проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа
проект (старшая группа)
творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ № 9 «Калинка»
Станицы Николаевской
Дигорского района.
Воспитатель Рухашвили Л.А.
Куклы – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Проект по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа «Бабушкина кукла»
Образовательная область «социализация»
по типу проект творческий
по содержанию –интегративный
по продолжительности – среднесрочный(январь-март 2014г)
Актуальность
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
«Бабушкина кукла» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.
«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».
Роль куклы несомненно выше в иерархии игрушки, особенно народной, традиционной. Куклу создает человек, она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла более всего сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Народная кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Это – обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, малыши как бы проигрывают взрослую жизнь. По словам Елены Вернидубовой, мастера куклоделия из Камышина, каждая кукла выполняет свою функцию. Она считает, что если мы будем больше говорить о традициях и культуре предков, то дети забудут иноземных супергероев и уменьшится влияние антикультуры.
Народная кукла - это часть детской субкультуры, обогащенной традициями игровой культуры и этнодидактики. Издревле с помощью игрушек детей учили познавать мир, развивали трудовые навыки и творческое начало, передавали нравственные заповеди и традиции. Так с помощью игр с куклой дети осваивали социальные роли. Современные психологи утверждают, что создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Терапевтический эффект достигается, когда каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.
Таким образом, кукла принадлежит больше духовному миру ребенка, чем внешней действительности. В игре ребенок заменяет себя куклой, и кукла становится для него "защитным", вторым "я", помогает ему справиться со своими страхами и обидами. Как любая другая игрушка, кукла несет большую смысловую нагрузку, и от того, какая игрушка попадет в руки нашего ребенка, зависит его духовное, нравственное, эстетическое развитие. Народная кукла в полной мере соответствует психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым к игрушке в детском образовательном учреждении
Исходя из актуальности планируемой работы, мы определили цель проекта;
приобщения детей к традициям и культуре русского народа через знакомство и изготовление русской народной куклы
достигалась посредством решения следующих задач:
- расширять представления о народной кукле и ее многообразии,
знакомить детей с народными традициями и праздниками, в которых были задействованы куклы (Рождественский Ангел, Масленица, Жаворонки.);
- вызывать интерес к созданию народной куклы, её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, знакомить с различными техниками изготовления народной куклы;
- способствовать эстетическому развитию на основе восприятия этнохудожественных образцов народной игрушки,развивать интерес к освоению русской культуры: праздникам, традициям, народным промыслам, народной игрушке;
- укреплять и расширять взаимодействие семьи и детского сада через совместное участие в проекте педагогов, детей и родителей;воспитывать любовь к Родине, ее культуре и традициям русского народа.
В работе с детьми мы использовали следующие методы: чтение художественной литературы; слушание музыки; организация выставок; экскурсии; беседы; изготовление народных кукол, театров и атрибутов к ним; игры – драматизации, дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения.
В рамках тематической недели «Игра и игрушка» в нашем детском саду были созданы две выставки «Так играли наши мамы, бабушки,.» и «Рукотворная кукла». В работу активно включились воспитатели, дети и их родители. Большой вклад в создание выставки рукотворной куклы внесли родители детей средней группы. Родителями совместно с детьми были созданы тряпичные и соломенные куклы (Приложение, №1). В рамках работы по приобщению детей к русской народной культуре в группах появились уголки декоративно-прикладного искусства: «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «В мастерской у дымковской барышни», а также мини-музеи: «Волшебный мир дерева», «Кукольный музей», в которых представлены народные игрушки из различных материалов: деревянные, берестяные, соломенные, тряпичные куклы.
С детьми проводились беседы на тему «История куклы», где уточнялись их представления о том, как появились куклы, каково было их первоначальное назначение, как куклы сопровождали всю жизнь человека, какое место им отводилось на праздниках, в обрядах, где использовалась народная кукла.
Среди родителей было проведено анкетирование по темам:
«Народные праздники в детском саду и дома»
«Приобщение к основам русской народной культуры» «Народное искусство в жизни вашей семьи» ( приложение № 2)
На втором этапе проекта нами был составлен перспективный план работы по реализации поставленных задач.
Форма работы | Программные задачи | Развивающая среда | Деятельность | Работа с родителями | |
самостоятельная | совместно с родителями | ||||
Экскурсия в музей «Куклы» | Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей.
|
| Изготовление кукол из ткани, ниток, глины | Игрушка своими руками. Ответы на вопросы детей. | Консультации«Русская игрушка в эстетическом воспитании детей, «Народные узоры». Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала. Посещение музея «Куклы». |
Беседы | Расширять представление детей о разнообразии русского народного декоративно-прикладного искусства. Сообщить исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству. | Иллюстрации Открытки Сувениры Видеофильм «Все о куклах» | Рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы. | Создание уголка «Сделай сам» | Посещениемузея «Народные промыслы » в Коломенском |
Составление творческих рассказов | Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны. Воспитывать бережноеотношениек окружающим предметам. Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке. | Иллюстрации в книгах. Рассматривание тематических альбомов. | Составление рассказов. | Помощь в составлении рассказов по плану. Ответы на вопросы детей. | Запись составленных детьми творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка». |
Рисование. Лепка. | Учить отображать увиденное в рисунке, развиватьнаблюдательностьивоображение детей. | Бумага белая, цветная, цветной картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кистиакварельные. | Рисование «Кукла моей мечты», «Игрушки моей бабушки». | Оформление выставки детских работ. | Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе. |
«Тряпичная кукла-оберег» | Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначениепредметов и ихстроении, а такжематериалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Воспитыватьбережноеотношениек игрушкам. | Выставка народных игрушек. Иллюстрация «Ярмарка». Чтение сказки «Василиса Прекрасная». РассматриваниекнигиН.Курбатовой«Игрушки». Уголок «Сделай сам». | Ответы на вопросыдетей в изготовленииобереговой куклы. | Помощь в изготовлении куклы. Подбор материала для изготовления. Обогащение словаря ребенка«Кукла-оберег», «умелец», «мастер», «ремесло», «промысел». Выставка детских работ. | Практикум «Делаем куклы своими руками» |
Мной были проведены семинары- практикумы среди родителей и
сотрудников детского сада , где рассматривались следующие темы:
«история происхождения куклы на Руси»
«изготовление тряпичной куклы»
(приложение№3)
С родителями средней группы проводились консультации и беседы о влиянии игр и игрушек на развитие ребенка, о значении куклы в становление личности, о необходимости знания своих традиций и обычаев народа и семьи.
На кануне праздника «23 февраля» было проведено совместное мероприятие «Зимние посиделки, где дети вместе с родителями участвоваликонкурсах, инсценировках
Детско-родительское развлечение «Казачьи посиделки»
Детско-родительское развлечение с мастер-классом.
Средняя группа
Цель: знакомить детей и родителей с жизнью русского народа, его традициями и фольклором, формировать их духовно-эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущения неразрывности с ним.
Зал оформлен в народном стиле. По всему залу стоят столы, на которых разложен материал для изготовления «куклы-мотанку» (кусочки белого полотна, синтепон ,лоскуты цветной ткани ) .
Перед началом развлечения некоторым родителям раздаются русские пословицы.
Под русскую народную музыку дети и родители входят в зал, рассаживаются за столы.
Вед: На завалинках в светелках
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веками
Поменялся, старый мир.
Нынче все мы по сусекам,
Лучших дач или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
. Рада видеть вас ,для
гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радости. По обычаю по старинному посиделками называется.
«Коль к нам пришли, будьте как дома».
1 Мама. «Не бойтесь, хозяйка, мы дома не лежим и в гостях не стоим».
ведущая. Усаживайтесь гости по удобнее. «Редкий гость, никогда не в тягость».
2 Мама. «Гости – люди подневольные. Где посадят, там и сидят».
ведущая. «Гостю почет, хозяину честь! »
3 Мама. «Туда голуби летают, где их привечают».
ведущая. Рады мы гостям у нас
Мы потешим вас сейчас.
Вы, посмотрите, как веселятся наши ребята.
Мы, узнаем, что вы знаете о родном крае.
Вопросы к детям:
* Как называется наша большая страна? (Россия)
* Есть у человека и малая родина. Как называется ваша
малая родина. (Северная Осетия-Алания)
* Как называется наша станица? (Николаевская)
* Как называют жителей станицы? (казак, казачка,)
Вопросы к родителя
Кто основал станицу Николаевскую( царь Николай-2 подарил землю казаким за заслуги перед отечеством)
• Из чего строили первые жилища, хаты? (глина, солома, камыш, хворост)
• Что такое рушник? (полотенце)
• Кто являлся лучшим другом и помощником казака? (Конь)
ведущая. По обычаю как водится, посиделки без игр
не обходятся. В старину считалось: «Кто подкову найдет,
тому она счастье принесет.
Игра «Подкова»
(по типу кто первый возьмет)
ведущая. Как праздник наступает
Весь народ гулять идет.
Вот и девицы красавицы
Заводят хоровод.
Танец с платочками (девочки)
Ведущая. А сейчас все отдохните, сказку нашу посмотрите( инсценировка сказки « курочка- Ряба» с использованием платковых кукол)
Ведущая. Дети уже показали, как они умеют петь и плясать. А сейчас наши гости, мамы и бабушки, покажут свое умение.
Ведущая вызывает родителей для игры, раздает всем клубочки.
Пока музыка играет,
Ниточку мотаем.
Перестала музыка играть,
Перестали ниточку мотать.
Игра «Смотай клубочек»
Ведущая. Посиделки, как полагается,
Всегда частушками сопровождаются.
Частушки (в исполнении мам)
Мы с веселой песней дружим,
По простецки говорим.
Хорошо живем, не тужим.
Со сметаной хлеб едим.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О родимом нашем крае
Песни звонкие поем.
Мы вам пели и плясали
Каблучками топали.
А теперь мы вас попросим,
Что б мы вам похлопали.
ведущая. В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Вот и мы сейчас с вами покажем свое умение. В преддверьях праздника «День защитника Отечества», на наших посиделках, мы сделаем подарок для папы или дедушки.
Мастер-класс длямама и детей. Изготовление подарка для пап «куколка»,.
Для куколки вам понадобится: лоскуток белой ткани (бязь, ситец) размером 15х15 см - это будет голова куколки
лоскутки цветной ткани: 9х9 см для ручек 8х15 см для юбочки
4х7 см для фартука
небольшой кусочек синтепона или ваты
- нити для сматывания куколки (акрил, шерсть, лен, хлопок - по вашему усмотрению)
моточек нитей мулине - если вы пожелаете сделать вашу куколку с волосами, или же небольшой треугольник ткани на платочек
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Подарок готов. | ||||
Результативный этап. |
Развлечение в средней группе «Масленица пришла»
Занятие-развлечение для детей среднего дошкольного возраста
«Масленица пришла".
Цель. Приобщать детей среднего дошкольного возраста к Русскому традиционному обычаю проводу зимы, для воспитания у них духовно-нравственных чувств.
Задачи.
* Познакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями.
* Развивать познавательные способности детей.
* Воспитывать чувство красоты, любознательности, любовь к истокам русской народной культуры.
Предварительная работа.
- оформление группы в русском народном стиле (матрешки, блюда с блинами и баранками, русские платки, балалайки, русские гармошки, ложки) .
- подбор песен, стихов и загадок о Масленице.
- составление презентации и беседа о проведении Масленицы.
- подобрать русские традиционные наряды для детей и атрибуты для игр.
Ход занятия.
Звучит песня «Масленица». Входят воспитатели в группу: первый (1 В.) - в короне со снежинками и голубом платке на плечах; Второй (2 В.) в русском платке с цветами на плечах, веночке, с солнышком в руках.
1 В. - Дети, какое, сейчас, время года? (зима) .
- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
- Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной) .
- Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы.
2 В. - Что является символом Масленицы? (блины) .
- Да хозяйки пекут вкусные румяные блины. Ведь они похожи на теплое солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком. А на Руси этот праздник встречают песнями, плясками и веселыми играми.
1 В. - Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!
Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
2 В. – А чтоб Масленица была весела, мы разучим такие теплые слова:
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
1 В. – Но зиму нельзя обижать, ведь она к вам вернется через год опять. А для этого ребята мы с вами в одну игру сыграем, напоить водой вам Зиму и Мороза предлагаем.
Эстафета «Напои водой Мороза и Зиму».
Участники переносят ложкой воду из одного ведерка в другое. У кого воды окажется больше, тот и победил.
2 В. - Простой блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
На тарелке он один - называем просто. (блин) .
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины) .
Испекли для дочек - назовем. (блиночек) .
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок) .
Огромный, как домище - назовем. (блинище) .
1 В. - Помимо того, что люди пекли блины и готовили другие угощения, они также наряжались в самые красивые одежды, шли гулять и играть в веселые игры. (Дети наряжаются в русские рубахи, веночки, платки, кокошники) .
- Эту игру знали и любили еще ваши прабабушки и прадедушки. Когда солнышко пригревает, снег повсюду тает, да бегут кругом они, очень быстрые…
Игра – развлечение «Ручеек»
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.
2В. – Есть еще одна традиционная русская забава, для которой нужны только длинный канат, две команды и абсолютное желание всех перетянуть. Сейчас мы пригласим команды для состязания.
Игра – развлечение Перетягивание каната
1В. – Но не только силой на Руси мерялись, а еще и ловкостью, хорошим слухом и наблюдательностью. Выходите веселей, образуйте круг скорей.
Игра – развлечение Жмурки
Игра проходит в кругу детей. Водящему завязывают глаза, или он зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить второго играющего, не выходя за пределы круга и обязательно 2В. - Ну, ребята теперь вы наверняка объясните, что обозначают эти пословицы.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов - не Масленица. (ответы детей)
подают голос - называют водящего по имени или звенит колокольчиком
В. Вот спасибо вам ребята за добрые слова, задор и веселье. Нам уже расставаться пора, а вас ждет еще угощенье. Всегда дружите с песнями, танцуйте и играйте. Весну-красну с цветами да звонкими птицами встречайт
Заключительный этап проекта – рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям), показ презентации и фотографий, выступление на общешкольном конкурсе исследовательских работ.
История возникновения тряпичной куклы.
КУКЛА — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани.
От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных просторов до знойных песков и пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришла в голову идея предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов. Она была символом продолжения рода, символом плодородия. Куклы – обереги оберегали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни, несчастья, давали силу маленьким.
Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до ста штук, что указывает на их важность. Любой ребенок имел свою куклу. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами,, от старших к младшим.
Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Размеры кукол были разные:
- локтевые куклы - от локтя до конца среднего пальца;
- вдоль ладони - от конца среднего пальца до запястья;
- поперек ладони - т.е. на ширину четырех пальцев руки или их иногда называют пальчиковые куклы - т.е. размером со средний палец. Игрушечные фигурки всегда индивидуальны, неповторимы.
По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке вязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено". Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями Костюм, как правило, с куклы не снимали.
кукла «Барыня»
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня", бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоску, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
«Зайчик на пальчик»
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Куклы мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту,что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Если было много кукол, их не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие). Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.
Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.
Богата земля русская обрядами.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.Обрядовая кукла — не игрушка. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.
Кукла «Крупеничка»
Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.
С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.
Гречиха - одна из самых капризных культур, произрастающая в южных областях России. Но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе.
Сев гречихи сопровождался обрядом. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли.
После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном, углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. В основе куклы - маленький холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм.
«Десятиручка» " Столбушка"
Куколка Десятиручка. Такую куколку мама дарила дочке на свадьбу, чтобы та все успевала по хозяйству. Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и
Кукла Столбушка - самая главная и первая кукла-оберег в русской народной традиции. В ее основе - деревянный «столбик», отсюда её название - Столбушка. Считается, что эта кукла - помощница в Душевной Беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее как жить дальше.
Кукла» Берегиня»
Эта кукла является обережной, обрядовой тряпичной куклой. Обычно такую куклу делала хозяйка дома из кусочков ткани. Берегиня дома несла в себе частичку тепла хозяев и оберегала дом. А чтобы она так же несла еще и достаток - в руках у куклы мешочек с зерном.
Кукла» Масленица «
Кукла Масленица – обязательный атрибут праздника масленицы. Она делалась как для гуляний – в человеческий рост, так и домашней – маленькой, около 20 сантиметров. Домашняя масленица считалась мощным оберегом, и делалась из лыка, на деревянной основе и с тряпичным лицом. Она символизировала достаток в семье и крепкое потомство. В отличии от «общей», домашнюю масленицу не сжигали, а одевали в красивые одеяния и хранили в красном углу.
Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса.
“Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки.
На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником
.
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
«Свадебная кукла» »Неразлучники»
Как в наше время не бывает свадьбы без сомкнутых колец на машине и красивых купленных кукол, так и в русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтоб они отводили недобрые взгляды на себя.
Женское мужское начало в этой кукле соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.
В некоторых губерниях бытовала кукла “Коза’. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку.
уклы - обереги. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Надо сказать, что в народе всегда придавали большое значение здоровью детей и семьи. Так некоторые куклы-обереги были лечебные. Это “Козьма и Демьян”.
Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
«Вепсская кукла»
Вепсская кукла была еще одним распространенным оберегом на Руси, она сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью.
КУКЛЫ «КУВАТКИ»
Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.
Вот такие куклы мы нашли в разных источниках. К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. У куклы появляются черты лица, которые обозначались как в виде рисунка лица, так и в виде вышивки с использованием знаков традиционного народного орнамента.
удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них - это тряпичные куклы, и они у нас получились.
Заключение
Вот такие были куклы. В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель, и задачи были достигнуты. Мы выяснили, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые мы показали вам. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.
Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.
Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно том, что она никогда не бывает холодной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Консультация для воспитателей...
Приобщение детей к культуре и истории русского народа.
v Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрыв...
Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».
Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского...
Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.
Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!В наше неспоко...