Приобщение детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Рабочая учебная прогамма
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» с. Помоздино
Приобщение детей подготовительной к школе группы
к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.
Составитель:
Егорова Вера Васильевна,
воспитатель.
с. Помоздино, 2013.
Пояснительная записка
Чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания. В решении этих задач необходимо дать представления о Республике Коми, о её истории, культуре, традициях народов, населяющих его.
Изобразительная деятельность даёт большие возможности для работы по ознакомлению детей с национальными и культурными традициями коми народа с использованием подлинного материала и позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему.
Настоящая программа описывает курс по приобщению детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству коми через изобразительную деятельность. Данная программа является частью «Рабочей учебной программы по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет» Егоровой В.В. Разработана программа на основе содержания по изобразительной деятельности для ДОУ по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учётом обновления содержания по парциальным программам и национально - регионального компонента. Программа составлена по блокам: «Коми Парма: животные и птицы, растительность», «История и традиции», «Культура и быт», «Декоративно - прикладное искусство».
Приобщение к национальной культуре и истории коми реализуется на занятиях (наглядный компонент, художественное слово и речь педагога), экскурсиях, при практической работе по декоративно – прикладному искусству (далее - ДПИ), в дидактических играх. При отборе программного материала в первую очередь учитываются возрастные особенности детей.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
• «Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к
праздникам, развлечениям.
• «Музыка». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. Разучивание коми песен.
•«Коммуникация» и «Чтение художественной литературы». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании иллюстраций к художественной литературе и репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
•«Познание». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, история), а также знакомства со строением предметов, объектов.
- «Социализация». Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Цель программы:
1.Приобщать детей к национальной культуре и искусству Коми - культуре своего народа.
2.Систематизировать элементарные представления о народном искусстве, как части художественной культуры.
Задачи:
1.Воспитывать желание использовать изобразительную деятельность как средство отражения впечатлений об окружающем, личного опыта, интересов.
2.Дать представления о деятельности художников (на местном материале).
3.Расширять представления о скульптурах малых форм, выполненных по мотивам коми национальных сказок, быта, природы, и скульпторах коми края.
4.Дать представление детям о прикладном искусстве народа коми, учить видеть его красоту, неповторимость, понимать их прикладной характер (узорное вязание, ткачество, резьба по дереву и бересте, посуда керамическая и деревянная).
5.Побуждать выражать свои чувства и переживания по поводу того или иного произведения искусства - радость, восхищение, выбирать особо понравившиеся.
6. Приобщать детей к коми разговорной речи.
Актуальность:
Создание программы связано с необходимостью решения задач по воспитанию патриотизма, формированию нравственных чувств, эстетическому воспитанию.
Принципы:
- Система
- Последовательность
- Целесообразность
- Связь с другими видами деятельности
Чтобы работа приносила результат:
- Меняется развивающая среда
- Информирование родителей
- Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром (одежда, посуда и т.д.)
- Ознакомление с коми художественной литературой (сказки, легенды).
- Дидактические игры.
- Экскурсия в музей
- ИЗО-деятельность (лепка, аппликация, конструирование, рисование.).
Этапы:
1.Познавательный
2.Ознакомительный
3.Изобразительный
Распределение материала по видам деятельности
Элементы приобщения | Виды деятельности | |||||
Изо-деятельность | Озн. с худ лит. Коммуникация | Познание | Музыка | Уголок | Свободная деятельность | |
Ознакомление с родным Коми краем: • Геральдика • Республика (столица, карта) • Природные ресурсы (полезные ископаемые, лес и т.д.) • Родное село (достопримечательности, известные люди, учреждения, природа, домашние животные, птицы, архитектура). | + | + + + | ||||
+ | + | + | ||||
+ | + | + | + | |||
+ | + | + | + | |||
+ | + | + | + | |||
Коми Парма | ||||||
• Растения | + | + | + | + | + | + |
• Животные | + | + | + | + | + | + |
• Взаимосвязь в природе | + | + | + | + | ||
История и традиции | ||||||
• Семья | + | + | + | + | + | + |
• Праздники | + | + | + | + | + | + |
• Коми герои ВОВ, гражданской войны | + | + | + | + | ||
• Известные люди (Тима Вень, | + | + | + | + | ||
Культура и быт | ||||||
• Архитектура | + | + | + | + | + | |
• Литература | + | + | + | + | ||
• Фольклор | + | + | + | |||
• Декоративно-прикладное искусство | + | + | + | |||
• Устное народное творчество | + | + | + | + | + | |
• Национальные музыкальные | + | |||||
инструменты | ||||||
• Одежда и обувь | . | |||||
• Посуда | ||||||
• Утварь | + | + | + | + | + | |
• Профессии | + | + | + | + | + | |
• Подсобное хозяйство | + | + | + | + | + | |
• Мебель | + | + | + | + |
Содержание работы.
Тематика занятий | Задачи | Развивающая среда | Результат освоения способов знаний, умений детьми | ||
№ занятия | Предметно пространственная среда | Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми | |||
1 | 2 | 3 4 | 5 | ||
Блок «Коми Парма: животные и птицы, растительность» | |||||
1 | Рисование «Пышкай» | Познакомить со штриховыми рисунками птиц. Учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперенья, форму клюва, хвоста. Развивать умения применять при закрашивании изображения разные приёмы рисования карандашом: тушёвку и штриховку, разный нажим. | Н.М.: несколько цветных изображений птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др. (иллюстрации, художественные открытки, штриховые изображения из книжек раскрасок, силуэт птицы. М.Д.: листы бумаги 12x12 см, простой и цветные карандаши. | Показ, рассматривай ие, объяснение, беседа, напоминание, поощрение, оценка 1 | Портретный графический рисунок с изображением воробья |
2 | Рисование «Катша» | Продолжать учить детей определять по изображению птицы её характерные особенности; видеть различия в форме частей тела и в пропорциях сороки и воробья. Учить изображать новую позу птицы - птица сидящая на ветке с повёрнутой головой назад. Упражнять в произвольном нажатии карандаша для получения нужной интенсивности цвета. | Н.М.: несколько иллюстраций с изображением сороки, иллюстрация с изображением воробья(для сравнения). М.Д.: листы бумаги А4, угольные карандаши. | Показ, рассматривай ие, сравнение, объяснение, напоминание, оценка. | Предметный рисунок с изображением сороки в простом движении. |
3 | Лепка «Рака лэбö» | Продолжать знакомить детей с барельефом. Учить изображать ворону на пластине способом налепа. Продолжать учить передавать небольшое движение животных. Развивать умения аккуратного пользования материалами. | Н.М.: две картинки с изображением сидящей (стоящей) и летящей вороны, лист бумаги с нарисованным телом и головой птицы для показа рисования крыльев и хвоста. М.Д.: картонные квадратные листы бумаги, пластилин, стеки. | Показ, рассматривай ие, вопросы, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Пластина с изображением рельефного изображения вороны в движении. |
4 | Рисование «Сюзь» | Продолжать знакомить детей с штриховыми рисунками. Учить рисовать сову штрихами, передавая ее особенности, дополнять рисунок деталями. Развивать умения аккуратного пользования материалами. Воспитывать интерес к природе и побуждать передавать впечатления в изодеятельности. | Н.М.: изображение совы красками (без показа оперения) и иллюстрации к произведениям Е.Чарушина, лист бумаги для показа. М.Д.: листы бумаги, угольные карандаши. | Показ, наводящие вопросы проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Предметный графический рисунок с изображением совы. |
5 | Рисование «Еж» | Учить передавать в рисунке связное содержание - изобразить эпизод из жизни ежей. Развивать умение композиционно правильно располагать объекты на листе и соблюдать пропорции между предметами. Продолжать учить изображать предметы и объекты штрихами. Воспитывать любовь к природе. | Н.М.: сюжетная картинка «Ежи» из серии «Дикие животные», незаконченные изображения елочки и ежа (без хвои и иголок). М.Д.: лист бумаги А4, цветные карандаши, простой карандаш. | Рассматривай ие, показ, игровой приём, объяснение, напоминание, упражнение, поощрение, оценка | Сюжетный графический рисунок с изображением ежей. |
6 | Аппликац ия «Жонь пелысь вылын» | Учить располагать фигуры на листе бумаги в зависимости от задуманного простого сюжета. Учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке рябины и летящего. Упражнять в вырезывании фигуры по силуэту или по нарисованному контуру. Формировать умение передавать характерные особенности снегирей (окраску форм частей тела). Продолжать учить детей работать парами. Упражнять в способе парного вырезывания. Учить использовать дополнительный материал для изображения снега (манка, пенопласт). | Н.М.: фигуры «снегирей» (по две штуки разных по величине), специально подобранная бумага для составления композиций. М.Д.: Тонированная бумага, цветная бумага, клей, клеёнка, салфетки, ножницы, манка или мелкий пенопласт. | Показ, моделирование, объяснение, напоминание, поощрение, оценка | Аппликация передачей простого сюжета. |
7 | Лепка «Наян руч» | Учить лепить лису в движении методом вытягивания из целого куска. Продолжать учить передавать движение: определённую позу (выгнутая спинка, лапы поджаты к туловищу). Отрабатывать приёмы лепки сглаживание. | Н.М.: иллюстрации с изображением лисы в разных позах, скульптура малых форм лиса. М.Д.: пластилин, стеки, доски | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Лепная фигура лисы в движении. |
8 | Лепка «Черияс» (изопласти ка) | Продолжать знакомить с барельефом. Продолжать учить изображать объекты нанесением пластилина на поверхность. Развивать чувство цвета, умение дополнять работу деталями. | Н.М.: иллюстрации разных рыб. М.Д.: картон, пластилин, стеки. - | Показ, рассматривай ие, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Предметная лепка барельефа с изображением рыбки. |
9 | Лепка «Пармаса олысьяс» | Учить детей лепить животных по типу народной игрушки на трех опорах(стоят более устойчиво, прочно). Продолжать учить лепить из целого куска, путем вытягивания частей. Продумывать выразительные средства в зависимости от сюжета (озирающийся заяц - голова повернута, ревущий медведь - раскрыта пасть и т.д.) | Н.М.: Набор картин с изображением животных на трех опорах (царапающийся медведь, сидящий медведь, медведь на трех лапах, косой, обдирающий луб...) и с использованием передачи выразительности образа (прислушивающий ся или усталый волк, высматривающая добычу лиса) М.Д.: Пластилин, стеки, бросовый материал | Показ, рассматривай ие, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. / | Лепные фигуры диких животных объединённые одним сюжетом. |
10 | Рисование «Арся кыдз» | Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы в ясный день (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий полусухой жёсткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения чёрных пятен на стволе берёзы; упражнять в рисовании концом кисти тонких изогнутых линий; через стихотворения И.Торопова «Кыдз» и репродукции картин формировать в представлении детей образ белоствольной стройной берёзы. | Н.М.: репродукции картин с изображением одинокой берёзы и берёзы в лесу среди деревьев. М.Д.: тонированная бумага с определением горизонта в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы бумаги для упражнений в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисти №2,4, жесткие, гуашь. | Показ, проблемная ситуация, художественн ое слово, рассматривай ие репродукций, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Предметный рисунок с изображением берёзы. |
11 | Рисование «Арся клён и коз» | Учить передавать в рисунке строение клёна и ели, их различия в силуэтах; изображать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («ближе» и «дальше»). Развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, тёмных). Упражнять в технике рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели). Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. | Н.М.: Три чёрных силуэта ели, берёзы, клёна и изображением дерева с листвой; лист бумаги с нарисованной веткой ели для показа рисования хвои щетинной кистью. М.Д.: Тонированные листы бумаги с определением линии горизонта (небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца, гуашь, кисти №2,4 и щетинные. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Пейзажный рисунок с изображением разных по строению деревьев с передачей перспективы |
12 | Аппликац ия «Арся лунö ворын» | Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу осени; продолжать развивать умение использовать широкую полосу земли для размещения предметов | Н.М.: Аппликация -образец, силуэты деревьев с занятия «Арся клён и коз». М.Д.: картон 30x40 см, с определением линии горизонта | Показ, расматривани е, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Пейзажная аппликация с изображением нескольких деревьев с передачей перспективы. |
13 | Рисование «Пелысь роз» | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Побуждать детей дополнять рисунок - вносить в натюрморт изображение каких-либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину. Учить передавать характерные особенности рябины (ветки), сложный лист, гроздь ягод. Учить новому техническому приёму - двухцветному боковому мазку. | Н.М.:фланелеграф в вертикальном положении, на котором 1/3 часть занимают изображение части стола и силуэтное изображение вазы, ветку или картинка с изображением ветки рябины, лист бумаги с нарисованным тонким черешком для показа рисования осенних листьев рябины. М.Д.: листы бумаги тонированные на 1/3 часть занимают изображение части стола, остальное стена, гуашь, мягкие кисти, простой карандаш. | проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Рисунок в жанре натюрморта с передачей образа ветки рябины. |
14 | Лепка «Тшакъяс лон зык» | Продолжать учить лепить по произведениям коми писателей (И.Коданёв «Тшакъяслбн зык»). Учить передавать в лепке сюжет сказки, придавать изделиям сказочный образ. Развивать умение лепить из целого куска, сглаживать поверхность. | Н.М.: иллюстрация к сказке, картинки с изображением разных грибов М.Д.: пластилин, стеки, бросовый материал (бусинки, веточки, листья и т.д.), «полянка», вырезанная из картона._______ | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Лепные фигуры сказочных грибов, объединённые одним сюжетом |
15 | Лепка «Арся уджъяс» | Учить передавать в лепке сюжет и отражать деятельность человека осенью. Развивать умение лепить фигуру человека в движении.Учить соблюдать пропорции, | Н.М.: иллюстрации картин с изображением сезонных работ, сюжетные картинки с изображением человека в разных позах М.Д.: пластилин, стеки, бросовый материал | . Показ, рассматривани е, объяснение напоминание, поощрение, оценка. | Лепные фигуры передачей движения. |
16 | Аппликация «Вöрса зверь-пöтка арын» | сухих листьев белочку, подбирать формы листьев соотнося их со строением фигуры зверька. Упражнять детей в составлении композиции. Воспитывать любовь к природе. | Н.М.: Показ, Аппликация иллюстрация с изображением белочки в природе. М.Д.: сухие листья, клей, кисти, картон. | проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Апликация с передачей сюжета. |
17 | Рисование «Видзöд, уси лым» | Продолжать учить передавать явления природы в рисунке. Учить рисовать фрагмент из природы ограниченный рамой окна. Развивать умение составлять композицию. Учить всматриваться в красоту окружающей природы. | Н.М.: репродукции картин зимнего пейзажа оформленные, как вид с окна. М.Д.: видоискатели, кисти №2,4, гуашь, тонированная бумага, вода. | Показ, рассматривание, наблюдение, объяснение, поощрение, оценка. | Пейзажный рисунок с изображением зимней природы |
18 | Рисование манкой «Пуяс вылын пуж» | Продолжать учить рисовать нетрадиционными способами. Учить изображать деревья манкой. Развивать умение располагать деревья в композиции. Отрабатывать умение рисовать схематический рисунок, технику нажима на карандаш. Продолжать учить видеть красоту зимнего дня и вызывать желание отражать его в рисунке. | Н.М.: репродукции картин с изображением зимнего пейзажа М.Д.: плотная бумага, манка, простой карандаш, клей, салфетки. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. ' | Предметный рисунок < изображением деревьев. |
19 | Рисование с натуры «Гортса дзоридзъя с» | Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства - натюрмортом. Учить детей передавать относительную величину горшочка и растения, характерную форму горшка, строение растения — расположение отростков, их количество; характерный цвет изображаемого . Упражнять в рисовании вспомогательного рисунка, закрашивания готовго,отрабатывать нажим карандаша | Н.М.: комнатное растение, расположенное перед детьми на однотонном фоне (пастельных оттенков) М.Д.: листы бумаги А4, карандаши простые и цветные •~' | Показ, рассматривай ие, наводящие вопросы, упражненеие, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Рисунок в жанре натюрморта с изображение комнатного растения (Амаралис, аспидистра) |
20 | Рисование «Льöм» | Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве. Развивать умение располагать рисунок в центре листа. Учить изображать ветку черёмухи нетрадиционным способом - тычком (ватная палочка). Развивать чувство цвета, ритма. | Н.М.: иллюстрация с изображением ветки черёмухи М.Д.: альбомный лист с тонированный в тёмный цвет, гуашь, кисть №2, ватные палочки, вода, | Показ, рассказ, объяснение,напоминание, поощрение, оценка. | Предметный рисунок с изображением ветки черёмухи. |
Блок «История и традиции» | |||||
21 | Лепка «Ми гуляйтам йöрын» | Учить составлять коллективную композицию из вылепленных фигур, передавая взаимоотношения между ними. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, разные положения рук) и настроения героев. Развивать глазомер. Воспитывать умение договариваться. | Н.М.: иллюстрация с изображением гуляющих детей или фотография. М.Д.: пластилин, стеки, подставки для вылепленных изделий, доски. | Показ, , объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Лепные фигуры в движении объединённые одним сюжетом. |
22 | Рисование «Бать» | Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Вызвать интерес к поиску изобразительно - выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально . Продолжать знакомить с жанром изобразительного искусства - портрет. | Н.М.: репродукции портретов, таблица способов изображения губ, носов, усов, причёски, бровей, глаз. М.Д. : листы бумаги, гуашь, кисти№2,4, простой карандаш, вода. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Портретный рисунок образа отца (дяди, деда). |
23 | Рисование «Мам» | Учить рисовать портрет, передавая особенности мамы Уточнять знания о жанре живописи - «портрете» Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу | Н.М.: репродукции портретов, таблица способов изображения губ, носов, усов, причёски, бровей, глаз. М.Д.: листы бумаги, гуашь, кисти№2,4, простой карандаш, вода. поощрение, оценка. | Показ, рассматривай ие, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, | Портретный рисунок образа матери (бабушки, тёти). |
24 | Рисование «Олìсны вылìсны пöч да пöль» | Учить рисовать портрет пожилых людей, передавать отличительные особенности (седые волосы, морщинки и овал лица и т.д.) Развивать умение видеть пропорции лица. Упражнять в использовании в рисовании разного нажима при закрашивании. Воспитывать уважение к пожилым людям. | Н.М.: репродукции портретов с изображением людей разных возрастов, дид. игра «Составь портрет», таблица способов изображения глаз, ртов, бровей, носов. М.Д.: листы бумаги А4, простой и цветные карандаши | Дид. игра, показ, рассматрива ние, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Портретный рисунок человека в возрасте. |
25 | . Лепка «Коми Мойдысь да Легендаясысь геройъяс» (Ема -Баба, Леший, Пера- Богатыр) | Развивать интерес к коми легендам и преданиям. Учить лепить игрушки-миниатюры, отражая содержание прочитанного и самостоятельно выбирая способ лепки. Развивать умение передавать динамику движения, пластику, особенности внешнего вида. | Н.М.: иллюстрации к легендам и преданиям с изображением гароев, скульптуры малых форм - сказочные герои М.Д.: пластилин, бросовый материал, стеки, доски. | проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Лепная фигура сказочного персонажа. |
Блок «Культура и быт» | |||||
26 | Рисование «Коми Республикалöн столица» | Знакомить детей со столицей - Сыктывкаром, с его достопримечательностями. Учить рисовать многоэтажные дома. Дома разной архитектуры. Развивать умение рисовать на широкой полосе. Развивать воображение и творчество. | Н.М.: слайд-шоу «Сыктывкар», фотографии с изображением столицы, М.Д.: листы бумаги, гуашь, кисти№2,4, простой карандаш, вода. | Наглядный, рассказ воспитателя, проблемная ситуация. | Рисунок с изображением архитектурных зданий и передачей композиции |
27 | Рисование «Менам керка» | Учить изображать деревянный дом с двух сторон, передавая фактуру дерева тонкими линиями и штрихами разного характера. Упражнять в составлении композиции. Развивать умение рисовать и закрашивать разным нажимом карандаша. Воспитывать самостоятельность и инициативность . | Н.М.: иллюстрации или фотографии с изображением деревенского дома, М.Д.: цветные карандаши, листы бумаги А4, простые карандаши. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Рисунок с изображением деревянного дома с передачей композиции. |
28 | Рисование «Менам муса Помöсдiн» (2 занятия) | Учить рисовать многоплановый рисунок, изображая здания разного назначения, природу, людей. Развивать умение составлять композицию рисунка. Воспитывать интерес к родному селу. | Н.М.: альбомы с фотографиями достопримечатель ностей с. Помоздино. М.Д.: листы бумаги, гуашь, кисти№2,4, простой карандаш, вода. | Показ, рассматрива ние, объяснение, беседа, поощрение, оценка. | Рисунок с изображением родного села |
29 | Аппликац ия «Театр» | Учить передавать в аппликации особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей - колонны, фронтона, широкой лестницы, арочную форму окон и дверей. Учить детей ориентироваться на крупные части здания при размещении окон и дверей для достижения симметрии и ритма в их расположении. Развивать умение складывать полоски в два и четыре раза для получения 4-8 одинаковых частей и ровно разрезать их по сгибу. | Н.М.: иллюстрации зданий театров РК, фланелеграф для показа размещения архитектурных деталей (колонны, двери, окна, лестница. М.Д.: бумага для наклеивания готового изображения, клей, ножницы, цветная бумага, карандаши или фломастеры для изображения мелких деталей. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Предметное изображение здания архитектуры. |
30 | Рисование «Медся муса коми мойд» | Побуждать детей самостоятельному выбору сказки, сюжета, способов изображения о задуманном. Упражнять в использовании различных материалов. Упражнять в изображении персонажей в движении. Развивать творчество и воображение. | Н.М.: иллюстрации к коми сказкам. М.Д.: листы бумаги, восковые мелки, гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Иллюстрация- рисунок с изображением разных предметов и фигур объединённые одним сюжетом |
31 | Лепка «Ми радейтам тöвся спорт» | Учить передавать в лепке любой вид зимнего спорта (конькобежцы, лыжники, хоккеисты, фигуристы), выделяя их характерные особенности в зависимости от вида спорта. Продолжать учить передавать в лепке несложное движение. Воспитывать интерес к спорту. | Н.М.: фотографии известных спортсменов РК, спортсменов в деятельности. М.Д.: пластилин, стеки, подставки для вылепленных изделий, доски. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Лепная фигура спортсмена в движении. |
32 | Лепка «Гортса пемöсъяс» | Продолжать учить лепить домашних животных с детенышами, передавать небольшой сюжет. Развивать умения полученные ранее. | Н.М.: скульптуры малых форм домашних животных. М.Д.: пластилин, стеки, подставки для вылепленных изделий, доски. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Лепные фигуры домашних животных, объединённые одним сюжетом. |
33 | Аппликация «Менам грездлöн улича» | Учить детей отражать в аппликации свои впечатления от увиденного. Приобщать к традициям родного села. Развивать умение работать коллективно. Воспитывать бережное отношение к работе сверстников. | Н.М.: альбомы с фотографиями достопримечатель ностей с. Помоздино. М.Д.:картон А4, клей, кисти, фломастеры, салфетки, клеёнки. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Аппликация с изображением архитектурных зданий и передачей композиции |
34 | Рисование «Сиктса машинаяс» | Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля (удлинённый, низкий, с плавными переходами от части к части), строить композицию по графической схеме, где показано расположение предметов (зданий, деревьев) и автомобиля на разных уровнях; использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка. Продолжать учить передавать в рисунке несложный сюжет, | Н.М.: Две три иллюстрации с изображением легковых автомобилей разных марок; схема композиции рисунка, на которой большим прямоугольником обозначены здания, а маленьким автомобили (маленький прямоугольник нарисован ниже большого и частично закрывает его); линией отделена дорога. М.Д.: тонированные листы бумаги А4, 1/3 закрашена серой краской (асфальт). | Показ, пояснения, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Рисунок с изображением сельского пейзажа, транспорта и передачей композиции. *" |
35 | Рисование «Тувсовья уджъяс» | Учить передавать содержание коми поговорки «Тувсов луныд во чбж вердб» в рисунке. Учить самостоятельно придумывать содержание рисунка. Развивать умение рисовать «далеко» и «близко», правильно передавать пропорции предметов и объектов. Воспитывать интерес к труду взрослых. | Н .М.: иллюстрации с изображением человека в трудовой деятельности. М.Д.: тонированные листы бумаги А4, кисти №2,4, гуашь, вода, простой карандаш. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Пейзажный рисунок с изображением весенней природы и деятельности человека в ней |
36 | Рисование «Победнöй май» | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы ВОВ. Уточнить знания о свойствах разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Закреплять умения рисовать непрерывной линией, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления. | Н.М.: Репродукция картины с изображением салюта, фотографии местных ветеранов. М.Д.: листы бумаги А4, восковые мелки, акварельные краски, кисть №4, вода. | Показ, пояснения, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Открытки с изображением праздничного салюта |
Блок «ДПИ» | |||||
37 | Рисование «Что носили раньше коми» | Расширять знания о национальной одежде народа коми (о разновидностях в связи с местом проживания). Учить изображать характерные особенности костюма Усть- Куломского района девочки (парня) в национальной одежде. Упражнять в рисовании вспомогатель-ного рисунка, в закрашивании. Воспитывать интерес к коми быту. Продолжать знакомить с трудом взрослых - ткачеством | Н.М.: фотографии с изображением национальной одежды с разных районов РК. М.Д.: Листы бумаги А4, кисти №2,4, гуашь, вода. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание , поощрение, оценка. | Портретный рисунок с изображением человека в национальной одежде. |
38 | Рисование «Визя чувки» | Уточнить сведения детей об узорном вязании. Продолжать знакомить с элементами коми орнамента - ошейник коровы, рог барана, человек, олень. Учить рисовать элементы орнамента, соблюдая прямой угол в некоторых элементах. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Н.М.: подлинный материал или иллюстрации изображений чулок. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание | Предметный рисунок силуэта чулок с коми орнаментом. |
39 | Лепка «Сов доз» | Продолжать знакомить с бытом коми народа, изделиями из дерева-солоницей. Учить лепить солонку из соленого теста. Упражнять в лепке из целого куска методом вытягивания, обрбатывать поверхность формы движениями пальцев. Воспитывать интерес к работе мастеров умельцев. | Н.М.: солонка или её изображение. М.Д.: Соленое тесто, доски, салфетки. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Лепная солонка из соленого теста. |
40 | Аппликация «Кичышкöд» | Познакомить детей о значении полотенца в жизни людей в прошлом. Учить детей украшать изделие растительными элементами. Продолжать знакомить с трудом взрослых – вышиванием. | Н.М.: полотенца с вышивкой. М.Д.: цветная бумага,клей, ножницы, салфетки. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Изображение изделия – полотенца с узором характерным коми вышивке. |
41 | Рисование «Узор на круге» (мезень) | Закреплять умение составлять узор в круге, самостоятельно придумывая сюжет работы. Предложить детям сочинить сказку о нарисованном. | Н.М.:Схемы расположения узора в круге. М.Д.: Круг d=20 см, гуашь красная, кисть №2 круглая, гелевая ручка. | Показ, проблемная ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Рисунок ДПИ |
42 | Рисование «Поднос-сказка» | Составить по сюжету сказки изображение на плоскости, используя элементы мезенской росписи. Развивать творчество и технические навыки. | Н.М.: Таблица элементов росписи. Сказка «Кукушкины дети». Поднос из картона. М.Д.: Гуашь, кисть, гелевая ручка. | Показ, проблемная ситуация, рассказ, беседа,объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Рисунок ДПИ |
43 | Рисование «Огоньки Мезени» | Закреплять умения, знания, и навыки по изображению элементов мезенской росписи. Предложить детям придумать узор для своей работы на материале. Довести работу до конца по технологии. Придумать со своими элементами сказку. | Н.М.: таблица элементов, иллюстрации с изображением изделий. М.Д.: гуашь, кисти, гелевые ручки, картон. | Показ, игровая ситуация, объяснение, напоминание, поощрение, оценка. | Рисунок ДПИ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей подготовительной к школе группы с русским народным прикладным искусством.
Циклы работы с детьми по данному направлению....
«Организация кружковой работы как форма приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре (на примере деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»)»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»....
Из опыта работы «Приобщение детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре в процессе овладения приёмами и техникой вышивания»
Из опыта работы ведения кружковой деятельности «Волшебная иголочка» по приобщению детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре, развитию художественно – творческ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад о...
Приобщение детей подготовительной к школе группы к художественной литературе
дной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению с...
Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Культура и традиции чувашского народа»
Сценарий праздника для детей подготовительной группы "Культура и традиции чувашского народа"...
Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»
В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА и плана работы с детьми и родителями...