Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработки занятий с детьми, собрание и консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrastalyubvi_k_rodnomu_gorodu.docx | 53.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств
Методические рекомендации
Выполнила:Мартынюк Вера Владимировна,
воспитатель МДОУ№ 181,
Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю
1.1. Сущность понятия патриотизм, его структурные компоненты
1.2. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания любви к родному краю у старших дошкольников
2.1.Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному городу (краю), определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Это закономерно, поскольку чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Воспитание положительного отношения к родному краю у детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие патриотических чувств.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [6].
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания любви к родному городу (краю), так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт в области теории воспитания патриотических чувств, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме (К.Д. Ушинский, Е.И., Водовозова, А.С. Мерлина, Н. Ю. Ясева, Н. Г. Комратова, Л.Ф. Грибова, и др.). Во взглядах на развитие патриотических чувств у личности существуют различные подходы, и авторы предлагают свои технологии воспитания любви детей к родному краю [6, 11].
Одной из задач нравственного воспитания личности в целом является формирование основ патриотизма. Важнейшей составляющей частью патриотических чувств у человека, в том числе у ребенка, является любовь к родному краю. Первооснову воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста составляет привязанность и любовь к родным людям и ближайшему окружению. Формирование любых нравственных чувств, в том числе и любви к ближнем, базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка.[11]
В старшем дошкольной возрасте в формировании любви к родному краю большую роль отводят изобразительному искусству, художественной литературе, экскурсиям, беседам. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие увиденного и прослушанного, способствует переносу вызванных эмоций и чувств на реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют формированию нравственных чувств.
Приобщая детей к народной культуре, местным традициям, опосредованно отражающим реальный мир мы воспитываем нравственно-патриотические чувства. Так при ознакомлении с достопримечательностями города (края) у детей активизируется интерес к общественной жизни страны и города, к своей родине, к ее ценностным ориентирам [11].
Задачи:
- воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитания уважения к труду;
-развития интереса к русским традициям и промыслам;
- расширения представлений о родном городе;
- знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развития чувства ответственности и гордости за достижения Кузбасса;
- формирования толерантности, чувства уважения к труду человека разной профессии.
Теоретическое значение данной работы заключается в том, что в работе рассмотрены основные вопросы патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, раскрывается содержание и роль формирования любви к родному городу (краю).
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю.
1.1. Сущность понятия патриотизм, его структурные компоненты
Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.
Научное понимание этого патриотизма раскрыто классиками советской школы. Доказано, что данная категория отражает социальные явления, не существующие вне рамок человеческого общества, что патриотизм - это элемент общественного сознания. Являясь таковым, патриотизм вторичен по отношению к экономической жизни, базису общества, определяющему форму идеологической надстройки, духовную жизнь людей, их патриотические чувства.
В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка [6].
На современном этапе в концепции по развитию патриотического воспитания дано следующее определение: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6].
Теоретически важным является выяснение сущности понятий "родина" и "отечество". В работах философов А. Г. Агаева, М.Н. Росенко дается следующая трактовка данных понятий. Авторы считают, что в широком смысле понятие "отечество" включает в себя понятие "родина". В узком смысле "родина" - это народ, природа родного края, история, культура, традиции народа, его язык. Понятие "родина" содержит в себе больше общечеловеческого, это социально-этническое понятие [6].
Исходя из сущности и особенностей патриотизма, философы А.Г. Агаев, Ж.Г. Голотвин и Р.Я. Мирский выделяют следующие его структурные компоненты:
1. Чувственно - эмоциональный: чувство любви к родине, народу, традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость.
2. Интеллектуальный: научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, осознание ответственности за судьбы родины.
3. Действенно-практический: труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д.С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [4].
1.2. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются, как отмечают психологи, новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний (А.Г. Ковалев, А.А. Люблинская, Т.А. Репина, П.М. Якобсон. Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников (Л.С, Выготский, А.В. Запорожец, Д. Эльконин, подчеркивают важное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения детей (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я,3. Неверович [4].
Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И. Логинова [6].
На основе возрастания общей произвольности поведения к старшему дошкольному возрасту усложняется характер деятельности ребенка. В процессе ее дошкольник выполняет практические действия, результат которых важен для других люде, деятельность его начинает диктоваться целями общественного характера.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
Таким образом, выявленные психологами особенности свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей данного возраста.
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитания любви к родному краю через живопись у старших дошкольников
2.1. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае
Научное исследование с целью проверки гипотезы, что воспитание положительного отношения к родному краю эффективно влияет на общий уровень патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте, проводилось на базах МБДОУ № 181 и МБДОУ № 199 «Детские сады комбинированного вида» среди детей старшей дошкольной группы ДОУ. Контингент испытуемых составляет 10 человек. Эмпирическое исследование проходило в 4 этапа.
- На первом этапе осуществлялась анкетирование старших дошкольников ДОУ.
- На втором этапе исследования проводилась обработка и анализ результатов.
- На третьем этапе исследования с детьми проводилась работа по расширению кругозора детей, по формированию положительного отношения к родному краю, через беседы, экскурсии, наблюдения, образовательную деятельность.
- На четвёртом этапе было проведено повторное анкетирование старших дошкольников.
Для изучения уровня знаний детей по родному краю проводилось среди дошкольников анкетирование.
Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 15 вопросов:
1.Как называется страна, в которой ты живешь? (Россия)
2.В каком городе ты живешь?
3.Как называется наша область? (Кузбасс)
4.Как называется улица, на которой находится твой детский сад?
5.Какие ты знаешь заводы и предприятия в Кемерово?
6. Какие ты знаешь парки, скверы?
7.Что такое патриотизм?
А) любовь к Родине Б) любовь к себе
8. Что такое Родина?
9. Тебе нравится жить в Кузбассе?
10.Почему необходимо дорожить Родиной?
11. Какие исторические памятники говорят о героизме кузбасского народа?
12. Какими качествами должен обладать патриот?
13. Хотели бы Вы покинуть Родину?
14. Что Вы знаете о государственных символах России (герб, флаг)?
15. Считаете ли Вы себя патриотом своей Родины?
Инструкция: Старайтесь быть максимально правдивым.
Анализ результатов: За каждый правильный ответ выставляется по баллу.
1. 12-15 баллов – высокий уровень - проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь.
2. 7-11баллов– средний уровень- выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города.
3. 0-6 баллов - низкий уровень - Затрудняется отвечать на вопросы. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Одним из эффективных средств воспитания положительного отношения к Родине является непосредственное участие ребёнка в жизни своего города, края, страны. Это посещение совместно с родителями музеев, где дети будут узнавать историю своего края; чтение художественной литературы писателей и поэтов живущих в нашем городе и писавших о нём; участие в общенародных праздниках, посвящённых Дню города, профессиональным праздникам и др….
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к нему.
Список литературы
1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью[Текст]/ Н.В.Алёшина. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 246 с.
2.Детский сад: будни и праздники[Текст]:методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/Сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 320 с.
3.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ[Текст]:методический аспект/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
4.Иванова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Старшая и подготовительная группы [Текст]/ Т.И. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. – 96 с.
6.Козакова, И.П. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И.П. Козакова// Обруч. 2003.- №6.- С. 8-12.
7.Колпачук, О.С., Добрицкая, И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста[Текст]/ О.С.Колпачук, И.Г.Добрицкая./ Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006.- С. 66-68.
8. Логинова, Л.В. Мини-музей в детском саду [Текст]/ Л.В. Логинова, Н.А. Рыжова. - М.: Лнка-Пресс, 2008. – 256 с.
9.Нигматуллина Н.В.. Предшкольное образование и система работы с родителями. [Текст]/ Н.В. Нигматулина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 92 с.
10.Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа [Текст]/С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2010. – 320 с.
11.Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников [Текст]/Н.Ю.Ясева. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000.- 60 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Конспект занятия по познавательному развитию «Памятники города Кемерово» (подготовительная группа)
Составила воспитатель МБДОУ №181 В. В. Мартынюк
Цель: Знакомство детей с достопримечательностями города Кемерово.
Задачи: 1.Познакомить с известными памятниками города Кемерово.
2.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
3.Воспитывать гордость за историческое прошлое своего города.
4.Воспитывать в детях чувство привязанности к своему городу, восхищение его красотой.
Ход занятия:
1 часть.
Чтение стихотворения о городе:
Родному городу. Борис Бурмистров.
Свет любви, добра неугасимый,
Кемерово – город на Томи.
Город мой до камушка родимый,
Дороги мне улицы твои.
Улочки, проспекты и аллеи
Исходил я вдоль и поперёк,
Ничего на свете нет роднее,
Сердцу милый с детства уголок.
Память моя взрослая и детская,
Не расстаться никогда с тобой.
Родина – земля моя Кузнецкая,
Кемерово – мой город молодой.
За рекой берёзовая роща,
Первые свиданья у моста
В городе, где Пушкинская площадь,
Юности любимые места.
На земле одна у нас забота –
Жить в согласьи, только лишь всего,
Это очень трудная работа –
Строить город и любить его.
Педагог: У каждого города есть своя родословная, своя история, неповторимый облик. Наш город сравнительно молод по историческим меркам, он не богат памятниками старины. И всё же ему посвящают стихи, в его честь слагают песни. Потому что кемеровчане любят свой город. Есть много версий, почему наш город называется именно так. Одни исследователи считают, название города произошло от слова «Кемер», что в переводе на русский означает «уголь». Другие – что по-тюрски «кемер» означает «утёс – высокий берег». Есть мнение, что название пошло от фамилии здешних поселенцев. В городе и сейчас проживает 200 человек, носящих фамилию Кемеровы.
2 часть.
Педагог: Ребята, я вам предлагаю продолжить путешествие по городу, в котором мы живём, поделиться своими впечатлениями об увиденном.
Дети по-очереди выходят и рассказывают.
- Михайло Волков – первооткрыватель кузнецкого угля. Его имя навсегда вошло в летопись истории Кемеровской области. Его именем названа площадь города – любимое место отдыха кемеровчан.
Нам поладь Волкова Михайлы
Не спутать с площадью иной:
В больших руках мужик бывалый
Сжал каменный огонь земной.
-Главная площадь города Кемерово находится в Центральном районе. В её центре установлен памятник В.И. Ленину. На этой площади кемеровчане торжественно встречают всенародные праздники. От площади Советов протянулся весь проспект Советский.
-На Набережной реки Томь находится памятник воинам- кузбассовцам. Открыт памятник к 25-летию со дня Победы. А ещё был зажжён Вечный огонь у памятника кузбассовцам, попавшим в годы Великой Отечественной войны. Около памятника стоят в почётном карауле часовые.
От тополей падают тени,
Идёшь до Томи хорошо.
Гулял бы, бродил по Весенней,
И ни куда б ни ушёл.
-Есть в городе площадь Пушкина, которая находится в неприметном, укромном уголке, недалеко от площади Советов. Каждый год в день рождение поэта площадь собирает почитателей пушкинского таланта, здесь проводятся Пушкинские чтения. Памятник Пушкину раньше стоял у входа одного из Дворцов Культуры в Москве, затем привезён в город Кемерово и установлен на этой площади. Поэтому и площадь стала называться – площадь Пушкина (рассказ о Пушкине).
-Рассказ о музее «Красная горка».
-«Я – Земля, я своих провожаю питомцев:
Сыновей, дочерей.
Долетайте до самого солнца
И домой возвращайтесь скорей».
Педагог: О ком эта песня? Кто был первым космонавтом?
-Юрий Алексеевич Гагарин. Вся страна гордится его подвигом – первым космическим полётом. Но наш земляк – Алексей Архипович Леонов первым вышел в открытый космос, чем и прославил наш город, край и всю страну. И чтобы люди помнили и чтили первых космонавтов, в нашем городе и районе поставили обелиски, разбили сквер и назвали улицы.
Педагог: Ребята, кА вы считаете, зачем нужны памятники? А они украшают наш город? Как можно назвать людей, которые помнят историю своего народа, гордятся знаменитыми, выдающимися людьми, героями, городом, в котором живут? (патриотами, культурными людьми, настоящими гражданами своей страны).
3 часть.
Педагог. Ребята, а кроме памятников в нашем городе есть много интересных мест, достопримечательностей.
Игра «Узнай по описанию».
Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Кемерово, активизировать мышление и воображение.
Рассказ о Филармонии.
Это здание напоминает огромный орган. В нём звучит классическая музыка, голоса лучших певцов нашего времени. Выступает симфонический оркестр Кузбасса.
Театральная площадь.
Красивое место в Центральном районе, с разноцветным фонтаном, Драматическим театром. Любимое место отдыха кемеровчан и гостей города.
Рассказ о цирке.
Культурно-развлекательное место в Центральном районе города. Особенно большой популярностью пользуется у детей. На его арене выступают артисты циркового искусства: клоуны, жонглёры, дрессировщики зверей и др.
Краеведческий музей.
Музей, который является хранилищем материалов и документов по истории Кузбасса с древнейших времён и до наших дней. Посетители музея получат представления о природе края, об историческом прошлом, культуре и традициях.
Парк Победы.
Этот парк назван в честь победы в Великой Отечественной войне. В Парке много скульптурных изображений боевой техники и орудий, памятник Г.К. Жукову.
Игра «Когда так бывает?»
Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход игры.
Воспитатель называет словосочетание – дети раскрывают его значение.
- Когда г.Кемерово бывает холодным? (зимой)
- Когда г.Кемерово бывает мокрым? (весной, во время дождя, осенью и летом)
- Когда наш город бывает красивым? (в праздники)
- Когда город бывает весёлым? (в День города, на Новый год, на Масленицу)
Игра «Продолжи предложение».
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, умение составлять высказывание. Закреплять знание о родном городе.
Ход игры.
-Наш город называется…..
- Жители нашего города называются…..
- Наш город находится в …
- Нашей области исполниться…….лет.
- Нашему городу…..лет.
- Я люблю свой город за то, что он (красивый, богатый, зелёный и т.д.; что он делает наше детство радостным; дарит радость, счастье, много игрушек)
4 часть.
Молодцы, ребята! Вы очень много рассказали о своём городе. А что мы можем подарить своему городу? (ответы детей)
Приложение 2
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Кузбасс – наш край шахтёрский»
Составила воспитатель МБДОУ №181 В. В. Мартынюк.
Цели и задачи: Дать детям представление о работе шахтёров. Подвести к пониманию важности любого труда, взаимосвязи людей разных профессий. Пополнять знания детей посредством художественной литературы. Воспитывать уважение к труду шахтёров Кузбасса, желание трудиться за других.
Словарная работа: продолжатель рода, химия, трибуна, тёзка, нарядный мундир, ордер, вагонетки, тормозок, туннель, комбайн, состав и др.
Оборудование: каска, фонарь шахтёра, иллюстрации о труде разных профессий, о труде шахтёра, картинки из серии «Все работы хороши», уголь, книга М. Колосова «Уголёк».
Ход занятия.
1 часть: Беседа с детьми о том, где и кем работают их родители? (Мама Дианы работает учителем русского языка и литературы в школе, мама Андрея на почте оператором, папа Юры – водитель, мама Иры работает дворником и т.д.) Обобщить высказывания детей: «Важен труд каждого человека», а значит профессии нужны всякие и все они важные.
2 часть: Дидактическая игра «Кто кем работает?» ( картинки о труде людей разных профессий).
3часть: Беседа:
1.Воспитатель: «Ребята, скажите пожалуйста, сто такое счастье?»
Ответы детей: «Когда тебя любят близкие люди, когда много игрушек, это весёлые праздники, дни рождения, когда мама читает на ночь сказки, поёт песни».
Воспитатель: «А для меня счастье – это моя семья, моя работа. Ещё когда была маленькой девочкой как вы, я уже мечтала быть воспитательницей или учительницей. И моя мечта сбылась – вот уже много лет я работаю воспитателем, потому что я люблю свою работу и от этого я счастлива».
2.Воспитатель: Дети, а у вас есть своя мечта? Расскажите о ней. (Высказывания детей о своей мечте). Юра: «Я хочу быть водителем, как папа», Арина: «Я мечтаю стать врачом» и т.д.
4 часть: Воспитатель: Ребята, а я хочу сегодня вам рассказать о мальчике Артёме, который мечтал стать шахтёром, потому что у Артёмки вся родня шахтёры: и дед, и прадед, и два дяди – отцовы братья тоже шахтёры. Артёмка дело.
5 часть: Рассказ – беседа с просмотром иллюстраций из книги Михаила Колосова «Уголёк» по плану предложенному воспитателем:
1.Артёмкина родня.
2.Праздник – День шахтёра.
3.Дядя возьми меня.
4.В шахту.
5. Вниз, вниз, вниз.
6. Поз землёй.
7. Хорошо!
Чтение книги в свободное от занятий время.
Приложение 3
«Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
Сценарий собрания с родителями детей старшего возраста
Подготовила воспитатель МБДОУ № 181 В.В. Мартынюк.
Задачи: Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей старшего возраста к познанию своего города Кемерово и Кемеровской области; распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о семье, доме, городе, его культуре и традициях;
активизация родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей.
Подготовка к собранию:
- составление сценария собрания;
- анкетирование родителей;
- опрос детей;
- оформление приглашения для родителей;
- подготовка детей к выступлению;
- подготовка материалов для оформления проекта;
- подготовка Памятки для родителей;
- подготовка выступления родителей;
- подготовка викторины о родном городе.
Материал к собранию: символы семьи, дома, детского сада, города, края, России; сигнальные карточки (красный и зелёный цвет), результаты анкетирования родителей и опроса детей.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и краю в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
- Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Высказывания родителей.
- Символ семьи.
Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
- С чего необходимо начинать? Высказывания родителей.
Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
- Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).
- Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
-Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?
Родители при ответе на вопросы поднимают сигнальные карточки.
- Родитель показывает родословное древо своей семьи.
-Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?
- Два родителя показывают семейные альбомы.
Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
- Какие традиции есть у вашей семьи?
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.
- Символ дома.
- Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?
Пожалуйста, поднимите сигнальную карточку те родители, дети которых знают домашний адрес.
Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
- Символ детского сада.
- Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?
Мы уверены, что многие интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.
Вы, надеюсь, заметили стенд в фойе «Детскому саду – 30 лет». Рассмотрите фотографии, расскажите детям о том, что в детском саду помнят всех выпускников и гордятся их успехами, когда-нибудь и их дети придут сюда. Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям: создаём мини-музей «Наш любимый детский сад», проводим экскурсии и занятия. У нас есть свой гимн на мотив песни «Маленькая страна», которую знают и исполняют все подготовительные группы.
- Символ-фотография города Кемерово.
Мы с вами живём в одном из красивейших городов – столице Кемеровской области.
- А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Поднимите сигнальную карточку, если знает.
- А насколько вы знаете историю своего города? Предлагаю вам небольшую викторину.
Викторина.
Основная цель - пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям, истории.
Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: экскурсии и пешие прогулки по городу, посещение разных достопримечательностей (дворцы, театр, парк, стадион, сквер, музеи и т.п.), дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь, т.к. д/сад не имеет возможности часто вывозить детей за пределы ДОУ. Просим вас, гуляя по улицам Кемерово, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, фонтаны, особенности сибирской природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.
- Где вы бываете с ребёнком в свободное время?
- Знакомите ли с достопримечательностями Кемерово, бываете ли в театре, парках, музеях? (поднимите сигнальную карточку)
Мы с детьми посещаем музей в школе №15 в Кировском районе, краеведческий музей, музей «Красная горка», выставки картин. Что ребёнку даёт посещение музея?
- Расширяется кругозор
- Формируется интерес к прошлому и настоящему
- Развивает воображение и фантазию
- Приобщает к культуре
Мы провели анкету с целью выяснения представлений родителей о музее, о значимости музея в развитии ребёнка. Анализ анкет.
Провели опрос детей. Анализ опроса детей.
- С какой же целью мы создаём мини - музеи в нашем д/саду?
Тематика мини-музеев связана с городом: необычные места в нашем городе, (дома, здания, пруды, парк…), природа, производство, скульптура…
Задачи:
- Научить ребёнка понимать, что и у людей и у вещей есть своя история.
- Познакомить с культурой, прошлым и настоящим, достопримечательностями нашего города, с промышленностью, с традициями и обычаями, с людьми, прославившими город,
- Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательную активность
- Формировать у детей проектно-исследовательские умения и навыки
Особенность детских музеев в том, что каждый экспонат доступен ребёнку, он может быть выполнен самим ребёнком. В создании музея могут участвовать все: педагоги, дети, родители, родственники и т.д. Дети не только узнают что-то новое, обследуют предметы, но и проводят простейшие исследования и эксперименты. В дальнейшем дети сами выступят в роли экскурсовода, «учёного» или исследователя; станут участниками тематических вечеров, праздников, встреч с интересными людьми нашего города. Мы надеемся в результате сформировать у ребёнка основы уважительного, заинтересованного отношения к накопленному человечеством опыту (в частности, в Кемерово). Призываем вас принять активное участие в создании музея, в его оформлении, а главное в совместном изучении с ребёнком истории предмета, его использование в жизни, го особенности, его разновидности и т.д. Например: как много можно узнать нового о скульптуре…
Рассказ воспитателя о мини-музее дома.
Родина – это город, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички – всё это Родина.
- Кемеровская область, Россия. В детском саду мы знакомим детей с глобусом и картами, организуем выставки…
Сообщение воспитателя по народной культуре.
Рассказывайте детям и о других государствах и странах. Хорошо, если у вас дома есть глобус или карта, интересные книги и фильмы о жизни животных и растений, о знаменитых людях, энциклопедии…
- Так что же можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и краем?
-экскурсии по городу, выход или выезд на природу,
- рассказы о достопримечательностях,
- рассматривание и чтение книг о Кемерово, стихов, фотоальбомов,
- просмотр передач кемеровского телевидения,
- фотографирование детей на фоне зданий, природы и т.п.
- посещение выставок, музеев, библиотек, театра, лыжного комплекса и других спортивных сооружений…
Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.
Решение.
- Принять родителям активное участие в создании мини-музея в группе.
- Оформить альбомы с родословной семьи.
Приложение 4
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
Составила воспитатель МБДОУ № 181 В.В. Мартынюк.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в котором они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.
Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний
способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка.
Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны.
Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»
Консультация для педагогов и родителей "Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине"...
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В настоящее время встал вопрос о том, что современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому проблема экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...
Развлечение по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу г. Кемерово»
Цель: Воспитание любви к малой родине, к родным местам у старших дошкольников. Задачи:- продолжать пополнять знания о своей малой родины города г .Кемерово;- п...
Развлечение по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу г. Кемерово»
Цель: Воспитание любви к малой родине, к родным местам у старших дошкольников. Задачи:- продолжать пополнять знания о своей малой родины города г .Кемерово;- п...
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»
С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...
Познавательно - развлекательное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «С днем рождения Красноярский край»
Познавательно - развлекательное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "с днем рождения Красноярский край"...
Консультация для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному Белгородскому краю»
Важно знакомить детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями, богатством Белгородской области, её истоками. Это поможет взрастить в детях семена любви к своему дому, семье, малой Роди...