Педагогический проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа) на тему
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina1.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Педагогический проект
«Моя малая Родина»
Воспитатель Головко И.А.
Содержание проекта
1. Введение
2. Актуальность
- Поставленные цели и задачи проекта.
- Методы и приемы, используемые в проекте.
- Принципы
3. Алгоритмы разработки проекта
- Образовательные области
- Этапы реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Выводы
4. Приложения.
- Приложение №1.
- Мониторинг на начало проекта
- Приложение №2.
- Перспективный план реализации проекта.
- Приложение №3.
- Мониторинг на конец проекта.
- Приложение №4.
- Презентация для детей «Достопримечательности станицы Старощербиновской»
- Приложение № 5
- Эссе с фотоприложением воспитанницы Т.Мамченко «Улица моего детства»
- Приложение № 6.
- Непосредственная образовательная деятельность «Мой край – Кубань моя родная»
- Непосредственная образовательная деятельность «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
- Непосредственная образовательная деятельность «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»
- Непосредственная образовательная деятельность «Национальная одежда кубанского казака и казачки»
- Непосредственная образовательная деятельность «Моя семья- моя родословная»
- Непосредственная образовательная деятельность «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»
- Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство с трудом хлебороба»
- Игра - викторина «Путешествие по станице Старощербиновской»
- Развлечение «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»
- Развлечение «Кубанские посиделки»
- Приложение № 7.
- Казачьи костюмы, символы и знаки.
- Приложение №8.
- Беседа «Кубанский народный фольклор - пословицы, поговорки, песни»
- Приложение №9.
- Тематическое занятие «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Кубани»
- Приложение № 10
- Картотека подвижных народных игр.
Приложение №11
- История станицы Старощербиновской
- Приложение №12.
- Подбор материала «Люби и знай свою станицу»
- Приложение № 13
- Символика станицы Старощербиновской
- Приложение № 14
- Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с малой Родиной
- Приложение № 15
- Сказки для детей о казаках
- Приложение № 16
- Сказы деда Афанасия
- Приложение № 17
- Пословицы и поговорки о казаках
- Приложение № 18
- Стихотворения о селе, казаках и Кубани
- Приложение № 19
- Кубанские обычаи и традиции
- Приложение № 20
- Кубанская кухня
- Приложение № 21
- Работа с родителями
- Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»
- Анкеты для родителей
- Приложение № 22
- Фотоприложение
5. Список используемой литературы
Введение
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Актуальность
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину», свою станицу не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в детстве.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Детей мы должны научить не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать
Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Моя задача сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
На основе мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной станице, районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Целью моего проекта является - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей станице.
Перед собой я выстраиваю следующие задачи:
1. Воспитывать любовь к родной станице, дому, семье,
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, станице.
4. Воспитание уважения к истории станицы и наследию прошлого.
5. Знакомство с историей станицы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родной станицей я использовала следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создала краеведческий мини-музей, подобрала материал о станице ст. Старощербиновской, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родной станицы.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной станице
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о станице с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеем станицы и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями ст. Старощербиновской.
Участники проекта:
- дети
- педагоги
- родители
Срок реализации проект долгосрочный май 2012 март 2013
Реализую свой проект через все образовательные области:
«Здоровье»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Социализация»
Формирование интереса к «малой Родине», через игровую деятельность.
«Познание»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Педагог через проективную деятельность, экскурсии, знакомить с культурными явлениями.
«Коммуникация»
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
«Чтение художественной литературы»
Формирование целостной картины миры , в том числе первичных ценностных представлений.
Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе
( Беседы, чтение стихотворений).
Художественное творчество
Развитие продуктивной деятельности детей ( рисование , лепка, аппликация, художественный труд.
Этапы реализации проекта:
1-й Этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1.Организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
2.Чтение художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные», стихи о селе (М. Мелиховой), пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
3.Рассматривание и чтение энциклопедии «Край родной – навек любимый»
4. Оформление тематической выставки книг о родной станице, крае.
5. Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию и любви к малой родине
6. Картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию ( «Передай кубанку», «Зарница», «Казаки», «Подсолнухи», «Платок», «Горелки», «Кумушки»)
7. Подбор фотографий, иллюстраций на тему: «Моя малая Родина: край, станица»
8. Подбор материала «История станицы Старощербиновской»
9. Мониторинг на начало и конец проекта по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы»
2-й Этап – ОСНОВНОЙ
1.Тематическое занятие «Ознакомление с символикой: герб, гимн, флаг Кубани»
2.Беседа «Кубанский народный фольклор - пословицы, поговорки, песни»
3. Непосредственная образовательная деятельность «Мой край – Кубань моя родная»
4.Непосредственная образовательная деятельность «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»
5.Непосредственная образовательная деятельность «Национальная одежда кубанского казака и казачки»
6.Непосредственная образовательная деятельность «Моя семья- моя родословная»
7.Непосредственная образовательная деятельность «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»
8.Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство с трудом хлебороба»
9.Игра - викторина «Путешествие по станице Старощербиновской»
Развлечение «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»
10. Составление авторской сказки о казаках воспитанниками группы:
Ш. Даша, А. Руслан.
3-й этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Оформление фотовыставки «Моя Старощербиновская»
- Экскурсии к мемориалу боевой славы, в часовню, в музей
- Изготовление макета «Кубанское подворье»
- Оформление кубанского уголка «Старощербиновская Мини – Атамань»
5. Тематический вечер «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
6. Изготовление с детьми подарков, сувениров для родных.
7. Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего
8. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с малой Родиной: «Что было и что будет», «Назови по имени», «Собери целое», «Путешествие по улицам родной станицы»
9. Рассказ с фотоприложением воспитанницы М. Тани «Улица моего детства»
10. Презентация для детей «Достопримечательности станицы Старощербиновской»
11.Развлечение «Кубанские посиделки»
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Развивающая среда
2. Методический инструментарий.
Ожидаемые результаты:
1Обеспечение формирования патриотизма, гражданственности в процессе взаимодействия дошкольников с социоприродным пространством, именуемым малой Родиной.
2.Достижение оптимального уровня сформированности у дошкольников осознания себя как частицы малой родины.
3.Повышение воспитанности и нравственности дошкольников
4.Повышение уровня знаний дошкольников об истории станицы, края
5.Привлечение дошкольников и их родителей к мероприятиям краеведческой и патриотической направленности.
6.Внедрение новых форм методической и воспитательной направленности.
Выводы:
Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, я сформировала у детей такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, живущим рядом.
Систематическая и планомерная работа, в течение года, по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашей станице, её достопримечательностях, обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей.
В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.
Ведущая педагогическая идея проекта сочетает богатые традиции патриотического воспитания на Кубани и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы.
Свою работу я нацелила на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира своей малой родины. В работе подчёркнула значимость организационно-диагностического этапа, наметила основные направления своей работы. В проекте акцент сделала на значимость кубанской народной культуры, ресурсов регионального плана, как богатейшего материала, не только для введения ребёнка в мир окружающей красоты, знакомства с делами и традициями кубанского народа, экологического, этического и эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально-положительное и бережное отношение к окружающему миру
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
СЕНТЯБРЬ
1. Чтение художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные», стихи о селе (М. Мелиховой), пословицы, поговорки, рассказы.
2.Рассматривание и чтение энциклопедии «Край родной – навек любимый»
3. Оформление тематической выставки книг о родной станице, крае.
4. Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию и любви к малой родине
5. Картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию ( «Передай кубанку», «Зарница», «Казаки», «Подсолнухи», «Платок», «Горелки», «Кумушки»)
6. Презентация для детей «Достопримечательности станицы Старощербиновской»
7. Подбор фотографий, иллюстраций на тему: «Моя малая Родина: край, станица»
НОЯБРЬ
1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.
2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры.
3.Побуждать ребёнка к желанию рассказать о своём доме, как он помогает дома, проявляет почтение, внимание к близким людям.
4. НОД «Дом, в котором я живу».
5. Рисование «Моя комната».
6. Дидактические игры «Покажи, не называя», «Волшебная палочка», «Грязи нет! И пыли - нет!».
7. Познавательное чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздин.
8. Фотовыставка «Тепло родного дома».
9. Прогулка с ребёнком по своей улице с целью внимательного рассмотрения зданий.
ДЕКАБРЬ
1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье.
2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи.
3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.
4. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
5. Занятие «Состав семьи - семь я».
6. Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я.Акима.
7. Игры: «Кто как трудится в вашей семье».
8. Предложить рассказать детям об истории своего рода, нарисовать родословное древо с фотографиями членов семьи.
9. Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья».
10. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».
ЯНВАРЬ
1. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.
2. Учить детей поиску конструктивных решений конфликта.
3. Формирование личного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм.
4. Беседа «Ссоры и споры».
5. Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
6. Оформление выставки «Мой друг».
7. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» по разделу «Общение с детьми».
ФЕВРАЛЬ
1. На эмоционально чувственной основе дать детям первые представления о военных, связав их с Днем Защитника Отечества.
2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину.
Беседа «Папин праздник».
3. Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества».
4. Изготовление подарков для пап и дедушек «Своими руками»
5.Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены».
6. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».
7. Аппликация с рисованием «Защитники Отечества»
8. Конкурс среди воспитанников «Парад военной техники на Красной площади».
9. Фотогазета семьи Шамало «Мой супер – папа».
10. Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов на военную тематику.
МАРТ
1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека.
2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения друг к другу.
3. Занятие «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!».
4. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
5. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки».
6. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу».
7. Рисование портрета «Моя мама».
8. Утренник для мам и бабушек «Моя мама самая – самая».
9. Разучивание стихотворений о маме.
10. Изготовление подарков для мам, бабушек.
11. Выставка детских рисунков «Моя мамочка».
АПРЕЛЬ
1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому.
2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
3. Продолжать формировать представления о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.
4. Музыкально – спортивный праздник совместно с родителями «Проводы Зимы».
5. Беседа «Что разрушает семью?» (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень).
6. Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья».
7. Сюжетно – ролевая игра «Наша дружная семья».
8. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
6. Консультация «Как правильно общаться с детьми».
7.Час познания семейных традиций за круглым столом «Русский чай».
8. Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники».
МАЙ
1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.
2. Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей) «Этот День Победы».
3. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
4. Слушание и пение фронтовых песен.
5. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».
6. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры.
7. Экскурсия к мемориалу Вечный Огонь с детьми. Рассказать о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день.
4. Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика....
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...
Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....
Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...
Педагогический проект «Малая Малышевка моя малая Родина»
Цель проекта : Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, создание условий и интеллектуальный пот...