Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
рабочая программа

Лядухина Татьяна Васильевна

Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Усинска

Рабочая программа дополнительного образования

 по развитию мелкой моторики рук

 детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»

Воспитатель: Лядухина Т.В.

МБДОУ «ДСОВ №7»

Усинск


Пояснительная записка

        Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

      Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных  объектов на горизонтальной поверхности.  

 Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи.  Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Девиз занятий:

«Растём и развиваемся через познание, творчество и игру».

Цель: Развитие творческих способностей у детей.

Задачи:

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
  • Воспитывать эстетический вкус

Цели и задачи повышенного уровня

  • Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
  • Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
  • Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».

Техника безопасности работы с пластилином

и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

-  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  • Для работы использовать плотный картон.
  • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
  • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Тематическое планирование занятий

кружка по развитию мелкой моторики: пластилинография.

Декабрь

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

  1. Вводное занятие.

Знакомство детей с правилами  поведения на занятиях; выявление уровня владения  приемами работы с пластилином.

Пластилин, набор стеков, нож для резки пластилина, дощечки, салфетки

(1 занятие)

2.«Дорожка для кошки.»

Учить детей делать дорожку в технике пластилинографии.

Познакомить  с приемами работы с пластилином : придавливания, примазывания и разглаживания ; развивать умение скатывать тонкую колбаску и примазывать её к картону; учить вдавливать горох в пластилин;

развивать мелкую мускулатуру; воспитывать желание помочь животному попавшему в сложную ситуацию.

Картон, пластилин белого цвета, горох или фасоль, плоскостная фигурка кошки.

(2-3 занятие)

3.«Елка для лесных зверей»

Учить детей лепить елку методом выдавливания.

Познакомить детей с новым методом лепки – выдавливание трафаретом; закреплять метод разглаживания; развивать воображение , мелкую моторику пальцев; воспитывать отзывчивость.

Пластилин зеленого цвета, трафарет – елка, горох, рисовая крупа, мелкие фигурки лесных зверей.

(4-5 занятие)

4.«Дед Мороз и Снегурочка несут подарки»

Учить детей украшать шубу Деда Мороза и Снегурочки методом пластилинографии.

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, придавливать их к основе, использовать в работе пластилин разных цветов; развивать  мелкую моторику трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего) ; приучать детей к усидчивости и аккуратности.

Раскраски Деда Мороза и Снегурочки на картоне, пластилин разных цветов, манная крупа.

(6-7 занятие)

Январь

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Снежинка»

Учить детей украшать снежинку в

технике пластилинографии.

Учить приему – размазывания в разных направлениях; продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина; использовать в своей работе дополнительный материал (манку, рис); развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Заготовки снежинок из картона, пластилин, манная и  рисовая крупа.

(8-9 занятие)

2.«Заснеженное дерево»

Научить лепить дерево методом пластилинографии.

Научить детей лепить из пластилина широкие ленты, примазывать их  к основе (трафарету  детской ладошки на картоне); закреплять прием – вдавливания;  развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать любовь к природе, развивать фантазию.

Картинка – заготовка: трафарет детской ладошки на листе темного картона, пластилин, гречневая крупа, попкорн.

(10-11 занятие)

3.«Зимние окна»

Учить детей рисовать узоры на окнах в технике пласттилинографии.

Учить детей выделять контур окна – используя метод наложения тонких колбасок из пластилина контрастного цвета; закреплять приемы примазывания и придавливания; развивать мелкую моторику рук и особую чувствительность пальчиков; развивать творческое воображение, фантазию.

Картинки-заготовки: листы картона темного цвета, пластилин, стеки разной формы

(12-13

занятие)

Февраль

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Олимпийские кольца»

Учить рисовать кольца методом пластилинографии.

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.; закреплять умение прикреплять «горошины» близко друг к другу; учить использовать в работе пластилин нескольких цветов; развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Картинка-заготовка: олимпийские кольца, пластилин.

(14 - 15

занятие)

2.«Снегирь»

Учить лепить снегиря методом пластилинографии.

Закреплять умение детей отщипывать шарики одинакового размера и катать их между пальцами, прикреплять их приемом надавливания; развивать чувство ритма, мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать любовь к природе , развивать фантазию.

Бумажная тарелка с нарисованным снегирем, пластилин, косточки вишни

(16 -17

занятие)

3.«Лошадка»

Научить детей изображать лошадь в технике пластилинографии.

Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок, закреплять умение размазывать линии в разных направлениях, пользоваться приемом вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать любовь к животным.

Рамка – трафарет с силуэтом лошади, картон, пластилин, гречневая крупа.

(18 - 19

занятие)

4.«Военная техника»

Учить лепить технику методом пластилинографии.

Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, расплющивать его между пальцами, размазывать в разных направлениях, пользоваться пластилином разных цветов; развивать мелкую моторику; воспитывать желание порадовать папу .

Раскраски военной техники на картоне, пластилин, крупные пуговицы

(20 -21

занятие)

Март

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Веточка мимозы»

Учить детей рисовать веточку мимозы в технике пластилинографии.

Учить детей самостоятельно прикреплять шарики одного цвета поверх другого; развивать чувство ритма, композиционные умения; развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука); воспитывать желание порадовать маму.

Картинка-заготовка: бумажная тарелка с фоном, пластилин желтого и оранжевого цвета, цветные карандаши.

(22 – 23)

2.«Солнышко лучистое»

Учить детей закрашивать солнышко методом пластилинографии.

Учить детей способом  размазывания закрашивать солнышко; использовать  для выразительности образа  предметы заместители ; развивать согласованность в работе обеих рук, фантазию. Воспитывать желание доводит начатое дело до конца.

Трафарет – солнышко, лист голубого картона, макароны разной формы, красная чечевица, пластилин.

(24 – 25)

3.«Узор на тарелочках»

Учить детей составлять узора на круге в технике пластилинографии.

Научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета; закреплять прием размазывания; развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию.

Картинка-заготовка: круг из сиреневого картона, зерна кофе, семечки подсолнечника, скорлупка фисташек, пластилин.

(26 – 27)

4.«Цветочная клумба»

Учить детей создавать цветы в технике пластилинографии.

Учить детей самостоятельно сочетать в работе разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа; продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа; развивать согласованность в работе обеих рук; умение работать в коллективе; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Лист формата А-3, пластилин, пшено, горох, семена тыквы, макароны разной формы.

(28 - 29)

Апрель

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Кометы и звезды»

Учить детей рисовать звезды и кометы методом пластилинографии.

Познакомить детей со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; закрепить умение скручивать и свивать удлиненные жгутики; развивать чувство формы и композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать навыки сотрудничества (умение работать в парах).

 Пластилин разных цветов, силуэты звезд из картона, пуговицы, картон темных тонов.

(30 – 31)

2.«Едем, плаваем, летаем»

Учить детей создавать сюжетную композицию в технике пластилинографии.

Учить детей создавать сюжетную композицию с различными видами транспорта; закреплять прием надавливания и размазывания; развивать композиционные умения; закрепить знания о видах транспорта; развивать мелкую моторику пальцев; приучать детей доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Картинки заготовки, пластилин разных цветов, стека, макароны – транспорт.

(32 - 33)

3.«Цыплята»

Учить детей передавать образ цыпленка в технике пластилинографии.

Продолжать обучать детей работать с трафаретом, равномерно распределяя пластилин по всей поверхности рисунка; закреплять прием вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Картон зеленого цвета, рамка трафарет с силуэтом цыпленка, пластилин, оранжевая чечевица, пшено семечки лимона.

(34 - 35)

4.«Овечки возле дома»

Учить создавать сюжетную картину в технике пластилинографии. Научить детей составлять сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства.

Картинка –заготовка: голубой или зеленый картон, пластилин, стека, пшено, чечевица, макаронные изделия.

(36 - 37)

Май

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Салют Победы»

Учить создавать сюжетную картинку методом пластилинографии.

Продолжать учить  детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином;

смешивания цветов , пластилиновую растяжку; развивать чувство композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать  чувство патриотизма.

Картон темных оттенков, пластилин разных цветов, стека, цветные пуговицы, пайетки.

(38 - 39)

2.«Подводное царство»

Учить создавать образ рыбки  в технике пластилинографии.

Учить детей приемом размазывания закрашивать рыбку, продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками; учить создавать «чешуйки» рыбки  дополнительными материалами (семечки, крупа, макароны и т.д.); развивать глазомер, координацию в системе глаз-рука; приучать детей к усидчивости и аккуратности; развивать фантазию, воображение.

Большой лист голубого картона, пластилин, семена арбуза, пайетки, фигурные макаронные изделия, ракушки.

(40 – 41)

3.«Такие разные бабочки»

Учить рисовать бабочку в технике пластилинографии.

Научить детей симметрично украшать крылья бабочки используя для создания узора пластилин и семена; воспитывать художественный вкус, развивать творческие способности, фантазию; мелкую моторику , утончение движений трех основных пальцев.

Рамки – трафареты бабочек, картон разного цвета, пластилин, семечки тыквы, зерна кукурузы, чечевица разных цветов, плоские макаронные изделия.

(42 - 43)

4.«Любимые сказки».

Учить детей создавать образы любимых сказочных героев методом пластилинографии.

Продолжать учить  детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, фантазию, воображение; упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства.

Картон разного цвета, пластилин, трафареты животных, макароны фигурные, гречка, рис, чечевица.

(44 - 45)

Список литературы

1.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

2.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.» (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по развитию мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте «Развивайка» (срок реализации 1 год)

Цели программы: - положительное воздействие на внутренние органы детей через пальчиковую гимнастику; - подготовка руки ребенка к письму.Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с такими понятиями, к...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)

laquo;Источники  способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»      ...

"Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования"

Развитие мелкой моторики у дошкольников занимает самое важное место в основе развития психического процесса и является одной из актуальных тем. Развитие мелкой моторики и координации движений ру...