проект по нравственному воспитанию дошкольников
проект (старшая группа) на тему
Современные концепции развития личности ребёнка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры.
Актуальность темы:
Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.
Современные концепции развития личности ребёнка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм. Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Работая с детьми, серьёзно задумываешься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Изучая возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла).
Цель проекта:
Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.
Задачи проекта:
1.Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю и народного искусства.
2.Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
3. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы.
4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.
5. Развитие художественно-творческой активности детей.
Предполагаемый результат:
1.В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия и глубокое осмысливание русских народных сказок, потешек, небылиц, песенок, пословиц, считалок. Родная речь, звучащая в сказках, в русских народных играх, выразительные интонации русской песни, являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.
.2.Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
3.Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
4.У детей повышается интерес к произведениям устного народного творчества. Происходит расширение кругозора, дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа.
5.У родителей появляется интерес к совместной с детьми творческой деятельности. Повышается педагогическая компетентность родителей. Укрепляется сотрудничество детского сада и семьи.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстрированного материала.
- Технологический блок: Провести занятия по теме проекта.
Вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
- Организационный блок: Создание предметно- развивающей среды.
Вид проекта: Практико- прикладной, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Сроки реализации: краткосрочный 1 месяц
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: обогащение словарного запаса детей, изобразительная деятельность, игровая деятельность, занятия по воспитанию интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
Этапы проведения и реализация проекта:
I.Информационно-накопительный:
- Познавательные беседы;
- Чтение русских народных сказок, потешек, закличек и т.д.
- Творческая продуктивная деятельность детей.
II. Организационно-практический:
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения | |||
16.03.2015 г. | «Сошью Дуне сарафан» | Познакомить с русским народным костюмом. | НОД Художественное творчество. Рисование. | |||
18.03.2015 г. | «Весна, весна, поди сюда» | Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. | НОД Развитие речи. | |||
20.03.2015 г. | «Эх, лапти мои, лапти липовые. | Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении) | НОД Конструирование и ручной труд. | |||
26.03.2015 г. | «Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки…». | Познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалочками. | НОД Ребёнок и окружающий мир. | |||
30.03.2015 г. | «Народная игрушка – Кукла – Самоделка» | Познакомить с народной игрушкой – способами изготовления этой куклы. | НОД Художественное творчество. | |||
01.04.2015 г. | «Угости Федору чаем» | Познакомить детей с русским обычаем чаяпития. | НОД Художественное творчество. Аппликация | |||
Чтение русских народных сказок. | Знакомить детей с наследием устного народного творчества. | В течении всего периода. | ||||
Разучивание с детьми русских народных подвижных игр. | Развивать ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия. | Развлечение. На прогулке. | ||||
Со 02.04.2015 г. по 10.04.2015 г. | Оформление альбомов «Хохломская роспись», «Гжельская роспись». | Знакомство детей с различными видами росписей. | Кружковая деятельность. | |||
23.03.2015 г. | Родительское собрание. | Приобщение родителей к совместной работе по патриотическому воспитанию детей. | Беседа. | |||
С 23.03.2015 г .по 12.04.2015 г. | Проведение конкурса «Пасхальная поделка» | Развивать творческий потенциал детей и родителей. | Совместно с родителями. | |||
Дидактические игры | Развивать внимательность, сообразительность, память. | Игровая. В течении всего периуда. |
III. Презентационно – завершающий
Занятие на тему «Вербное воскресенье. История и традиции»
Открытое занятие «Великий праздник – Пасха».
Выставка продуктов детской деятельности.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- В.Н.Косарева «Народная культура и традиции».
- А.Н.Малышева, З.М.Поварченкова «Занятия по аппликациям в детском саду».
- Н.В.Елкина, О.В. Мариничева « Учим детей наблюдать и рассказывать».
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Программа-руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края «От родного порога».
- Материалы Интернет ресурсов.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1.Подбор нужной литературы.
2.Подбор произведений русского народного творчества.
3.Подбор наглядного материала.
4.Подготовка разного вида материалов для продуктивной деятельности детей.
5.Дидактические игры.
6.Выставки рисунков и поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-89178-1360500459.jpg)
Проект духовно-нравственное воспитание дошкольников
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-345779-1471096031.jpg)
Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"
У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-136692-1392131293.jpg)
Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами книги"
Цель проекта: Способствовать воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, знакомства с Православной книгой.Задачи реализации проекта:1. Интегрирование содержания д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-690354-1445091704.jpg)
Проект "ДУховно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа."
Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры. Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2014 года...
Проект "Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством внедрения программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир"
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством внедрения программы Л.Л.Шевченко « Добрый мир»Срок реализации проекта– 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-552734-1641738364.jpg)
Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-295834-1379528600.jpg)
Проект по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Спешите делать добро»
Проект направлен на нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Проект расчитан на один учебный год, участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, п...