Проект по духовно-нравственному воспитанию "Традиции русского народа"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе "Традиции русского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
но-нравственному воспитанию | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"
ВОСПИТАТЕЛЬ: НИДВЕЦКАЯ Е.М.
Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2018 года – сентябрь 2019 года).
Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта:
Использование педагогами и родителями ДОУ д/с № 12 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Цель проекта:
разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую - Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры деятельность детей; - страны и родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности ДОУ д/с № 12 уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; - формирование чувств национального достоинства; - развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда; - объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре. - разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; - объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей; - создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Участники проекта
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 6 до 7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (библиотека, художественная школа).
Механизмы реализации проекта.
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса; - Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ д/с № 12, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ д/с № 12 с образовательными и культурными структурами города.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. - проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Основные мероприятия проекта.
Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ д/ с № 12 построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
- Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- Подготовка материала для продуктивной деятельности;
- Подборка подвижных, дидактических игр,
- Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Календарный план реализации проекта.
Месяц | Мероприятие | ответственные |
Сентябрь | 1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. | воспитатель |
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. | Воспитатели, родители | |
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома». | Воспитатели, родители | |
4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей». | воспитатели | |
5. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник». | Муз.рук. | |
Октябрь | 1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»; | воспитатели |
2. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Дымковские игрушки»; | воспитатели | |
3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи». | Воспитатели, родители | |
4.Осенины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей). | Муз.рук., воспитатели | |
Ноябрь | 1.Проведение комплексно-тематического занятия «Одежда смоленского края раньше»; | воспитатели |
2. Капустная вечеринка (развлечение для дошкольников); | Муз.рук., воспитатели | |
3. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Гжель» | воспитатели | |
Декабрь | 1.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Хохлома»; | воспитатели |
2.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку». | воспитатели | |
3.Тематическое развлечение «Колядки». | Муз.рук., воспитатели | |
Январь | 1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры) | воспитатели |
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. | воспитатели | |
3. Развлечение «Праздник Рождества». | Муз.рук., воспитатели | |
4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки». | воспитатели | |
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка». | воспитатели | |
Февраль | 1.Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице». | воспитатели |
2.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне. | воспитатели | |
3.Оформление фотоальбома «Наши праздники». | Воспитатели, родители | |
4.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники. | воспитатели | |
Март | 1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро» | воспитатели |
2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»; | воспитатели | |
3. Развлечение «Масленица». | Муз.рук., воспитатели | |
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». | воспитатели | |
5. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Жостово» | ||
Апрель | 1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников). | Муз.рук., воспитатели |
2.Развлечение «Пасха» | Муз.рук., воспитатели | |
3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир». | воспитатели | |
4. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне. | воспитатели | |
5. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций). | воспитатели | |
6. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо». | воспитатели | |
7. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством «Городец». | воспитатели | |
Май | 1.Тематическое развлечение «Богатыри земли русской». | Муз.рук., воспитатели |
2. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко». | воспитатели | |
3. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». | воспитатели | |
4. Беседа на тему: «Летние праздники». | воспитатели | |
5.Публикации фотографий развлечения «Богатыри Земли русской» на сайте МБДОУ д/с №12 | Зам.заведующего | |
Июнь | 1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси». | воспитатели |
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки». | Муз.рук., воспитатели | |
3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка». | воспитатели | |
Июль | 1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники». | Муз.рук., воспитатели |
2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства); | воспитатели | |
3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко». | воспитатели | |
4. Организация выставки детских работ «Праздники». | воспитатели | |
5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования. | воспитатели | |
6. Публикация на сайте МДОУ д/с № 12 « | Зам.заведующего |
Нормативное правовое обеспечение проекта.
№ п/п | Наименование нормативного правового акта | Основные положения |
| Приказ № 61 от 02.09.2016 г. «О разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа». | Утвердить план – график разработки и реализации проекта; разработать и утвердить положение о творческой группе по разработке проекта. |
| Приказ № 62 от 02.09.2016 г. «О создании творческой группы по разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа». | Организовать и утвердить состав творческой группы |
| Положение о «Рабочей творческой группе» | Регламентировать деятельность творческой группы; порядок формирования творческой группы; функции, права и ответственность творческой группы. |
| Подпрограмма I «Дошкольное образование»
| Направлена на решение проблемы, связанной с обеспечением доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию "Праздники русского народа"
Тип проекта: практико – ориентированный.Продолжительность проекта: долгосрочный.По количеству участников: групповой.Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к рус...
Проект по духовно - нравственному воспитанию " Это русская сторонка - это Родина моя"
Проект на учебный год в подготовительной группе по духовно - нравственному воспитанию....
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.
Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Русская душа»
Проект «Русская душа»по духовно-нравственному воспитанию детей вместе с родителями....
Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию «Традиции русского чаепития- Наш веселый самовар»
Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Р...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...