Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
проект (младшая группа) по теме
Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektazbukazdorov.doc | 72 КБ |
proektazbukazdorov.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический образовательный проект
для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
«Формирование у детей ценностей здоровья
и здорового образа жизни»
Пояснительная записка
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования еще и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции.
В Конвенции с ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, самореализации и самоутверждения. При этом отмечается, что проблема реабилитации и социализации, подготовки к самостоятельной жизни детей с ослабленным здоровьем требует особого внимания со стороны государства и общества.
Одной из важных задач, является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Главный путь – педагогическая стратегия – естественность и использование жизненных ситуаций.
Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. Педагог должен точно знать, чему и когда будет учить ребенка, закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.
Назначение данного проекта – формирование обобщенных понятий о своем организме, воспитание уверенности в себе и готовности помочь окружающим.
Проблема
Отсутствие программы по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни, включающую в единый образовательный процесс работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
- Более 50% дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья.
- 15–20% имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации.
Новизна
В проекте представлены практические материалы по созданию единого образовательного пространства по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Цели
- Дать детям знания о человеческом организме.
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
- Развивать самосознание.
Задачи
- Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм.
- Формировать представления о строении своего тела.
- Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.
- Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.
- Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 4 года с 2 до 6 лет младший, средний и старший дошкольный возраст. Связывающим звеном проекта на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание себя, своих возможностей и способностей.
I этап – 1 младшая группа (дети 2 – 3 лет);
II этап – 2 младшая группа (дети 3 – 4 лет);
III этап – средняя группа (дети 4 – 5 лет);
IV этап – старшая группа (дети 5 – 6 лет).
Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений, навыков по 3 разделам:
«Тело», «Организм», «Здоровье».
I раздел – «Тело» - предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.
II раздел – «Организм» - дает представление о своем организме, его строении и назначении, проводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.
III раздел – «Здоровье» - учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.
Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.
Темы I раздела – «Тело» - нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела.
Начать нужно с игр – занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать.
Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.
Темы II раздела – «Организм» - помогают получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма.
Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию.
Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактного – логического мышления, поэтому в разделе представлены не только знания, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.
Темы III раздела – «Здоровья» - позволяют детям осознанно включится в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.
У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.
Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье – это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.
Участники проекта
- Дети.
- Педагоги.
- Родители.
- Специалисты ДОУ.
- Библиотека.
- Школа.
- Спортивно – туристический клуб «Альянс».
Основные направления работы
- Воспитание основ культуры здоровья.
- Формирование представлений о себе и о здоровом образе жизни.
- Формирование правил гигиены.
- Формирование навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Формы и методы реализации проекта
- Диагностика.
- Организованные формы обучения на занятиях.
- Кружок «Здоровячок».
- Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, творческие игры.
- Беседы.
- «Познавательные минутки».
- Наблюдения.
- Тематические экскурсии: библиотека, школа, стоматологическая поликлиника, детская поликлиника, продуктовые магазины.
- Прогулки, прогулки - походы, целевые – прогулки.
- Закаливающие мероприятия.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание тематических альбомов.
- Театрализованная деятельность.
- Моделирование ситуаций.
- Консультации, рекомендации, памятки.
- Анкетирование.
- Родительские собрания.
- Досуги, развлечения, праздники.
- Самостоятельная деятельность.
- Индивидуальная работа.
- ТСО.
- Тематическая неделя.
- Дни здоровья.
- Дни открытых дверей.
Принципы реализации проекта
- Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса по формированию у детей целостности здоровья и здорового образа жизни предполагает тесное взаимодействие педагогов, родителей, медицинских работников, социальных институтов города, учителей, представителей ДОУ.
- Принцип концентрического (спиралевидного) обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков, постепенность подачи материала от простого к сложному.
- Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению здоровья в повседневной жизни.
- Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает, что педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствовании умений и навыков.
- Принцип доступности позволяет учитывать возрастные особенности, адаптированность материала к возрасту детей.
- Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребенок получает задания, который он способен успешно выполнить.
- Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
- Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования умения у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
- Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе интеграции материала в разные виды деятельности.
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи, направлен на создание условий для более успешной работы по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Предполагаемый результат
Первый год обучения (младший возраст).
Дети должны знать:
- части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
- органы чувств (глаза, уши, нос, язык).
Уметь объяснять:
- зачем нужны органы чувств и части тела;
- зачем нужен рот и зубы.
Должны уметь:
- следить за чистотой своего тела;
- выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Второй год обучения (средний возраст).
Дети должны знать:
- что каждый человек похож и не похож на других людей;
- название органов чувств.
Устанавливать связи:
- между органом чувств и выполняемой функцией;
- между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.
Уметь:
- обслуживать себя;
- пользоваться приемами самомассажа, следить за осанкой.
Третий год обучения (старший возраст).
Дети должны знать:
- название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение);
- некоторые особенности функционирования организма;
- правила охраны органов чувств и ухода за ними.
Уметь:
- самостоятельно содержать в чистоте свое тело;
- владеть способом оказания элементарной помощи.
Освоить:
- «Волшебные гимнастики» (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика).
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность – М.: Просвещение, 1998г.
- Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992г.
- Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М.: «Творческий центр», 2009г.
- Ввозная В.И. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ - М.: «Творческий центр», 2006г.
- Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство») Волгоград: Учитель, 2007г.
- Инструктивно – методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16.
- Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» - СПб.: Детство – пресс, 2000г.
- План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб.: Детство – пресс, 2000г.
- Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Волгоград, 2008г.
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет. – Ярославль: академия развития, 2002г.
- Черемшанцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. Волгоград, 2008г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция мультфильмов в деятельность по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Золотая медаль: здоровый образ жизни»
Описание работы над проектом «Золотая медаль: здоровый образ жизни»...
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и привитие им навыков культуры здорового образа жизни
Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!» Цель Программ...
Квест-игра для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Приключение львёнка и черепахи»
Праздник-развлечение на улице для детей младшего,среднего, старшего дошкольного возраста....
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни
Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте изза ...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей по профилактике здорового образа жизни «Сохраним свое здоровье»
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...