КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кудинова Светлана Ивановна

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать у детей чувство любви к родной стране, людям, населяющим ее. Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры. Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yarmarka.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Кудинова Светлана Ивановна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад №7 г. Донецка, Ростовская область

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие 

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать у детей чувство любви к родной стране, людям, населяющим ее. Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры. Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки. Воспитывать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжать расширять представление детей с традиционными праздниками «ярмарка», обрядами русского народа
  • расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах
  • учить вести беседу, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников

Развивающие:

  • развивать память, связную речь, логическое мышление, способность анализировать, обобщать, делать самостоятельные умозаключения
  • активизировать словарный запас детей
  • развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкально-ритмической
  • развивать чувство прекрасного через изготовление игрушки-забавы

Воспитательные:

  • создавать условия для развития коммуникативных способностей у детей
  • закреплять умение работать в команде
  • формировать стремление к достижению поставленной цели посредством игровых заданий
  • воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях
  • воспитывать стремление совершать добрые дела
  • воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа

Оздоровительные:

  • способствовать сохранению и укреплению здоровья детей средствами физминутки, подвижных игр

Методы:

Кейс технология

Наглядный:

  • презентация
  • демонстрация картинок

Словесный:

  • творческие задания
  • беседа

Формы:

  • игровая, информационная (иллюстрация)

Оборудование и материалы:

ноутбук, экран. Презентация «Русская ярмарка». Столы с игрушками и изделиями с разными видами промыслов, карта, русские национальные костюмы для детей и взрослых, музыкальное сопровождение, волшебные перья, ленты, сундук, постеры и карточки, кукла Петрушка.

Ход занятия

(Слайд 1 ярмарка с муз. *)

Воспитатель: Эй, не стойте у дверей, заходите поскорей!

Народ собирается, наша ярмарка открывается!

(Слайд 2 ярмарка)

Воспитатель: Мы на ярмарку попали. А вы знаете что такое ярмарка? (Ответы детей)

Наша страна не всегда была такой, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось, торжок, торговая лавка, ярмарка. Ярмарка – это такое место, где много народу собиралось. К Ярмарке готовились и о начале оповещали заранее. На них не только торговали и покупали, но и веселились песни пели, плясали, силой мерялись. Обычно во время гуляний и ярмарок возводились карусели и качели. Публику веселили скоморохи и русский весельчак Петрушка.

Воспитатель: А где же наш ярмарочный Петрушка?

(Слайд 3 Петрушка, звучат слова *)

Петрушка:

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары, продаются самовары.

Сласти, ленты, погремушки и отменные игрушки.

Эй, ребята, не скучайте, и друзей всех веселите.

(Слайд 4 гроза и голос колдуна *) 

Ха, ха, ха… Не видать вам Петрушки и ярмарочного духа!

(Слайд 5 грозовое небо)

Воспитатель:

Ах, злой колдун Петрушку украл, а с ним и ярморочный дух пропал. Ни музыки, ни веселья не слышно.

Ребята что же нам делать?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, будем Петрушку спасать и ярмарку возвращать. Друзей не бросают в беде.

 (Слайд 6 указующий камень)

Ребята, смотрите, вот и камень указующий. Он в русских сказках и былинах путникам помогал и дорогу указывал. Давайте посмотрим на, что указывают стрелки на камне.

Воспитатель читает:

На право пойдешь – богатство найдёшь, а здоровье потеряешь.

На лево пойдешь – славу найдёшь, а друзей потеряешь.

Вперед пойдёшь …Не понятно, что начертано на камне? Правильно, доспехи богатырские. На богатырскую заставу попадёшь.  Как нам быть?

Дети рассуждают.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на камне мудрый ворон сидит. В трудной ситуации нам поможет совет мудреца.

Мудрый ворон, подскажи, как нам Петрушку и ярмарочный дух найти?

(Слайд 7 ворон говорит*)

Кар… Путь дер жите к заставе богатырской, кар… Перо волшебное возьмите, оно укажет верную дорогу, кар...

(Слайд 8 ворон)

 Воспитатель:

Спасибо ворон.

Воспитатель:

Путь не близкий нас ждёт, седлайте коней и до заставы богатырской вперёд!

(Слайд 9 дорога к заставе)

Дети скачут к заставе.

Конь меня в дорогу ждёт  (скачут за воспитателем по залу),
Бьет копытом у ворот   
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу      

Цок, цок, цок, цок    
Цок, цок, цок, цок

Воспитатель:

 (Слайд 10 спящие богатыри и звуки храпа *)

Вот мы и на заставу прибыли.

Только спят богатыри крепким сном.

(Слайд 11 спящие богатыри)

Ребята, а кто такие богатыри и какие они были?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Правильно ребята. А чтоб богатырями стать надо правильно дышать. Упражнения за мной повторяйте, силу духа укрепляйте. Только так мы сможем разбудить богатырей.

Дети с воспитателем делают разминку «Богатырь»

Богатырь – вот он каков: (Дети стоят полукругом)

Он силен, он здоров, (Показываю силача)

Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял, (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

 Станем, как богатыри! (Руки на пояс)

Поглубже носиком вдохнём и подуем ветерком. Ветерок дуй на богатырей, чтоб проснулись поскорей!

(Слайд 12 проснулись богатыри песня*)

(Слайд 13 богатыри благодарят ребят*)

Спасибо добры молодцы и девицы красные, разбудили нас ото сна! Злой колдун над заставой пролетал и сон на нас наслал. По сторонам посмотрите перо волшебное найдите, оно и поможет вам в пути.

(Слайд 14 богатыри)

Воспитатель и дети благодарят за подарок богатырей.

 (Слайд 15 река)

Воспитатель:

Нам ребята пора идти, что нас ждет впереди?

Впереди река. Через реку поплывём, или реку обойдём?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Переплывём реку! (Дети плывут с воспитателем).

(Слайд 16 белый град)

Воспитатель:

А вот и столица белый град. Ребята смотрите куда нас пёрышко привело?

(Слайд 17 лавка народных умельцев)

Дети отвечают. (перед детьми постер с выставкой народных умельцев)

Воспитатель:

Это же Лавка Мастеров. Только ребята, посмотрите и здесь злой колдун побывал и предметы выставки спрятал. А вот карточки лежат, это подсказка нашего друга Петрушки.

Воспитатель:

Я поняла, Петрушка подсказал нам собрать все предметы. А вам понятно задание? Ребята, поможем восстановить выставку умельцев? Тогда, за дело! Карточки возьмите и внимательно посмотрите, что на них изображено. (Дети рассматривают картинки и называют предметы, отвечают на вопросы воспитателя)

По сторонам внимательно посмотрите и свои предметы скорее найдите! Несите ко мне, а я помогу всё красиво расставить. Молодцы! Какая красивая выставка получилась! Но нам пора идти дальше.

Воспитатель:

Очередная подсказка для нас.

Посмотрите, вот сундук стоит и перо на нём лежит. Откроем сундук? Мне кажется мы уже близко к цели подошли. Нам убранство праздничное подарили. Наряжайся народ, волшебство нас ждёт!

Воспитатель:

Пойдём за пером.

(Слайд 18 мастерская игрушек)

Перо нас привело в мастерскую игрушек. Славилась Россия чудо – мастерами. Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили. Своему искусству молодых учили. Хотите попробовать стать такими умельцами? Приглашаю вас ребята в мастерскую.

Дети отвечают.

Воспитатель:

Но мы с вами живём в современном мире, поэтому я вам предлагаю современный материал для изготовления игрушек-забав. Ребята к столам проходите. Короб свой открывай и творчество проявляй!

Воспитатель:

 (Дети по показу воспитателя делают игрушку)

Ребята, возьмите трубочки и стаканчик. Трубочки вставляем в отверстия стаканчика. Это у нас будет туловище и руки. К трубочкам по середине -  приклеим голову, а по бокам – руки с ладошками. Украсим стаканчик – приклеим штанишки с сапожками и украшение на рубаху по желанию.

Воспитатель:

(Слайд 19 звучит народная музыка *)

Ребята, посмотрите какие красивые игрушки-забавы у нас получились! Кто

 у нас получился?

Дети отвечают: Да это же Петрушка!

Воспитатель:

Выходите и Петрушек своих покажите. Ребята, слышите, как у нас весело стало?

(Слайд 20 заставка)

(Воспитатель поворачивается к детям и на шее висит Петрушка)

(Слайд 21 Петрушка благодарит *)

Петрушка:

 Спасибо вам друзья дорогие! Чары развеялись, меня и ярмарочный дух вы спасли!

На Руси уж так повелось, чтоб весело всем и счастливо жилось. Чтоб не плакал никто, не скучал. И в разные игры играл. А что за ярмарка без карусели?

У меня ленты разноцветные, Разбирай ленты, народ, Карусель всех ждет!

(Слайд 22 карусель *)

Воспитатель:

Давайте вместе веселиться. Ленты за края возьмите, карусели закружите!

(Звучит песенка карусели и дети с героем и воспитателем катаются на карусели).

Раз, два, вот и кончилась игра.

(Слайд 23 карусель)

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вы сегодня преодолели множество препятствий.

Давайте с вами вспомним все моменты и отметим их на карте.

Дети и воспитатель называют места где побывали сегодня и по очереди наклеивают картинки остановок на карту.

  1. Камень указующий и ворон.

Воспитатель: И теперь мы с вами знаем…

Дети отвечают. В беде друзей не оставлять. Слушать советы мудрецов.

  1. Богатырская застава.

Воспитатель: чему вы научились?

Дети отвечают. Быть сильными и здоровыми, защитниками быть.

  1. Выставка народных умельцев.

Воспитатель: чему вы научились?

Дети отвечают. Познакомились с выставкой народных промыслов.

Вам понравилось помогать людям в беде?

  1. Мастерская игрушек

Воспитатель: чему вы научились?

Дети отвечают. Научились делать игрушку – забаву.

  1. Петрушка на ярмарке

Воспитатель: какие поступки злые или хорошие побеждают?

Дети отвечают. Добрые поступки побеждают зло.

Воспитатель: И мы с вами сделаем добро. Вы эту карту с собой возьмите и расскажите своим друзьям о нашем путешествии.

Добро бывает разное. Каждый из нас должен носить его в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. О таких людях говорят- «Добрый человек!». Вы себя сегодня показали Добрыми людьми. А вы хотите быть добрыми? Желаю вам нести добро с собой по жизни!

(Слайд 23 прощание Петрушки *)

Петрушка:

Вот и солнышко за тучку скрылось.

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям.

Тут и ярмарке конец!

Кто играл, тот молодец! Получай- ка леденец!

Воспитатель: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициями башкирского народа «Секреты бабушкиного сундука»

Цель: формировать представления о традиции башкирского народа, обогащать и развивать речь, формировать адекватную самооценку, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»

Тема: «Кузнечное дело!» Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа Задачи: 1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской куль...