Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Карусель".
рабочая программа (младшая группа) на тему

Москалева Наталья Юрьевна

Сенсорное воспитание-это развитие восприятияребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов их форме , цвете, величине, положении в пространстве , запахе, вкусе.и т.д.С восприятия предметов и явлений окружающего мира и  начинается познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_sensorike_1_mlalshyaa_gruppa_2.docx57.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

 по развитию сенсорных эталонов

у детей в первой младшей группе

"Карусель".

Разработчик:  воспитатель Москалёва Наталья Юрьевна,

высшая квалификационная категория

 МБДОУ "детский сад "Солнышко"

п.Савинский

Группа :1 младшая группа

2016-2017 уч.год

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная  записка

     Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

        В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

  Актуальность программы

        Актуальность  заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети  гораздо позже начинают обращать внимание на цвет и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.  Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов . В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Ребёнок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

                                  Значение сенсорного воспитания 

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в группах раннего возраста группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.      

             Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.   

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание  уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

      Проанализировав работу многих  авторов о  теории сенсорного воспитания позволили мне  сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших педагогических исследований.

Основные  принципы  программы

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Направления   программы

Оздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание  умения выражать свои эмоции. Развитие  и корректирование  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании  сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов,  формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

Систематический анализ  сенсорного развития  детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию  сенсорной культуры,  сенсорному  образованию детей.

Создание условий для  кружковой деятельности.

Объекты программы

  • Дети 2-3 лет.
  • Семьи детей  посещающих детский сад.
  • Педагогический персонал детского сада.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 27 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Методики для диагностики результативности реализации программы

  • Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б..
  • Методика Г.В.Бурменской

Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи программы

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Задачи обучения

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

Предполагаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Перспективное планирование занятий по развитию  сенсорных эталонов.

месяц

занятие

цель

Оборудование,

материалы

сентябрь

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

ноябрь                                              октябрь

1."Назови геометрическую фигуру".

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2. "Разноцветные палочки"

Учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета,  коробочки аналогичных цветов, дополненные  изображениями животных.

3."Большой и маленький"

 большие и маленькие предметы: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. 
Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

4."Пересыпание  ложкой".

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

1."Заштопай штанишки "

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Штанишки  4-х цветов, заплатки по цвету штанишек

2. "Угости маленького и большого ёжика яблоками" .

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

 Нарисованные фигурки ёжиков разного размера, яблоки разных размеров.

3."Найди предмет такой же формы".

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра "Геометрическое лото"

4."Шумящие коробочки".

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки.

                         декабрь

1."Ёлка в гости к нам пришла"

Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного цвета.Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Бумага белого цвета, гуашь зелёного цвета, кисти, баночки с водой.

2."Волшебный поднос».

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

3."Поиграем с  прищепками"

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета,
развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Прищепки разных цветов.

Силуэты: солнышко, елка,  тучка, снеговик.

4."Подбери по форме".

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Мягкие вкладыши

                                                           январь

1. "Угадай на вкус"

Обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Фрукты(яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград)

2. "Выложи картинку из счётных палочек"

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки, образцы картинок для выкладывания

3. "Пальчиковый сухой бассейн".

Работа над активным воздействием на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Киндер шарики, крупа ( горох, фасоль, мелкие игрушки).

февраль

1. "Привяжи ниточки к шарикам".

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Пособие шарики

4-х  цветов и ленточки с соответствующими цветами

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

3."Ведёрки для зайки и Мишки"

учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

2 ведёрка (большое и маленькое).Предметы разные по величине.

4." Разноцветная водичка".

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

                                               март

1. "Ткани".

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. "Строим башню".

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Строительный материал: кубики.

3."Найди на ощупь".

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.

Дидактическая игра "Волшебный мешочек".

4.  "Подбери петушку перышко"

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Дидактическая игра  "Подбери петушку перышко".

                                                                  апрель

1. "Сделаем куклам бусы".

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей.

2."Выложи узор"

Учить выкладывать небольшие предметы, развивать фантазию

Мозаика разных размеров, шаблоны картинок

3."Дорисуй картинку с помощью пуговицы"

развивать воображение и творчество детей.

Картинки с нарисованными пуговицами в разных местах

4. "Башня из кубов".

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

май

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

                                   Работа с родителями

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

  • "Шнуровка"
  • "Тактильная коробочка"
  • "Посади бабочку на её цветок"
  • "Застегни пуговицы"
  • "Разноцветные палочки"
  • «"Собери хвост петушку"

Совместно с родителями  оформить :

  • "Центр активности"
  •  "Центр сенсорного развития"

                               Консультации на темы:

  • ​ "Развитие сенсорных способностей детей "
  • ​ "Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей
  • ​ "Дидактические игры по сенсорике".
  • "Как помочь ребёнку в сенсорном развитии"
  • "Что такое мелкая моторика- когда начинать?"

2.​  Выставка дидактического материала.

3.​ Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка .

4.​ Индивидуальные консультации.

Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Интернет ресурсы.
  3. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

 5.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

6.Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).   [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

7.Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребёнка"1988г

8.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

9.Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:

10.Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:

11.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

12.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006.

13.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.

14.В.В. Юртайкина "Цвет, форма, количество"

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

первой младшей группы

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию  нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

•        считаю нужным;

•        не считаю нужным;

•        затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

•        информация отсутствует;

•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

•        я не обращаю внимание на информацию;

•        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

•        наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.

•        высокий;

•        средний;

•        низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___________________________________________________________________________________________________________Спасибо за сотрудничество!

Консультация для родителей

« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических  процедур и пр.) Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. С другой стороны, в последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие ребенка». Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать  малыша школьным предметам - чтению, письму, счету и др. Большинство игр и занятий, которым приписывают название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и методах его воспитания, приводит к тому, что обучение приводит к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний. Использование словесных объяснений, инструкций, фронтальных занятий не достигают своей цели. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии. При таком обучении ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

     Ребенок познает мир играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

 Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения.  Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, кругами, а с колобком, солнышком (форма, цвет), курочкой Рябой (количество). Игру посредством сказки можно упростить в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. С помощью одной сказки можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает, узнает и запоминает много нового.

Количество.

Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один - много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления.

Величина.

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. Поэтому очень важно, развивая представления о величине опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что обследование предметов необходимо организовать через действия детей с предметами. Одновременно важно создать условия для появления у детей и использования ими условных обозначений. Например, выделяя высоту как особую размерность, дети, как правило, самостоятельно вводят кинестический условный знак – движение ладонью руки снизу вверх, длина обозначается движениями руки слева направо, ширина указывается разведением большого и указательного пальцев, а толщина – жестом напоминающим обнимание предмета (кольцо рук). По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить. Детям раннего возраста вначале нужно помочь осуществить дифференциацию представлений о «большом» - «маленьком» по размерностям: длина, ширина, высота, толщина. Эти размерности ребенок обнаруживает в процессе экспериментирования с величинами средствами сказки. Например, в сказке «Три медведя».  Медведи – высота, кровати –  длина и ширина, деревья – толщина. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка сравнивать предметы по величине и посредством наложения или приложения их друг к другу.

Форма.

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» - коробка с отверстиями разной формы и др.) Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится». Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прчтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами.

Цвет.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная  вода»)
  • зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета.
  • закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню»)

Знакомство детей с цветом  можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду).

Развитие пространственных представлений.

Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.)

Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В игре с условным (сказочным) пространством он становится в позицию наблюдателя тех изменений, которые происходят в это условном пространстве, одновременно являясь участником драматизируемого действия. В качестве такого условного пространства может выступать поверхность стола, пола, фланелеграф и т.д. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно - развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д.

Дидактические игры и упражнения:

 1.                 Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Цель. Фиксировать внимание ребенка на величине предметов, формировать  простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники,  треугольники больших и маленьких размеров (по 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета).

 Показать ребенку 5 больших и 5 маленьких кругов и пояснить, что здесь много разных кружков.  Показать, что это предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объяснить, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой – маленькие предметы. Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке других фигур. В ходе игры оказывать ребенку  помощь, если он  испытывает затруднения.

 

2.                 Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять формы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры.

Показать детям перемешанные фигурки ( 5 кругов и 5 квадратов). Обратить внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объяснить, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы – в другую. «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону». Далее раскладывает ребенок. Далее предлагать другие формы.

Аналогично:

3.  Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету)

4.  Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)

5.  Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

6.  Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)

7.   Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры.

Взрослый приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

8.  Игра «Строим дом».

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Взрослый приносит  собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.

9.Игра «Большие и маленькие мячики».

Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слов

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры:

Взрослый дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает ребенку подобрать куклам мячи. Большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч. Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Взрослый предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА — КОГДА НАЧИНАТЬ?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались  при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения — схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения — он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

С 10 месяцев до 1,5 лет  развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

  • Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  • Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  • Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  • Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
  • С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  • По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
  • Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  • Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  • Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
  • Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

  • плетение;
  • лепка (из пластилина, глины);
  • нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
  • различные игры – шнуровки;
  • конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
  • мозаики;
  • вырезание из бумаги и картона;
  • вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка…»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками;

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе Кружок "Умный малыш".

Данная программа направлена на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия  в дошкольном...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе.

 Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формир...

Развлечение по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «В гостях у малышей - Стёпа»

Повысить эмоциональный настрой детей, создать радостную и дружескую атмосферу....

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Разноцветная полянка".

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...