Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
статья (старшая, подготовительная группа)

ТОЛСТЕНКО ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей возникновения казачества, которая пробуждает интерес к прошлому,  помогает ребенку лучше узнать свою малую Родину, оценить значимость его прошлого, стимулирует его активное участие в жизни семьи, группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon март 2025г.60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Толстенко Людмила Ивановна

воспитатель

МБДОУ д/с №56 «Солнышко»

г. Белгород, Белгородская область

Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры казачества

 Аннотация:  статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей возникновения казачества, которая пробуждает интерес к прошлому,  помогает ребенку лучше узнать свою малую Родину, оценить значимость его прошлого, стимулирует его активное участие в жизни семьи, группы.

Ключевые слова: казачество, наследие, патриотизм, воин, Отечество, история, традиции.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России». Сейчас возникла острая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Важно приобщать дошкольников к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества. 

В результате миграционных процессов в наш детский сад поступают дошкольники из семей, бывших граждан государств СНГ. Поэтому в работу мы  включили ознакомление воспитанников с народной культурой. Осуществляется индивидуальный подход к детям, у которых русский язык - не родной. Используются индивидуальные маршруты развития ребенка. Белгород имеет давнюю историю, это родина многих людей, оказавших влияние на развитие науки и культуры. Вводим темы, направленные на ознакомление воспитанников с историей края, знаменитыми земляками, профессиональной деятельностью взрослых. Все казачьи обычаи связаны с православием: Пасха, Рождество, Троица, Масленица, Покров - общехристианские православные праздники. Достичь успехов в формировании и развитии чувств патриотизма и гражданственности у детей возможно только через активное вовлечение их в социально-значимую деятельность и созидательное участие в ней, через развитие самоуправления в детских коллективах, творческих объединениях. Патриотизм может «вырастать» только из разнообразной социальной практики – из дела, а не из внушения и «натаскивания». В сознании остаётся только то, что дети прочувствуют, потрогают, переживут и пропустят через себя. 

План мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям, историческому и культурному наследию

Российского казачества.

Тема

Цель

Март

1.«Международный женский день» - 8 марта

Формировать чувство любви и уважения к женщине, желание помогать им и заботиться.

2.«Верность земле русской» -18 марта - День воссоединения Крыма с Россией

Познакомить с историей Крыма и его достопримечательностями, развивать интерес к своей Родине - России.

3. «Белгородские

семейные династии: как воспитывали казака, семейный уклад казаков»

Расширять представления о самобытности культуры и традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье.

4. «Казачьи сказки Белогорья» - 27 марта-Всемирный день театра.

Знакомить детей посредством театрализованной деятельности с казачьими сказками.

Апрель

1.«Наше наследие: традиции казачества Белогорья»

Приобщать детей к народным традициям, развивать познавательный интерес к истории казачества.

2. «Мы – дети планеты Земля»: 12 апреля - День космонавтики

Расширять знания детей о космосе, закрепить знания детей, что все мы живём на планете Земля.

3.«Всемирный день Земли»:22 апреля.

Формировать представление о планете Земля и жизни людей на Земле.

4. «Народные промыслы     Белгородских мастеров»

Познакомить детей с народными промыслами Белгородской области.

Май

1.«Творчество казаков Белогорья»: живет в народе песня -1 мая, Праздник Весны и Труда

Приобщение детей к истокам казачьей музыкальной культуры, традициям исполнения казачьих песен.

2. «Доблесть казаков Белгородской области в годы Великой Отечественной войны»: 9 мая- День Победы

Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны и ролью Казачьего войска в ней.

3.Казачьи детские организации на Бедгородчине:19 мая- День детских общественных организаций России

Приобщение детей дошкольного возраста к казачьим детским организациям на Белгородчине.

4. «Про наряды и обряды. Знакомство с русским и казачьим костюмом Белгородской области»: 24 мая- День славянской письменности и культуры.

Формировать у детей представление о традиционном русском и казачьем костюме, их символике.

Июнь

1.«Международный день защиты детей»:1 июня.

Формировать представления детей о Дне защиты детей. Развивать доброжелательные отношения между детьми.

2.«Экологические традиции казачества Белогорья: жить согласно природе»: 5 июня - День эколога

Формировать экологическую преемственность поколений, познакомить с традициями казачества.

3. «Казачество Белгородчины в судьбе России»:12 июня - День России.

Создать представление о том, кто такие Белгородские казаки и какие традиции они имели.

4. «Свеча памяти»: 22 июня - День независимости

Расширять представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа.

Июль

1. «Семья, главная опора в жизни казака Белогорья»: 8 июля -День семьи, любви и верности

Формировать у детей представление о семье, о людях, которые любят и заботятся друг о друге.

2. «Ратные поля Белгородчины»: 12 июля - Прохоровское сражение

Дать детям знания о значимости события- танковом сражении под Прохоровкой.

3.Казаки из русских былин, сказок.

Познакомить детей с казачьей сказкой, обобщить представления детей о казачестве.

4.Морская история казачества: 30 июля- День Военно-морского флота

Познакомить дошкольников с морской историей казачества.

Август

1.Белгородская станица: 5 августа-день города

Упрочение исторической памяти и преемственности поколений казачества.

2. «Казачьи игры Белогорья-основа здорового образа жизни»:14 августа - день физкультурника

Формировать у дошкольников интерес к физической культуре и здоровому образу жизни на основе историко-культурных традиций казачества.

3. «Знамёна казаков Белгородской области,  современной России»: 22 августа - День Государственного флага Российской Федерации

Продолжить знакомить с символикой России, дать знания дошкольникам о знамёнах казаков в современной России.

4. «Казаки в кино»: 27 августа - День Российского кино.

Дать представления дошкольникам о роли казаков в развитии Российского кинематографа.

Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике народной культуры казачества, как источника гармонизации деятельности дошкольников и развитие их творческих потенциалов, дала положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде. Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему  поколению.

Список литературы:

  1. «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
  2. Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» [Текст] /Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П.  Издательство «Учитель» 2007г.
  3. Бажанов. Е.А., Казаки. Истоки традиций [Текст] Бажанов Е.А. / Москва. 2010. №2. С. 140-167.
  4. Володацкий В.П. Развитие казачества в современном Российском обществе (социальный опыт Донского казачества) Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону – 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя в ДОУ по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»

Изучение волевых качеств детей дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя в ДОУ по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»

С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...