Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ
методическая разработка по теме
В работе раскрыта актуальность нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при организации этой работы. Сформулированы основные задачи, направления и раскрыты методы и приемы организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, даны методические рекомендации по организации работы в данном направлении с педагогами ДОУ и родителями. Приведены результаты диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstvenno_-_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 784.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО _ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (из опыта работы)
Автор: Бахтина Наталья Михайловна, старший воспитатель МБДОУ № 26 «Сказка» г. Искитима Новосибирской области
Краткая аннотация работы
В работе раскрыта актуальность нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при организации этой работы. Сформулированы основные задачи, направления и раскрыты методы и приемы организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, даны методические рекомендации по организации работы в данном направлении с педагогами ДОУ и родителями. Приведены результаты диагностики.
Цели и задачи.
Цель: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Разработка тематических планов, т.е. цикла занятий по знакомству детей с историческим краеведением, в которые вошли бы следующие темы: «Город, строящий города», «Микрорайоны города Искитима», «Природа родного города», «Достопримечательности родного города», Наша Родина – Россия», «Столица нашей роды – Москва», «Государственная символика», «Русский национальный костюм», «Традиции русского народа» и др.
- Включение в образовательную модель старшей, подготовительной группы (алгоритм детской деятельности) времени и места для знакомства детей с родным городом, страной
- Увлечь и заинтересовать родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, сделать их равноправными партнерами
- Оснастить и совершенствовать предметно-развивающую среду по знакомству детей с родным городом.
- Методическое обеспечение образовательного процесса
На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольном учреждении следует проводить целенаправленную работу по формированию у детей гражданских чувств, воспитывать любовь и уважение к своей семье, городу, стране.
Актуальность данной проблемы для меня, как для педагога заключается, прежде всего, в отражении требований к личности ребенка, человека – в основополагающих документах: в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. (С. Михалков).
Сегодня патриотическому воспитанию детей уделяется много внимания. В связи с этим, важным моментом является внесение регионального компонента в образовательную программу, по которой работает наш детский сад. На мой взгляд, воспитывать патриота необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, на своём отношении и видении жизни народа. И при этом помнить и о сегодняшнем дне, т.е. о настоящем.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к
современной жизни, ее достижениям и проблемам.
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Приступая к работе, по результатам обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний педагогов и родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд существующих проблем:
- педагоги не проявляют большой заинтересованности, нет систематического планирования работы по нравственно – патриотическому воспитанию
- у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, об истории России, знания носят эпизодический, разрозненный характер
- дети знают, что они живут в России, но ничего не знают о народах, населяющих её, главном городе – Москве, её истории
- дети не знают знаменитых людей, чем они прославились
В связи с тем, что знания детей эпизодические, разрозненные, то дети не умеют их выражать в связной, монологической речи.
Также наблюдалось явно недостаточное программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса: отсутствует познавательная детская литература для дошкольников, нет методических разработок, которые бы помогли воспитателям осуществлять подбор методов и приемов по знакомству детей с родным городом, страной.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдалась небольшая активность в участии и посещении городских праздников. Активность в посещениях городских праздников проявляется только у тех детей, которые посещают танцевальные кружки и выступают на различных городских праздниках.
По итогам анкетирования родителей видно, что у них имеются отдельные, эпизодические знания о родном городе, нашем микрорайоне, но как их передать детям и для чего это необходимо, они не осознают. Не все родители понимают важность ознакомления детей с историей России, не знают, как это делать. Также наблюдалась низкая активность родителей в участии общественной жизни города (посещают городские праздничные и другие мероприятия всего 35% родителей), родители малоактивны в жизни города.
Анкетирование педагогов показало, что они понимают значение и важность организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию, но чаще всего эта работа носит эпизодический характер, в рамках занятий по познавательному развитию. Воспитатели сами не проявляют большого интереса к истории своего города, микрорайона, затрудняются в тематическом планировании данной работы.
Исходя из проблем, выявленных в своей практике, я сформулировала главную идею своего опыта, которая заключается:
- разработка тематических планов, т.е. цикла занятий по знакомству детей с историческим краеведением, в которые вошли бы следующие темы: «Город, строящий города», «Микрорайоны города Искитима», «Природа родного города», «Достопримечательности родного города», Наша Родина – Россия», «Столица нашей роды – Москва», «Государственная символика», «Русский национальный костюм», «Традиции русского народа» и др.
- включение в образовательную модель старшей, подготовительной группы (алгоритм детской деятельности) времени и места для знакомства детей с родным городом, страной
- увлечь и заинтересовать родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, сделать их равноправными партнерами
- оснастить и совершенствовать предметно-развивающую среду по знакомству детей с родным городом.
- методическое обеспечение образовательного процесса
Таким образом, данная работа состоит в отборе материала, его методической обработке и адаптации для организации эффективной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с прошлым, настоящим и будущим родного города и страны, адаптации форм, методов, приемов к системе работы нашего детского сада
Ожидаемый результат:
- разработано тематическое планирование , содержание занятий по знакомству детей с историческим наследием города и страны
- усовершенствован «алгоритм детской деятельности», т.е . оптимально включены в педагогический процесс совместные виды деятельности по знакомству детей с родным городом и страной, не перегружая образовательный компонент
- совершенствовать методы и приемы работы по данной теме
- создать мини – музей “Русская горница”
- дети должны знать названия улиц, микрорайонов города, столицу России, владеть элементарными знаниями об истории и прошлом нашей страны
- узнавать памятники и исторические места нашего города, Новосибирска, Москвы по картинкам; людей, прославивших город, Россию, народные промыслы
- находить свой город на карте области, показывать и называть р. Бердь, Обское водохранилище
- составлять связный рассказ с опорой на картинки о родном городе.
- разработан план совместных мероприятий с родителями по данной теме.
- пополнена предметно-развивающая среда групп дидактическими, программно-методическими, познавательными пособиями.
- дети и взрослые уважают историческое прошлое своего города и России в целом и бережно относятся к достопримечательностям.
Основные этапы работы:
1 этап - подготовительный. Включает в себя: изучение знаний педагогов и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, России, культурных достопримечательностях, ремеслах, традициях, биографий знаменитых земляков, людей, прославивших Россию; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический. Он включает в себя три направления:
- работу с педагогами
- работу с детьми
- сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – оценочный. На этом этапе был проведен анализ планирования, предметно – развивающей среды; диагностика знаний детей о родном городе и стране
В результате работы:
- были составлены тематические планы
- созданы уголки в группах
- создан мини – музей ”русская изба”
- с помощью родителей создан макет микрорайона, где расположен детский сад, коллективная работа детей и родителей « Улицы нашего города»
На подготовительном этапе было проведено анкетирование педагогов с целью выявления уровня готовности и затруднений в организации работы по патриотическому воспитанию (Приложение № 1), которое показало, что 66% педагогов хорошо разбираются в целях и задачах патриотического воспитания, умеют планировать и организовать работу с детьми. Педагогам были предложены вопросы для самоанализа средовых условий группы по патриотическому воспитанию (Приложение № 2), который показал, что в группах не достаточно игрового и другого оборудования для организации работы по патриотическому воспитанию.
На втором этапе была создана творческая группа, которая наметила план работы на учебный год. (Приложение № 3)
Воспитателями старших и подготовительных групп составлены тематические планы (Приложение № 4,5)
С детьми запланировано:
- Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок
- Занятия-путешествия, викторины.
- Дидактические игры «Угадай, где я нахожусь?», «Герб города» , «Заколдованный город»,
- Конструирование из строительного материала
- Изготовление макетов микрорайона, города
- Экскурсии в краеведческий музей г. Искитима, к Вечному Огню
- Встреча с ветеранами нашего микрорайона
- Празднование «Дня Победы»
- Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
Для того, чтобы начать работу с детьми, в первую очередь,
необходимо было пополнить развивающую среду. Поэтому мы вместе с с воспитателями групп приобретали методическую и познавательную литературу по данной теме. Это был полный комплект книг про город Искитим, фотографии старинного и современного Искитима и нашего микрорайона Ложок, географическая карта города, государственная символика: портреты президента России, государственный флаг и герб, герб нашего города, альбомы о Москве, Новосибирске.
Рис.1 Уголки краеведения в группах
В процессе работы воспитателями были изготовлены дидактические
игры «Прогулки по городу», «Найди пару», приобретен демонстрационный материал «Народы мира».
Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям
по градоведению, кроссворды, ребусы по теме «Улица», пословицы и поговорки «О родном крае», загадки и стихи «О родном городе».
Вместе с руководителем изостудии дети сделали герб города
Искитима, флаг России. Создание в группах уголков краеведения помогло педагогам систематизировать тематический материал для выставок.
Также мною был собран познавательный материал в виде
презентаций на компьютере, который педагоги используют для подготовки занятий о городе Искитиме и нашем микрорайоне; о Москве, России в целом.
Рис.2 Занятие по ознакомлению с городом Искитимом с использованием презентации на компьютере
Составлен план взаимодействия с родителями, который включил:
- оформление папок – передвижек «Искитиму – 270 лет», “Из прошлого нашего микрорайона”, ”История “Святого ключа”
- Изготовление фотоальбомов: «Мой город», «Профессии наших родителей»
- Составление семейных фотоальбомов
- «День открытых дверей»
- Анкетирование «Люби и знай родной край»
- Семейное чтение произведений сибирских писателей
- Конкурс семейных газет «Наша дружная семья»
- Экскурсии по памятным местам города
- Совместный КВН «Любимый город»
Совместно с детьми и родителями мы в помещении изостудии организовали мини-музей предметов старины. Его цель: знакомить детей со старинными вещами, предметами обихода, а в итоге с техническим прогрессом. Родители и дети с большим желанием и интересом несут предметы старины, а сами дети выступают в роли экскурсоводов и делятся своими знаниями со сверстниками.
Рис.3 Занятие с детьми подготовительной группы в мини – музее «Русская горница»
В работе с детьми классическим методом для знакомства с Родиной, своим городом – является беседа. Согласно составленному тематическому плану, педагоги старших и подготовительных групп провели беседы: «Наш ”Cвятой ключ”», «Полезные ископаемые нашего микрорайона», «Почему Искитим называют городом, строящим города», «Новосибирск – столица Сибири», «Наш камнеобрабатывающий комбинат»; беседа «Герб нашего города» позволила решить ряд задач не только по краеведению, но и по развитию связной речи, т.к. дети высказывали предположения, почему герб Искитима выглядит именно так. Дети узнали, для чего существуют гербы, их символическое значение.
Рис.4 «Беседа о микрорайонах г. Искитима» с детьми старшей группы
По содержанию все беседы носили познавательный характер. Были запланированы и проведены экскурсии: «Наш щебеночный завод» - для закрепления знаний детей о его деятельности . «Фото-экскурсия» - о чем расскажут старые фотографии - для закрепления знаний о новых и старинных зданиях города, нашего микрорайона. Во время экскурсий, прогулок педагоги учили видеть красоту окружающего их природного и предметного мира, бережно к ней относиться. Во время таких экскурсий дети видят жизнь своего города. Экскурсии старались сочетать с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, фотографий, рассказами с описанием отдельных мест города с целью узнавания. Затем дети в своих рисунках отображали свои наблюдения и свое отношение к тем объектам, которые они наблюдали. Все рисунки обязательно помещали на выставку.
Результатами проведенной работы являются приобретенные знания детей о городе, чувства гордости и уважения за свой город; дети знают, что они живут в России, знают главный город, его достопримечательности. Дети познакомились со знаменитыми людьми своего микрорайона, ветеранами войны и труда.
Рис.5 Выступление хора ветеранов на утреннике
Дети выражали свою любовь к городу не только в своих рисунках, но и в небольших рассказах, которые они составляли по своим рисункам.
Обязательным условием успешной реализации задач работы по нравственно – патриотическому воспитанию является использование многообразных форм сотрудничества с социальными учреждениями города: экскурсии в краеведческий музей г. Искитима, в музей микрорайона Ложок, тематические занятия, целевые прогулки, наблюдения, встречи с интересными людьми.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом, страной не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к воспитанию любви к родному городу, своей стране в целом потребовало особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку и его родителям (Приложение № 6)
Большое значение, на мой взгляд, имеют семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т. д. Итогом таких экскурсий была фотовыставка “Любимые места нашего города и микрорайона” Для привлечения родителей к различным совместным мероприятиям старались периодически предлагать совместные домашние задания: выставки совместных детско-родительских рисунков на тему «Город и мы», «Детский сад будущего», по которым дети составляли рассказы.
Интересными были и совместные походы в лес, которые заметно сблизили детей и родителей, родителей группы между собой. Также в результате таких походов дети и даже родители узнали много новых знаний. (Приложение № 7)
Таким образом, в результате проведенной работы с родителями они стали более отзывчивыми, активнее стали участвовать в различных совместных групповых мероприятиях, посещали городские мероприятия, а затем дети делились своими впечатлениями по поводу посещенных праздников.
По результатам диагностики (Приложение № 8) уровня развития детей по данным задачам я увидела, что дети усвоили знания об историческом прошлом нашего города, нашей страны, замечают в современном изменении внешнего облика города, микрорайона., знают герб Искитима и России, узнают президента России на фотографии. Дети охотно делятся своими знаниями о городе и стране со своими сверстниками и сотрудниками детского сада, и даже сами стараются узнать новые знания в энциклопедической литературе, от старшего поколения своих бабушек и дедушек, в музеях.
Как я уже отмечала, заметно в эмоциональном и нравственном плане сблизились дети и родители, родители между собой, родители активнее стали участвовать в различных мероприятиях. Посещение выставок и различного рода городских мероприятий расширило кругозор детей знаниями о культуре, значении природы в жизни человека об особенностях природы местного ландшафта, об обычаях и традициях жителей нашего города.
Дети уже сейчас начинают проявлять бережное отношение к объектам природы и к историческим памятникам нашего города. Они хорошо ориентируются в достопримечательностях нашего города, узнают на фотографиях и называют железнодорожный вокзал, административное здание, ЦУМ, городскую больницу, краеведческий музей, наш щебеночный и мраморный заводы, городской парк им. Каратеева и другие.
Дети знают и называют микрорайоны нашего города, улицы Ложковского микрорайона.
Значительно повысился интерес педагогов к организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию. В течение года были реализованы проекты в старших и подготовительных группах на разнообразную тематику: «Русский национальный костюм», «Народная игрушка», Москва – столица России», «Новосибирск – столица Сибири» и другие. В дальнейшем мы планируем продолжать совершенствовать и развивать предметно развивающую среду по данному направлению, сотрудничество с родителями своих воспитанников, для достижения максимально высокого результата в работе.
И в заключении хочется закончить замечательными словами, призывающими педагогов к активному действию: “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Приложение № 1
Анкета
выявления уровня готовности и затруднений педагогов в организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
№ | показатели готовности | знаю, владею | владею, знаю, но не всегда | не знаю, не владею |
1 | Понимание термина «Патриотическое воспитание» | |||
2 | Понимание задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста | |||
3 | Умение планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми конкретной возрастной группы | |||
4 | Владение методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста | |||
5 | Умение подбирать виды совместной деятельности с детьми | |||
6 | Разнообразие форм совместной работы с родителями | |||
7 | Методы пропаганды знаний по патриотическому воспитанию дошкольников среди родителей |
Результаты анкетирования педагогов:
№ | показатели готовности | знаю, владею | владею, знаю, но не всегда | не знаю, не владею |
1 | Понимание термина «Патриотическое воспитание» | 95% | 5% | |
2 | Понимание задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста | 76% | 24% | |
3 | Умение планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми конкретной возрастной группы | 66% | 19% | 5% |
4 | Владение методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста | 66% | 19% | 5% |
5 | Умение подбирать виды совместной деятельности с детьми | 57% | 36% | 7% |
6 | Разнообразие форм совместной работы с родителями | 57% | 36% | 7% |
7 | Методы пропаганды знаний по патриотическому воспитанию дошкольников среди родителей | 48% | 45% | 7% |
Приложение № 2
Вопросы
для самоанализа воспитателями средовых условий группы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Цель: провести самоанализ содержания и рациональности материала развивающей среды группы для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Наличие игр и пособий для организации с детьми работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий:
- дидактические игры____________
- настольно – печатные игры___________
- атрибуты к сюжетно – ролевым играм______________
- иллюстративный материал_________________________
- книги___________________________________________
- Логика размещения материала:
- наличие картотеки на имеющийся материал__________
- целесообразность месторасположения материала___________________
- соответствие содержания возрасту детей__________________________
- доступность свободного пользования_____________________________
- эстетичность в оформлении_____________________________________
- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий, игр_____
- Наличие уголка города в группе:
- разнообразие экспонатов___________
- реальные предметы в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)________________________________
- макеты наиболее значимых мест нашего города__________________
- использование в оформлении продуктов детской деятельности_________
Приложение № 3
План работы
творческой группы педагогов МБДОУ № 26 «Сказка»
г. Искитима Новосибирской области
№ | содержание работы | сроки | подведение итогов |
1 | Ознакомление с документами Правительства РФ о программе и концепции патриотического воспитания граждан РФ | сентябрь 2011 г. | педсовет, оформление информационного стенда |
2 | Подготовка и проведение консультаций для воспитателей: 1. 1. Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей. 2. Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий 3. Формы работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей 4. Обобщение опыта работы «Ознакомление детей с родным городом» | сентябрь 2011 г. | |
3 | Составление тематического плана работы | сентябрь, октябрь 2011 г. | презентация на педсовете |
4 | Мастер – класс для родителей по изготовлению народных игрушек – оберегов. | ноябрь | изостудия |
5 | Конкурс творческих работ совместно детей и родителей «Наш город Искитим» | декабрь 2011 г | оформление выставки |
6 | Проведение смотра стенных газет «Уголки родного края» | март 2012 г. | |
7 | Составление рекомендация для родителей о маршруте выходного дня 9ознакомление с улицами г. Искитима, памятниками и зданиями) | февраль 2012 г. | общее родительское собрание |
8 | Оформление фотоальбомов «Уголки родного города» | апрель 2012 г. | общее родительское собрание |
9 | Выставка литературы по проблеме | апрель 2012 г. | педсовет |
10 | Тематическая проверка | апрель 2012 г. | |
11 | Подготовка педсовета «Растим патриотов. Организация гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста» | апрель 2012 г. | |
12 | Составление плана мероприятий по подготовке к празднованию Дня Победы» | апрель 2012 г. | музыкально – тематическое занятие в старших и подготовительных группах |
Приложение № 4
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий
Цель: показать значение работы по патриотическому воспитанию детей вне специально организованных занятий; рассмотреть формы организации данной работы.
План:
- Задачи, решаемые воспитателем в процессе работы по патриотическому воспитанию детей:
- эстетическое и нравственное воспитание
- развитие детского творчества
- физическое воспитание
- приобщение дошкольников к трудовой деятельности
- труд с общественной мотивацией
- Значение совместной деятельности детей и воспитателей для решения задач патриотического воспитания
- Возможные формы работы вне специально организованных занятий с детьми, их отражение в календарном плане
Литература:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников
- Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников журнал 2Обруч», 2003, № 6 стр. 8
- Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005
Приложение № 5
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию.
Старшая группа
Блок «Родная страна»
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Цели |
СЕНТЯБРЬ | Как человек стал человеком | ООД, совместная деятельность воспитателя и детей | дать первоначальные сведения об истории цивилизации. Предложить подумать, всегда ли человек был таким, какой он сейчас. Дать первоначальные знания о жизни древних людей и как она менялась с течением времени. Развивать познавательный интерес детей. |
ОКТЯБРЬ | Россия – моя Родина | Игра, ООД, беседы о Москве, рассматривание альбомов, герба и флага России, показ презентаций; рисование на тему «Москва – столица», аппликация «Флаг России»; игра путешествие «На чем мы можем доехать до Москвы»; словесные игры 2Кто, где живет», «Города, реки» Чтение З. Александровой «Родина», С. Баруздина «Главный город», А Прокофьева «Москва» | Формировать представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности. Воспитывать азы гражданственности и патриотизма |
НОЯБРЬ | История возникно-вения Руси | ООД, беседы: «История возникновения Руси», просмотр мини – фильма «Откуда пошла земля русская»; чтение фрагментов книги «История России в рассказах для детей» А. Ишимовой, былин; дидактические игры: «Составь рассказ», «Подбери посуду», «Собери воина в поход», «Защити крепость», «Стрелок» и др., конструирование 2Старинная крепость», «Старинный город»; слушание старинной музыки в современной обработке | Формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших её в прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальности. Развивать умение использовать информацию об исторических событиях на практике. |
ДЕКАБРЬ | Наша древняя столица | Беседы: «Почему красную площадь назвали “красной”»,рассматривание альбомов с видами и достопримечательностями Москвы; чтение М. Цветаевой «Домики старой Москвы», И.Токмаковой «Красная площадь», С. Баруздина «Главный город»; разучивание пословиц и поговорок о Родине; дидактические игры «Собери Кремль», «Узнай, кто на портрете», конструирование из строительного материала «Башни Кремля»; слушание песен о России; рисование на тему, аппликация. | Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных её достопримечательностях. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу |
ЯНВАРЬ | Защитни-ки Земли русской | Чтение былин, рассматривание репродукций картин, чтение А. Бегунова «От кольчуги до мундира», «Русские богатыри» в пересказе. Рассматривание иллюстраций «Битва на берегу Невы»; разучивание пословиц и поговорок о Родине, её доблестных защитниках; рисование, лепка по теме | Познакомить с былинными героями, способствовать появлению симпатии к историческим деятелям |
ФЕВРАЛЬ | Наши защитники | Беседа «Зачем солдату мундир»; чтение глав из энциклопедии “Я познаю мир” (Как появились медали, что такое орден) беседы: Как служат на заставе, рассматривание картин о пограничниках на посту; чтение А. Митяев «Кто нужнее», А. Барто «На заставе», «Что могут солдаты»; встреча с ветеранами великой Отечественной войны; просмотр видеозаписи о военном параде; групповой праздник, посвященный Дню защитника Отечества; рисование, аппликация «Готовим подарки папам», организация выставки военной техники | Углублять представления о государстве. Познакомить с творчеством художников, писателей, затронувших тему русского воинства. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов |
МАРТ | Мы живем в Искитиме | Беседа об Искитиме, рассматривание альбома с видами города; экскурсия к камнеобрабатывающему комбинату, организация выставки продукции камнеобрабатывающих мастеров; выставка макетов с видами города; беседа о “Святом источнике”, экскурсия. | Дать детям сведения о нашем городе, названии улиц микрорайонов, выделить достопримечательности, рассказать о полезных ископаемых и производствах в городе |
АПРЕЛЬ | Освоение космоса | Беседы по теме; просмотр видеофильмов, выставка рисунков о космосе; рассматривание альбомов; сюжетно – ролевая игра «Мы – космонавты» | Дать элементарные сведения об освоении космоса, о первом космонавте |
МАЙ | Русские народные праздники | Беседа «Славянские боги и праздники»; знакомство с русскими народными инструментами, слушание русских народных мелодий; русский фольклорный праздник «Посиделки», «Проводы зимы» | Углублять представления о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре, формировать интерес к культуре своего народа. |
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию.
Подготовительная к школе группа
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Цели |
сентябрь | Моя семья | Рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»; чтение русских народных сказок; составление коротких рассказов из личного опыта. Беседа «Любимый отдых членов семьи», «Мамины, бабушкины руки», «Мой папа». Игра «Моя комната». Рисунок дома. Дидактические игры «День рождения», «Встреча гостей». Составление альбома «Дом, в котором я живу». Чтение произведений А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», П.Ершов «Конек-горбунок»; рисование генеалогического древа своей семьи | Продолжать расширять представления детей о своей семье, о своей биографии, закрепить знания детей о фамилии, имени и отчества родителей; объяснить понятие «дальние родственники». Уточнить домашний адрес проживания детей. Воспитывать у детей чувство любви, привязанности к своей семье; гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков |
октябрь | Мой любимый детский сад | Рисунки; экскурсии по детскому саду, путешествие по плану детского сада; ролевые игры «Кто работает в детском саду»; «Я – воспитатель». Экскурсии по территории детского сада, знакомство с планом участка. Рассматривание фото альбома «История детского сада». Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад». Выставка изобразительного искусства «Нашему детскому саду – 25 лет». Праздник детского сада (для родителей и сотрудников детского сада). | Продолжить знакомить детей с историей детского сада. Расширять представления детей о людях, работающих в нашем саду. Воспитывать чувство любви и гордости за свой детский сад, желание сделать все возможное для того, чтобы наш детский сад был еще лучше и краше. |
ноябрь | Наш микрорайон - Ложок | Наблюдения и экскурсии на территории детского сада и за его пределами. Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).Рассматривание фотографий наиболее значимых зданий г. Искитима. Экскурсия на «Святой источник». Общение «Мой домашний адрес». Создание макетов домов, улицы. Рисунки. Дидактические игры «Путешествие по городу», «Расскажи о своем городе». Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше знает улиц в нашем городе? | Уточнить знания детей о названиях некоторых улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории своего микрорайона и города. Рассказать об истории возникновения нашего микрорайона. Познакомить с историей возникновения «Святого источника» Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих наш город. |
декабрь | Природа Искитимского района | Рассматривание картин «Времена года», «Цветы», «Последний снег», диафильмов, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира. Разучивание стихотворений о природе С. Есенина «Белая березе», М. Никитин «Встреча зимы», Н. Минский «Листопад», А. Плещеев «Уж тает снег»; песенок, потешек; чтение русских народных сказок о животных «Заяц –хвастун», Лиса и кувшин», «Серая шейка». Наблюдение, целевые прогулки в лес, к реке, к озеру, разбор проблемных ситуаций. Д/и «Кто где живет?», «Когда это бывает?», «Времена года», «Зоологическое лото», «Найди дерево по описанию». Опыты: проращивание семян, испарение воды; снег и лед – вода, изменившее свое состояние под воздействием температуры. | Расширять представления детей о растительном и животном мире нашего района, его особенностях, своеобразии и красоте. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, ее охране. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание бережно относиться, заботиться и охранять хрупкий мир природы. |
январь | Наш родной Искитим | Экскурсии в краеведческий музей города Искитима рассматривание альбома «Мой любимый город», Рассматривание предметов быта. Выставка сувениров, изготовленных на камнеобрабатывающем комбинате. Проигрывание и анализ ситуации «Мы в городе». Развивающие игры: «История родного города», «Заколдованный город», «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своем, как в родном дому». | Закрепить и расширить знания детей о родном городе; объяснить, что город – это результат труда людей разных поколений, что – мы хозяева города, и каждый житель должен о нем позаботиться; познакомить с историей возникновения города, с культурой и бытом. Воспитывать нетерпимость к беспорядку, стремление сделать улицы своего города краше, чище, благороднее. Познакомить с основными производствами нашего города, их значимости для всей страны в целом. |
февраль | “Никто не забыт и ничто не забыто…” | Рассматривание картин из серии «История России»; беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме всего народа. Разучивание стихов и песен с военной тематикой. Общение «Что лучше – плохой мир или хорошая война», создание альбома «Нам нужен мир». Занятие-праздник «Этот День Победы…», фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая». Вечер-досуг: «Цветы для героев». Выставка военной техники. Чтение произведений А. Гайдара «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей», В. Суслов «На страже», С. Маршак «День Победы», Л. Кассиль «Твои защитники». Концерт для ветеранов «Благодарим, солдаты, вас!». | Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны города. Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны |
март | Новосибирск – столица Сибири | Рассматривание альбомов с фотографиями Новосибирска, домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, рассказать, почему все здания Новосибирска в основном серого цвета).Микрорайон – как часть города. Создание макетов домов, улицы, общественных зданий. Рисунки. Дидактические игры «Путешествие по городу», «Расскажи о своем городе». Экскурсии по улице, в ГИБДД. Развивающие игры: «История родного города», «Заколдованный город», «Волшебные ленты дорог». | Уточнить знания детей о Новосибирске, названиях некоторых его улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории города. Рассказать об истории возникновения общественных зданий на улицах, их назначении. Рассказать о строительстве Новосибирского метрополитена, о театрах города. Воспитывать у детей интерес к истории города, уважение к труду людей, обустраивающих город. |
апрель | Москва – главный город России | Рассматтривание альбомов с видами Москвы; чтение М. Цветаевой «Домики старой Москвы», И.Токмаковой «Красная площадь», С. Баруздина «Главный город»; разучивание пословиц и поговорок о Родине; дидактические игры «Собери Кремль», «Узнай, кто на портрете», конструирование из строительного материала «Башни Кремля»; слушание песен о России; рисование на тему, аппликация. Просмотр фильмов о Москве. | Расширять представления об истории зарождения и развития Москвы, главных её достопримечательностях. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу |
Приложение № 6
Родительское собрание.
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель:
- привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,
- раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.
2. Изготовление памяток на тему собрания.
3. Фотовыставка "Город наш Искитим".
4. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников, исторические справки о городе Искитиме.
Ход собрания.
1. Вступление.
Воспитатель знакомит родителей с фотовыставкой, благодарит за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.
2. Концерт детей для родителей .
3. Круглый стол. Дискуссия "Какого человека мы называем гражданином?"
Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.
Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания о нашем городе.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.
Такая работа позволяет помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Взрослые объясняют, что означает имя ребенка, почему оно выбрано, приводят примеры, как ласково можно назвать.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста воспитатели знакомят детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом... Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
4. Прослушивание диктофонной записи с рассказами детей «Я люблю свой город Искитим». Игра для родителей «Узнай по голосу»
5. Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?" (игра «Ромашка», вопросы написаны с изнаночной стороны лепестков).
- Назовите дату образования Искитима.
- Кто основал наш город и по чьему приказу?
- Как возник наш микрорайон Ложок?
- История возникновения «Святого ключа»
- Какую продукцию выпускают заводы нашего микрорайона.
- Что в переводе обозначает название нашего города?
История возникновения нашего микрорайона Ложок связана со сталинскими
репрессиями 30-х годов прошлого столетия. Сюда высылали политических заключенных, которые на каменоломнях, вручную, кирками и лопатами добывали известкой камень, который затем использовался строительстве. Труд был неимоверно тяжелым, продолжительность жизни очень короткая, т.к. известковая пыль разъедала легкие. По легенде в 1938 году в березовой роще были расстреляны 8 священнослужителей и через несколько дней в этом месте из земли забил источник с кристально чистой водой. Сейчас это «святой ключ», сюда приезжают со всех уголков области за «Святой водой», которая обладает целебными свойствами.
- Что изображено на гербе города и что этот символ означает?
- Сколько микрорайонов в нашем городе?
5. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Человек без Родины - соловей без песни.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
- Дома стены помогают.
- Без корня и полынь не растет.
- Всякая сосна своему бору шумит.
6. Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)
"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)
"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)
"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А.И.Герцен)
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В.А.Сухомлинский).
7. Подведение итогов. Разное.
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
1. Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
2. Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края - принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами?
3. Беседуете ли Вы о родном городе?
4. Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?
5. Как часто Вы с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о Родине, о природе родной страны;
6. Совершаете выезды на природу;
7. Совместно читаете книги;
8. Смотрите телевизор;
9. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
10. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще?
Итоги анкетирования родителей
36% родителей знакомят своих детей с городом, в котором они живут, с названиями улиц, площадей, посещают праздники, посвященные Дню города.
Приложение № 7
Примерный перспективный план работы
с родителями воспитанников по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
№ | Тема | задачи | дата | ответственные | ||
1. | Диагностика, анкетирование | Познакомить родителей с результатами анкетирования, диагностики и наблюдений педагогов за поведением, отношением детей к тем или иным нравственным проблемам и ситуациям; | сентябрь | воспитатели старших и подготовительных групп | ||
2. | Родительские собрания: Что могут и должны сделать родители по нравственно-патриотическому воспитанию ребенка. Человек начинается с детства. | Показать на конкретных примерах опыта семейного воспитания роль родителей в воспитании и привитии нравственно-патриотических чувств у детей; -побудить родителей к обсуждению проблемы: всегда ли они являются личным примером истинного служения своему Отечеству, уважительного отношения к старикам для своего ребенка | октябрь январь | воспитатели групп | ||
Психологическое консультирование: Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. | Показать родителям возможные формы и методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. | в течение года | педагог – психолог, воспитатели | |||
Тематические мероприятия: Праздник «Защитникам Отечества посвящается…» Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья» тематическое занятие, посвященное Дню Победы | Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире; | музыкальные руководители, воспитатели | ||||
Оформление папки-передвижки; настенных газет Перелистывание страницы истории родного города (цикл тематических бесед) | Систематизировать и проиллюстрировать накопленный фотоматериал по героико-патриотической теме | в течение года | старший воспитатель, родительский комитет, воспитатели групп | |||
Приложение № 8
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе
у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать здание и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.
Материалы: Герб и флаг города Искитима.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Искитима.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значе
- ние изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Искитимского герба. Прояв-
ляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и
их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о
символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать
для чего их использовали
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании
в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого
, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняетс
я при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Ложковского
микрорайона; об историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о
растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе?
Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое
расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к
природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда
обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает
эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать
свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Искитиме и в
нашем микрорайоне?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для
собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал .
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка
педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с
ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные
вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная,
с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе
в начале работы над проектом
Фамилия имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | История народной культуры и традиций | Историко- географический и природный компоненты родного края | Личностное отношение к родному городу | |
Даша Б. | н | н | н | н | н |
Егор Т. | с | н | н | н | н |
Юля А. | с | с | н | н | н |
Вика В. | н | н | н | н | н |
Саша Б. | н | н | н | н | н |
Лена В. | с | с | н | н | н |
Оксана С. | с | н | н | н | н |
Оксана Д. | н | н | н | н | н |
Андрей П. | с | с | н | н | н |
Дима А. | с | с | с | н | н |
Юля Н. | н | н | н | н | н |
Света Б. | н | н | н | н | н |
Дима С. | н | н | н | н | н |
Сережа Г. | с | н | н | н | н |
Юра П | н | н | н | н | н |
Иван Т. | с | н | н | н | н |
Илья С. | с | н | н | н | н |
Никита Д. | н | н | н | н | н |
Влад А. | с | н | н | н | н |
Света Ч. | н | н | н | н | н |
Итого | 50% - н 50% - с | 80% - н 20% - с | 95% - н 5% - с | 100% - н | 100% - н |
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, названия микрорайонов; знает и узнает флаг, герб города Искитима ,может объяснить символику Исктимского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Искитима; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, микрорайоны города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термин
Уровни сформированности знаний о родном городе
в конце работы над проектом
Фамилия имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | История народной культуры и традиций | Историко- географический и природный компоненты родного края | Личностное отношение к родному городу | |
Даша Б. | в | в | с | в | в |
Егор Т. | в | в | с | в | с |
Юля А. | в | в | с | с | в |
Вика В. | в | в | с | с | в |
Саша Б. | с | с | с | с | с |
Лена В. | в | в | с | в | с |
Оксана С. | в | в | в | в | в |
Оксана Д. | в | в | в | в | с |
Андрей П. | в | в | в | с | с |
Дима А. | с | с | с | с | с |
Юля Н. | в | в | в | с | в |
Света Б. | в | в | в | в | в |
Дима С. | с | с | с | с | с |
Сережа Г. | с | в | с | с | с |
Юра П | в | в | в | в | в |
Иван Т. | в | с | в | в | в |
Илья С. | в | в | в | в | в |
Никита Д. | с | в | в | с | с |
Влад А. | в | в | с | с | с |
Света Ч. | в | в | в | в | в |
Итого | 75% - в 25% - с | 80% - в 20% - с | 50% - в 50% - с | 50% - в 50% - с | 50% - в 50% - с |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Светлячок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Цель данной работы заключается в реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Презентация по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Тематический контроль «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках Программы воспитания»
Аналитическая справка к тематическому контролю...
Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»
Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...
Сообщение из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольной...