Программа дополнительного образования по развитию психических процессов для детей 5-7 лет "Развивайка".
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предоставляю вашему вниманию рабочую программу "Развивайка" направленную на развитие психических процессов у детей старшей и подготовительной групп детского сада. В программе представлены цели, задачи, направления и формы работы. А так же примерный план работы на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx | 45.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 544
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ »
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол педагогического совета Директор ГБОУ школа №544 №___от___17г. с углубленным изучением
английского языка
Бушмакина А.А.
___________________
Дополнительная образовательная программа по развитию психических процессов для детей 5-7 «Развивайка»
Программа разработана:
Воспитатель Бабина Н.В.
Санкт – Петербург 2017г.
Содержание программы
Пояснительная записка……………………………………………………..…4
- Возрастные и психологические особенности старших дошкольников…….5
- Содержание и структура программы…………………………………..….….8
- Цель и задачи программы………………………………………….………….9
- Условия реализации программы………………………………………….....10
- Методологическое обеспечение……………………………………....10
- Формы деятельности, используемые для реализации программы…10
- Материально-техническое и методологическое обеспечение программы……………………….……………………………………..10
- Организационное обеспечение программы………………………….10
- Формы подведения итогов…………………………………….………10
- Планируемые результаты освоения программы детьми………………..….10
- Примерный учебно – тематический план работы по программе «Развивайка» для детей 5 – 7 лет…………………………………………....12
- Список литературы……………….…………………………………………..17
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.
Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно - практический потенциал. Поэтому наряду с основными образовательными программами в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников. Одной из таких программ является программа «Развивайка», направленная на развитие психических процессов детей, таких как воображение, внимание, память, мышление, речь.
Психические процессы являются важнейшими психическими функциями человека и ярким показателем развития ребенка. Становление дошкольной ступени образования как неотъемлемой и полноправной ступени образовательной системы в целом необходимо для создания преемственности и реализации идеи развивающего личностно ориентированного обучения и воспитания детей.
- Возрастные и психологические особенности старших дошкольников.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством» организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив. В процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отличаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6-7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длинный срок.
Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигается к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.
Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные предметы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое ассоциативное связывание материала.
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки и всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6-ти годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Поддьяков Н.Н. показал, что в возрасте 4-6 лет интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного, т.е. наглядно-действенного мышления, является как бы подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического мышления. Данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах.
- Содержание и структура программы.
Программа «Развивайка» включает в себя комплекс диагностических методик, упражнений и игр, а так же методик направленных на развитие психических процессов (воображение, внимание, память, мышление, речь, а так же подготовку к письму).
Работа по развитию каждого из психических процессов идет последовательно и по определенной идентичной схеме. Занятия начинаются с развития воображения и заканчиваются подготовкой к письму. В начале проходит диагностика развития психических процессов, затем работа над их улучшением и развитием (с помощью различных упражнений, игр и методик), и в заключении повторная диагностика, что бы увидеть и продемонстрировать результаты труда.
Программа «Развивайка» реализуется в течение учебного года с октября по май месяц. Предусмотрено проведение занятий 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, с общим количеством за год – 64 занятия.
Возраст детей – 5-7 лет. Занятия проводятся фронтально по подгруппам не более 8 человек в группе, продолжительностью 20-30 минут.
Основные направления программы
1. Развитие мелкой моторики, начальные навыки письма.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, рисование по точкам, различная штриховка, дорисовка помогают детям уверенно держать карандаши, ручку. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка.
2. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.
В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.
Развитие воображения построено в основном на материале,
включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого.
- ориентировка в пространстве, на плоскости листа.
- Цель и задачи программы.
Цель программы – Развитие психических процессов и мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Диагностика психических процессов;
- Развитие различных видов восприятия;
- Развитие произвольного воображения, превращение непосредственного воображения в опосредованное;
- Развитие произвольного внимания;
- Развитие различных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной) и ее свойств;
- Развитие речи дошкольников (обогащение словарного запаса, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя и т.д.);
- Развитие наглядно – действенного, наглядно – образного и логического мышления;
- Развитие мелкой моторики руки и в последствии начальных навыков письма.
Программа осуществляется в 2х основных направлениях:
1. Психологическое просвещение:
а) Сбор информации о ребенке от родителей;
б) Просвещение родителей по проблеме развития познавательных процессов у дошкольников.
2. Коррекционно развивающий этап, направленный на развитие познавательных процессов детей.
4. Условия реализации программы
4.1. Методологическое обеспечение
- Наличие утвержденной программы.
- Специальная литература (книги, журналы, учебники).
- Диагностический инструментарий.
- Методические разработки по психологическим областям.
- Наглядные пособия, образцы работ.
- Формы деятельности, используемые при реализации программы:
- Уроки, психогимнастика.
- Практические упражнения, игры.
- Диагностические и развивающие методики.
- Материально – техническое и дидактическое обеспечение
- Помещения для проведения занятий соответствующие санитарным нормам.
- Учебное оборудование (комплекты мебели).
- Наглядные пособия.
- Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Материалы для работы (индивидуально для каждого ребенка).
- Иллюстрации, образцы работ, стихи, загадки.
- Организационное обеспечение
- Необходимый контингент воспитанников.
- Привлечение к работе специалистов.
- Соответствующее требованиям расписание занятий.
- Родительская помощь.
- Формы подведения итогов
- Открытые занятия.
- Выступления на родительских собраниях.
- Планируемые результаты освоения программы детьми.
- Сформированность произвольной деятельности.
- Адресно-максимальный уровень развития психических процессов.
- Адресно-максимальный уровень развития мелкой моторики руки и координации в системе «глаз-рука».
- Умение организовывать и контролировать свою деятельность в соответствии с целью.
- Развитие творческого потенциала и способностей детей.
- Проявление инициативы и самостоятельности.
- Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания.
- Примерный учебно – тематический план работы по программе «Развивайка» для детей 5 – 7 лет.
Месяц | Неделя | Тема | Направление работы | Цель занятия |
Октябрь | 1 неделя | Диагностика восприятия | Диагностические методики: «Чего не хватает?»; « Какие предметы спрятаны в рисунках?»; « Назови фигуры». | Определить уровень развития восприятия у детей 5-7 лет. |
2 неделя | Восприятие формы | Коррекционные упражнения: «Найди спрятавшихся зверей»; « Помоги найти тень»; « Чем отличается?» | Развитие восприятия и внимания. Развитие восприятия формы, научить сравнивать. | |
3 неделя | Зрительное восприятие | Игры: «Кляксы»; «Контуры»; «Разрезные картинки»; «Выбор недостающего фрагмента изображения» | Развитие зрительного восприятия дошкольников. | |
4 неделя | Слуховое восприятие | Игры: «Испорченный телефон»; «Узнай по звуку»; «Где позвонили? » | Развитие слухового восприятия дошкольников. | |
Ноябрь | 1 неделя | Тактильное восприятие | Игры: «Что внутри»; «Дедушка – Водяной»; «Узнай фигуру» | Развитие тактильного восприятия дошкольников. |
2 неделя | Диагностика воображения | Диагностические методики: «Солнце в комнате»; «Как спасти зайку»; «Где чье место?» | Определение уровня воображения ребенка. | |
3 неделя | Творческое воображение | Методики «На что похожи наши ладошки»; «О чем рассказала музыка». | Развитие творческого воображения. | |
4 неделя | Творческое воображение. Логика. | Упражнение «Волшебная мозаика»; «Разные сказки»; «На что похоже? | Развитие творческого воображения, умения логически строить свой рассказ. | |
Декабрь | 1 неделя | Диагностика внимания. | Диагностические методики «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки» | Определение уровня продуктивности, устойчивости и объема внимания |
2 неделя | Произвольное внимание | Урок – задание: «Найди два одинаковых предмета»; « Кто спрятался на картинке»; Найди правильную тень»; «Найди отличия». | Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности. | |
3 неделя | Слуховое и активное внимание | Дидактические игры: «Кто за кем?»; « Бабушка прислала 100 рублей»; «Волшебные звуки»; «Жук». | Развитие активного и слухового внимания, способность контролировать свою речь. | |
4 неделя | Диагностика памяти | Диагностические методики: «Запоминание 10 слов» (Лурия); « 10 картинок». | Определение уровня развития слуховой и зрительной памяти. | |
Январь | 3 неделя | Зрительная и механическая память | Занятие по методикам: «Что пропало?»; «Вспомни и дорисуй пару» | Развитие зрительной и опосредованной, механической памяти. |
4 неделя | Пространственная и слуховая память. | Дидактические игры: «Угадай, что изменилось?»; «Скорый поезд»; «Овощное рагу»; «Запомни И раскрась»; «Перечисление предметов». | Развитие пространственной и слуховой памяти, внимания, наблюдательности.
| |
Февраль | 1 неделя | Диагностика мышления. | Диагностические методики: «Найди семью»; « Рыбка». | Определение уровня развития наглядно – образного, логического мышления, умения анализировать, классифицировать предметы. |
2 неделя | Наглядно-образное мышление. | Занятие по методикам: «Нелепицы»; « Найдем пару»; «Попробуй, угадай»; «Что за чем?» | Развитие наглядно – образного мышления, логики, умение обобщать, анализировать и классифицировать, строить простейшие умозаключения. | |
3 неделя | Логическое мышление. | Дидактические игры: «Ложка к тарелке»; «Назови одним словом»; «Верю-не верю»; «Ассоциации». | Развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей. | |
4 неделя | Диагностика речи. | Диагностические методики: «Словарная мобильность; «Составь рассказ». | Определение уровня развития связной речи, словообразования, звукового анализа слов. | |
Март | 1 неделя | Воспитание звуковой культуры речи. Дифференциация звуков в-ф | Игры: «Ловим звук»; «Зима или лето?»; «Кому что дать?»; «Чистоговорки». | добиваться различения звуков в - ф, умения правильно их произносить. |
2 неделя | Воспитание звуковой культуры речи. Дифференциация звуков с-ц. | Игры: «Определи что это?»; « Отбери и правильно назови»; «Секрет»; «Чистоговорки» | Добиваться различения звуков с и ц, правильного изолированного их произнесения. | |
3 неделя | Воспитание звуковой культуры речи. Дифференциация звуков л-ль. | Игры: « Ляна и Лана»; « Угадай, чьи это картинки»; «Испорченный телефон»; «Чистоговорки». | Добиваться различения твердых и мягких согласных (звуков л и ль) и умения правильно произносить эти звуки. | |
4 неделя | Формирование грамматического строя речи. | Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт»; Игра «Дерево родственных слов»; «Чего не стало?»; «Докончи предложение». | Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; составлять предложения; образовывать слова в единственном и множественном числе. | |
Апрель | 1 неделя | Обогащение словарного запаса. | Игра «Слово за слово»; Игровое упражнение «Найди точное слово»; Игра «Чудесный мешочек»; Игра «Скажи по-другому». | Расширение предметного словаря, обогащение словарного запаса. |
2 неделя | Развитие связной речи. | Игра «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»; «Кузовок»; «Где начало рассказа?»; "Придумай сказку" | Учить передавать правильную логическую последовательность рассказа; устанавливать правильную последовательность действия; описывать предметы и события. | |
3 неделя | Развитие мелкой моторики рук | «Пальчиковая гимнастика»; «Игры с крупой»; «Фигурки из палочек». | Выработка гибкости и точности движений рук, развитие глазомера. | |
4 неделя | ||||
Май | 1 неделя | Графические упражнения. | Штриховка и дорисовка. | Развитие мелкой моторики и координации движений руки. |
2 неделя | Обведи по точкам. | Развитие мелкой моторики и координации движений руки. | ||
3 неделя | Палочки и крючочки. | Процесс овладения письмом. | ||
4 неделя | Графический диктант. | Развитие мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. |
Список литературы
- Дошкольное обучение и воспитание глазами психолога. // Психологическая наука и образование, №2, 2005 г.
- Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающая программа». – М.: 1995 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: 1995 г.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 44 с.
- Энциклопедия развивалок: - М: Эксмо, 2011. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе Кружок "Умный малыш".
Данная программа направлена на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формир...
Программа дополнительного образования по развитию моторики рук для детей с ОВЗ.
Учитывая особенность детей с ОВЗ, программа составленас учетом особенностей их развития, что обеспечивает именно общее развитие, служащее фундамен...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Карусель".
Сенсорное воспитание-это развитие восприятияребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов их форме , цвете, величине, положении в пространстве , запахе, вкусе.и т.д.С восприят...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»
Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином ....