Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
проект (младшая группа) по теме

Мишина Алевтина Николаевна

Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektazbukazdorov.doc72 КБ
Office presentation icon proektazbukazdorov.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический образовательный проект

для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

«Формирование у детей ценностей здоровья

и здорового образа жизни»

Пояснительная записка                      

        Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

        Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования еще и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции.

        В Конвенции с ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, самореализации и самоутверждения. При этом отмечается, что проблема реабилитации и социализации, подготовки к самостоятельной жизни детей с ослабленным здоровьем требует особого внимания со стороны государства и общества.

        Одной из важных задач, является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Главный путь – педагогическая стратегия – естественность  и использование жизненных ситуаций.

Знания должны приходить к  ребенку  как бы, между прочим. Педагог должен точно знать, чему и когда будет учить ребенка, закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.

        Назначение данного проекта – формирование обобщенных понятий о своем организме, воспитание уверенности в себе и готовности помочь окружающим.

Проблема

Отсутствие программы по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни, включающую в единый образовательный процесс  работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Актуальность 

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
  2. Более 50% дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья.
  3. 15–20% имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации.

Новизна

В проекте представлены практические материалы по созданию единого образовательного пространства по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Цели

  1. Дать детям знания о человеческом организме.
  2. Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
  3. Развивать самосознание.

Задачи

  1. Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм.
  2. Формировать представления о строении своего тела.
  3. Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.
  4. Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.
  5. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

Этапы реализации проекта  

        Проект рассчитан на 4 года с 2 до 6 лет младший, средний и старший дошкольный возраст. Связывающим звеном проекта на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание себя, своих возможностей и способностей.

I этап   – 1 младшая группа  (дети 2 – 3 лет);

II этап  – 2 младшая группа  (дети 3 – 4 лет);

III этап – средняя группа      (дети 4 – 5 лет);

IV этап – старшая группа     (дети 5 – 6 лет).

       

Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений, навыков по 3 разделам:

«Тело», «Организм», «Здоровье».

I раздел – «Тело» - предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.

II раздел – «Организм» - дает представление о своем организме, его строении и назначении, проводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.

III раздел – «Здоровье» - учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.

       

Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.

Темы I раздела – «Тело» - нацелены  на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела.

        Начать нужно с игр – занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать.

        Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.

Темы II раздела – «Организм» - помогают получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов  и систем организма.

        Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию.

        Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактного – логического мышления, поэтому в разделе представлены не только знания, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.

Темы III раздела – «Здоровья» - позволяют детям  осознанно включится в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.

       У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.

       Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье – это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.      

Участники проекта

  1. Дети.
  2. Педагоги.
  3. Родители.
  4. Специалисты ДОУ.
  5. Библиотека.
  6. Школа.
  7. Спортивно – туристический клуб «Альянс».

Основные направления работы

  1. Воспитание основ культуры здоровья.
  2. Формирование представлений о себе и о здоровом образе жизни.
  3. Формирование правил гигиены.
  4. Формирование навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Формы и методы  реализации проекта

  1. Диагностика.
  2. Организованные формы обучения на занятиях.
  3. Кружок «Здоровячок».
  4. Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, творческие  игры.
  5. Беседы.
  6. «Познавательные минутки».
  7. Наблюдения.
  8. Тематические экскурсии: библиотека, школа, стоматологическая поликлиника, детская поликлиника, продуктовые магазины.
  9. Прогулки, прогулки - походы,  целевые – прогулки.
  10. Закаливающие мероприятия.
  11. Чтение художественной литературы.
  12. Рассматривание тематических альбомов.
  13. Театрализованная деятельность.
  14. Моделирование ситуаций.
  15. Консультации, рекомендации, памятки.
  16. Анкетирование.
  17. Родительские собрания.
  18. Досуги, развлечения, праздники.
  19. Самостоятельная деятельность.
  20. Индивидуальная работа.
  21. ТСО.
  22. Тематическая неделя.
  23. Дни здоровья.
  24. Дни открытых дверей.

Принципы реализации проекта

  1. Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса по формированию у детей целостности здоровья и здорового образа жизни предполагает тесное взаимодействие педагогов, родителей, медицинских работников, социальных институтов города, учителей, представителей ДОУ.
  3. Принцип концентрического (спиралевидного) обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
  4. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков, постепенность подачи материала от простого к сложному.
  5. Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются  динамические стереотипы.
  6. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению здоровья в повседневной жизни.
  7. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает, что педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствовании умений и навыков.
  8. Принцип доступности позволяет учитывать возрастные особенности, адаптированность материала к возрасту детей.
  9. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребенок получает задания, который он способен успешно выполнить.
  10. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей  самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности  и др.).
  11. Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования умения у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
  12. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  13. Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе интеграции материала в разные виды деятельности.
  14. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, направлен на создание условий для более успешной работы по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  15. Принцип результативности  предполагает получение положительного результата по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Предполагаемый  результат

Первый год обучения (младший возраст).

Дети должны знать:

  • части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык).

Уметь объяснять:

  • зачем нужны органы чувств и части тела;
  • зачем нужен рот и зубы.

Должны уметь:

  • следить за чистотой своего тела;
  • выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

Второй год обучения (средний возраст).

Дети должны знать:

  • что каждый человек похож и не похож на других людей;
  • название органов чувств.

Устанавливать связи:

  • между органом чувств и выполняемой функцией;
  • между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.

Уметь:

  • обслуживать себя;
  • пользоваться приемами самомассажа, следить за осанкой.

Третий год обучения (старший возраст).

Дети должны знать:

  • название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение);
  • некоторые особенности функционирования организма;
  • правила охраны органов чувств и ухода за ними.

Уметь:

  • самостоятельно содержать в чистоте свое тело;
  • владеть способом оказания элементарной помощи.

Освоить:

  • «Волшебные гимнастики» (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика).

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность – М.: Просвещение, 1998г.
  2. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992г.
  3. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М.: «Творческий центр», 2009г.
  4. Ввозная В.И. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ  - М.: «Творческий центр», 2006г.
  5. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство») Волгоград: Учитель, 2007г.
  6. Инструктивно – методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16.
  7. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» - СПб.: Детство – пресс, 2000г.
  8. План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб.: Детство – пресс, 2000г.
  9. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Волгоград, 2008г.
  10. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет. – Ярославль: академия развития, 2002г.
  11. Черемшанцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. Волгоград, 2008г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и привитие им навыков культуры здорового образа жизни

Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»    Цель Программ...

Квест-игра для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Приключение львёнка и черепахи»

Праздник-развлечение на улице для детей младшего,среднего, старшего дошкольного возраста....

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни

Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте изза ...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей по профилактике здорового образа жизни «Сохраним свое здоровье»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...