Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к матрешкам»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Горбунова Людмила Николаевна

Конспект занятия по изучению мордовского языка

«В гости к матрешкам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_matreshkam.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42»

Конспект занятия по изучению мордовского языка

«В гости к матрешкам»

Подготовила

воспитатель

Горбунова Л.Н.

Саранск

2017г.

Тема НОД:  «В гости к матрешкам»

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид НОД: Природный мир

Возрастная группа: средняя группа

Цель НОД: Вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;

- пополнить словарь детей за счет новых слов – шекшата, вирь;

- знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа;

- способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.

Развивающие:

- развивать психические процессы;

- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;

-развивать речь, мышление, память.

Воспитательные:

- вызвать у детей желание помочь матрешкам, кукле Мазаве;

- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»:  Расширить и углубить  знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления. развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе, ее обитателям.

ОО «Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей.

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Знакомить детей с характерными особенностями мордовского узора, развивать  интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; обогащать опыт детей, формировать культуру деятельности в процессе игры; развитие свободного общения со взрослыми и детьми, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, развивать звуковую сторону речи. Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.

ОО «Физическое развитие»: побуждать детей к двигательной активности (смена деятельности).

Словарная работа: Мон саян кши, шекшата, вирь, монь лемем, няка и др.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры, чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.

Материал и оборудование: презентация к занятию, продукты питания

/хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода/, кукла в национальном костюме, маска-шапка петуха, силуэты фартуков, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, запись песни «Авкай молян мон вирев».

Методические приемы: сюрпризный момент - письмо, художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, дыхательная гимнастика, игра, вопросы к детям, рефлексия.

Мотив детской деятельности: письмо-приглашение в гости к Матрешкам.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, труд.  

Ход занятия:

Воспитатель здоровается по-мордовски с детьми, дети отвечают.

Стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

В. Эйкакшт, давайте посмотрим от кого это письмо.

- Нас приглашают в гости мордовские матрешки. Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.

На столе приготовлены: хлеб, яйца, огурец, сахар, лук, яблоко, молоко, соль, вода.

Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мордовском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:

Д. «Мон саян кши», «Мон саян куяр» и т. д.

Загадки о продуктах.

1.Ашо, прок лов

Тантей, прок медь /сахар/

2.Кежев атя модасо

Оршазь тюжа шубасо

Кие сонзе кайсевтьсы

Сень лайшевтьсы /лук-чурька/

В. Эйкакшт, продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.

- Как надо сказать по-мордовски «Счастливого пути!».

Д. Паро ки ланго!

Дети идут и подходят к лесу.

/Картины, изображения животных, птиц/

На пенечке сидит кукла в национальном мордовском костюме

Дети здороваются с ней на мордовском языке:

Д. Шумбрачи, няка.

- Шумбратодо, эйкакшт.

- Кода тонь леметь? /Как тебя зовут?/

-Монь лемем Мазава.

 Кукла знакомится с детьми, спрашивает как их зовут.

Д. Кода тонь леметь?

Дети: Монь лемем Ваня и т. д.

- Мазава, что ты такая грустная?

-Я заблудилась.

В. Ребята, давайте мы для нее расскажем потешки, чтобы она развеселилась.

Дети рассказывают потешки на мордовском языке.

В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Мазава. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.

Заходим в «лес», слышно пение птиц.

В. Эйкакшт, куда мы пришли?

Д. В лес-вирьс

В. Эйкакшт, посмотрите сколько птиц в лесу!

-Каких птиц вы знаете?

Ответы детей

В. А кто вспомнит и прочитает стихотворение про птицу - скворец на мордовском языке?

Д. Чтение стихотворения «Письмар»

В. Я хочу познакомить вас еще с одной птичкой. Эта птичка – дятел, по-мордовски – «шекшата». Она тоже встречается в наших краях, но мы ее редко видим, т. к. она живет в лесах.

Беседа про дятла.

- Вот мы с вами узнали еще одно слово на мордовском языке. «Шекшата» - это дятел. Повторите это слово за мной.

Дети проговаривают слово.

В. Хорошо в лесу! А чтобы наши легкие наполнились чистым воздухом, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

В. Посмотрите, в лесу много зверей. Мазава, дети знают, как они называются по-мордовски.

Дети называют – сеель, овто, ривезь, нумоло, ур, верьгиз.

В. Дети еще знают загадки про них. Они загадают, а ты Мазава догадайся кто это:

1. Кизна яки

Телень перть уды /Овто/

2.Салмукс марто яки

А сустамо а машты /Сеель/

В. Эйкакшт, пойдем дальше, а то матрешки, наверное, заждались.

В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки. Что-то их невидно. Давайте поиграем, а матрешки услышат нас и придут. Мы с вами знаем мордовскую игру, давайте в нее поиграем.

Называется игра «Петушок»-«Атякшке».

В. А вот и сами матрешки вышли на наш шум.

Д. Шумбратадо, Матрешкат!

- Шумбрачи, тенк!

- Ребята, давайте посчитаем их на мордовском языке

Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете.

-Эйкакшт, пока вы их считали они мне нашептали на ушко, что у них разносились фартуки и они стали некрасивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.

Дети подходят к столам.

В. Какие элементы мордовской росписи вы знаете?

В. Какие цвета используются в мордовском узоре?

Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.

В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам и исполним хоровод «Авкай молян мон вирев».

Литература

1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск 2001г.

2. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск 2004г.

3. Исайкина А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях».Саранск 1996г.

4. Брыжинский А. И «Лисьмаприне». Саранск 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изучению коми языка в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Занятие направлено на изучение коми слов на тему "Домашние животны"...

Конспект занятия по изучению коми языка на тему «Домашние животные»

Воспитывать желание произносить слова на коми языке...

Конспект занятия в 1 младшей группе «В гости к матрешке»

Цель: продолжать ознакомление детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, вызвать у детей интерес к новой игрушке.Задачи: -обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с вел...

Конспект занятия по изучению мордовского языка «В гости к бабушке Арине»

Задачи занятия:• Повторить изученное мордовское слово – шумбратадо.• Познакомить с новыми словами: ката – кошка, пине – собака, тракс – корова, шеер- м...

Конспект занятия по изучению мордовского языка «Кизонь пингне» («Времена года»).

Цель: формирование у детей языковых компетенций для общения на мокшанском языке....

Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»

Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...