Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.
статья
В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных этапах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Важные аспекты формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.
"Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества"
Ф. Рузвельт
Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Какой же он в его представлении: добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология.
Поговорим об особенностях развития личностных качеств дошкольников.
В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества. Интересно, что значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик. Осознание своего Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.
Если детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать». Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.
Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно. А это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке. Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение. После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Например после игры необходимо убрать игрушками на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.
Одной из важных задач, является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту. «Пожалей того, кто плачет», «Поделись игрушками с другими детками», «Не бери без разрешения чужие игрушки» – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.
Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…
Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.
Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.
Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:
- Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
- Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
- Никого не бить
- К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:
- Делиться игрушками с товарищами
- Не жадничать, когда что-то даешь другим
- Помогать маме в бытовых делах
- Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
- Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
- Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание
Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками: быть приветливым со всеми, а не только с друзьями, принимать в игру всех желающих, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем, проявлять дружелюбие, говорить правду, защищать младших, быть уважительным к взрослым.
Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».
Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.
Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества: настойчивость, самостоятельность, ответственность, организованность, трудолюбие
Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.
Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.
Стоит отметить исключение двойных стандартов в нравственном воспитании. Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу. Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…
Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность? Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей. В семье, где не существует двойных стандартов и созданы условия для воспитания у детей морально-нравственных качеств личности вырастут полноценные члены общества с высокой нравственной ответственностью.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
- Формирование личностных качеств ребенка в дошкольном возрасте. https://alldoshkol.ru/vospitanie/lichnostnye-kachestva-rebenka-doshkolnika#i
- Нравственное воспитание наших детей. Гончарук Екатерина. https://www.b17.ru/article/41985/1.
- Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО». Данна...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е РА П И Я
Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е Р П И Я
Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...