Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе Кружок "Умный малыш".
рабочая программа (младшая группа) на тему

  Данная программа направлена на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия  в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенности освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить на игровых занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_u.m.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ

общеразвивающего вида

детский сад № 36«Колобок»

________и.о. Марданшина М.Х.

Программа дополнительного образования

 по развитию сенсорных эталонов

у детей в первой младшей группе

Кружок "Умный малыш".

Разработчик:  воспитатель Сарафанникова Оксана Геннадьевна,

 МБДОУ общеразвивающего вида

детский сад № 36 «Колобок»

г. Нижнекамск

Группа :1 младшая группа

2015-2016уч. год

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная  записка

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растёт возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребёнка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребёнком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Методы:

- Игровой метод (дидактические игры).

- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

- групповая;

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 49 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 7 месяцев для  первого года обучения.

Мониторинг: Мониторинг проводится 2 раза в год, в зависимости от времени начала занятий (занятия могут начаться  в октября или в ноябре).

Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.

Задачи программы

  • Учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный.
  • Учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат, треугольник.
  • Формировать понятие о величине, дать обобщённую характеристику размера: « большой - маленький»
  • Учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку.
  • Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, учить выполнять разнообразные ручные прямые и обратные действия (открывать - закрывать, закручивать - откручивать, разворачивать - складывать).

Ожидаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.
  • Различают и называют кубик, мячик (шар).
  • Умение группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  • Различать количество предметов (много - один, много - мало)
  • Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)
  • Собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца)

Работа с родителями

1.Провести  консультации с родителями на темы:

- «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.»,

- «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»,

- «Консультация для родителей «Играем везде»».

2.Подготовить тематический стенд для родителей. Кружок «Умный малыш».

Диагностика сенсорных способностей детей 2-3 лет:

Диагностическая методика

Форма проведения

Условные обозначения:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребёнок выполнил самостоятельно (или  после показа).

Знаком « - « отмечены задания, не выполненные ребёнком (или выполненные с неточным соответствием).

Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, при выполнении ряда практических действий

Индивидуальное обследование

Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине при выборе из четырёх разновидностей

Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.)

Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка

Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п.

Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.)

 

Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды)

Уровни сенсорного развития ребёнка:

- высокий уровень – 7-6 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым

- средний уровень – 5-4 выполненных задания (5 детей);

- низкий уровень – 3-1 выполненных задания (2 ребёнка).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОЙ РАБОТЫ НА 2015-2016 Г.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Диагностика детей

Ноябрь

1.Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

Цель: Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный, белый, чёрный.

2. Конспект занятия «Разложи мячи в корзинки»

Цель: учить находить по слову воспитателя предметы такого же (синего) цвета; группировать игрушки по признаку цвета (синие, жёлтые) .

1.Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

Цель: Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг.

2.Игра "Разложи фигуры по местам"

Цель:

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

1.Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

Цель: Знакомство с параметрами трёх величин.

2.Игра "Большой и маленький"

Цель:

закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький;

закрепить умение различать и называть цвета, сравнивать предметы по цвету и размеру.

1.Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».

2.Игра "Собираем шишки и грибочки"

Цель:

закрепить знания о понятии «много - мало»; основные цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный;

декабрь

1.«Спрячь зайку от лисы» - цвет.

2.«Украшение для ёлочки» - цвет.

1.«Кто где спит» - форма.

2.«Новогодние ёлочки» - величина.

1.«Игра с мячами» - величина.

2.«Составные картинки» – форма.

1.Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

2.Лото» Цвет и форма».

январь

 

1.Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

2.«Назови геометрическую фигуру».

Цель: Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

1.Дидактическая игра

«Магазин» - форма.

2.Тема: «Что нам привёз мишутка?»

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине.

1.Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

2.«Пересыпание ложкой».

Цель: Учить ребёнка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

февраль

1.Окраска воды – цвет

2.Игра "Цветные дорожки"

Цель: Закрепить представление у детей о геометрических фигурах (квадрат, круг и треугольник); обучить группировке геометрических фигур по цвету и по форме.

1.Какой формы предметы в нашей группе.

Цель: Совершенствовать представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

инициировать поиск предметов, похожих на геометрические фигуры;

воспитывать у детей умение внимательно слушать и правильно выполнять задания педагога.

2.Тема: «Что катится?»

Цель: Научить ребёнка группировать предметы по форме.

1.Тема: «Какой мяч больше?»

Цель: Научить ребёнка сравнивать однородные предметы по величине.

2. Игра «Карусель»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук,

Развитие различать предметы один – много.

1.Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

2.Игра "Лейся, водичка! "

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т.д.); развивать навыки проведения опытов; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов.

Март

1.Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

2.Игра "Разноцветные прищепки"

Цель: Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять названия цветов; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, воображение, внимание.

1.Игра – соревнование «Кто быстрее свернёт ленту» - величина.

2.Тема: «Какой это формы?»

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме.

1.«Построим башню» - величина.

2.Дидактическая игра «Соберём фрукты» – величина.

1. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.

2. Тема: «Рассматриваем и сравниваем мячики»

Цель: способствовать накоплению у детей зрительного опыта,

обратить внимание детей на сходство и различие двух мячиков; упражнять детей в понимании слов « красный, жёлтый».

Апрель

1.Игровые поручения – цвет и величина.

2.Игра "Возьми предмет такого же цвета"- закрепление основных цветов.

1.«Подбери по форме».

Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

2. Тема: «Поручения»

Цель: Продолжать обучать ребёнка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер).

1.Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма

2. «Угости маленького и большого зайца морковкой».

Цель: закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

1.Игра "Перебираем фасоль, горох"

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений

2. Тема:

 « Рассматриваем и сравниваем мячики»

Цель: способствовать накоплению у детей зрительного опыта, обратить внимание детей на сходство и различие двух мячиков, упражнять детей в понимании слов « красный, жёлтый».

Май

1.Игра» Воздушные шары».

Цель: Закрепление знания цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный.

1.«Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

1.«Найди домик»

Цель:

Воспитывать умение различать предметы по величине.

1.Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.

Май

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе.

 Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формир...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Карусель".

Сенсорное воспитание-это развитие восприятияребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов их форме , цвете, величине, положении в пространстве , запахе, вкусе.и т.д.С восприят...

Развлечение по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «В гостях у малышей - Стёпа»

Повысить эмоциональный настрой детей, создать радостную и дружескую атмосферу....

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Разноцветная полянка".

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...