Приобщение дошкольников к национальной культуре на занятиях и других видах деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать ему человеком и гражданином общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_natsionalnoy_kulture.doc | 53 КБ |
priobshchenie_detey_k_natsionalnoy_kulture.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к национальной культуре на занятиях и других видах деятельности.
В настоящее время актуальным направлением является формирование у ребенка национального самосознания, интереса к национальной культуре. Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать ему человеком и гражданином общества.
В детском саду приобщение детей к национальной культуре начинаем со второй младшей группы и ведется эта работа до выпуска детей в школу. В помощь нам, воспитателям создана программа « Мы живем в Мордовии», направленная на ознакомление детей с декоративно - прикладным искусством Мордовии, мордовским фольклором и детской художественной литературой, музыкой композиторов Мордовии и мордовскими подвижными играми.
Ознакомление детей с национальной культурой осуществляется в различных видах деятельности: в интегрированной форме: на занятиях по ознакомлению с окружающим, с произведениями художественной литературы, музыкальных, по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), конструированию и ручному труду; во время культурно- досуговой деятельности( праздники , развлечения, досуги (календарные и народные: колядки , масленица, пасха, осенинки и т. д.), во время игровой деятельности: дидактические игры, театрализация, сюжетно- ролевые, подвижные игры.
Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа в стихах – улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. «Нет сказке без правды»- говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.
Так, детям младшего возраста предлагаем слушать небольшие по объему сказки, такие как «Мышка», «Благодарный медведь», «Пугливая мышь». После прослушивания и прочтения сказки задается ряд вопросов. Благодаря ответам, видится уровень понимания детьми той или иной сказки.
В среднем возрасте детей знакомим с новыми сказками, более сложными по содержанию и больше по объему. Такие сказки как: «Мальчик с пальчик», «Как портной пиво варит», «Как собака друга искала» и др..
Для заучивания можно использовать мордовские потешки, прибаутки. Например: «Давай дружок, помиримся,
Давай – ка мы подружимся».
На занятиях можно учить детей изменять силу голоса – читать громко, тихо, шепотом, темп чтения (быстро, медленно).
У детей старшего возраста уровень восприятия фольклорных проведений значительно повышается, т.к. они уже знакомы со многими жанрами фольклора. В этом возрасте детям читаем мордовские сказки с мифологическими персонажами, где героями являются Ведява, Вирява, хозяйка Поля – Паксява, Варма и другие.
Беседуя с детьми этого возраста можно провести параллель между мордовскими и русскими сказками, например: похожи сказки мордовская народная «Глупый петух» и русская народная «Петушок – золотой гребешок».
Беседуя с детьми о потешках, прибаутках, считалке или заклички, здесь заостряем внимание детей на название жанра и его особенностях. Для заучивания предлагается:
- прибаутка «Хоть я мал как мишечка»
- закличка «Солнышко, выйди, выйди»
- приговорка «Бабочка, бабочка»
Знакомство с музыкальным фольклором осуществляем как на музыкальных занятиях, так и на досугах и в процессе народных праздников , проводимых с детьми. Совместно с музыкальным руководителем мы знакомим детей с музыкальными произведения композиторов Кирюкова Л.П., Кошелевой Н.В., Г. Сураева – Королева, Л. Воинова.
Дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, наигрыши, исполняют песни на мордовском языке, национальные танцы. Так уже стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы» и др.
Мордовские народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовские подвижные игры необходимо организовывать, как на физкультурных занятиях, так как они способствуют развитию основных видов движений (бега, прыжков, метаний и д.р.) и различные по характеру двигательной активности детей (игры большей подвижности, малой и средней), так и на других видах занятий, так как способствуют умственному развитию ребенка, являются средством ознакомления детей с окружающим миром. Следует отметить, что мордовские подвижные игры и фольклор можно использовать и в свободной деятельности детей, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, на досуговых мероприятиях, проводимых в детском саду.
Приведу несколько игр ,используемых в игровой деятельности с детьми. Тематика этих игр разнообразна.
Например: Игры «В зайчиков», «В волков», «В журавлей», «В голубей», «В коровку», «В курочек» и др. В них дети опираются на свои наблюдения, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, а так же закрепляют знания о животных и птиц живущих на территории Мордовии. Эти игры формируют правильные взаимоотношения детей в коллективе, а так же выдержку, организованность.
Игры «В редьку», «Тканье, полотно», «В лапти», «Лесной батюшка», «На ярмарку» дети воссоздают всевозможные бытовые эпизоды их жизни мордовского народа. Они передают в изображаемых героях – людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, душевные качества – доброту, смелость, злость, трусливость.
В своей работе с детьми я использую различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.). Стараюсь целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием дидактического и развлекательного характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает народные игры, фольклорные прибаутки, считалки ,подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Воспитательный потенциал национальных игр велик. Он позволяет расширить круг знаний и представлений о своем народе, их быте, прививать культуру, общение, развивать нравственно – волевые качества, воспитывать ответственность, трудолюбие, целенаправленность.
Для выявления уровня информированности детей о народной культуре мы используем игры по типу «Съедобное - несъедобное». Например: игра «Старинное - нестаринное» направленно на дифференциацию предметов быта, одежды, использовавшихся в прошлом и используемые в настоящее время. Так лапти, косоворотка, прялка – это старинные вещи, а стиральная машина, холодильник, футболка – современные. Данную игру мы проводим и как малоподвижную «т.е. называем слово, а дети в зависимости от того к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч», или как дидактическую (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.). Эти игры развивают внимание, сообразительность, усидчивость, формируют умение доказать правильность своего суждения.
Для индивидуальной работы с детьми используем дидактические игры с перфокартами. (Перфокарта представляет собой лист формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре имеется вырезанный прямоугольник. Выполняя задания ребенок подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на ней линии). Так мы развиваем наблюдательность, внимание, усидчивость.
Для уточнения знаний детей о родной стране провели игру – путешествие «По родной Республики Мордовия», а о декоративно – прикладном искусстве игру – экскурсию «Наши сувениры». Такие игры формируют дружеские отношения между сверстниками.
Продолжаем развивать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства. Наиболее ярким выражением в изобразительном народном творчестве всех народов является национальный костюм. У мордвы он насыщен цветом, включает много разных украшений из металла, бисера, бус, представляет художественный ансамбль красочной, звенящей, единый по своему эмоциональному выражению с мордовским песенным фольклором. На занятиях дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Дети уже умеют отличать мордовскую вышивку от любой другой, знают ее колорит. Им нравится вырезать элементы народного орнамента: крест, галочку, ступеньки, восьмиконечную звезду. Они украшают узорами бумажные силуэты предметов быта и одежды на занятиях по художественной деятельности.
На занятиях знакомим с мордовской народной игрушкой: птичкой свистулькой, стилизованной матрешкой- мордовочкой.
Большой интерес вызывает у дошкольников резьба и роспись по дереву. В нашем городе сохранились дома с резными наличниками. Во время экскурсий и прогулок по городу обращаем внимание детей на это.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, я делаю акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине. Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края оказывают книги нашего мордовского, большого любителя родного края– Прохора Адольфа Афанасьевича «Синичкин сарафан», где доступно и увлекательно рассказывается о повадках, «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае, улетающих зимовать на юг и прилетающих к нам с севера провести холодную зиму; «Полотенце Вирявы» -о травах и цветах мордовского края.
Важным средством при знакомстве детей с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея. Сама обстановка музея, богатейший запас экспонатов вызывают живой интерес, надолго сохраняются в памяти.
Дошкольников знакомим с именами знаменитых земляков (художник Ф. С. Сычков – ученик И. Е. Репина, скульптор С. Д. Эрьзя), показываем фотографии, альбомы с репродукциями. Затем организуем экскурсии в картинную галерею при краеведческом музее.
Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Воспитание ребенка на родном языке позволяет формировать патриотические чувства, стремлению к отождествлению со своим народом.
В своем детском саду я веду кружок эрзянского языка и считаю, что обучение детей мордовскому эрзя – языку не безрезультатно, а главное, детям нравится. Большую помощь в работе по обучению мордовским языкам оказывает пособие Исайкиной Анны Ивановны. Эта программа направлена на воспитание и пробуждение интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке.
Во время обучения эрзянскому языку решаются и образовательно- воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность: воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
И так, соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к национальной культуре на занятиях и других видах деятельности.
В настоящее время актуальным направлением является формирование у ребенка национального самосознания, интереса к национальной культуре. Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать ему человеком и гражданином общества.
В детском саду приобщение детей к национальной культуре начинаем со второй младшей группы и ведется эта работа до выпуска детей в школу. В помощь нам, воспитателям создана программа « Мы живем в Мордовии», направленная на ознакомление детей с декоративно - прикладным искусством Мордовии, мордовским фольклором и детской художественной литературой, музыкой композиторов Мордовии и мордовскими подвижными играми.
Ознакомление детей с национальной культурой осуществляется в различных видах деятельности: в интегрированной форме: на занятиях по ознакомлению с окружающим, с произведениями художественной литературы, музыкальных, по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), конструированию и ручному труду; во время культурно- досуговой деятельности( праздники , развлечения, досуги (календарные и народные: колядки , масленица, пасха, осенинки и т. д.), во время игровой деятельности: дидактические игры, театрализация, сюжетно- ролевые, подвижные игры.
Художественная литература и устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа в стихах – улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. «Нет сказке без правды»- говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.
Так, детям младшего возраста предлагаем слушать небольшие по объему сказки, такие как «Мышка», «Благодарный медведь», «Пугливая мышь». После прослушивания и прочтения сказки задается ряд вопросов. Благодаря ответам, видится уровень понимания детьми той или иной сказки.
В среднем возрасте детей знакомим с новыми сказками, более сложными по содержанию и больше по объему. Такие сказки как: «Мальчик с пальчик», «Как портной пиво варит», «Как собака друга искала» и др..
Для заучивания можно использовать мордовские потешки, прибаутки. Например: «Давай дружок, помиримся,
Давай – ка мы подружимся».
На занятиях можно учить детей изменять силу голоса – читать громко, тихо, шепотом, темп чтения (быстро, медленно).
У детей старшего возраста уровень восприятия фольклорных проведений значительно повышается, т.к. они уже знакомы со многими жанрами фольклора. В этом возрасте детям читаем мордовские сказки с мифологическими персонажами, где героями являются Ведява, Вирява, хозяйка Поля – Паксява, Варма и другие.
Беседуя с детьми этого возраста можно провести параллель между мордовскими и русскими сказками, например: похожи сказки мордовская народная «Глупый петух» и русская народная «Петушок – золотой гребешок».
Беседуя с детьми о потешках, прибаутках, считалке или заклички, здесь заостряем внимание детей на название жанра и его особенностях. Для заучивания предлагается:
- прибаутка «Хоть я мал как мишечка»
- закличка «Солнышко, выйди, выйди»
- приговорка «Бабочка, бабочка»
Знакомство с музыкальным фольклором осуществляем как на музыкальных занятиях, так и на досугах и в процессе народных праздников , проводимых с детьми. Совместно с музыкальным руководителем мы знакомим детей с музыкальными произведения композиторов Кирюкова Л.П., Кошелевой Н.В., Г. Сураева – Королева, Л. Воинова.
Дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, наигрыши, исполняют песни на мордовском языке, национальные танцы. Так уже стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы» и др.
Мордовские народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.
Мордовские подвижные игры необходимо организовывать, как на физкультурных занятиях, так как они способствуют развитию основных видов движений (бега, прыжков, метаний и д.р.) и различные по характеру двигательной активности детей (игры большей подвижности, малой и средней), так и на других видах занятий, так как способствуют умственному развитию ребенка, являются средством ознакомления детей с окружающим миром. Следует отметить, что мордовские подвижные игры и фольклор можно использовать и в свободной деятельности детей, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, на досуговых мероприятиях, проводимых в детском саду.
Приведу несколько игр ,используемых в игровой деятельности с детьми. Тематика этих игр разнообразна.
Например: Игры «В зайчиков», «В волков», «В журавлей», «В голубей», «В коровку», «В курочек» и др. В них дети опираются на свои наблюдения, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, а так же закрепляют знания о животных и птиц живущих на территории Мордовии. Эти игры формируют правильные взаимоотношения детей в коллективе, а так же выдержку, организованность.
Игры «В редьку», «Тканье, полотно», «В лапти», «Лесной батюшка», «На ярмарку» дети воссоздают всевозможные бытовые эпизоды их жизни мордовского народа. Они передают в изображаемых героях – людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, душевные качества – доброту, смелость, злость, трусливость.
В своей работе с детьми я использую различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.). Стараюсь целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием дидактического и развлекательного характера. Неслучайно игровой опыт дошкольников непременно включает народные игры, фольклорные прибаутки, считалки ,подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. Воспитательный потенциал национальных игр велик. Он позволяет расширить круг знаний и представлений о своем народе, их быте, прививать культуру, общение, развивать нравственно – волевые качества, воспитывать ответственность, трудолюбие, целенаправленность.
Для выявления уровня информированности детей о народной культуре мы используем игры по типу «Съедобное - несъедобное». Например: игра «Старинное - нестаринное» направленно на дифференциацию предметов быта, одежды, использовавшихся в прошлом и используемые в настоящее время. Так лапти, косоворотка, прялка – это старинные вещи, а стиральная машина, холодильник, футболка – современные. Данную игру мы проводим и как малоподвижную «т.е. называем слово, а дети в зависимости от того к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч», или как дидактическую (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.). Эти игры развивают внимание, сообразительность, усидчивость, формируют умение доказать правильность своего суждения.
Для индивидуальной работы с детьми используем дидактические игры с перфокартами. (Перфокарта представляет собой лист формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре имеется вырезанный прямоугольник. Выполняя задания ребенок подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на ней линии). Так мы развиваем наблюдательность, внимание, усидчивость.
Для уточнения знаний детей о родной стране провели игру – путешествие «По родной Республики Мордовия», а о декоративно – прикладном искусстве игру – экскурсию «Наши сувениры». Такие игры формируют дружеские отношения между сверстниками.
Продолжаем развивать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства. Наиболее ярким выражением в изобразительном народном творчестве всех народов является национальный костюм. У мордвы он насыщен цветом, включает много разных украшений из металла, бисера, бус, представляет художественный ансамбль красочной, звенящей, единый по своему эмоциональному выражению с мордовским песенным фольклором. На занятиях дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.
Дети уже умеют отличать мордовскую вышивку от любой другой, знают ее колорит. Им нравится вырезать элементы народного орнамента: крест, галочку, ступеньки, восьмиконечную звезду. Они украшают узорами бумажные силуэты предметов быта и одежды на занятиях по художественной деятельности.
На занятиях знакомим с мордовской народной игрушкой: птичкой свистулькой, стилизованной матрешкой- мордовочкой.
Большой интерес вызывает у дошкольников резьба и роспись по дереву. В нашем городе сохранились дома с резными наличниками. Во время экскурсий и прогулок по городу обращаем внимание детей на это.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, я делаю акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине. Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края оказывают книги нашего мордовского, большого любителя родного края– Прохора Адольфа Афанасьевича «Синичкин сарафан», где доступно и увлекательно рассказывается о повадках, «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае, улетающих зимовать на юг и прилетающих к нам с севера провести холодную зиму; «Полотенце Вирявы» -о травах и цветах мордовского края.
Важным средством при знакомстве детей с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея. Сама обстановка музея, богатейший запас экспонатов вызывают живой интерес, надолго сохраняются в памяти.
Дошкольников знакомим с именами знаменитых земляков (художник Ф. С. Сычков – ученик И. Е. Репина, скульптор С. Д. Эрьзя), показываем фотографии, альбомы с репродукциями. Затем организуем экскурсии в картинную галерею при краеведческом музее.
Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Воспитание ребенка на родном языке позволяет формировать патриотические чувства, стремлению к отождествлению со своим народом.
В своем детском саду я веду кружок эрзянского языка и считаю, что обучение детей мордовскому эрзя – языку не безрезультатно, а главное, детям нравится. Большую помощь в работе по обучению мордовским языкам оказывает пособие Исайкиной Анны Ивановны. Эта программа направлена на воспитание и пробуждение интереса к мордовскому языку и стремления к общению на этом языке.
Во время обучения эрзянскому языку решаются и образовательно- воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность: воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
И так, соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...
Приобщение детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.
Рабочая учебная прогамма...
Театрализованная деятельность как средство приобщения к национальной культуре татарского народа
Эта статья будет полезна как воспитателям, так и родителям....
Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным в собственном творч...
ПЛАН-КОНСПЕКТ «Методика развития детской речи в виде занятия и взаимосвязь с другими видами деятельности по писателю Толстому Алексею Николаевичу (1882-1945гг.)»
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русские – единый восточнославянский народ, т...
"Многообразие форм,средств,методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
1 слайд.«Многообразие форм, средств, методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.2 слайд.Приобщение к традициям народа , особенно значи...