Педагогический образовательный проект «Удивительный калейдоскоп флоры и фауны суровой тундры »
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Исходя из этого, разработала проект «Удивительный калейдоскоп флоры и фауны суровой тундры » для детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Удивительный калейдоскоп флоры и фауны суровой тундры »

Адресация проекта

Дети  старшей группы.

Руководитель проекта

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна, воспитатель  МБДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка»)

Участники проекта

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна -  воспитатель, Столярова Н.В. –воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Возраст воспитанников

5-6лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: игровой, практико-ориентированный, информационный

по количеству создателей:индивидуальный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности:краткосрочный

по профилю знаний: межпредметный проект

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Цель педагогов:Формирование представлений у детей о многообразии животного и растительного мира тундры.

Цель, поставленная перед детьми:создание книги «Удивительный растительный и животный мир тундры», экспозиции “На водоемах северной тундры ”, рисунков «На севере крайнем!».

Задачи проекта

  • Расширять представления детей о растениях и животных тундры.
  • Способствовать умению выделять основные признаки и особенности животных и растений тундры;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой)
  • Развивать познавательный интерес к животному и растительному миру Севера
  • Развивать у детей эстетические способности (видеть, чувствовать красоту природы северного края);
  • Развивать творческие способности (рисование, лепка, танец)
  • Развивать коммуникативные способности (обсуждение, высказывание гипотез, установление договоренностей со сверстниками)
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  • Материалы к занятиям: плакаты, схемы, модели, репродукция картины  Торлопова «Белое утро», иллюстраций «Животные тундры» «Птицы тундры», «Растительный мир тундры»                                                                                                                                                                                                                          
  • Дидактическая игра «Собери картинку», «Животные леса и тундры», «Пищевые цепочки», «Грибы и ягоды леса и тундры», «Собери герб», «Собери флаг», «Рассели животных»
  • Информационная обеспеченность: энциклопедии, учебно-методическая литература.

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Интегративные качества ребенка:

-Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков.

-Любознательный, активный. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.

-Эмоционально отзывчивый. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него.  

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели.

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.

- Имеющий первичные представления о себе: Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме.

-Ребенок,овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

-Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности).

Требования к уровню подготовленности педагогов:Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов:

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки, учебное пособие.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытиеиндивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками,приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

-  рисунки «На севере крайнем»
- книга «Удивительный растительный и животный мир тундры »

-Альбом загадок о растениях и животных тундры

- экспозиция «На водоемах северной тундры»

Аннотация

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Данный проект направлен на воспитание ответственного отношения к природе, к людям, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг.

Этапы работы над проектом

Iэтап  -Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы.

IIэтап  -Организация деятельности.

1) создание перспективного плана;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3)  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: дидактические игры, рисунки, книги);

2) презентация книга «Удивительный растительный и животный мир тундры », Альбом загадок о растениях и животных тундры ,экспозиция «На водоемах северной тундры» детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям, а так же детям младших групп.

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МБДОУ.

Пояснительная записка.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно говорить лишь условно, необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких качеств, как: дружелюбие; любознательность; устойчивый интерес к знаниям; стремление познать окружающий мир; развитие способности сопереживать, сочувствовать; стремление стать лучше; умение сдерживать свои желания; совестливого отношения к своим поступкам.

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Исходя из этого, разработала проект «Удивительный калейдоскоп флоры и фауны суровой тундры » для детей старшего возраста.

Цель проекта: Формирование представлений у детей о многообразии животного и растительного мира тундры.

Исходя из цели, наметила задачи:

  • Расширять представления детей о растениях и животных тундры.
  • Способствовать умению выделять основные признаки и особенности животных и растений тундры;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой)
  • Развивать познавательный интерес к животному и растительному миру Севера
  • Развивать у детей эстетические способности (видеть, чувствовать красоту природы северного края);
  • Развивать творческие способности
  • Развивать коммуникативные способности (обсуждение, высказывание гипотез, установление договоренностей со сверстниками)
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Мотивация.

Рассматривая энциклопедию «Обитатели севера» ребята обратили внимание на животный мир тундры, понимая сложные условия выживания в суровых условиях севера, ребята спросили о том, как звери живут, чем питаются всю зиму, что помогает им выживать в суровых условиях.  Чтобы ответить на этот вопрос я предложила детям самостоятельно  узнать как можно больше о растительном и животном мире, о способах приспособления к условиям жизни у животных и растений. 

На втором этапе разработала перспективный план по данной теме  на  основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных мной задач включила в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность и систематизировала работу.

Разработала комплекс определенных занятий: «Моя малая родина», «Путешествие по символам нашей страны», «Путешествие в тундру», «Животные северной тундры», «По секрету всему свету», подобрала  материал для бесед «Животные Северной тундры», «На водоемах тундры», «Человек и природа», «Береги природу!»«Азбука правил поведения в природе».

Изготовила необходимые учебные пособия «Дорисуй чего не хватает», «Цепочки питания», «Какие звери здесь спрятались», «Правила поведения в природе»подобрала дидактические игры «Кто чем питается»,«Животные тундры и леса», «Животные и их детеныши».

Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.  В ходе проекта пополнила уголок по патриотическому воспитанию новыми пособиями. Мной был подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал.Организовала выставку рисунков «Животные тундры», подобрала книги о животном и растительном мире тундры.

Совместно с детьми выработали план действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о животных и растениях тундры? Что хотим узнать?

Что мы знаем

Что хотим узнать

  1. Что мы живем на Севере
  2. Климатические особенности .
  3. Растительный мир – тундра.
  4. Что в тундре живут животные, знаем северного оленя, зайца, лису, волка.
  1. Климатические особенности тундры.
  2. Растения тундры и их особенности, полезные свойства ягод.
  3. Животные тундры, их внешние особенности и способы приспособления к условиям севера.

        

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

-спросить у родителей

-изучить энциклопедии

-посетить музей

-чтение худ.литературы

        При реализации следующего, IIIэтапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Реализовалась следующая непосредственно образовательная деятельность по познанию «Моя малая родина» с экскурсией по знаменательным местам поселка Северный, «Путешествие по символам нашей страны», «Животные северной тундры», «Путешествие в тундру», «По секрету всему свету», коммуникация «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу», экспериментальная деятельность «Вечная мерзлота».Успешность развития дошкольников при знакомстве с животным миром тундры становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, на музыкальном занятии и на занятии по физической культуре.

2) для работы с родителями  воспитанников подобрала информацию в родительский уголок «Это интересно знать!», «Экологическое воспитание дошкольников »,«Человек и природа»

3) Совместно с родителями каждый из воспитанников создал  страничку  книги «Удивительный растительный и животный мир тундры», нарисовали рисунки и создали коллажи.

4) Организовала экскурсию в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п.Воргашор по теме «Животные тундры».

        На следующем IV этапе оформили  продукты проектной деятельности:

 -педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

-дети: дидактические игры, выставка рисунков  «На севере крайнем», экспозиция «На водоемах тундры», книга «Удивительный растительный и животный мир тундры», альбом загадок о растениях и животных тундры.

Прошла презентация экспозиции «На водоемах тундры», книги «Удивительный растительный и животный мир тундры», альбом загадок. Дети – участники проекта с большим энтузиазмом рассказали своим  сверстникам и детям младшей группы о разнообразном растительном и животным мире, условиях приспособления выживания в суровых условиях севера.

        Я считаю, что дошкольники получили возможность узнать много интересного о животном и растительном мире,  о  взаимосвязи с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, приняли участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы. Значит, мой проект - познавателен и полезен.  

На  заключительном V этапе выступила с презентацией проекта для коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний образовательный проект "Удивительные насекомые"

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Летом детя...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Цветочный калейдоскоп"

Образовательный проект "Цветочный калейдоскоп" нацелен на знакомство воспитанников и их родителей с миром цветов как частью природного окружения человека....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Цветочный калейдоскоп» (средняя группа 4-5 лет)

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Образовательный проект  "Цветочный ка...

Педагогический образовательный проект «Корабли тундры» - северные олени»

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объекта...

Образовательный проект "Витаминный калейдоскоп"

Образовательный проект "Витаминный калейдоскоп"...

Образовательный проект «Удивительный мир прошлого» в подготовительной группе Продолжительность проекта: 2 недели.

Детский совет на тему «По следам древних животных. Динозавры»  Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через ...

Домашние задания по реализации образовательного проекта «Природа России. Флора и Фауна.»

Материал содержит рекомендации для родителей и игры для детей среднего дошкольного возраста по теме «Природа России.  Флора и Фауна.»...