ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»
методическая разработка на тему

1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

 

Как у маленького деревца,

еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

 от мощности, которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться

 о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

         С детства закладываются предпосылки высоких человеческих качеств личности. Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре, традициям и быту.

         Кубань – благодатный регион для воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по средствам приобщения их к традициям и быту кубанских казаков, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.      Родина всегда начинается с малой Родины. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции и быт. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

     Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном или дочерью своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. 

         К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте,  это тоже наша малая Родина.

         К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 


         В работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни малой Родине, Отечеству. 

         К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к малой Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» [13, с. 160].

         В.Г. Белинский также считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [4, с. 488-489].

         Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитании патриотизма, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить право свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [14, с. 72].

         Понятия нравственность и патриотизм получили ценное воплощение в трудах таких представителей русской философской мысли, как Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, А.И.Герцен, В.С.Соловьев, Н.Г.Чернышевский, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавали огромное значение нравственному и патриотическому воспитанию.

         Первая половина XX века знаменательна появлением целого ряда выдающихся педагогов в нашей стране - П.П.Блонского,  П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, в трудах и практической деятельности которых были развиты идеи нравственного и патриотического воспитания, поднятые в предшествующий период в России В.И.Водовозовым, П.Ф.Лесгафтом, Н.И.Пироговым, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским.

         Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам нравственного и патриотического воспитания в России, отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Большое внимание уделяется возрождению русских патриотических традиций.

         Сейчас нравственно – патриотическое воспитание детей – это одна из важнейших задач современного образования. Но воспитание патриота – это сложный педагогический процесс. Он включает в себя ряд задач:

Ø    Воспитание любви к семье, дому, улице, станице, краю к месту, где он родился;

Ø    Воспитание бережного отношения ко всему живому;

Ø    Воспитание любви к традициям и обычаям своего народа;

Ø    Знакомство с флагом, гимном, гербом своей Родины;

Ø    Воспитание чувства гордости за свою Родину.

         Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, узнать традиции и обычаи своих корней.

         В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к истории народа, быту и традициям, работа по воспитанию любви к своей малой Родине.

         В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр.  Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями  и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций  своей Родины.

         Таким образом, с возрождением казачества, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ребёнок начинает понимать величие своей Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

Как у маленького деревца,

еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

 от мощности, которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться

 о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

        С детства закладываются предпосылки высоких человеческих качеств личности. Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре, традициям и быту.

        Кубань – благодатный регион для воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по средствам приобщения их к традициям и быту кубанских казаков, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.         Родина всегда начинается с малой Родины. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции и быт. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

     Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном или дочерью своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.  

        К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте,  это тоже наша малая Родина.

        К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 


        В работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни малой Родине, Отечеству. 

        К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к малой Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека» [13, с. 160].

        В.Г. Белинский также считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [4, с. 488-489].

        Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитании патриотизма, определяли в качестве его главной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого необходимо предоставить право свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [14, с. 72].

        Понятия нравственность и патриотизм получили ценное воплощение в трудах таких представителей русской философской мысли, как Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, А.И.Герцен, В.С.Соловьев, Н.Г.Чернышевский, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавали огромное значение нравственному и патриотическому воспитанию.

        Первая половина XX века знаменательна появлением целого ряда выдающихся педагогов в нашей стране - П.П.Блонского,  П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, в трудах и практической деятельности которых были развиты идеи нравственного и патриотического воспитания, поднятые в предшествующий период в России В.И.Водовозовым, П.Ф.Лесгафтом, Н.И.Пироговым, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским.

        Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам нравственного и патриотического воспитания в России, отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Большое внимание уделяется возрождению русских патриотических традиций.

        Сейчас нравственно – патриотическое воспитание детей – это одна из важнейших задач современного образования. Но воспитание патриота – это сложный педагогический процесс. Он включает в себя ряд задач:

  • Воспитание любви к семье, дому, улице, станице, краю к месту, где он родился;
  • Воспитание бережного отношения ко всему живому;
  • Воспитание любви к традициям и обычаям своего народа;
  • Знакомство с флагом, гимном, гербом своей Родины;
  • Воспитание чувства гордости за свою Родину.

        Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, узнать традиции и обычаи своих корней.

        В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к истории народа, быту и традициям, работа по воспитанию любви к своей малой Родине.

        В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр.  Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями  и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций  своей Родины.

        Таким образом, с возрождением казачества, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, ребёнок начинает понимать величие своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним  из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитани...

Рекомендации для педагогов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста

В статье предлагается материал концептуальных подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, теоретические основы которого являются актуальной задачей в...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе семейных традиций»

Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Сегодня гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного образов...

Значение русских сказок в формировании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.

         Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.   Патриотизм ...

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."...