Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
рабочая программа
Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Усинска
Рабочая программа дополнительного образования
по развитию мелкой моторики рук
детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
Воспитатель: Лядухина Т.В.
МБДОУ «ДСОВ №7»
Усинск
Пояснительная записка
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.
Девиз занятий:
«Растём и развиваемся через познание, творчество и игру».
Цель: Развитие творческих способностей у детей.
Задачи:
- Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
- Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
- Развивать мелкую моторику рук
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
- Воспитывать эстетический вкус
Цели и задачи повышенного уровня
- Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
- Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
- Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».
Техника безопасности работы с пластилином
и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Тематическое планирование занятий
кружка по развитию мелкой моторики: пластилинография.
Декабрь | |||
Тема. | Цели и задачи. | Материал. | Занятие |
| Знакомство детей с правилами поведения на занятиях; выявление уровня владения приемами работы с пластилином. | Пластилин, набор стеков, нож для резки пластилина, дощечки, салфетки | (1 занятие) |
2.«Дорожка для кошки.» | Учить детей делать дорожку в технике пластилинографии. Познакомить с приемами работы с пластилином : придавливания, примазывания и разглаживания ; развивать умение скатывать тонкую колбаску и примазывать её к картону; учить вдавливать горох в пластилин; развивать мелкую мускулатуру; воспитывать желание помочь животному попавшему в сложную ситуацию. | Картон, пластилин белого цвета, горох или фасоль, плоскостная фигурка кошки. | (2-3 занятие) |
3.«Елка для лесных зверей» | Учить детей лепить елку методом выдавливания. Познакомить детей с новым методом лепки – выдавливание трафаретом; закреплять метод разглаживания; развивать воображение , мелкую моторику пальцев; воспитывать отзывчивость. | Пластилин зеленого цвета, трафарет – елка, горох, рисовая крупа, мелкие фигурки лесных зверей. | (4-5 занятие) |
4.«Дед Мороз и Снегурочка несут подарки» | Учить детей украшать шубу Деда Мороза и Снегурочки методом пластилинографии. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, придавливать их к основе, использовать в работе пластилин разных цветов; развивать мелкую моторику трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего) ; приучать детей к усидчивости и аккуратности. | Раскраски Деда Мороза и Снегурочки на картоне, пластилин разных цветов, манная крупа. | (6-7 занятие) |
Январь | |||
Тема. | Цели и задачи. | Материал. | Занятие |
1.«Снежинка» | Учить детей украшать снежинку в технике пластилинографии. Учить приему – размазывания в разных направлениях; продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина; использовать в своей работе дополнительный материал (манку, рис); развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином | Заготовки снежинок из картона, пластилин, манная и рисовая крупа. | (8-9 занятие) |
2.«Заснеженное дерево» | Научить лепить дерево методом пластилинографии. Научить детей лепить из пластилина широкие ленты, примазывать их к основе (трафарету детской ладошки на картоне); закреплять прием – вдавливания; развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать любовь к природе, развивать фантазию. | Картинка – заготовка: трафарет детской ладошки на листе темного картона, пластилин, гречневая крупа, попкорн. | (10-11 занятие) |
3.«Зимние окна» | Учить детей рисовать узоры на окнах в технике пласттилинографии. Учить детей выделять контур окна – используя метод наложения тонких колбасок из пластилина контрастного цвета; закреплять приемы примазывания и придавливания; развивать мелкую моторику рук и особую чувствительность пальчиков; развивать творческое воображение, фантазию. | Картинки-заготовки: листы картона темного цвета, пластилин, стеки разной формы | (12-13 занятие) |
Февраль | |||
Тема. | Цели и задачи. | Материал. | Занятие |
1.«Олимпийские кольца» | Учить рисовать кольца методом пластилинографии. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.; закреплять умение прикреплять «горошины» близко друг к другу; учить использовать в работе пластилин нескольких цветов; развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Картинка-заготовка: олимпийские кольца, пластилин. | (14 - 15 занятие) |
2.«Снегирь» | Учить лепить снегиря методом пластилинографии. Закреплять умение детей отщипывать шарики одинакового размера и катать их между пальцами, прикреплять их приемом надавливания; развивать чувство ритма, мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать любовь к природе , развивать фантазию. | Бумажная тарелка с нарисованным снегирем, пластилин, косточки вишни | (16 -17 занятие) |
3.«Лошадка» | Научить детей изображать лошадь в технике пластилинографии. Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок, закреплять умение размазывать линии в разных направлениях, пользоваться приемом вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать любовь к животным. | Рамка – трафарет с силуэтом лошади, картон, пластилин, гречневая крупа. | (18 - 19 занятие) |
4.«Военная техника» | Учить лепить технику методом пластилинографии. Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, расплющивать его между пальцами, размазывать в разных направлениях, пользоваться пластилином разных цветов; развивать мелкую моторику; воспитывать желание порадовать папу . | Раскраски военной техники на картоне, пластилин, крупные пуговицы | (20 -21 занятие) |
Март | |||
Тема. | Цели и задачи. | Материал. | Занятие |
1.«Веточка мимозы» | Учить детей рисовать веточку мимозы в технике пластилинографии. Учить детей самостоятельно прикреплять шарики одного цвета поверх другого; развивать чувство ритма, композиционные умения; развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука); воспитывать желание порадовать маму. | Картинка-заготовка: бумажная тарелка с фоном, пластилин желтого и оранжевого цвета, цветные карандаши. | (22 – 23) |
2.«Солнышко лучистое» | Учить детей закрашивать солнышко методом пластилинографии. Учить детей способом размазывания закрашивать солнышко; использовать для выразительности образа предметы заместители ; развивать согласованность в работе обеих рук, фантазию. Воспитывать желание доводит начатое дело до конца. | Трафарет – солнышко, лист голубого картона, макароны разной формы, красная чечевица, пластилин. | (24 – 25) |
3.«Узор на тарелочках» | Учить детей составлять узора на круге в технике пластилинографии. Научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета; закреплять прием размазывания; развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию. | Картинка-заготовка: круг из сиреневого картона, зерна кофе, семечки подсолнечника, скорлупка фисташек, пластилин. | (26 – 27) |
4.«Цветочная клумба» | Учить детей создавать цветы в технике пластилинографии. Учить детей самостоятельно сочетать в работе разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа; продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа; развивать согласованность в работе обеих рук; умение работать в коллективе; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. | Лист формата А-3, пластилин, пшено, горох, семена тыквы, макароны разной формы. | (28 - 29) |
Апрель | |||
Тема. | Цели и задачи. | Материал. | Занятие |
1.«Кометы и звезды» | Учить детей рисовать звезды и кометы методом пластилинографии. Познакомить детей со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; закрепить умение скручивать и свивать удлиненные жгутики; развивать чувство формы и композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать навыки сотрудничества (умение работать в парах). | Пластилин разных цветов, силуэты звезд из картона, пуговицы, картон темных тонов. | (30 – 31) |
2.«Едем, плаваем, летаем» | Учить детей создавать сюжетную композицию в технике пластилинографии. Учить детей создавать сюжетную композицию с различными видами транспорта; закреплять прием надавливания и размазывания; развивать композиционные умения; закрепить знания о видах транспорта; развивать мелкую моторику пальцев; приучать детей доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Картинки заготовки, пластилин разных цветов, стека, макароны – транспорт. | (32 - 33) |
3.«Цыплята» | Учить детей передавать образ цыпленка в технике пластилинографии. Продолжать обучать детей работать с трафаретом, равномерно распределяя пластилин по всей поверхности рисунка; закреплять прием вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Картон зеленого цвета, рамка трафарет с силуэтом цыпленка, пластилин, оранжевая чечевица, пшено семечки лимона. | (34 - 35) |
4.«Овечки возле дома» | Учить создавать сюжетную картину в технике пластилинографии. Научить детей составлять сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства. | Картинка –заготовка: голубой или зеленый картон, пластилин, стека, пшено, чечевица, макаронные изделия. | (36 - 37) |
Май | |||
Тема. | Цели и задачи. | Материал. | Занятие |
1.«Салют Победы» | Учить создавать сюжетную картинку методом пластилинографии. Продолжать учить детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; смешивания цветов , пластилиновую растяжку; развивать чувство композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать чувство патриотизма. | Картон темных оттенков, пластилин разных цветов, стека, цветные пуговицы, пайетки. | (38 - 39) |
2.«Подводное царство» | Учить создавать образ рыбки в технике пластилинографии. Учить детей приемом размазывания закрашивать рыбку, продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками; учить создавать «чешуйки» рыбки дополнительными материалами (семечки, крупа, макароны и т.д.); развивать глазомер, координацию в системе глаз-рука; приучать детей к усидчивости и аккуратности; развивать фантазию, воображение. | Большой лист голубого картона, пластилин, семена арбуза, пайетки, фигурные макаронные изделия, ракушки. | (40 – 41) |
3.«Такие разные бабочки» | Учить рисовать бабочку в технике пластилинографии. Научить детей симметрично украшать крылья бабочки используя для создания узора пластилин и семена; воспитывать художественный вкус, развивать творческие способности, фантазию; мелкую моторику , утончение движений трех основных пальцев. | Рамки – трафареты бабочек, картон разного цвета, пластилин, семечки тыквы, зерна кукурузы, чечевица разных цветов, плоские макаронные изделия. | (42 - 43) |
4.«Любимые сказки». | Учить детей создавать образы любимых сказочных героев методом пластилинографии. Продолжать учить детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, фантазию, воображение; упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства. | Картон разного цвета, пластилин, трафареты животных, макароны фигурные, гречка, рис, чечевица. | (44 - 45) |
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
2. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.» (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у среднего дошкольного возраста "Лепим и играем."
программа доп образования "Лепим и играем " для детей среднего возраста...
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по развитию мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте «Развивайка» (срок реализации 1 год)
Цели программы: - положительное воздействие на внутренние органы детей через пальчиковую гимнастику; - подготовка руки ребенка к письму.Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с такими понятиями, к...
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
"Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования"
Развитие мелкой моторики у дошкольников занимает самое важное место в основе развития психического процесса и является одной из актуальных тем. Развитие мелкой моторики и координации движений ру...
- Мне нравится (1)