Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе Кружок "Умный малыш".
рабочая программа (младшая группа) на тему
Данная программа направлена на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенности освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств, которые ребенок может освоить на игровых занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_u.m.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ
общеразвивающего вида
детский сад № 36«Колобок»
________и.о. Марданшина М.Х.
Программа дополнительного образования
по развитию сенсорных эталонов
у детей в первой младшей группе
Кружок "Умный малыш".
Разработчик: воспитатель Сарафанникова Оксана Геннадьевна,
МБДОУ общеразвивающего вида
детский сад № 36 «Колобок»
г. Нижнекамск
Группа :1 младшая группа
2015-2016уч. год
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растёт возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребёнка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребёнком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 49 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 7 месяцев для первого года обучения.
Мониторинг: Мониторинг проводится 2 раза в год, в зависимости от времени начала занятий (занятия могут начаться в октября или в ноябре).
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.
Задачи программы
- Учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный.
- Учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат, треугольник.
- Формировать понятие о величине, дать обобщённую характеристику размера: « большой - маленький»
- Учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку.
- Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, учить выполнять разнообразные ручные прямые и обратные действия (открывать - закрывать, закручивать - откручивать, разворачивать - складывать).
Ожидаемый результат
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.
- Различают и называют кубик, мячик (шар).
- Умение группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
- Различать количество предметов (много - один, много - мало)
- Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)
- Собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца)
Работа с родителями
1.Провести консультации с родителями на темы:
- «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.»,
- «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»,
- «Консультация для родителей «Играем везде»».
2.Подготовить тематический стенд для родителей. Кружок «Умный малыш».
Диагностика сенсорных способностей детей 2-3 лет:
Диагностическая методика | Форма проведения | Условные обозначения: Знаком «+» отмечены задания, которые ребёнок выполнил самостоятельно (или после показа). Знаком « - « отмечены задания, не выполненные ребёнком (или выполненные с неточным соответствием). |
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, при выполнении ряда практических действий | Индивидуальное обследование | |
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине при выборе из четырёх разновидностей | ||
Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.) | ||
Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка | ||
Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. | ||
Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.)
| ||
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды) |
Уровни сенсорного развития ребёнка:
- высокий уровень – 7-6 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым
- средний уровень – 5-4 выполненных задания (5 детей);
- низкий уровень – 3-1 выполненных задания (2 ребёнка).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОЙ РАБОТЫ НА 2015-2016 Г.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Диагностика детей | |||
Ноябрь | 1.Дидактическая игра «Спрячь мышонка». Цель: Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный, белый, чёрный. 2. Конспект занятия «Разложи мячи в корзинки» Цель: учить находить по слову воспитателя предметы такого же (синего) цвета; группировать игрушки по признаку цвета (синие, жёлтые) . | 1.Дидактическая игра: «Птичка в клетке». Цель: Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. 2.Игра "Разложи фигуры по местам" Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами. | 1.Дидактическое упражнение «Накорми мишек» Цель: Знакомство с параметрами трёх величин. 2.Игра "Большой и маленький" Цель: закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький; закрепить умение различать и называть цвета, сравнивать предметы по цвету и размеру. | 1.Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме». 2.Игра "Собираем шишки и грибочки" Цель: закрепить знания о понятии «много - мало»; основные цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный; |
декабрь | 1.«Спрячь зайку от лисы» - цвет. 2.«Украшение для ёлочки» - цвет. | 1.«Кто где спит» - форма. 2.«Новогодние ёлочки» - величина. | 1.«Игра с мячами» - величина. 2.«Составные картинки» – форма. | 1.Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина. 2.Лото» Цвет и форма». |
январь |
| 1.Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет. 2.«Назови геометрическую фигуру». Цель: Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. | 1.Дидактическая игра «Магазин» - форма. 2.Тема: «Что нам привёз мишутка?» Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине. | 1.Дидактическая игра «Кто выше» - величина. 2.«Пересыпание ложкой». Цель: Учить ребёнка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. |
февраль | 1.Окраска воды – цвет 2.Игра "Цветные дорожки" Цель: Закрепить представление у детей о геометрических фигурах (квадрат, круг и треугольник); обучить группировке геометрических фигур по цвету и по форме. | 1.Какой формы предметы в нашей группе. Цель: Совершенствовать представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; инициировать поиск предметов, похожих на геометрические фигуры; воспитывать у детей умение внимательно слушать и правильно выполнять задания педагога. 2.Тема: «Что катится?» Цель: Научить ребёнка группировать предметы по форме. | 1.Тема: «Какой мяч больше?» Цель: Научить ребёнка сравнивать однородные предметы по величине. 2. Игра «Карусель» Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук, Развитие различать предметы один – много. | 1.Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина. 2.Игра "Лейся, водичка! " Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т.д.); развивать навыки проведения опытов; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов. |
Март | 1.Дидактическая игра «Живое домино» - цвет. 2.Игра "Разноцветные прищепки" Цель: Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять названия цветов; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, воображение, внимание. | 1.Игра – соревнование «Кто быстрее свернёт ленту» - величина. 2.Тема: «Какой это формы?» Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме. | 1.«Построим башню» - величина. 2.Дидактическая игра «Соберём фрукты» – величина. | 1. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма. 2. Тема: «Рассматриваем и сравниваем мячики» Цель: способствовать накоплению у детей зрительного опыта, обратить внимание детей на сходство и различие двух мячиков; упражнять детей в понимании слов « красный, жёлтый». |
Апрель | 1.Игровые поручения – цвет и величина. 2.Игра "Возьми предмет такого же цвета"- закрепление основных цветов. | 1.«Подбери по форме». Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. 2. Тема: «Поручения» Цель: Продолжать обучать ребёнка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). | 1.Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма 2. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Цель: закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. | 1.Игра "Перебираем фасоль, горох" Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений 2. Тема: « Рассматриваем и сравниваем мячики» Цель: способствовать накоплению у детей зрительного опыта, обратить внимание детей на сходство и различие двух мячиков, упражнять детей в понимании слов « красный, жёлтый». |
Май | 1.Игра» Воздушные шары». Цель: Закрепление знания цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный. | 1.«Поможем зайке разложить игрушки». Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | 1.«Найди домик» Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине. | 1.Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина. |
Май | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе.
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формир...
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Карусель".
Сенсорное воспитание-это развитие восприятияребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов их форме , цвете, величине, положении в пространстве , запахе, вкусе.и т.д.С восприят...
Развлечение по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «В гостях у малышей - Стёпа»
Повысить эмоциональный настрой детей, создать радостную и дружескую атмосферу....
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Разноцветная полянка".
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начи...