Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое и гражданское воспитание процесс сложный и многогранный. | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Колокольчик» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Подготовила воспитатель:
Н.А.Тишкова
Тема: Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
Значение ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.
Патриотическое и гражданское воспитание - процесс сложный и многогранный. Наиболее плодотворно он осуществляется в соприкосновении ребенка с близким окружением - взрослыми, их культурой, предпочтениями, традициями, обычаями, то есть с тем естественным образом жизни, в котором он растет и в котором ему интересно и радостно. Ребенок в силу особенностей своего восприятия любит яркое, необычное, звучное, колоритное, чем богато народное музыкальное и декоративно - прикладное искусство Кубани.
Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным в собственном творчестве.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине, приобщение его к народным традициям, начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
К средствам приобщения дошкольников к народной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
Например: пословицы и поговорки. Во многих пословицах и поговорках подчеркивается необходимость использования в воспитательном процессе гуманистических методов: «Детей боями не учат, добрым словом учат».
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.
В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.
Особое место в процессе приобщения к национальной культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к национальной культуре является народный праздник. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Формы ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении с кубанской национальной культурой являются:
- игровые образовательные ситуации;
- экскурсии;
- работа в уголке природы;
- работа на земельном участке.
Методы ознакомления дошкольников с кубанской национальной культурой.
Наглядные методы:
- наблюдение;
- рассматривание;
- просмотр презентаций.
Практические методы:
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- экспериментирование.
Словесные методы:
- рассказ воспитателя;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- слушанье музыкальных произведений.
В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к кубанской национальной культуре. Интеграция включает в себя различные виды деятельности: игровые образовательные ситуации, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование, проектная деятельность.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения.
Это:
- взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
- интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.
Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности
Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...
Комплексное занятие "КУКЛА" по сенсорному развитию детей в непосредственно образовательной области "Познание" через интеграцию различных видов деятельности в 1 младшей группе.
Данное занятие может быть использовано как итоговое по теме: "ИГРУШКИ"....
Презентация "Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности"
Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности...
Формы, средства и методы ознакомления детей с национальной культурой
Формы, средства и методы ознакомления детей с национальной культурой...
"Многообразие форм,средств,методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
1 слайд.«Многообразие форм, средств, методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.2 слайд.Приобщение к традициям народа , особенно значи...
Консультация для воспитателей «МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ»
Консультация для воспитателей «Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с русской национальной культурой в условиях интеграции»...
«Средства и методы ознакомления детей с национальной культурой народов Крыма в условиях интеграции различных видов деятельности»
КОНСУЛЬТАЦЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ...