Педагогический образовательный проект «Корабли тундры» - северные олени»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korabli_tundry_-_severnye_oleni_pasport_pedagogicheskogo_proekta.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД»№ 63 («СЕВЕРЯНОЧКА»)г. ВОРКУТЫ
«КАГАÖС СÖВМÖДА ШÖРИН-ЧЕЛЯДЬÖСВИДЗАНIН» 63 №-а («СЕВЕРЯНОЧКА»)
ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬÖМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРКУТА К
Педагогический проект
«Корабли тундры» - северные олени»
для детей среднего возраста
Воспитатель
Сайфетдинова Т.Ю.
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Корабли тундры» - северные олени» |
Адресация проекта | Дети средней группы. |
Руководитель проекта | Сайфетдинова Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка») |
Участники проекта | Сайфетдинова Татьяна Юрьевна - воспитатель, Дударева Марина Константиновна – инструктор по ФИЗО, Фомичева Ирина Викторовна – музыкальный руководитель, дети средней группы, родители воспитанников. |
Возраст воспитанников | 4-5лет |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: игровой, практико-ориентированный информационный по количеству создателей: индивидуальный по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой по продолжительности: краткосрочный по профилю знаний: межпредметный проект по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | Цель педагогов: Формирование представлений у детей о северном олене, как о животном тундры. Цель, поставленная перед детьми: создание экспозиции “Северный олень”, книг «Все о северном олене», рисунков. |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Требования к уровню подготовленности воспитанников: Интегративные качества ребенка: -Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков. -Любознательный, активный. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. - Эмоционально отзывчивый. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. - Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера. - Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. - Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. - Имеющий первичные представления о себе: Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме. - Ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. - Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности). Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективный план; - конспекты непосредственной образовательной деятельности; - дидактические разработки, учебное пособие. Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: - рисунки «Северный олень – житель тундры» - модель «Животные севера», «Олень – полезное животное» - книга рассказов о Северном олене - экспозиция «Северный олень» |
Аннотация | Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Данный проект направлен на воспитание ответственного отношения к природе, к людям, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. |
Этапы работы над проектом | I этап - Погружение в проект. 1) выбор направления работы - определение темы, цели; 2) определение системы задач; 3) создание методической базы. II этап - Организация деятельности. 1) создание перспективного плана; 2) накопление ресурсов; 3) координация действий участников проекта. III этап – Осуществление деятельности. 1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом; 2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком); 3) итог, анализ работы. IV этап – Оформление. 1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: дидактические игры, рисунки); 2) презентация экспозиции «Северный олень» детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям, а так же детям младших групп. V этап – Презентация. 1) окончательное оформление проекта; 2) презентация на уровне МДОУ. |
Пояснительная записка.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно говорить лишь условно, необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких качеств, как: дружелюбие; любознательность; устойчивый интерес к знаниям; стремление познать окружающий мир; развитие способности сопереживать, сочувствовать; стремление стать лучше; умение сдерживать свои желания; совестливого отношения к своим поступкам.
Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Исходя из этого, разработала проект «Корабли тундры - северные олени» для детей среднего возраста. Цель проекта: Формирование представлений у детей о северном олене, как о животном тундры.
Исходя из цели, наметила задачи:
- Расширять представления детей о животных тундры, в частности северного оленя;
- Способствовать умению выделять основные признаки и особенности северного оленя;
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой)
- развивать познавательный интерес к животному миру Севера
- Развивать у детей эстетические способности (видеть, чувствовать красоту природы северного края);
- Развивать творческие способности (рисование, лепка, танец «северного оленя»)
- Развивать коммуникативные способности (обсуждение, высказывание гипотез, установление договоренностей со сверстниками)
- Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Мотивация.
Рассматривая, геральдику города Воркуты, дети обратили внимание на герб нашего города, зная, что наш город славится профессией шахтера и поэтому на гербе изображен террикон шахты, вопросов у дошкольников не возникло, но увидев оленя, ребята спросили, почему он изображен на гербе города. Чтобы ответить на этот вопрос я предложила детям самостоятельно узнать как можно больше о северном олене, о значении северного оленя для народов Севера.
На втором этапе разработала перспективный план по данной теме на основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.
Разработала комплекс определенных занятий: «Звери тундры», «Северный олень – составление описательных рассказов», «Азбука правил поведения в природе», подобрала материал для бесед «На Севере крайнем», «Северный олень», « Польза северного оленя для человека».
Изготовила необходимые учебные пособия «Дорисуй чего не хватает», «Цепочки питания», «Какие звери здесь спрятались», «Правила поведения в природе» подобрала дидактические игры «Кто чем питается», «Животные тундры и леса», «Животные и их детеныши».
Для реализации проекта было необходимо создать развивающую среду. В ходе проекта пополнила уголок по патриотическому воспитанию новыми пособиями. Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. Организовала выставку рисунков «Животные тундры», подобрала книги о животном и растительном мире тундры.
Совместно с детьми выработали план действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем об олене? Что хотим узнать?
Что мы знаем | Что хотим узнать |
|
|
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
-спросить у родителей
-изучить энциклопедии
-посетить музей
-чтение худ. литературы
При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:
1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Реализовалась следующая непосредственно образовательная деятельность по познанию «Звери тундры», «Азбука правил поведения в природе»; коммуникация «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу». Успешность развития дошкольников при знакомстве с животным миром тундры становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, на музыкальном занятии и на занятии по физической культуре.
2) для работы с родителями воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Это интересно», «Экологическое воспитание дошкольников », «Человек и природа»
3) Совместно с родителями каждый из воспитанников создал страничку книги «Северный олень», нарисовали рисунки и создали коллажи.
4) Организовала экскурсию в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по теме «Животные тундры».
На следующем IV этапе оформили продукты проектной деятельности:
-педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;
-дети: дидактические игры, выставка рисунков «Северный олень», экспозиция «Северные олени», книги «Северный олень».
Прошла презентация экспозиции «Северные олени», дети – участники проекта с большим энтузиазмом рассказали своим сверстникам и детям младшей группы об олене, его особенностях и пользе для человека, а так же своим родителям, демонстрируя свои знания и эрудированность.
Я считаю, что дошкольники получили возможность узнать много интересного о животном мире, в частности об олене, о взаимосвязи с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, приняли участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы. Значит, мой проект - познавателен и полезен.
На заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический образовательный проект "Ясное солнышко"
Расширение представления о таком явлении природы как – солнце ,через различные виды детской деятельности. формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (п...
Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни....
Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....
Педагогический образовательный проект «Удивительный калейдоскоп флоры и фауны суровой тундры »
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на к...
Конспект образовательной деятельности: "Знакомство с северным оленем".
В конспекте представлены разные виды деятельности по данной теме, приёмы работы с детьми; запланирована предварительная работа, использовано художественное слово, а так же дидактические и ...
Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"
Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...
«Животное тундры – северный олень» беседа с детьми старшего дошкольного возраста
Цель. Формирование представления о северном олене.Задачи: расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры;раз...