Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей возникновения казачества, которая пробуждает интерес к прошлому, помогает ребенку лучше узнать свою малую Родину, оценить значимость его прошлого, стимулирует его активное участие в жизни семьи, группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Толстенко Людмила Ивановна
воспитатель
МБДОУ д/с №56 «Солнышко»
г. Белгород, Белгородская область
Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры казачества
Аннотация: статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей возникновения казачества, которая пробуждает интерес к прошлому, помогает ребенку лучше узнать свою малую Родину, оценить значимость его прошлого, стимулирует его активное участие в жизни семьи, группы.
Ключевые слова: казачество, наследие, патриотизм, воин, Отечество, история, традиции.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России». Сейчас возникла острая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Важно приобщать дошкольников к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества.
В результате миграционных процессов в наш детский сад поступают дошкольники из семей, бывших граждан государств СНГ. Поэтому в работу мы включили ознакомление воспитанников с народной культурой. Осуществляется индивидуальный подход к детям, у которых русский язык - не родной. Используются индивидуальные маршруты развития ребенка. Белгород имеет давнюю историю, это родина многих людей, оказавших влияние на развитие науки и культуры. Вводим темы, направленные на ознакомление воспитанников с историей края, знаменитыми земляками, профессиональной деятельностью взрослых. Все казачьи обычаи связаны с православием: Пасха, Рождество, Троица, Масленица, Покров - общехристианские православные праздники. Достичь успехов в формировании и развитии чувств патриотизма и гражданственности у детей возможно только через активное вовлечение их в социально-значимую деятельность и созидательное участие в ней, через развитие самоуправления в детских коллективах, творческих объединениях. Патриотизм может «вырастать» только из разнообразной социальной практики – из дела, а не из внушения и «натаскивания». В сознании остаётся только то, что дети прочувствуют, потрогают, переживут и пропустят через себя.
План мероприятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям, историческому и культурному наследию
Российского казачества.
Тема | Цель |
Март | |
1.«Международный женский день» - 8 марта | Формировать чувство любви и уважения к женщине, желание помогать им и заботиться. |
2.«Верность земле русской» -18 марта - День воссоединения Крыма с Россией | Познакомить с историей Крыма и его достопримечательностями, развивать интерес к своей Родине - России. |
3. «Белгородские семейные династии: как воспитывали казака, семейный уклад казаков» | Расширять представления о самобытности культуры и традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. |
4. «Казачьи сказки Белогорья» - 27 марта-Всемирный день театра. | Знакомить детей посредством театрализованной деятельности с казачьими сказками. |
Апрель | |
1.«Наше наследие: традиции казачества Белогорья» | Приобщать детей к народным традициям, развивать познавательный интерес к истории казачества. |
2. «Мы – дети планеты Земля»: 12 апреля - День космонавтики | Расширять знания детей о космосе, закрепить знания детей, что все мы живём на планете Земля. |
3.«Всемирный день Земли»:22 апреля. | Формировать представление о планете Земля и жизни людей на Земле. |
4. «Народные промыслы Белгородских мастеров» | Познакомить детей с народными промыслами Белгородской области. |
Май | |
1.«Творчество казаков Белогорья»: живет в народе песня -1 мая, Праздник Весны и Труда | Приобщение детей к истокам казачьей музыкальной культуры, традициям исполнения казачьих песен. |
2. «Доблесть казаков Белгородской области в годы Великой Отечественной войны»: 9 мая- День Победы | Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны и ролью Казачьего войска в ней. |
3.Казачьи детские организации на Бедгородчине:19 мая- День детских общественных организаций России | Приобщение детей дошкольного возраста к казачьим детским организациям на Белгородчине. |
4. «Про наряды и обряды. Знакомство с русским и казачьим костюмом Белгородской области»: 24 мая- День славянской письменности и культуры. | Формировать у детей представление о традиционном русском и казачьем костюме, их символике. |
Июнь | |
1.«Международный день защиты детей»:1 июня. | Формировать представления детей о Дне защиты детей. Развивать доброжелательные отношения между детьми. |
2.«Экологические традиции казачества Белогорья: жить согласно природе»: 5 июня - День эколога | Формировать экологическую преемственность поколений, познакомить с традициями казачества. |
3. «Казачество Белгородчины в судьбе России»:12 июня - День России. | Создать представление о том, кто такие Белгородские казаки и какие традиции они имели. |
4. «Свеча памяти»: 22 июня - День независимости | Расширять представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа. |
Июль | |
1. «Семья, главная опора в жизни казака Белогорья»: 8 июля -День семьи, любви и верности | Формировать у детей представление о семье, о людях, которые любят и заботятся друг о друге. |
2. «Ратные поля Белгородчины»: 12 июля - Прохоровское сражение | Дать детям знания о значимости события- танковом сражении под Прохоровкой. |
3.Казаки из русских былин, сказок. | Познакомить детей с казачьей сказкой, обобщить представления детей о казачестве. |
4.Морская история казачества: 30 июля- День Военно-морского флота | Познакомить дошкольников с морской историей казачества. |
Август | |
1.Белгородская станица: 5 августа-день города | Упрочение исторической памяти и преемственности поколений казачества. |
2. «Казачьи игры Белогорья-основа здорового образа жизни»:14 августа - день физкультурника | Формировать у дошкольников интерес к физической культуре и здоровому образу жизни на основе историко-культурных традиций казачества. |
3. «Знамёна казаков Белгородской области, современной России»: 22 августа - День Государственного флага Российской Федерации | Продолжить знакомить с символикой России, дать знания дошкольникам о знамёнах казаков в современной России. |
4. «Казаки в кино»: 27 августа - День Российского кино. | Дать представления дошкольникам о роли казаков в развитии Российского кинематографа. |
Проведенная работа доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике народной культуры казачества, как источника гармонизации деятельности дошкольников и развитие их творческих потенциалов, дала положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде. Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению.
Список литературы:
- «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
- Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» [Текст] /Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Издательство «Учитель» 2007г.
- Бажанов. Е.А., Казаки. Истоки традиций [Текст] Бажанов Е.А. / Москва. 2010. №2. С. 140-167.
- Володацкий В.П. Развитие казачества в современном Российском обществе (социальный опыт Донского казачества) Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону – 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»
Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....
«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»
Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....
«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»
Изучение волевых качеств детей дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя в ДОУ по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....
«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»
Изучение волевых качеств детей дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя в ДОУ по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»
С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...