Актуальность введения агробизнес-образования на дошкольной ступени общего образования.
статья на тему
Актуальность работы в данном направлении обусловлена стратегией развития Тамбовской области как центра продовольственной безопасности России, значимостью подготовки ребенка к жизни в современных социально-экономических условиях, правильной ориентацией его в происходящих общественных и экономических процессах, а также необходимостью преемственности в изучении агробизнеса между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность введения агробизнес-образования на дошкольной ступени общего образования.
Черных Надежда Михайловна
воспитатель МБДОУ
Заворонежского детского сада
Мичуринского района
Тамбовской области
Реализация системы непрерывного агробизнес-образования играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Тамбовской области и ЦЧО, в усилении инвестиционной привлекательности Тамбовской области посредством развития деловой среды, социальной инфраструктуры и в формировании эффективной кадровой политики на различных уровнях внутри региона, а также в реализации стратегии социально-экономической политики Тамбовской области, Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Цель создания системы непрерывного агробизнес-образования: создание условий для эффективного развития непрерывного агробизнес-образования с учетом региональных особенностей и отраслевой специфики для обеспечения развития Тамбовской области как Центра продовольственной безопасности России; подготовка и вовлечение в агробизнес молодых квалифицированных кадров.
Актуальность работы в данном направлении обусловлена стратегией развития Тамбовской области как центра продовольственной безопасности России, значимостью подготовки ребенка к жизни в современных социально-экономических условиях, правильной ориентацией его в происходящих общественных и экономических процессах, а также необходимостью преемственности в изучении агробизнеса между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Отсутствие системы в работе по агробизнес-образованию в дошкольных учреждениях, недостаточная материально-техническая база дошкольных учреждений в создании предметно-развивающей среды по агробизнесу.
Следует отметить, что решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельской местности, которая занимает две трети площади страны и на которой проживает 39,2 млн. человек (27% от общей численности населения).
Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия.
Российское Правительство сделало развитие сельскохозяйственного сектора одной из своих приоритетных задач на ближайшие годы. Оно понимает, что в условиях интенсивной эксплуатации мировой системы производства и сбыта продовольственной продукции Россия имеет уникальную возможность занять позицию одного из крупных влиятельных игроков на международных сельскохозяйственных рынках и, в конечном итоге, экспортёра, а не импортёра продукции. Эти возможности полностью осознают и ведущие аграрные компании России, и международные стратегические и институционные инвесторы, которые становятся все более активными в России.
Однако, на пути к достижению этой цели стоят большие вызовы, в особенности, необходимость повышения конкурентоспособности агропромышленного сектора на международном рынке, пока российский рынок приспосабливается к требованиям, исходящим из членства в ВТО. Ключевыми приоритетами являются повышение эффективности и производительности сектора, модернизация инфраструктуры сельского хозяйства. Все эти важнейшие вопросы рассмотрены на РАФ-2013 наиболее авторитетными национальными и зарубежными представителями сообщества агробизнеса. Одной из ключевых тем обсуждения стала: как подготовить следующее поколение аграрных специалистов.
Проект Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, разработанный Министерством
сельского хозяйства России, предусматривает решение многих проблем сельских территорий страны. Село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются: ухудшение демографической ситуации; бедность и высокий уровень безработицы сельского населения; снижение качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным социальным услугам – образованию и здравоохранению; разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения. В селе в профессиональной структуре населения преобладают представители сельскохозяйственных профессий, большая часть населения занята преимущественно сельскохозяйственным трудом.
Современная политика администрации Тамбовской области направлена
на устойчивое развитие сельских территорий, создание в области центра продовольственной безопасности страны. Это объясняется исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем Центрального Черноземья, национальным приоритетом развитию агропромышленного комплекса России,
природными возможностями региона в развитии АПК.
Комплекс социально-экономических мер, предпринятых в отношении
развития села Тамбовской области в последние годы, дал определенные результаты. В области запущены и реализуются проекты «Развитие пилотных
семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области», «Развитие свеклосахарного производства Тамбовского области», «Развитие элеваторной промышленностиТамбовской области», «Агротехнопарк «Мичуринский», «Социальное развитие села», «Поселение XXI века – Тамбов», «Содействие занятости населения Тамбовской области», «Программа развития сельских территорий Тамбовской области» (Российско-Французкий проект) и т.п. Эффективность проектов зависит, прежде всего, от их качественного кадрового обеспечения.
Поэтому, проблема подготовки кадров для села остается наиболее острой и трудно решаемой.
Решение проблемы - создание в Тамбовской области системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий.
Следует отметить, что агробизнес – это сектор рыночной экономики, связанный с процессами сельскохозяйственного производства, хранения, распределения и обработки его продуктов.
Агробизнес-образование – это раннее формирование у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.
В МБДОУ Заворонежский детский сад разработана программа деятельности областной инновационной площадки в рамках проекта по созданию системы непрерывного агробизнес-образования, которая основывается на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе «Об образовании в РФ», на положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и направлениях деятельности, представленных в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, Государственной программе развития АПК до 2012 года, Концепции развития системы непрерывного агробизнес-образования Тамбовской области, на основных положениях доктрины продовольственной безопасности РФ от 30.01.2010, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного и начального общего образования, а кроме того, нормативно-правовой базой является ряд документов областного и муниципального уровней, нормативно-правовые документы, локальные акты ДОУ.
Особое место в социокультурной регионализации, отведенное в национальном проекте «Образование» подтверждает программный тезис о том, что модель современной модернизированной демократического дошкольного учреждения XXI века с приоритетами гражданского образования и воспитания не может быть создан без учета региональных и национальных особенностей.
В проекте «Национальной доктрины дошкольного образования» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов государства, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие.
Основаниями появления сетевой формы взаимодействия на основе интеграции образовательных учреждений: МБДОУ Заворонежского детского сада, Заворонежской СОШ, Сетевого ресурсного Центра агробизнес-образования ФГОУ ВПО МичГА являются укрупнение ресурсов в условиях дефицита основных средств; национальный образовательный стандарт; повышение качества образовательной деятельности и обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.).
В связи с этим, одной из целей инновационной работы образовательных учреждений, работающих по теме «Организация системы непрерывного агробизнес-образования в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений» стала отработка моделей организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений как условия их успешного развития.
Определены задачи организации сетевого взаимодействия:
- Создать единую образовательную среду по агробизнес-образованию в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных учреждений на основе интеграции и путём объединения усилий педагогов МБДОУ Заворонежского детского сада, Заворонежской СОШ, Сетевого ресурсного Центра агробизнес-образования ФГОУ ВПО МичГАУ.
- Повысить эффективность использования ресурсного потенциала данных образовательных учреждений по агробизнес-образованию.
- Создать условия для социальной успешности выпускников, расширить выбор путей своего становления, формировать более прочные знания, умения, воспитывать гражданина, патриота своей страны.
Под системой непрерывного агробизнес-образования понимается совокупность образовательных программ, включающая в себя последовательность образовательных программ различного уровня.
Впервые идея взаимосвязи всех ступеней образования была концептуально представлена на конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1965 г. известным теоретиком П. Ленграндом в предложенной им трактовке непрерывного образования, согласно которой центром всех образовательных начал является человек. И ему следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни .
Однако, по мнению ряда исследователей, основой для всестороннего представления образования как непрерывного аспекта повседневной жизни послужили две работы: «Образование в течение всей жизни» Б. Йексли и «Значение образования для взрослых» Э. Линдмена.
Мичуринским государственным аграрным университетом разработана Концепция и Программа развития системы непрерывного агробизнес –образования Тамбовской области, которые обеспечивают ведение организационной работы по внедрению системы агробизнес-образования в образовательные учреждения Тамбовской области разного уровня «учреждения общего среднего образования – учреждения НПО – учреждения СПО – вуз», по пропаганде аграрного и агробизнес-образования, предпринимательской деятельности в сфере АПК.
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают большое влияние на современное воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Переход к рыночным отношениям выявил значительные пробелы в экономической и бизнес-подготовке молодого поколения к жизни. Концепция непрерывного экономического образования детей и молодежи, заявленная РАО, совершенно оправдано включает в единую систему и дошкольный возраст, справедливо считая экономическое воспитание необходимым и актуальным с детских лет.
Экономическая действительность и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Все исследования, касающиеся изучения экономической социализации детей старшего дошкольного возраста, рассматривались зарубежными экономистами и психологами, и изначально строились в рамках стадиальной теории Ж. Пиаже.
Девять таких стадий выявил А. Страусс в одном из ранних исследований, касающихся обращения детей с деньгами (1952). Это исследование носило лишь поисково-констатирующий характер, в нем не было анализа факторов, которые заставляют ребенка двигаться от одной стадии к другой. Позднее К.Данзигер (1958) выделил четыре стадии развития представлений ребенка в области экономики. Как и А.Страусс, К.Данзигер считал, что развитие экономических представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами. Р.Саттон выделил шесть стадий, а Г. Фёрт – пять.
В отечественной науке проблемой экономического воспитания на разных этапах детства занимались многие ученые, среди которых - А. Б. Фенько, О. С. Дейнека, С. Ю. Буренина, М. Ю. Семенов, Ю. В. Мацнев, Ж. А. Жилина, Е. В. Щедрина, Л. Ю. Кибизова, А. В. Суптеля, С. И. Ерина, В. В. Новиков, Г. Э. Белицкая, Е. В. Шелкопляс.
В этих и подобных исследованиях непосредственно сопоставлялись стадии интеллектуального развития ребенка и уровни понимания им экономических отношений. Другие исследования были посвящены развитию мышления ребенка в аспекте усвоения таких специфических экономических представлений, как выгода, банковские операции, собственность, имущественное неравенство и бедность, деньги и пр. В ещё более поздних исследованиях речь уже шла об экономической социализации ребенка (Саттон, Яхода, Баррис и др.)
Нами изучены специальные исследования (Л.М.Клариной, А.Д.Шатовой, Е.А.Курак, Л.И.Галкиной и др.), которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Понимаемая как «область разумного ведения домашнего хозяйства» - экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Не зависимо от того, занимается дошкольное учреждение вопросами экономического воспитания или нет, маленький член общества черпает некоторые знания из окружающей жизни, однако они часто обрывочны и не систематизированы. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением – мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б.Эльконин).
Как справедливо отмечает С.А.Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность.
Т. В. Гусева в экономической социализации различает трудовую, потребительскую и собственно экономическую социализацию.
Целью потребительской социализации в детстве является приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др.
Целью трудовой социализации детей становится формальное отношение к труду через поведенческие аспекты в различных сферах (домашний труд, учебная деятельность и др.)
Рыночная система требует даже от малыша усвоения элементарных экономических и агробизнес-понятий и приобретения соответствующих навыков поведения, поскольку развитие благосостояния страны находится в прямой зависимости от уровня знаний и практических умений, полученных еще в детском саду и школе. Непрерывное агробизнес-образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.
Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Решение задач агробизнес-образования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста - один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, передовой практики воспитания показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась.
Существующие на сегодняшний день образовательные программы для дошкольников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнес-образованием. Но мы живем в аграрном регионе, родители многих воспитанников работают на предприятиях и учреждениях города Мичуринска-наукограда, связанных с агробизнесом, недалеко от нашего детского сада расположен агрохолдинг «Зеленая долина», а для детей дошкольного возраста естественен интерес к труду родителей, желание стать такими как папа и мама. Поэтому возник соответствующий социальный запрос родителей, возникла необходимость создания адаптированной системы работы с дошкольниками по агробизнес-образованию.
Как один из вариантов решения этой проблемы мы рассматриваем включение в образовательную программу ДОУ дополнительной программы для детей старшего дошкольного возраста «Малая агробизнес-академия». При этом, осуществляя целенаправленное агробизнес-образование важно учитывать, что это современное образование направлено в будущее, результаты его проявятся через определенное количество лет.
Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет собой сложное социально - культурное, психологическое и педагогическое явление, которое обладает самоценностью и индивидуальной логикой развития. В этом возрасте закладываются основы для нравственного становления человека, начала тех моральных чувств, которые в будущем становятся фундаментом для развития более сложных личностных качеств: патриотизма, гражданственности, интернационализма.
Чувство Родины... Любовь к родине начинается с любви к своему дому, селу, улице, к школе, детскому саду, где дети учатся и познают мир. Личность ребенка зарождается в дошкольном возрасте. Ребенок учится любить своих родителей, свою маленькую родину, край, где он родился и вырос. Открыть своим воспитанникам глаза на достояние малой родины, показать, в каком замечательном краю мы живем, какие интересные люди наши земляки – очень важное направление в работе ДОУ по агробизнес-образованию.
Решение проблемы агробизнес-воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами общественной морали, раскрывающими ценностное отношение к окружающей природе, к результатам человеческого труда и человеку, при этом акцентируя внимание на самоактуализации личностного потенциала ребенка, становлении у него жизненной позиции хозяина своей судьбы.
Основными принципами, определяющими содержание образовательного процесса по агробизнес-образованию являются: природосообразность, культуросообразность, научность, систематичность, многоуровневость, наглядность, активность, воспитание в процессе обучения, связь теории с практикой, учет индивидуальных возрастных особенностей, доступность, интеграция, регионализм. Так же важен принцип интеллектуального и эмоционального восприятия агробизнес-образования, воспитания любви к сельскохозяйственному труду.
Дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре, началам формирования некоторых бизнес-понятий…. Поэтому очень важно начинать агробизнес-образование именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования агробизнес-компетенций, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Вся работа по агробизнес-образованию должна проходить в тесном контакте с семьей. Родители должны стать партнерами, активными участниками всех праздников в дошкольном учреждении, участвовать в организации и проведении различных совместных мероприятий, в оформлении фотовыставок , принимать активное участие в конкурсах рисунков, поделок на аграрную тематику.
Приступая к агробизнес-образованию в дошкольном учреждении или используя элементы такого образования, воспитателю лучше известить об этом родителей: если и дома будут осуществляться подобные действия, ребенок будет постоянно находиться в соответствующей атмосфере. Истины, дающиеся и в детском саду и повторяемые дома (и наоборот) дадут несравнимо больший эффект.
Именно в семье, детьми прочно усваиваются поступки родителей, их отношение к семейному бюджету, вещам, иным материальным ценностям. Ребенка надо научить восхищаться тем, что он видит в своем окружении. Любовь к родному краю должна сопровождаться и уважением к человеку-труженику села. Отношение к жизни, преподанные ребенку в семье, он будет пытаться переносить на кукол, применять в общении со сверстниками в детском саду.
А чтобы агробизнес-образование в детском саду не выглядело для ребенка и родителей занудным навязыванием, предварительно следует провести день открытых дверей, родительское собрание и индивидуально обговорить с родителями на эту тему. Нужно раскрыть суть работы по реализации дополнительной программы по агробизнес-образованию, ее методы, формы, результаты, к которым она должна привести.
Тогда знания по агробизнес-образованию, полученные ребенком в дошкольном возрасте, не будут иметь академического оттенка, не будут казаться навязанными и надолго останутся в памяти. А если теорию подтверждать практикой, чему в немалой степени могут посодействовать родители, то у ребенка разовьется интерес к этой сфере деятельности. Впоследствии знания, полученные в раннем детстве, ребенок будет не только помнить, но и умело применять в жизни.
В заключение хочу еще раз отметить, что период дошкольного детства с его активной социализацией является сенситивным для нравственного становления личности. Атак как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что агробизнес-образование по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе агробизнес-образования детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа муниципальной экспериментальной площадки "Создание непрерывного образовательного пространства по воспитанию патриотизма в рамках преемственности дошкольного и общего образования"
Программа муниципальной экспериментальной площадки по патриотическому воспитанию в рамках преемственности дошкольного и общего образования...
курсы повышения квалификации по дошкольному и общему образованию
Уважаемые коллеги!Институт «EurekaOnline» (Москва) c 18 ноября по 18 декабря 2014 проводит онлайн-курсы повышения квалификации по дошкольному образованию: ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ...
Дошкольное образование - первая ступень общего образования
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, ...
Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.
В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальн...
Подходы к организации пропедевтики на первой ступени общего образования.
Пропедевтика имеет свои виды, формы, частоту. И.П. Лобанок выделяет следующие виды пропедевтики: точечная пропедевтика, эпизодическая пропедевтика, перспективно-опережающее обучение.Пропедевтика бывае...
Районный семинар-практикум Тема: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате:
14 декабря 2017 г. на семинаре - практикуме сотрудники детского сада им.Ю.А.Гагарина поделились промежуточными результатами своей деятельности с п...
Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования
материалы межрегионального научно-практического семинара...
- Мне нравится (1)