Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста.
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще множество разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день - пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью - он может отставать и в психомоторном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность программы
Мелкая моторика - это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста.
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще множество разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день - пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью - он может отставать и в психомоторном развитии.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы для будущего овладения письмом.
Систематические игры-занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Данная деятельность направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
Образовательная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель
Создание условий для развития речи через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Развивать память, речевой слух;
- Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;
- Воспитывать звуковую культуру речи;
- Развивать воображение и мыслительную деятельность;
- Воспитывать в детях усидчивость.
Участники: педагоги, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
- к концу года пальчики детей станут более ловкими, кисти рук более подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать более сложными упражнениями;
- дети овладеют двигательными умениями и навыками, улучшится деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
- дети начнут более активно общаться со сверстниками и взрослыми.
Перспективный план
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | «Осень». 1.Пальчиковая игра «Осень». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, повторение движений за воспитателем. 2.Пальчиковая гимнастика «Пять веселых капелек по земле стучат…» 3.Песня «Дождик долго плакал…» Цель: повторение слов и движений за воспитателем. | «Осень золотая» 1.Рисование пальчиками «Осеннее дерево» Цель: учить рисовать пальчиками, аккуратно опуская пальчик в краску и оставлять отпечаток на бумаге. 2.Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки» | «Что выросло на огороде» 1.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…» Цель: стараться четко произносить слова, повторять движения за воспитателем. 2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 3.Складывание разрезных картинок «Овощи», с последующим проговариванием называния овощей. | «С кем я живу, моя семья» 1.Пальчиковая игра «Этот пальчик - дедушка» |
ноябрь | «В здоровом теле, здоровый дух» 1.Пальчиковая игра «Водичка, водичка, умой мое личико». игра «Дорожка». | «Игрушки, любимые герои» 1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» | «Народная игрушка» 1.Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошинки». 2.Раскрашивание изображения матрешки при помощи краски и ватных палочек. | «Играем в магазин» 1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». 2.Пальчиковая игра «Капуста» 3.Упражнение «Золушка»- раскладывание из одной емкости в разные фасоли и гороха. |
декабрь | «У природы нет плохой погоды» 1. Работа с бумагой «Снег идёт»; | «Птицы на нашем участке» 1.Дидактическая игра «Покормим птичек»; | «Ёлочка красавица» 1.Пальчиковая игра «Ёлочка» | «Новогодний праздник» 1.Пальчиковая игра «Новогодние игрушки» |
январь | «Сказки матушки метели» 1.Дидактическая игра «Домик для ёжика»; | «Зима в лесу» 1.Физминутка 3.Пальчиковая гимнастика «Серый волк» | «Мы мороза не боимся» 1.Проговаривание стихотворения «Ах, ты, зимушка-зима, 2.Пальчиковая гимнастика «Снежок» Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи путем проговаривания слов вместе с воспитателем. 3.Игра на развитие дыхания «Подуй на снежинку» (дуем на салфетку так, чтобы она приходила в движение) | «Мы со спортом дружим» 1.Дидактическая игра «Надень колечки» 2.Упражнение «Попади в цель» Цель: попасть маленьким мячом в ведерко с расстояния. 3.Игра «Поймай рыбку» (при помощи деревянной удочки с магнитом) |
февраль |
Цель: Совершенствовать мелкую моторику. | «Помощники» 1.Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча «Наши ручки», «Тесто» Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности рук. 2.Упражнение «Угостим гостей»-лепка «пирожков» из снега. | «Мы поздравляем пап» 1.Пальчиковая игра «Солдаты» совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении нанесения штрихов. 3.Игра в снежки. Цель: развитие мелкой моторики посредством лепки снежков. | «Транспорт» 1. Пальчиковая игра «Дорожных правил очень много».
Цель: Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. |
март | «Мамочка любимая моя» 1.Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие». 2.Упражнение «Сделаем бусы для мамы» - нанизывание больших бусинок на нити. Цель: развитие мелкой моторик пальцев рук. | «Помогаем маме, моем посуду» 1.Чистоговорка | «Весна пришла» 1.Пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки» 2.Пальчиковая гимнастика «Весна идет» 3.Рисование карандашами «Дождик» Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, рисовать короткие линии отрывистыми штрихами. | «Одежда, обувь» 1.Пальчиковая игра «Как у нашего кота». |
апрель | «Профессии, инструменты» 1.Дидактическая игра «Подбери картинку». Цель: подобрать изображение подходящей картинки к изображению профессии. 2.Пальчиковая гимнастика: «За работу». 3.Игры с песком «Мы строители» | «Мы - космонавты!» 1.Дидактическая игра «Купим пуговицы». Цель: учить детей сортировать пуговицы по цвету. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы по цвету и количеству. 2.Упражнение «Ракета» - выкладывание фигуры ракеты из различных геометрических фигур. | «Весна в лесу» 1.Пальчиковая гимнастика «На лужок». Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу 3.Пальчиковая гимнастика при помощи массажного мячика «Колючий шарик» | «Дождик песенку поет» 1.Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей…»; |
май | «Солнечные зайчики» 1.Игры с прищепками Цель: учить детей дополнять картинку при помощи прищепок (солнышко, тучка, ежик и тд.). Развивать мелкую моторику рук. | «Мы веселые ребята» 1.Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек» 2.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». Цель: активизировать словарь через пальчиковую игру. | «Домашние животные и птицы» 1.Пальчиковая гимнастика «Я в деревне отдыхаю» 2.Собирание разрезных картинок по теме «Домашние животные» 3.Упражнение. Нанизывание фигурок на стержни, распределяя их по цветам. | «Здравствуй, лето» 1.Пальчиковая гимнастика: |
Список литературы:
1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. Дошкольная педагогика. 2008. №7 .
2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. «Карапуз» 2007.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера» 2006.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. – метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПБ2008.
5. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл», 2007.
6. Неганова Н «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание 1995 №9.
7. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору» Дошкольное воспитание 2004.
8. Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л. П. Савина 1999 год.
9. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А. Е. Белая, В. И. Мирясова.
10. Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор А. Ю. Соколова 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Программа по самообразованиюТема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»....
Программа "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джок"
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции «Умелочка»
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной интеграции " Умелочка"...
Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...