Конспект занятия "Моя родословная"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шаяхметова Инзиля Рафаэловна

Данная работа предполагала совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodoslovnaya_shir.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

        …Помнить всё и знать родной свой род
       Я считаю, что обязан каждый,
      Может это приведёт народ

      В век неравнодушия однажды!

В  современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья. Ещё лет 20 тому назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формированием уважения к труду, к старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. Современные же родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка “для него самого”, то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими людьми, так как не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в третьих – на творческое самовыражение; в четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль. И этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, а в его воспитании определяющей силой является семья.                                                                                                         Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста - приоритетное направление деятельности нашего педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – является частью содержания этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей,  определяющим фактором формирования личности ребенка.

 Наблюдая за своими воспитанниками, я часто задумываюсь о том, какими они вырастут. Они учатся жить в коллективе сверстников, проявляя свою индивидуальность, своё «Я», давая понять, что они тоже личности и имеют свои права. Эти маленькие человечки знают ещё очень мало о жизни, плохо ориентируются в таком противоречивом мире взрослых. Некоторые из них, испорчены неудачным семейным воспитанием. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к уходу ребёнка из-под влияния семьи.

Данное положение нельзя признать удовлетворительным, поэтому на нас, воспитателях детского сада, лежит особая ответственность. Именно воспитатель чаще всего видит родителей или членов семьи ребёнка, ближе всех знаком с проблемами и особенностями семьи. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и увлекательную жизнь дома и в детском саду, ребёнок будет продолжать успешно развиваться и в дошкольном учреждении, приобретёт новый опыт общения со сверстниками. А воспитатели помогут подготовить ребёнка к вступлению в новую школьную  жизнь. Основываясь на  вышеуказанные факты и реализуя задачи образовательных областей  «Социализация», «Познание», я решила создать с детьми старшей группы и их родителями долгосрочный проект под названием: «Родословная моей семьи». Данная работа предполагала совместную исследовательскую деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, тем самым способствуя формированию патриотизма, толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.  

Подводя итоги по осуществленному проекту, можно с точностью сказать о том, что проделанная работа способствовала:

  • самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности;
  • возможности конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников;
  • созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе;
  • активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и ребенок-родитель» по данной проблеме.                          

Внедрение  такого  проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, гордость за свою семью, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовывать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявления семейных реликвий).

В рамках осуществляемого проекта было проведено тематическое мероприятие «Моя родословная», разработанное  мною.

Тематическое мероприятие «Моя родословная».

Цели и задачи:

1.   Познакомить с понятием «родословная».

2.  Учить устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.

3.  Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

4. Пропаганда и популяризация  национальных игр, развитие устно -  поэтического народного творчества

5. Сохранить преемственность поколений, укреплять семейные связи.

Ход мероприятия:

I. Слушание песни "Моя Родина".

Беседа по содержанию песни:

-О чём поётся в песне? (ответы детей)

Обобщение воспитателя:

-Да, песня поётся о нашей родной земле, о том как она прекрасна, и живётся нам так хорошо на этой земле. Так выглядит наша родная земля на карте и называется республикой Башкортостан. И называется она так, потому, что на её территорию первыми пришли башкиры, построили себе в аулах избы, на лето-юрты и начали жить.

Жили башкиры племенами, как вы в детском саду группами. У каждого племени был свой вождь и отличительные знаки-тамги.

А о том, как они живут, что делают, что происходит вокруг, кто в их племени живёт, какие семьи, откуда пришли он записывали на бумаге-как документ. И это они называли - шежере, в переводе означает родословная. А русские это называют ещё летопись. Башкиры сравнивали себя с деревом (рождается, растёт, умирает). И чтобы своим детям рассказать кто их мамы, папы, бабушки, дедушки - рисовали деревья, и на нём писали, кто от кого родился, что умел делать, как жил.

Вот что можно было писать в своей родословной:

(рассказывают дети стихотворения)

      Кем был твой прадед, кем - твой дед?

      О чём они мечтали-

      Каким был скромный их обед?

      Что в будни одевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало бы дружный смех

И как они женились?

     Какие испытания, им

     Достались на веку?

     Как до Парижа дед дошёл

     В башкирском там полку?

И если всё узнаешь ты

Изучишь древний род

Полюбишь Родину свою

Полюбишь свой народ.

-Вы, ребята, дома с мамами, папами, бабушками, дедушками тоже составляли своё родословное дерево ( просмотр).

В семье Кирилла не только нарисовали дерево, но и пришли к нам в гости, чтобы рассказать о своей семье (слово предоставляется маме).

Она рассказывает о семье по плану (примерно):

- знаете ли вы о происхождении своей фамилии;

- как вы выбрали имена своим детям;

- где жили, откуда переехали;

- смешные случаи из жизни ваших детей;

- любимые занятия (ваши, семейные увлечения).

Кирилл рассказывает о своей бабушке.

У бабушки моей

Волосы седые

А у бабушки моей

Руки золотые

Выступление бабушки Кирилла.

Мы в садике тоже как одна семья живём дружно. Вы сами сейчас увидите, если с нами поиграете в игру "Юрта".

Спасибо Вам. Нам очень интересно узнать о друг друге, о семьях наших. Мы с удовольствием слушали Вас и узнали много о нашем Кирилле.

А теперь, давайте, расскажите вы ребята, что интересного и нового узнали о своих семьях, когда составляли своё родословное древо.

Дети рассказывают.

Каждого из нас можно сравнить со цветком, деревом, имеющим корни. Наши корни: папа, мама, бабушка, дедушка. Если бы их не было, не было бы и нас. Если бы наши родители не оберегали, не одевали, не кормили, не поили, то мы тоже как цветки и деревья, завяли бы. Слава, что они у нас есть, и они заботятся, чтобы нам жилось хорошо как в песне "Счастливое детство", которую исполнят наши дети.

Подведение итога:

Вот такое у нас сегодня получилось приятное утро воспоминаний семейных историй. Это хороший повод, если вы сегодня же навестите своих бабушек и дедушек, и за чашкой чая расспросите об их прошлом ещё больше.

Приложение

Консультация для родителей по составлению своей родословной.

Не так уж важно, кем был ваш родоначальник, князем, купцом или крестьянином, главное в составлении родословной – это уважение к своим предкам. Необходимо принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и внимание. Составлению родословной не может помешать то обстоятельство, что в роду были какие-то трудности, например, пьянство, обездоленность или семейные раздоры. Зародить интерес к истории своей семьи, своего рода у детей необходимо уже в старшем дошкольном возрасте совместными усилиями родителей, родственников и педагогов детского сада.

С чего же всё-таки следует начать работу? В. С. Мартышин, Г. В. Скороходова и другие советуют, прежде всего, запастись терпением, поскольку деятельность по изучению истории семьи и рода длительна, практически бесконечна, требует старательности и аккуратности. Необходимо также создать определённые материальные условия для работы.

Нужно приобрести несколько тетрадей или файловых папок для родословных таблиц и росписей, несколько архивных папок, куда можно положить документы или их копии, фотографии, а также фотоальбом. Собранные материалы составят семейный архив, который будет постепенно разрастаться, поэтому нужно дома найти и определить для него место. Для работы будет необходим диктофон (магнитофон), желательно также использовать фотоаппарат, компьютер, видеокамеру, сканер, ксерокс.

Для того чтобы составить свою родословную, нужно воспользоваться различными источниками: устными, вещественными, письменными. Автобиографию лучше написать самому, хотя это не просто, ведь создаётся она для близких, родных людей, для потомков. В ней важно указать значимые именно для вас события. Помочь в этом может ведение дневника.

Устные источники

Традиционно предания, легенды, устные рассказы являются первоначальным источником исторических знаний, в свою очередь нуждающимися в подтверждении вещественными свидетельствами и письменными документами. Этот вид источников является наименее достоверным, но без семейных преданий, легенд и воспоминаний родных составить родословную будет практически невозможно.

Составление родословной следует начать с описания ныне живущих родственников. Если с поиска сведений в архивах можно не торопиться, то общение с родственниками не терпит отлагательства, особенно если информацию об истории семьи хранят люди преклонного возраста. Благоприятным временем для расспросов может быть время совместной работы, семейных праздников. Необходимо обращать внимание на рассказы старших, которым в повседневной жизни не предаётся значение, например: «Когда мы переехали…», «Когда родился…» и так далее. Обязательно нужно уточнить, когда происходили эти события, с чем они были связаны, постараться сделать хотя бы краткие записи о них.

Важным условием успешной деятельности по изучению своей родословной является участие всей семьи. Ю.Ф. Миронов считает, что составление родословной в семье лучше воспринимать как увлекательную, благородную, благодатную игру, а не как нудную необходимость. Он предлагает весьма интересный метод составления родословной, позволяющий включить в эту деятельность не только свою семью, но и семьи своих родственников. Каждый из родных составляет свой личный лист – «Главный лист родственника». Основное достоинство этого метода, на наш взгляд, заключается в том, что все члены семьи вовлечены в деятельность по составлению родословной. Каждый сам составляет свой собственный лист. Затем все листы объединяются в файловой папке.

Вещественные источники

К вещественным памятникам относятся монеты, медали, картины, фотографии и прочее. К сожалению, эти предметы недолговечны. Прежде всего, следует обратить внимание на семейные фотографии, оценить степень их сохранности. Необходимо сделать копии старых фотографий, отсканировать или перефотографировать их. Повреждённые снимки можно отдать на реставрацию. Эта работа не терпит отлагательств, потому что срок существования фотоснимков ограничен. А ведь это практически единственный источник, который позволяет увидеть лица родных в различные периоды их жизни.

Необходимо также присмотреться к вещам, книгам, предметам в доме, выделить те из них, которые являются родословными реликвиями, передаются из поколения в поколение. Такие предметы могут представлять немалую материальную ценность, но гораздо важнее для родословной реликвии её духовное значение, ведь в ней заключена память о семейных событиях, о дорогих нашему сердцу людях.

Письменные источники

Л.М. Савёлов подразделял письменные памятники, используемые в генеалогии, на официальные, исторические и семейные. К официальным относятся документы и акты, исходящие от правительственных лиц, учреждений, метрические свидетельства о рождении, браке, смерти. Исторические письменные генеалогические свидетельства – это родословцы, разрядные книги, летописи. Не последнюю роль играют и семейные письменные источники - воспоминания, переписка, духовные завещания. Начать изучение письменных источников следует с документов, хранящихся дома.

Что такое семья 

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

                                     Агния Барто


         Здесь дом, в котором я живу.

И для меня он лучший самый.

Здесь и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

Здесь вечерами  папа мне,

Когда смолкают птицы в гнёздах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звёздах.

Здесь и сестра моя, и брат,

Хоть иногда я ссорюсь с ними,

Но чаще поделиться рад

Игрой и книжками своими.

Здесь в мире мы за годом год

Живём, друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.

 

Терминология родства

Бабушка - мать отца или матери, жена деда.

Брат - каждый из сыновей одних родителей.

Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка, внука - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Деверь - брат мужа.

Дед - отец матери или отца.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дядя - брат отца или матери.

Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.

Золовка - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.

Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Мачеха - другая жена отца, неродная мать.

Муж - женатый мужчина по отношению к жене.

Невестка - жена сына.

Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отчим - другой муж матери, неродной отец.

Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

Пасынок - сын неродной одному из супругов.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянница - дочь брата или сестры.

Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

 Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Свояки - лица, женатые на двух сестрах.

Сестра - дочь одних родителей.

Сноха - жена сына, невестка.

Супруг - муж.

Супруга - жена.

Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Тесть - отец жены.

Тетя - сестра отца или матери.

Теща - мать жены.

Шурин - родной брат жены.

 Ко многим из этих терминов могут прилагаться прилагательные:

Внучатный, внучатый - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.

Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.

Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.

Сводный - о происхождении от разных родителей.

Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.

Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным род

 

Список литературы

  1. Василевская В.С. Моя родословная. Пособие для начальной школы. М.: Вита-Пресс,2001.
  2. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск,1983.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2006.
  4. Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М.: Школьная пресса, 2000.
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование В ДОУ: от теории к практике. М.: Творческий центр Сфера, 2010.
  6. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.- Минск: Народная асвета, 1991.
  7. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. – Пермь: Издательство Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / ред. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова М.: Мозаика-Синтез 2008.
  9. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие по составлению родословной. М.: Мозаика-Синтез 2008.
  10. Чечет В.В. Воспитание патриотических чувств. - Минск: Народная асвета, 1997.
  11. Чечет В.В. Патриотическое воспитание в семье. - Минск: Народная асвета, 1989.
  12. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилёв, 2000.
  13. Ривина Е.К. Зачем нужно знакомить дошкольника с родословной? // Детский сад от А до Я. – № 6. - 2003.
  14. Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - № 3. – 2003.

Кто родится в будущем - пожелаю искренне,

Меньше веток сломанных,  счастливо прожить,
Чтоб не забывали вы те простые истины:
Надо наше прошлое помнить и любить!

Родные люди, родственники, род

От них произошел большой народ.
Детей родили, городили города

И край родимый полюбили навсегда.
Имели родословную свою

И защищали Родину в бою.

Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!

Моделирование родословного древа

Чудо- чудо – чудо – чудо, 
Чудо-дерево растёт:
Тут отцы и сыновья,
Тут невестки и зятья, 
Дяди, тёти – вся родня,
Воспитавшая меня!

Помнить всё и знать родной свой род

Я считаю, что обязан каждый,
                Может это приведёт народ,

В век неравнодушия однажды!

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Любили тебя без особых причин 

За то, что ты - внук, 
За то, что ты - сын, 
За то, что малыш, 
За то, что растёшь, 
За то, что на папу и маму похож. 
И эта любовь до конца твоих дней. Останется тайной опорой твоей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»

Конспект занятия  к совету  педагогов на тему  русских  традиций....

Конспект занятия "Родословная моей семьи"

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»

Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...

Конспект НОД «Родословная – старинная русская традиция»

- закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях;- формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная;- о происхождении фамилий, о традициях и обычаях;- развивать по...

конспект НОД Родословная - старинная русская традиция

- закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях;- формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная;- о происхождении фамилий, о традициях и обычаях;- развивать по...