«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста» методическая разработка
опыты и эксперименты по теме
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_microsoft_word_2.docx | 58.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумский детский сад – структурное подразделение Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
АВТОРСКАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста»
Методические рекомендации
Автор разработки:
Тарасенко Валентина Владимировна
воспитатель
Шумского детского сада
2016 г
Нижнеудинский район, рп.Шумский
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои по-тенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящем человеком и гражданином. Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Суть работы в указанном направлении формирования эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые изменения в стране и не сломаться. Поэтому выявив проблему, поняв, насколько важным является нрав-ственно-патриотическое воспитание для становления личности ребенка до-школьного возраста, было принято решение составить сборник методических материалов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.Практическая значимость состоит в том, что сборник методических материалов позволит воспитателю поэтапно, эффективно выстраивать работу по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников.
Цель программы: Сформировать чувства патриотизма дать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
ЗАДАЧИ:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
ФОРМА РАБОТЫ:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Организация непосредственной образовательной деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей как в первую. так и вторую половину дня.. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1-2 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемными задачами. Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития нравственно-патриотическихчувст у детей. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды:
Занятие организуется в группе ДОУ, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами..Результативность освоения ДАННОЙ программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Ожидаемый результат:
У детей сформируется общечеловеческие ценности, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.
Для достижения ожидаемого результата целесообразно придерживаться следующих этапов
Успех нравственно-патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития общения ребенка. К 5 годам происходит отмечаемая Л.С. Выготским «интеллектуализация чувств». Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности, Все эти объективные данные позволили исследователям считать, что наиболее благоприятным возрастом для начала патриотического воспитания является средний дошкольный возраст.
2.2. Организация нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем
Нам представляется совершенно необходимым провести поиск истоков возникновения патриотических чувств и на более ранних возрастных этапах детства.
Определим, какие представления о родном городе должны быть, на наш взгляд, сформированы у детей каждой возрастной группы.
Обучение детей узнаванию своего дома, квартиры. Обучение нахождению своего детского сада, своей группы. Обучение умению ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения. Напоминание детям названия города, в котором они живут. Развитие интереса и бережного отношения детей к природе, посещение любимого дерева, куста. Совершенствование умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Формирование умения видеть окружающие детский сад здания, дорогу. Формирование умений правильно называть свой город, рассказывать о том, где гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке), обращать внимание на красочное оформление ближайших зданий в дни праздников. Воспитание чувства причастности к жизни страны. Воспитание бережного отношения к природе родного края. Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками. Продолжение воспитания любви к родному краю (дети должны знать: название своей улицы, уметь рассказывать о самых красивых и любимых местах родного города, его до-стопримечательностях). Ознакомление дошкольников с доступными их по-ниманию представлениями о государственных праздниках. Продолжение воспитания бережного отношения к природе родного края. Совершенствование умения свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада. Формирование интереса к малой Родине, знакомство с достопримечательностями родного края, культурой, традициями. Формирование представления о том, что страна, в которой живут дети, называется Российская Федерация. Обучение умению находить на карте Россию, ее города, родной город, столицу, реки, озера, горы. Продолжение воспитания бережного отношения к природе родного края. Расширение представлений о родном крае, городе. Углубление и уточнение представлений о Родине. Развитие интереса к событиям, происходящим в стране и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну и город, знакомство с флагом, гербом и гимном России и родного города. Приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание любви к природе.
Знакомство детей с родным городом необходимо начинать с раннего детства. На каждом возрастном этапе у дошкольников происходит расширение знаний о родном городе, уточнение уже имеющихся представлений. В процессе работы по ознакомлению с родным городом воспитывается чувство гордости за любимый город, за людей, которые в нем живут.
2.3. Этапы нравственно-патриотического воспитания
В развитии патриотизма, на наш взгляд можно выделить следующие тапы при воспитании у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.
1-й этап.
Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах «Люблю я родину, за что не знаю сам». Принимая во внимание это утверждение, заметим – речь идет о недостаточной осознанности детьми самого понятия и противопоставлении его сознательному патриотизму. Инстинктивный характер патриотизма как прирожденной наклонности, на которую всегда может рассчитывать воспитание, отражен в идее народности К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, эта любовь дает ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурным природным, личностными и семейными и родовыми наклонностями». Педагог полагал, что народность – единственный источник жизни государства, все его члены черпают в любви к Отечеству силы своей общественной деятельности. Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей дошкольного возраста очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.
2-й этап.
Потребность в любви к ближним. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается чувством, которое в дальнейшем должно объять все человечество. При этом любовь к близким людям переносится ребенком на предметы, привычки понятия, присущие им. Данный этап Н.М. Карамзин характеризовал как привязанность к социальной среде, окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями законами и т.д.
3-й этап.
Привязанность к физической среде с ее горами, долинами, реками, теплым климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе играм первых лет жизни, вызывающими приятные воспоминания о детстве у взрослого человека Д.И. Писарев называл это стремление «любить и защищать совокупность тех предметов, которые составляют Родину».
4-й этап.
Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный. В связи с этим перед родителями и образовательными учреждениями встает задача превращать воспитанников в здоровых и мыслящих людей.
Сущность патриотизма как физической социальной и духовной привязанности раскрыта в известной песне «С чего начинается Родина?» Сознательный, глубоко коренящийся в сердце патриотизм К.Д. Ушинский называл отрадной чертой народного характера, подчеркивая: «не только в битвах с внешними врагами, но и в смелом слове истины, высказать которое опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая «авось» пролетит мимо» .
Несомненной заслугой К.Д.Ушинского является выделение родиноведческого направления, трактуемого как обучение географии на местном материале, составляющим основу современного краеведения. Родиноведение он позаимствовал в швейцарских школах, в качестве наглядного уголка природы, в котором живет ребенок, поскольку обучение сближает с великим наставником-природой. Он считал странным, что мало оценено в педагогике и настаивал на широком использовании в обучении и воспитании методов наблюдений и экскурсий.
5-й этап.
Объектная оценка родного. Увлечение общими народными или государственными чертами требует их объективного оценивания. Приобретение новых понятий расширяет кругозор ребенка, приводит к различению хорошего и дурного в предмете ранее казавшемся совершенным. Постепенно он отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд сначала на свое семейство, на свое село, на свой город, а затем столицу. В результате происходит отрешение от предрассудков местности и формирования общих народных или государственных черт.
Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка А.Н. Остроготским вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи. Е.Н. Водовозова, разделяя его точку зрения, рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и ближних. Подчеркивая не-обходимость использования каждой возможности для упражнения ребенка в проявлении альтруистических склонностей и любви к окружающим, она рекомендовала родителям придерживаться с ранних лет трех правил воспитания детей в семье.
Учить ребенка строго выполнять свои обязанности
Делиться всем своим имуществом с окружающими
Помогать окружающим и близким
Выполнение этих правил, по её мнению формирует у детей ответствен-ность за свои поступки и развивает их самостоятельность как необходимое условие жизнедеятельности свободного гражданина.
6-й этап.
Изучение историко-культурного развития других народов и переход от идеи своего народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может приобрести ему пользу. На эту особенность обращал внимание Д.И. Писарев, понимая патриотизм как союз между всеми людьми, исключающий слепое увлечение своими и гонение чужого, работу на благо человечества но «теми средствами, которые находятся у нас под руками, в той сфере где мы поставлены»
7-й этап.
Активный характер патриотизма, проявляющейся в практической дея-тельности на благо Отечества, знание исторических законов развития народов, понимание общественных нужд и потребностей человечества вызывает у человека желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности. П.П. Блонский считал, что отсутствие деятельности плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных, будничных делах, составляет одно из главных препятствий для прогресса в России. «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для неё? Мы, можем быть необычайно способны к любви, и любим мы сильно и глубоко, но умеем ли мы воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь так, чтобы она согревала и оживляла тех, кого мы любим?» .
Поскольку деятельность человека, его желания и силы не могут простираться одинаково на весь мир, он должен ограничивать круг своей деятельности и скорее всего выберет Отечество. Ограничение человеком деятельности в пределах своей страны является следствием осознания, что здесь его настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен.
Особое значение на этом этапе приобретает умение человека трудиться, его трудолюбие. Социальная ценность труда человека состоит в установлении крепкой и надежной связи с обществом, на пользу которого он направлен. Как отмечал Д.И. Писарев: «развивая в своих воспитанниках рабочие силы и любовь к труду, образовательные учреждения готовят из них превосходных патриотов» . Патриотическое видение мира детей зависит отличного материального и духовного вклада в процветание родной земли. Приоритетное значение в воспитании детей В.А. Сухомлинский отводил идее, что Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью.
Размышление о судьбе Родины выводит ребенка за пределы удовлетворения собственных потребностей. При этом важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающие его личные интересы. Краеведение служит средством преодоления беспочвенной индифферентности детей, а экскурсии являются «живой школой», которая стоит всех взятых вместе других форм воспитания. Опираясь на принцип «от близкого к далекому», педагоги связывают начало патриотического воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии-родного города, страны всего культурного мира. Сложность процесса нравственно-патриотического воспитания детей также во многом объясняется его противоречивостью.
Сборник методических материалов «Знакомство с родным краем как средство воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста»
. Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания
Продолжать расширять представления детей, о своей семье, своей биографии, закреплять знания, детей о фамилии, имени, отчества родителей, объяснять понятия дальние родственники. Для этого мы рекомендуем, рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья», чтение русских народных сказок. Составление коротких рассказов из личного опыта. Беседы любимый отдых нашей семьи, «Мамины бабушкины руки» также предлагаем подборку дидактических и сюжетно ролевых игр. Совместное составление и презентация на групповом родительском собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представлением родословной, привычками и семейными традициями.
. Изучение микросоциума в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых. Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении. Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности. Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду. Исходя из собственного опыта, мы рекомендуем экскурсии по детскому саду, путешествие по плану детского сада, сюжетно-ролевые игры «Кто работает в детском саду». Экскурсия по территории детского сада, знакомство с планом участка. Рассматривание фото альбома «История детского сада». Составление рассказов «Детский сад будущего». Выставка изобразительного искусства «Мой любимый детский сад», «Праздник детского сада – праздник нашего родного дома» для родителей и со-трудников детского сада.
Изучение социальной сферы поселка
Уточнять знания детей о названии некоторых улиц показать детям, что по названиям улиц можно узнать об истории возникновения названия поселка. Воспитать интерес к истории поселка, уважение к труду людей обустроивших наш поселок. Для решения данной задачи мы рекомендуем следующее: проводить наблюдения и экскурсии на территории детского сада и за его пределами. Во время прогулок дети рассматривают дома, сооружения, воспитатель обращает внимание на то, из какого материала они построены. Создание макетов домов, планов улиц. Выставки детей «Поселок будущего» из бросового материала. Рисунки детей на тему: «Мои любимые места в поселке», «Мой поселок в сказочном лесу». Также нами предлагаются сюжетно-ролевые игры, развивающие игры «Кто больше знает улиц в нашем поселке», дидактические игры, игры лото.
Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края. Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому. Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых нравственно-патриотических чувств. Расширять представления детей о растительном и животном мире края его особенностях, своеобразной красоте. Познакомить с Красной книгой. Расширять представления детей о правилах поведения в природе и ёе охране. Воспитывать интерес к окружающему миру, желание бережно относиться, заботиться и охранять хрупкий мир природы.
Для этого мы рекомендуем рассматривание картин «Времена года», «Цветы», «Последний снег», иллюстраций растительного и животного мира. Разучивание стихотворений о природе С.А. Есенина «Белая береза», И.С. Никитина «Встреча зимы» и т.д. Чтение русских народных сказок о животных, наблюдение, целевые прогулки в лес, к озеру разборка проблемных ситуаций. Дидактические игры «Кто, где живет», «Когда это бывает», «Зоологическое лото».
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Создать условия для восприятия целостной картины войны. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным. Познакомить с памятниками героям ВОВ.
Для этого мы предлагаем следующие рекомендации. Рассматривание картин из серии «История России», беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге и героизме своего народа. Разучивание стихов, песен о военной тематике. Обобщение «Что лучше плохой мир или хорошая война». Создание альбома «Нам нужен мир». Занятие-праздник «Этот день победы». Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая». Выставка работ «Цветы для героев». Чтение стихотворений Л. Кассиля «День победы», «Твои защитники», «Благодарим, солдаты вас»
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной воз-расту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
- Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ма-лыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и осно-вательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народ-ном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ
(учебно-развивающая игра)
Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, парки. На красных полях – силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.
Ход игры: играют две команды или два игрока. Бросают кубик, продвигаясь вперед для того, чтобы попасть на красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображен и где находится это сооружение.
Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперед, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.
Игроки могут быть моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».
ГЕРБ ГОРОДА
(игра)
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разнообразном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
2. дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
3. детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
4. детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
РАЙОН, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
(настольная игра)
Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображенными на нем достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры: играть можно любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается вперед. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад или дом. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если поле попадает на зеленое поле, то ребенок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание: если ребенок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.
ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА
(игра-лото)
Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры: играть могут 3-9 детей. Ведущий раздает игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть свое игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание: на каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если ребенок ошибается, то дается «справка ведуще-го», которым может быть как воспитатель, так и ребенок.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД
(игра)
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображениями этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
Ход игры: перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живете?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой вы живете?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
- Каких людей, прославивших наш город, вы знаете?
- Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями.
Примечание: по ходу игровых действий «восстановление заколдован-ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
1. «Экскурсия»
Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.
Дети: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль»)
Светофор (показывает крупную фотографию):
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами?)
(Ответы детей)
Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
2. «Кто больше знает улиц в нашем городе?»
Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.
3. «Знатоки родного города»
Цель: закрепить знания детей о памятниках города, в котором они живут, развивать память, воображение.
Материалы: разрезные картинки с видами родного города, фишки.
Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды. Предлагает по фрагменту открытки узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
«Так бывает»
Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.
Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например: холодная Москва (город зимой), веселая Москва (город в дни праздников), молодая Москва (новостройки, молодые жители) и т.д.
«Найди отличия»
Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому.
Ход игры: воспитатель предлагает сравнить жителей старого и совре-менного города: как выглядели и одевались, как и где работали, во что играли дети, как выглядели улицы.
«Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о старом родном городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.
Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
«Загадки о родном городе»
Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают.
Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ
Рекомендации:
• Рассказать ребенку о своем родном городе. Те, кто живет в этом городе давно, могут сравнить старые фотографии с современным видом города.
• Рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших род-ственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рас-смотреть фото и иллюстрации в книгах. Вместе с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
• Рассказать ребенку о том, что за праздник День защитника Отечества, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день. Вместе с ребенком рассмотреть помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии. Познакомить ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам и иллюстрациям). Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (брата, дяди, ветерана).
• Объясните ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, победа, героический поступок, ветеран.
• Закрепить знания о Государственной символике России, ответив на вопросы заданий, представленных ниже.
ЗАДАНИЯ:
К теме: «Государственный флаг России»
1. Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:
• Какого цвета полосы на флаге России?
• Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?
Белый - …
Синий - …
Красный – ...
• Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?
2. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изобра-жение Государственного флага Российской Федерации?
3. Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между».
• Какая полоса в российском флаге:
Первая сверху;
Вторая снизу;
Над синей;
Под синей;
Между красной и белой и т.д.
4. Раскрасьте флаг России.
К теме: «Государственный гимн России»
Ответь на следующие вопросы:
• В каких случаях исполняется гимн России?
• Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?
• Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
• Выучите первый куплет Гимна наизусть.
К теме: «Государственный герб России»
• Кто изображен на гербе России?
• Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
• Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.
• Раскрась герб России.
• Составь рассказ о гербе России по плану:
1. Герб какого государства изображен на картинке?
2. Какую форму имеет герб России?
3. Что расположено в центре герба и почему?
4. Где можно увидеть герб России
К теме: «Вооруженные силы России: эмблемы и символы»
1. Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Отечества; кого по-здравляют в этот день.
2. Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии.
3. Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением воной техники, расскажите ему о военных профессиях
ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?
Символ – опознавательный знак для членов общественной группы, тайного общества; знак, обозначающий акое-либо понятие, воплощающий какую-либо идею.
Символ – это примета, знак, пароль, предзнаменование. Не любой знак является символом. Лужа на земле – знак прошедшего дождя, но это не символ, так как она могла образоваться в результате весеннего таяния снега или по ряду еще каких-то причин. Символ передает смысл вещи или события, является его смысловым отражением и обобщает его, но по своему первоначальному содержанию не имеет непосредственной связи с обозначаемым объектом. Философ А. Ф. Лосев определял символ как «концентрированное зримое выражение идеи, явления или понятие, основанное на структурном сходстве символа и элементов символируемого содержания, сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира».
ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМА?
Эмблема – вставка, выпуклое изображение. Эмблема – это тоже символ, но особого значения. Под эмблемой понимают такой знак, значение которого зафиксировано и общепризнано, в отличие от символа, значение которого более подвижно. Кроме того, эмблема может включать несколько символов.
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?
Слово «патриот» происходит из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков – соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, отчизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать.
А что значит быть патриотом? Современный словарь определяет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Непросто ответить на вопрос: «За что мы любим мать?» Сказать можно много, но вот будет ли ответ полным? Не так просто ответить и на вопрос: «За что люди любят Родину?»Каждый может дать свой ответ, но вот будет ли этот ответ единственно верным?
Любовь к Родине, или патриотизм, вовсе не требует хвалить все свое только потому, что это родное. Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Вот только истинный патриот не станет ворчать да жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на родине лучше, достойнее. Недаром же В. И. Даль в словаре называет патриота любителем отечества, ревнителем о благе его, отчизнолюбом.
СИМВОЛИКА РОССИИ
Герб России
Ты живешь в России. В разные времена наша страна называлась по-разному. Современное ее название – Российская Федерация. Как и другие суверенные государства, Россия имеет свои официальные символы: герб, флаг, гимн.
В Законе о Государственном гербе нашей страны записано: «Государ-ственный герб Российской Федерации представляет собой четырехуголь-ный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический (от слова «геральдика» - наука о гербах) щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой – держава (символ власти монарха – золотой шар с крестом или короной наверху). На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь … дракона».
Государственный герб Российской Федерации изображается на зда-ниях важнейших государственных учреждений, его можно видеть на официальных печатях и бланков документов. Герб изображается и на официальных знаменах страны, денежных знаков, государственных наградах, изображают его и на пограничных столбах.
Флаг
Днем рождения Российского флага считается 20 января 1705 года, когда указом Петра 1 был утвержден окончательный вариант бело-сине-красного стяга с тремя равновеликими горизонтальными полосами.
С петровского же времени известен и точный порядок полос: верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Расположение их сов-пало с древним пониманием мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – божественный мир.
Полтора столетия этот флаг считался русским национальным, но в 1858 году царь Александр II утвердил новый «рисунок гербовых цветов» Российской империи. Указ объявлял, что полотнище будет иметь три горизонтальные полосы – черного, желтого и белого цветов, но на судах торговых по-прежнему поднимался бело-сине-красный флаг.
В 1883 году накануне коронации Александра III министр внутренних дел граф Толстой представил ему оба варианта для решения об утвер-ждении. Царь избрал петровский образец, так как на Руси издавна считалось, что белый цвет – это благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – мужество, смелость, великодушие и любовь.
Русскому человеку, россиянину присущи все эти черты характера и поведения. И хотя некоторое время над страной главенствовал красный стяг, Россия не могла не вернуться к своему исконному государственному символу.
Случилось это 11 декабря 1993 года, когда Президентом страны был подписан указ «О государственном флаге Росси флаг, как и герб, - символ суверенитета страны. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести, все присутствующие встают.
Гимн
Словарь определяет гимн как торжественную песнь, хвалу и прославление в стихах или в музыке. Государственный гимн также является официальным символом независимого суверенного государства.
Текст Государственного гимна Российской Федерации
Сл. С. В. Михалкова, муз. А. А. Александрова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достояние на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов в союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши поля и леса.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов в союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов в союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Семейный праздник «Давайте знакомиться»
Идея праздника: воспитание любви к своей семье.
Ход праздника:
В зале столики-домики, на них красивые салфетки, сделанные руками родителей и воспитателей, цветы или композиции из цветов.
Звучит музыка. Воспитатель приглашает родителей с детьми пройти за столики.
Ведущая:
Сегодня мы собрались в этом зале неслучайно. Давайте познакомимся поближе и ребята, и взрослые. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Посмотрите, здесь сегодня большая и, надеюсь, дружная семья: дети, мамы и папы, родители и воспитатели. Чтобы наша встреча была веселой, мы будем петь, плясать и обязательно играть. С чего же мы начнем нашу встречу? Я думаю, что в каждой семье есть свой секрет. Это так интересно! Вы, наверное, сегодня с нами поделитесь своим секретом? (подходит к одному столику)
Давайте познакомимся!
Ребенок: Это – моя мама, а это – мой папа. (называет их имена)
Мама: В нашей семье все любят музыку, у нас есть любимые песни, мы даже иногда сами сочиняем. (исполняют песню)
Воспитатель: Мы тоже учимся петь. Правда, ребята? А сейчас давайте покажем, какие у нас ловкие пальчики и ручки. (исполняют пляску «Пальчики-ручки»)
Ведущая: А это чья семья?
Дети: Анечки!
Ведущая: Анечка, расскажи, кто рядом с тобой? (Аня отвечает)
Мама: А я люблю шить. Мы с дочкой подумали и решили сшить для куклы костюм. Немного потрудились и вот, посмотрите, что у нас получи-лось.
Ведущая: (показывает куклу) Хочешь, катя, я тебе песенку спою? Дети, мы знаем песенку о кукле Катя? (дети поют песню) Посмотрите, сколько у нас в гостях бабушек. У них замечательные, добрые, ласковые руки. Подарим им песенку. (песня «Ладушки»)
За этим столиком сидит семья Алеши. Познакомишь нас со своими ро-дителями? (знакомит, сообщает, чем они любят заниматься)
Посмотрите, какое доброе солнышко на этом рисунке. Хочется даже почитать стихи. (приглашается ребенок для чтения стихотворения «Солнышко-ведрышко»)
Мама: А не пора ли нам поиграть? Я знаю игру «Повяжи платочек» (играют)
Воспитатель: А мы, ребята, любим животных? (поют песни»Кошка», «Зайка»)
Ведущая: Ну что ж, пойдем дальше? Вот семья Ванечки! Что вы нам интересного расскажите?
(После всех знакомств, начинается чаепитие и беседа за общим столом с самоваром. Затем все вместе исполняют песню «Детский сад»).
В конце праздника дети и воспитатели исполняют импровизированную песню, а все гости подпевают строчку «Мы одна семья!»
Все мы дружим, дружим вместе.
Мы одна семья!
Мы друг друга любим, любим!
Мы одна семья!
Радуемся, веселимся вместе!
Мы одна семья! Мы одна семья!
Занятие на тему: «Москва – столица России»
Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве, же-лание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города – это творение рук человеческих; формировать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, выслушивать ответы товарища; воспитывать уважение к людям создававшим город, чувство благодарности за их труд.
Материал: «Бандероль», письмо, стихотворение М. Ю. Лермонтова.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон принес письмо в детский сад бандероль – вот этот сверток. На нем написан адрес нашего детского сада и номер группы. Я не ошибаюсь? Это наша группа? Значит, мы с вами имеем права распечатать бандероль и посмотреть, что там внутри.
- Ой, да тут письмо: «Дорогие дети! Мы много слышали о вашем городе и даже один раз проезжали через него. Мы ехали по мосту через реку – вот только забыли, как она называется. А потом наш путь лежал через ваш микрорайон. Мы так быстро ехали, что даже не смогли запомнить название улиц. Ваш город нам понравился. Он большой, но наш намного больше. Мы посылаем вам фотографии и рисунки нашего города, полюбуйтесь и догадайтесь, как он называется. Москвичи».
- Дети, а кого называют горожанами? Можете назвать улицы нашего микрорайона? Представьте себе, что вы идете по улице, а прохожий спрашивает: «Где находится детский сад?» Что вы ему ответите?
- Ну что ж, молодцы! Вы хорошо знакомы с нашим районом. А теперь давайте все вместе подумаем, из какого города пришло нам письмо.
- Дети, Москва – это необыкновенный город, это город особенный, потому что Москва – самый главный город нашей страны. А мы с вами в какой стране живем? В России много городов. Какие вы знаете города?
- А главный город называют – столица. Вам, наверное, приходилось слышать такое выражение: «Москва – столица нашей Родины». Теперь вы будете знать: столица – значит, главный город. Давайте посмотрим иллю-страции, которые прислали нам москвичи. Вот мост через реку. Кто-нибудь знает, как она называется? Это Москва-река. Она большая, по ней плавают баржи, катера, лодки, пароходы. Через Москву-реку построено много мостов.
А теперь изображение Красной площади. Это самая главная пло-щадь Москвы, а значит самая главная площадь всей страны, всей России, потому что Москва – столица. Посмотрите, какая она красивая! Башни Кремля – высокие, стройные! А это красивое, необычное здание – храм Василия Блаженного, он очень украшает площадь.
- А с другой стороны площади, в этом красном здании, расположен Исторический музей. Здесь показывают и рассказывают всю историю нашей России.
Вот она какая красивая – Красная площадь! Русские люди всегда все самое красивое и любимое называли красным. Вот и площадь тоже назвали Красной. На этой Красной площади проходят все самые главные праздники России и военные парады.
(далее знакомим детей с другими иллюстрациями: Большой театр, ста-дион «Лужники», Московское метро).
- Вот какой чудесный, необычный город Москва! Как еще называют Москву?
- Как вы думаете, дети, кто создал эту красоту?
- Много стихотворений о Москве сложили поэты. Вот одно из них. Его автор – великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.
Москва! Москва!.. Люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный…
Наш дом
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Е. Аксельрод.
Берегите Россию
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе!
Н. Гусева.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною. Это все мое родное!
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
В. Степанова.
ПОБЕДА
Солнце в трубу золотую трубит:
«Слава герою-бойцу!
Враг побежден, уничтожен, разбит –
Слав герою-бойцу!»
«С врагами я бьюсь, - говорит боец, -
На это и жизнь не жаль,
Но меч для меня ковал кузнец,
Крепка закаленная сталь!»
«Я выковал меч, - кузнец говорил, -
Он жаром на солнце горит,
Но сталь добывал из руды и огня
Мой брат-сталевар для меня!»
«Конечно, - сказал сталевар, - метал
Я сам из руды доставал,
Но в темные недра Уральских гор
Спускался не я, шахтер!»
Шахтер отвечает: «Я добыл руду,
Забой у меня каменист,
Но я по стране поездов не веду –
Привозит руду машинист!»
«Я езжу, - сказал машинист,- по стране
Во все города и концы,
Но хлеб добывают и вам, и мне
Родные наши жнецы!»
«Да это верно, я всех кормлю, -
Но землю, которую я люблю,
Сберег для меня боец!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...
Роль центра краеведения в воспитании нравственно-патриотической культуры у детей дошкольного возраста
Доклад на тему: краеведение...
Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста» организован в целях повышени професс...
Методическая разработка «Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка«Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Не бойся сказки, бойся лжи….» Актуальность С са...
ТЕМА:«Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста»
Формирование нравственно – патриотических чувств, обогащение и углубление знаний детей о семье, Родине и малой Родине....
«Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Сообщение из опыта работы...
Консультация для педагогов "Воспитание нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравств...