Значение русских сказок в формировании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Арнаутова Людмила Викторовна

           Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.   Патриотизм  - это, прежде всего, любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства.   Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды,  историю своих предков, их культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pedchteniya.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Чиполлино»  МО город  Саяногорск

Значение русских  сказок

 в формировании

нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.

Подготовила:

воспитатель

                                                         Арнаутова Людмила Викторовна

Саяногорск  2019

             Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре – проблема, которая меня начала   волновать несколько лет назад. Необходимость формирования высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества – все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского воспитания становится одной из самых актуальных.

           Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.   Патриотизм  - это, прежде всего, любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства.   Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды,  историю своих предков, их культуру.

В моей педагогической работе я наметила решение общих задач нравственно-патриотического воспитания путем :

* формирования стойкого интереса к национальной культуре;

* приобщения  детей к русскому народному фольклору ,  в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;

*  воспитание любви  к своей  Родине и осознание принадлежности  к русскому народу.

Задачи реализовывала  через:                                                                                             

*творческую организацию образовательной   деятельности ;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* максимальное использование детской деятельности;

* уважительное отношение к результатам детского творчества.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: трудолюбие, добро, дружбу, взаимопомощь, гуманность, любовь. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики,- писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчёркивал, что "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хоть и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.  

      Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме ("Курочка ряба", "Репка"), и сказки с острым захватывающим сюжетом ("Кот, петух и лиса", "Гуси-лебеди").(Приложение) С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, борьба мужества, стойкости и преданности над злом, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственно-патриотического воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость и лесть. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал за ними. Эмоциональность рассказа, выразительность, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.

Присущие детям непосредственность восприятия, а также  вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие её персонажей. Эта внутренняя активность - "жизнь вместе с героем" - как бы поднимает все душевные силы ребёнка на новую ступень, даёт возможность интуитивно, чувствами познать то, что он ещё не может осмыслить разумом. Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.

 Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают не точны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки и действия. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения и моменты. Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение и чувства.

 Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. Для того, чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (использовать виды театров). У детей интерес можно возбудить присказкой. Сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. У каждого народа свои сказки, но все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, гордость за своих героев и свой край.

Я верю, что  русская народная культура  во всех её проявлениях оставит  в душах  моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые  помогут  им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности,  что  они  никогда не будут « Иванами, не помнящими родства». Я  надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину.

  Список литературы:

1.Бударина Т.А., Куприна Л.С. «Знакомство детей с русским народным творчеством»  - Детство-Пресс ,2000                                         

2.Ботякова О.Л. «Солнечный круг»   - Детство-Пресс, 2002

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д.  «Приобщение  детей к истокам русской народной культуры» -  Детство-Пресс, 1998

4. Куприянова Л.Л.    «Русский фольклор» -   С-Петербург, 2008

5.Лаврентьева Л.С. «Культура русского народа» - Паритет,2007

6. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф.   «Воспитание ребёнка в русских традициях»  -ОЛМА-ПРЕСС ,2009

 

Приложение

Рекомендуемые произведения для чтения и рассказывания в детском саду:

Русские народные сказки

  1. Лисичка-сестричка и волк
  2. За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
  3. Лиса, заяц и петух
  4. Лиса — исповедница
  5. Лиса — повитуха
  6. Снегурушка и лиса
  7. Мужик, медведь и лиса
  8. Овца, лиса и волк
  9. Кот, петух и лиса
  10. Лиса и тетерев
  11. Лиса и рак
  12. Колобок
  13. Репка
  14. Курочка Ряба
  15. Свинья и волк
  16. Волк и коза
  17. Сказка о козе лупленой
  18. Зимовье зверей
  19. Медведь и петух
  20. Собака и дятел
  21. Журавль и цапля
  22. Ворона и рак
  23. Золотая рыбка
  24. Жадная старуха
  25. Сказка о Ерше Ершовиче
  26. Пузырь, соломинка и лапоть
  27. Терем мухи
  28. Морозко
  29. Старуха — говоруха
  30. Дочь и падчерица
  31. Крошечка — Хаврошечка
  32. Баба-Яга
  33. Василиса Прекрасная
  34. Баба-Яга и Заморышек
  35. Ивашко и ведьма
  36. Терёшечка
  37. Гуси-лебеди
  38. Покатигорошек
  39. У страха глаза велики
  40. Умный работник
  41. Три калача и одна баранка
  42. Теремок
  43. Сивка-бурка
  44. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  45. Про одного солдата
  46. Привычки
  47. Правда и Кривда
  48. Поп и батрак
  49. Поп и дьякон
  50. Поди туда — не знаю куда, принеси то —  не знаю что
  51. По щучьему веленью
  52. Петушок — золотой гребешок
  53. О молодильных яблоках и живой воде
  54. Алеша Попович
  55. Летучий корабль
  56. История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике
  57. Лихо одноглазое
  58. Мальчик с пальчик
  59. Царевна — Несмеяна
  60. Чернушка
  61. Царевна в подземном царстве
  62. Золотой башмачок
  63. Береза и три сокола
  64. Окаменелое царство
  65. Арысь-поле
  66. Царевна-лягушка
  67. Белая уточка
  68. Скорый гонец
  69. Счастливое дитя
  70. Диво дивное, чудо чудное
  71. Чудесная дудка
  72. Золотая гора
  73. Соль
  74. Вещий сон
  75. Три копеечки
  76. Мудрая жена
  77. Царь-девица
  78. Перышко Финиста- ясна сокола
  79. Волшебное зеркальце
  80. Сказка про утку с золотыми яйцами
  81. Волшебное кольцо
  82. Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке
  83. Бухтан Бухтанович
  84. Хрустальная гора
  85. Марья Моревна
  86. Козьма Скоробогатый
  87. Кощей Бессмертный
  88. Два Ивана солдатских сына
  89. Беглый солдат и черт
  90. Никита Кожемяка
  91. Шабарша
  92. Змей и цыган
  93. Семь Семионов
  94. Ночь на Ивана Купалу
  95. Медное, серебряное и золотое царства
  96. Кашица из топора
  97. Как лиса шила волку шубу
  98. Как лиса училась летать
  99. Как мужик гусей делил
  100. Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
  101. Чего на свете не бывает?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Чиполлино»  МО город  Саяногорск

…………………………………

Подготовила:

воспитатель

                                                         Полякова Галина Алекандровна

Саяногорск  2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста

В презентации рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников: определены  задачи,  принципы, методы, средства, особенности формирования нравственно- патриотическ...

Особенности формирования нравственно- патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приложение к одноименной презентации.

Текст консультации для педагогов является приложением к одноименной презентации, но может быть использован самостоятельно. В данной работе рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитани...

формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста

Задачи нравственно – патриотического  воспитания:·         воспитывать уважение к людям;·         воспитывать...

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...

Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

О формировании нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию нравственно - патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать работать над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы. Обогащать запас слов, обозначающих названия предметов,...