Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка
Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Данная публикация представляет собой авторскую разработку методической поддержки для педагогов дошкогьного образования в образовательной области "Социально - коммуникативное развитие"..Помимо методических материалов автором разработан перспективный план театральных постановок для детей всех возрастных категорий дошкольного детства от трёх до семи лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_vliyanie_skazki_na_razvitie_nravstvennyh_kachestv.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
« Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Введение
Сказкотерапия – это здоровьесберегающая технология, которую используют педагоги, заботящиеся об эмоциональном и психологическом здоровье ребёнка, развитии его творческих способностей, расширении сознаний, совершенствовании взаимодействия с окружающим миром.
В современной атмосфере излишней информационной доступности необходимо вернуть внимание родителей к вековой народной культуре. Наиболее распространенным видом устного народного творчества является сказка.
Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешним влияниям и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному нравственным чувством и сознанием поведению. Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом для человека. Ребёнку важно, чтобы взрослый являлся носителем тех моральных ценностей, к которым у него формируется личное отношение.
Цель:
Обобщить свой педагогический опыт использования сказки в воспитательно – образовательном процессе, обеспечивающем развитие нравственных качеств личности.
Задачи:
- Дать анализ роли сказки в системе социально – коммуникативного развития, её влиянии на нравственно- патриотическое воспитание
- Рекомендовать методы и приёмы творческого развития дошкольников при использовании сказкотерапии
- Привести примеры взаимодействия с родителями для успешного воспитательно – образовательного процесса
- Подтвердить эффективность предлагаемых методик для формирования нравственных качеств личности
Содержание:
На протяжении всего дошкольного детства ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением. Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.
Русская народная сказка в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся, выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера - добротой, трусостью, смелостью - и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению.
В сказках воспеваются:
- Преданность Родине
- Любовь к своему народу
- Героизм
- Скромность
- Доброта
- Вежливость
- Правдивость
- Дружелюбие
Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Любовь к труду порождает патриотизм, правдивость влечет за собой героизм, а жадность всегда приведёт к предательству. Сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности, что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героя, были нужны для того, чтобы сделать их более сильным и мудрым.
Возможность влияния сказок на развитие личностных качеств ребёнка:
- Личностная идентификация
Ребёнок без труда занимает позицию героя сказки, сопереживает ему, пытается вместе с ним преодолевать стоящие на его пути препятствия.
- Освоение морально – этических норм поведения
Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребёнок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, а хороший – добрые.
- Получение определённого жизненного опыта
В каждой сказке заложены некоторые противоречия и столкновения разных интересов. В результате ребёнок приобретает качества, необходимые для решения трудных задач.
- Снятие психоэмоционального напряжения
Сюжет многих сказок построен по схеме: встреча с противником, борьба, победа героя, что позволяет снять стрессовое состояние.
- Решение задач возраста
Для младшего возраста: преодоление телесных барьеров.
Для старшего: осознание собственных чувств, развитие интереса к языковому богатству.
Формы работы со сказками:
- Чтение литературы
- Театрализованные игры
- Показы воспитателем сказок с использованием разного вида театров
- Видеопросмотры театральных спектаклей для детей
- Индивидуальные творческие задания
- Ситуации общения
- Игровые упражнения на умение высказываться
- Театрализации (подготовка этюдов и мини-сказок, спектаклей, с дальнейшим показом зрителям)
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановок
- Изготовление атрибутов и пособий к спектаклям
- Оформление альбомов по сказкам
- Фото и видеоотчёты о прошедших представлениях
- Творческие выставки рисунков по сказкам
- Составление сборников авторских сказок воспитателей и воспитанников
- Периодические выставки авторских сказок известных авторов
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе по 15 – 20 минут. В старшем дошкольном возрасте по 25 – 30 минут.
Привлечение детей к слушанью сказки можно сделать увлекательным. Музыкальное сопровождение поможет детям настроиться на сказку. Новую сказку можно «случайно найти» в «волшебной шкатулке», открыть сказку « волшебным» ключом, палочкой или использовать музыкальную игрушку.
Совместная творческая деятельность вовлекает даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Выбирая материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Первая встреча детей с инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна и необходимо соблюдать несколько основных правил:
- Не перегружать детей
- Не навязывать своего мнения
- Не позволять одним детям вмешиваться в действия других
- Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях
Классификация сказок:
• Сказки о животных
• Сказки социально – бытовые
• Волшебные сказки
• Авантюрно – новеллистические
Перспективный план по театрализации сказок в разных возрастных группах:
2 младшая группа | |
октябрь | «Курочка Ряба» в обр. К.Ушинского |
ноябрь | «Репка» в обр. К. Ушинского |
декабрь | «Как коза избушку построила» в обр.М.Булатова |
январь | «Козлята и волк» в обр. К.Ушинского |
февраль | «Теремок» в обр. М.Булатова |
март | «Маша и медведь» в обр. М.Булатова |
апрель | «Лис и мышонок» В.Бианки |
май | «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак |
Средняя группа | |
октябрь | «Волк и козлята» в обр. А.Н.Толстого |
ноябрь | «Гуси – лебеди» в обр. М.Булатова |
декабрь | «Рукавичка» в обр. Е.Благининой |
январь | «Снегурочка и лиса» в обр. М.Булатова |
февраль | «Кот, петух и лиса» в обр. М.Боголюбской |
март | «Теремок» в обр. Чарушина |
апрель | «Лиса и заяц» в обр. В.Даля |
май | «Колобок» в обр. К.Ушинского |
Старшая группа | |
октябрь | «Разгром» Э.Успенский |
ноябрь | «Война грибов и ягод» в обр. В.Даля |
декабрь | «Жихарка» в обр. И.Карнауховой |
январь | «Привередница» в обр. В. Даля |
февраль | «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О.Капицы |
март | «У слонёнка день рождения» Д.Самойлов (отрывки) |
апрель | «Красная шапочка» Ш.Перро в пер. Т.Габбе |
май | «Лиса и козёл» в обр. О.Капицы |
Подготовительная к школе группа | |
октябрь | «Великан и мышь» А.Фройденберг в пер. Ю.Коринца |
ноябрь | «Сундук» Л.Левин |
декабрь | «Лиса - лапотница» в обр. В.Даля |
январь | «Кошкин дом» С.Маршак (отрывки) |
февраль | «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» в обр. М.Булатова |
март | «Сова» В.Бианки |
апрель | «Цветик – семицветик» В.Катаев |
май | «Три ржаных колоска» С.Топелиус, пер. А.Любарской |
Взаимодействие с семьёй:
Инновационные формы работы с родителями:
- Вечера вопросов и ответов
- Дни открытых дверей
- Открытые занятия
- Проектная деятельность
- Родительские гостиные
- Тренинги по запросам родителей
- Клубы по интересам
- Участие в конкурсах
- Тематические вечера и викторины
- Мультимедийные презентации
- Выпуск семейных газет
Конечно, не надо забывать и о традиционных формах работы с родителями. Проводить родительские собрания, консультации, творческие выставки и фотовыставки, знакомить с предметно – пространственной развивающей средой, способствующей социально – коммуникативному развитию. Информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей данного возраста. В уголке для родителей помещать советы, папки - передвижки. Очень полезны подготовленные вместе с родителями досуги для детей на литературные темы. Хорошо если родители захотят пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.
Вывод:
Актуальность использования сказкотерапии как технологии формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста нельзя оспорить. Это эффективная технология воспитания у ребёнка необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей. С помощью сказкотерапии, дети научатся понимать смысл сказок, отличать добро от зла, станут менее застенчивы, не будут бояться выбирать в игре любую роль. Детям будет интересно в детском саду, они с удовольствием будут принимать участие в мероприятиях, станут внимательно слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием разыгрывать знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, придумывать новые, свои сказки. Не заставит себя ждать и огромная благодарность от заинтересованных родителей.
Список рекомендуемой литературы:
- МикляеваН.В., Целикина Н.П., Толстикова С.Н. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» Москва, изд. «Сфера» 2010г.
- БуреР.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 -7 лет» Москва, изд. «Мозаика – Синтез» 2014г.
- БрязгунА.Ф. «Сборник сценариев для детского сада. Сказка в гости к нам пришла» СПб, изд. «Детство – Пресс» 2015г.
- ВаськоваО.Ф., Политыкина А.А. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» СПб, изд. «Детство – Пресс» 2020г.
Интернет – ресурсы:
- Международный образовательный портал «МААМ. RU»
- Сайт для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ру»
- Социальная сеть работников образования « nsportal.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.
В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных э...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е РА П И Я
Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е Р П И Я
Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...