проект по нравственному воспитанию дошкольников
проект (старшая группа) на тему

Степанова Ирина Леонидовна

Современные концепции развития личности ребёнка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе  русской культуры.

 

                   Актуальность темы:        

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

        Современные концепции развития личности ребёнка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

          Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.

           Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм. Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

           В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

            Работая с детьми, серьёзно задумываешься над проблемой  приобщения детей к истокам русской народной культуры. Изучая возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла).

                

                          Цель проекта:        

        

 Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. 

 

                        Задачи проекта:

 

1.Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю и народного искусства.


2.Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

3. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы.

4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.

5. Развитие художественно-творческой активности детей.

        Предполагаемый результат:

1.В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия и глубокое осмысливание русских народных сказок, потешек, небылиц, песенок, пословиц, считалок. Родная речь, звучащая в сказках, в русских народных играх, выразительные интонации русской песни, являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.

.2.Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

3.Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

4.У детей повышается интерес к произведениям устного народного творчества. Происходит расширение кругозора, дети получают более глубокие знания о русской культуре, быте и традициях русского народа.

 

5.У родителей появляется интерес к совместной с детьми творческой деятельности. Повышается педагогическая компетентность родителей. Укрепляется сотрудничество детского сада и семьи.

              Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстрированного материала.
  • Технологический блок: Провести занятия по теме проекта.

Вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.

  • Организационный блок: Создание предметно- развивающей среды.

Вид проекта: Практико- прикладной, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Сроки реализации: краткосрочный 1 месяц

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: обогащение словарного запаса детей, изобразительная деятельность, игровая деятельность, занятия по воспитанию интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.

           Этапы проведения и реализация проекта:

I.Информационно-накопительный:

  • Познавательные беседы;
  • Чтение русских народных сказок, потешек, закличек и т.д.
  • Творческая продуктивная деятельность детей.

    II. Организационно-практический:

                           Содержание проектной деятельности

 

   

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

16.03.2015 г.

«Сошью Дуне сарафан»

Познакомить с русским народным костюмом.

НОД Художественное творчество. Рисование.

18.03.2015 г.

«Весна, весна, поди сюда»

 Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.

НОД Развитие речи.

20.03.2015 г.

«Эх, лапти мои, лапти липовые.

Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении)

НОД Конструирование и ручной труд.

26.03.2015 г.

«Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки…».

Познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалочками.

НОД Ребёнок и окружающий мир.

30.03.2015 г.

«Народная игрушка – Кукла – Самоделка»

Познакомить с народной игрушкой – способами изготовления этой куклы.

НОД Художественное творчество.

01.04.2015 г.

«Угости Федору чаем»

Познакомить детей с русским обычаем чаяпития.

НОД Художественное творчество. Аппликация

Чтение русских народных сказок.

Знакомить детей с наследием устного народного творчества.

В течении всего периода.

Разучивание с детьми русских народных подвижных игр.

Развивать ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия.

Развлечение. На прогулке.

Со 02.04.2015 г. по 10.04.2015 г.

Оформление альбомов «Хохломская роспись», «Гжельская роспись».

Знакомство детей с различными видами росписей.

Кружковая деятельность.

23.03.2015 г.

Родительское собрание.

Приобщение родителей к совместной работе по патриотическому воспитанию детей.

Беседа.

С 23.03.2015 г .по 12.04.2015 г.

Проведение конкурса «Пасхальная поделка»

Развивать творческий потенциал детей и родителей.

Совместно с родителями.

Дидактические игры

Развивать внимательность, сообразительность, память.

Игровая. В течении всего периуда.

 

III. Презентационно – завершающий

       Занятие на тему «Вербное воскресенье. История и традиции»

       Открытое занятие «Великий праздник – Пасха».

 

       Выставка продуктов детской деятельности.

   Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. В.Н.Косарева «Народная культура и традиции».
  2. А.Н.Малышева, З.М.Поварченкова «Занятия по аппликациям в детском саду».
  3. Н.В.Елкина, О.В. Мариничева « Учим детей наблюдать и рассказывать».
  4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
  5. Программа-руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края «От родного порога».
  6. Материалы Интернет ресурсов.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

     1.Подбор нужной литературы.

     2.Подбор произведений русского народного творчества.

     3.Подбор наглядного материала.

     4.Подготовка разного вида материалов для продуктивной деятельности детей.

     5.Дидактические игры.

     6.Выставки рисунков и поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект духовно-нравственное воспитание дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы,...

Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"

У каждого из нас на свете есть места,Куда приходим мы на миг объединиться,Где память, как строка почтового листа,Нам сердце исцелит, когда оно томиться.            ...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами книги"

Цель проекта: Способствовать воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, знакомства с Православной книгой.Задачи реализации проекта:1. Интегрирование содержания д...

Проект "ДУховно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа."

Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры. Срок реализации   проекта– 1 год (сентябрь 2014 года...

Проект "Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством внедрения программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир"

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством внедрения программы Л.Л.Шевченко « Добрый мир»Срок  реализации   проекта– 1 год...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

Проект по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Спешите делать добро»

Проект направлен на нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Проект расчитан на один учебный год, участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, п...