Исследовательская работа «Почему в тундре мокро и сыро»
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Актуальность исследовательской работы дошкольников  заключается в проявлении авторов интереса к тундре и возникшем проблемном вопросе: «Почему в тундре всегда мокро и сыро?». Знания о тундре, свойствах мхов и знания о слоях почвы помогают нам осмыслить, что на земле есть такая природная зона:  очень богатая, красивая и суровая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemu_v_tundre_mokro_i_syro.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты

«Челядьöс 63 №-а видзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

 (МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты)

Исследовательская работа 

«Почему в тундре мокро и сыро»

( воспитанники подготовительной группы Ковальчук Саша,

Майер Соня, Кудря Рома, Коршунов Кирилл, Ощепкова Настя)

Направление работы: Исследования дошкольников

Руководитель: Сайфетдинова Татьяна Юрьевна, воспитатель

г. Воркута, 2016 г.


Актуальность работы заключается в проявлении авторов интереса к тундре и возникшем проблемном вопросе: «Почему в тундре всегда мокро и сыро?». Знания о тундре, свойствах мхов и знания о слоях почвы помогают нам осмыслить, что на земле есть такая природная зона:  очень богатая, красивая и суровая. 

Объекты исследования: тундра.

Предметы исследования:  слои почвы тундры.

Цель исследования:  выяснить свойства слоев почвы тундры и мха с помощью экспериментальных действий и узнать, почему в тундре мокро и сыро.

 Гипотеза: в тундре всегда мокро и сыро, потому что лето очень короткое и дождливое. Солнце не успевает прогреть всю почву, а вода не успевает, испарятся и впитываться в землю.

Участники исследования: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Задачи исследования:

  1. Узнать, почему в тундре мокро и сыро.
  2. Выяснить слои почвы тундры.
  3. Провести опыты, моделируя слои почвы.
  4. Создать макет «Слои почвы».

Методы исследования: изучение литературы по данной теме и интернет - ресурсов, изготовление макета, проведение опыта, анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.

Новизна исследования: заключается в том, что входе исследования дети выяснили состав слоев почвы тундры.  Каждый из участников создал свой индивидуальный макет «Слои почвы» и провел эксперимент, тем самым получив ответ на интересующий вопрос. А также  узнали интересные факты о тундре и мхах.

Практическая значимость исследования: Суть проекта состоит в том, чтобы привлечь внимание к изучению земной поверхности (конкретно - тундры). Проект содержит естественно - научную информацию о слоях почвы; описание создания модели «Слои почвы»  и проведения экспериментальной части проекта. С результатами исследования можно ознакомить своих друзей и близких.

Этапы исследования. Наше исследование было разделено на 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Мероприятия подготовительного этапа: сбор информации по проблеме исследования  слои почвы. Из энциклопедии, бесед с родителями, интернет - ресурсов  мы узнали, что в слои почвы тундры входят: уголь, лед (вечная мерзлота), глина, песок, земля.   Вспомнили о свойствах каждого полезного ископаемого и льда.

Мероприятия основного этапа: проведение опытов и экспериментов в детском саду и дома. Совместно с ребятами выяснили свойства мха и подобрали из различных предметов заместителей (пенопласт, губка, вата) аналог (заменитель) мха - губку. Далее каждый из участников исследовательской работы создал свою модель «Слои почвы» и провел эксперимент налив в свою модель воду, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему в тундре всегда мокро и сыро?» За моделью участники наблюдали еще в течение недели, проверяя влажность губки (мха), чтобы сделать заключительный вывод.

Мероприятия заключительного этапа: защита исследовательской работы в детском саду для детей своей и старшей группы.

Выводы о полученных результатах исследования (от автора). Мы узнали, что мхи имеют свойства похожие на свойства губки (впитывать и удерживать воду в себе, при нажатии на губку или мох вода проступает), поэтому в тундре всегда мокро и ходить в тундру нужно только в резиновых сапогах. А откуда вода  под мхами, на этот вопрос помогла нам ответить модель «Слои почвы».  В ходе исследовательской деятельности наша гипотеза подтвердилась. Мы узнали, что слои почвы тундры имеют важное значение. Вечная мерзлота является одной из особенностей природы северного края (за короткое и часто дождливое лето солнечные лучи не прогревают почву тундры), лед  не дает впитываться влаге дальше, глина не пропускает влагу, и вся влага задерживается в мхах, которые удерживают воду в себе, поэтому в тундре мокро и сыро и очень много болот и небольших водоемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Почему мы потеем?" руководитель Дунаева А.Л.

Данная  исследовательская  работа  стала  победителем  в Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь...

исследовательская работа "Почему взрослые не играют в игрушки?"

Исследовательская работа "Почему взрослые не играют в игрушки?"...

Презентация исследовательской работы "Почему окрашиваются жидкости".

Со своей воспитаницей мы проделали исследовательскую  работу "Почему окрашиваются жидкости". И рассказали о своей работе всей группе....

Проектно исследовательская работа "Почему звезд не видно днем?"

Почему ночью, поздно вечером и рано утром мы можем видеть прекрасное звездное небо, а днем на небе ни обной звезды не видно? Предлагаем провести исследование и эксперимент с воспитанниками старшей и п...

Исследовательская работа "Почему картофель называют вторым хлебом?"

Исследоваиельская работа "Почему картофель называют вторым хлебом?"...

Исследовательская работа "Почему деревья не ходят?"

Исследовательская работа "Почему деревья не ходят?" по произведению Б.Заходера...