КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
план-конспект занятия (старшая группа)
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формировать у детей чувство любви к родной стране, людям, населяющим ее. Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры. Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_yarmarka.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Кудинова Светлана Ивановна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад №7 г. Донецка, Ростовская область
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формировать у детей чувство любви к родной стране, людям, населяющим ее. Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры. Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать расширять представление детей с традиционными праздниками «ярмарка», обрядами русского народа
- расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах
- учить вести беседу, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников
Развивающие:
- развивать память, связную речь, логическое мышление, способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные умозаключения
- активизировать словарный запас детей
- развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкально-ритмической
- развивать чувство прекрасного через изготовление игрушки-забавы
Воспитательные:
- создавать условия для развития коммуникативных способностей у детей
- закреплять умение работать в команде
- формировать стремление к достижению поставленной цели посредством игровых заданий
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях
- воспитывать стремление совершать добрые дела
- воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа
Оздоровительные:
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей средствами физминутки, подвижных игр
Методы:
Кейс технология
Наглядный:
- презентация
- демонстрация картинок
Словесный:
- творческие задания
- беседа
Формы:
- игровая, информационная (иллюстрация)
Оборудование и материалы:
ноутбук, экран. Презентация «Русская ярмарка». Столы с игрушками и изделиями с разными видами промыслов, карта, русские национальные костюмы для детей и взрослых, музыкальное сопровождение, волшебные перья, ленты, сундук, постеры и карточки, кукла Петрушка.
Ход занятия
(Слайд 1 ярмарка с муз. *)
Воспитатель: Эй, не стойте у дверей, заходите поскорей!
Народ собирается, наша ярмарка открывается!
(Слайд 2 ярмарка)
Воспитатель: Мы на ярмарку попали. А вы знаете что такое ярмарка? (Ответы детей)
Наша страна не всегда была такой, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось, торжок, торговая лавка, ярмарка. Ярмарка – это такое место, где много народу собиралось. К Ярмарке готовились и о начале оповещали заранее. На них не только торговали и покупали, но и веселились песни пели, плясали, силой мерялись. Обычно во время гуляний и ярмарок возводились карусели и качели. Публику веселили скоморохи и русский весельчак Петрушка.
Воспитатель: А где же наш ярмарочный Петрушка?
(Слайд 3 Петрушка, звучат слова *)
Петрушка:
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары, продаются самовары.
Сласти, ленты, погремушки и отменные игрушки.
Эй, ребята, не скучайте, и друзей всех веселите.
(Слайд 4 гроза и голос колдуна *)
Ха, ха, ха… Не видать вам Петрушки и ярмарочного духа!
(Слайд 5 грозовое небо)
Воспитатель:
Ах, злой колдун Петрушку украл, а с ним и ярморочный дух пропал. Ни музыки, ни веселья не слышно.
Ребята что же нам делать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, будем Петрушку спасать и ярмарку возвращать. Друзей не бросают в беде.
(Слайд 6 указующий камень)
Ребята, смотрите, вот и камень указующий. Он в русских сказках и былинах путникам помогал и дорогу указывал. Давайте посмотрим на, что указывают стрелки на камне.
Воспитатель читает:
На право пойдешь – богатство найдёшь, а здоровье потеряешь.
На лево пойдешь – славу найдёшь, а друзей потеряешь.
Вперед пойдёшь …Не понятно, что начертано на камне? Правильно, доспехи богатырские. На богатырскую заставу попадёшь. Как нам быть?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на камне мудрый ворон сидит. В трудной ситуации нам поможет совет мудреца.
Мудрый ворон, подскажи, как нам Петрушку и ярмарочный дух найти?
(Слайд 7 ворон говорит*)
Кар… Путь дер жите к заставе богатырской, кар… Перо волшебное возьмите, оно укажет верную дорогу, кар...
(Слайд 8 ворон)
Воспитатель:
Спасибо ворон.
Воспитатель:
Путь не близкий нас ждёт, седлайте коней и до заставы богатырской вперёд!
(Слайд 9 дорога к заставе)
Дети скачут к заставе.
Конь меня в дорогу ждёт (скачут за воспитателем по залу),
Бьет копытом у ворот
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу
Цок, цок, цок, цок
Цок, цок, цок, цок
Воспитатель:
(Слайд 10 спящие богатыри и звуки храпа *)
Вот мы и на заставу прибыли.
Только спят богатыри крепким сном.
(Слайд 11 спящие богатыри)
Ребята, а кто такие богатыри и какие они были?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Правильно ребята. А чтоб богатырями стать надо правильно дышать. Упражнения за мной повторяйте, силу духа укрепляйте. Только так мы сможем разбудить богатырей.
Дети с воспитателем делают разминку «Богатырь»
Богатырь – вот он каков: (Дети стоят полукругом)
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Поглубже носиком вдохнём и подуем ветерком. Ветерок дуй на богатырей, чтоб проснулись поскорей!
(Слайд 12 проснулись богатыри песня*)
(Слайд 13 богатыри благодарят ребят*)
Спасибо добры молодцы и девицы красные, разбудили нас ото сна! Злой колдун над заставой пролетал и сон на нас наслал. По сторонам посмотрите перо волшебное найдите, оно и поможет вам в пути.
(Слайд 14 богатыри)
Воспитатель и дети благодарят за подарок богатырей.
(Слайд 15 река)
Воспитатель:
Нам ребята пора идти, что нас ждет впереди?
Впереди река. Через реку поплывём, или реку обойдём?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Переплывём реку! (Дети плывут с воспитателем).
(Слайд 16 белый град)
Воспитатель:
А вот и столица белый град. Ребята смотрите куда нас пёрышко привело?
(Слайд 17 лавка народных умельцев)
Дети отвечают. (перед детьми постер с выставкой народных умельцев)
Воспитатель:
Это же Лавка Мастеров. Только ребята, посмотрите и здесь злой колдун побывал и предметы выставки спрятал. А вот карточки лежат, это подсказка нашего друга Петрушки.
Воспитатель:
Я поняла, Петрушка подсказал нам собрать все предметы. А вам понятно задание? Ребята, поможем восстановить выставку умельцев? Тогда, за дело! Карточки возьмите и внимательно посмотрите, что на них изображено. (Дети рассматривают картинки и называют предметы, отвечают на вопросы воспитателя)
По сторонам внимательно посмотрите и свои предметы скорее найдите! Несите ко мне, а я помогу всё красиво расставить. Молодцы! Какая красивая выставка получилась! Но нам пора идти дальше.
Воспитатель:
Очередная подсказка для нас.
Посмотрите, вот сундук стоит и перо на нём лежит. Откроем сундук? Мне кажется мы уже близко к цели подошли. Нам убранство праздничное подарили. Наряжайся народ, волшебство нас ждёт!
Воспитатель:
Пойдём за пером.
(Слайд 18 мастерская игрушек)
Перо нас привело в мастерскую игрушек. Славилась Россия чудо – мастерами. Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили. Своему искусству молодых учили. Хотите попробовать стать такими умельцами? Приглашаю вас ребята в мастерскую.
Дети отвечают.
Воспитатель:
Но мы с вами живём в современном мире, поэтому я вам предлагаю современный материал для изготовления игрушек-забав. Ребята к столам проходите. Короб свой открывай и творчество проявляй!
Воспитатель:
(Дети по показу воспитателя делают игрушку)
Ребята, возьмите трубочки и стаканчик. Трубочки вставляем в отверстия стаканчика. Это у нас будет туловище и руки. К трубочкам по середине - приклеим голову, а по бокам – руки с ладошками. Украсим стаканчик – приклеим штанишки с сапожками и украшение на рубаху по желанию.
Воспитатель:
(Слайд 19 звучит народная музыка *)
Ребята, посмотрите какие красивые игрушки-забавы у нас получились! Кто
у нас получился?
Дети отвечают: Да это же Петрушка!
Воспитатель:
Выходите и Петрушек своих покажите. Ребята, слышите, как у нас весело стало?
(Слайд 20 заставка)
(Воспитатель поворачивается к детям и на шее висит Петрушка)
(Слайд 21 Петрушка благодарит *)
Петрушка:
Спасибо вам друзья дорогие! Чары развеялись, меня и ярмарочный дух вы спасли!
На Руси уж так повелось, чтоб весело всем и счастливо жилось. Чтоб не плакал никто, не скучал. И в разные игры играл. А что за ярмарка без карусели?
У меня ленты разноцветные, Разбирай ленты, народ, Карусель всех ждет!
(Слайд 22 карусель *)
Воспитатель:
Давайте вместе веселиться. Ленты за края возьмите, карусели закружите!
(Звучит песенка карусели и дети с героем и воспитателем катаются на карусели).
Раз, два, вот и кончилась игра.
(Слайд 23 карусель)
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы сегодня преодолели множество препятствий.
Давайте с вами вспомним все моменты и отметим их на карте.
Дети и воспитатель называют места где побывали сегодня и по очереди наклеивают картинки остановок на карту.
- Камень указующий и ворон.
Воспитатель: И теперь мы с вами знаем…
Дети отвечают. В беде друзей не оставлять. Слушать советы мудрецов.
- Богатырская застава.
Воспитатель: чему вы научились?
Дети отвечают. Быть сильными и здоровыми, защитниками быть.
- Выставка народных умельцев.
Воспитатель: чему вы научились?
Дети отвечают. Познакомились с выставкой народных промыслов.
Вам понравилось помогать людям в беде?
- Мастерская игрушек
Воспитатель: чему вы научились?
Дети отвечают. Научились делать игрушку – забаву.
- Петрушка на ярмарке
Воспитатель: какие поступки злые или хорошие побеждают?
Дети отвечают. Добрые поступки побеждают зло.
Воспитатель: И мы с вами сделаем добро. Вы эту карту с собой возьмите и расскажите своим друзьям о нашем путешествии.
Добро бывает разное. Каждый из нас должен носить его в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. О таких людях говорят- «Добрый человек!». Вы себя сегодня показали Добрыми людьми. А вы хотите быть добрыми? Желаю вам нести добро с собой по жизни!
(Слайд 23 прощание Петрушки *)
Петрушка:
Вот и солнышко за тучку скрылось.
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам.
Рады мы всегда гостям.
Тут и ярмарке конец!
Кто играл, тот молодец! Получай- ка леденец!
Воспитатель: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Консультация для воспитателей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"
В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...
Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Конспект организацииобразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»
Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского...
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»
Тема: «Кузнечное дело!» Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа Задачи: 1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской куль...