здания, памятники архитектуры – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков и творческих работ «Юный архитектор», пробудила интерес к своему дому, улице, городу.

Изучение материала происходило с использованием книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», компьютерной технологии: «Дворцы русского музея», «Московский Кремль», «Искусство и архитектура», «Современный деревянный дом», энциклопедии Кирилла и Мефодия раздел «Архитектура», рассматривания цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.

Совместно с родителями оформили альбомы, и папку передвижку «Серпухов город мой родной», «Мы с Ногинки», смастерили макет «Микрорайон им. Ногина».

Родители активно участвовали в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с жилыми, промышленными, общественными зданиями. Эти игры не только обогатили знания детей об архитектуре города, но и сподвигли их к творческому рассказыванию о памятных и интересных местах города Серпухова и созданию новых игр, например:

«Знатоки Серпухова». Цель: формировать умение свободно использовать свои знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви  и гордости за него.

«Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.

«Где находятся памятники?». Цель: формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц, соборов, храмов.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.

Развивающие игры:

  • «Где Городовичок?» Цель: Учить детей свободно владеть планом.
  • «Разные дома» Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.
  • «Стройка» Цель: Учить детей конструировать по схематическому образцу.

Итоговый  этап

Итоговым мероприятием стал смотр-конкурс творческих работ «Юный архитектор».  Работы выставки представлены вашему вниманию. Она создана благодаря творческой триаде педагоги – родители – дети.

 

Выводы. Таким образом, в результате совместно проведенного проекта «В мире архитектуры» у детей значительно вырос уровень знаний и представлений об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию Серпухова, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с архитектурой, родители стали верными помощниками педагогов.

Дальнейшее развитие проекта        

Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры  России, ознакомление с приемами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Модель формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе в условиях ФГОС на примере темы «Тольятти трижды рожденный»

Введение   Актуальность темы. При формировании основ гражданских и патриотических чувств в ФГОС к структуре ООП ОД 20% отводится региональному компоненту, одним из направлений которого являет...

Деятельности педагога с детьми по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Малой Россией. «Город Энгельс-город мой родной.»

Энгельсский муниципальный район Саратовской областиМуниципальное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №76»...

Конспект НОД. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с гербом родного города. Тема : «Герб Шахуньи».

Конспект НОД.Ознакомление детей  старшего дошкольного возраста с гербом родного города.Тема :  «Герб Шахуньи».Задачи:Формировать умение видеть связь истории родного города с симв...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края"...

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «УЛИЦЫ МОЕГО РОДНОГО ГОРОДА»

В дошкольном детстве взрослым необходимо развивать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес дошкольников будет высоким, если ребенок станет активным участником педагогическо...

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «УЛИЦЫ МОЕГО РОДНОГО ГОРОДА»

В дошкольном детстве взрослым необходимо развивать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес дошкольников будет высоким, если ребенок станет активным участником педагогическо...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края при взаимодействии с социальными партнерами»

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к ознакомлению и изучению своей малой родины....