Проект "Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"
проект (подготовительная группа) по теме
У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг объединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томиться.
Игорь Тальков.
Читая эти знаменитые строки, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к родному городу. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 105»
Проект
образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему
«Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
Разработала:
Молчанова И.Л.
воспитатель
1 квалификационной
категории
г. Братск
Паспорт проекта
Обоснование для разработки | У каждого из нас на свете есть места, Куда приходим мы на миг объединиться, Где память, как строка почтового листа, Нам сердце исцелит, когда оно томиться. Читая эти знаменитые строки, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания. Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу. К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. |
Инновационные идеи проекта | Использование в образовательной деятельности инновационных технологий:
|
Потенциальные заказчики и потребители | Дети Родители |
Разработчики проекта | Воспитатель 1 квалификационной категории Молчанова Ирина Леонидовна |
Тема проекта | «Социально-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» |
Цель | Осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным миром родного края. |
Задачи | 1.Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Братска. 2. Знакомить детей с культурой и искусством народов Приангарья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей. 3. Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, почётных жителях города. 4. Формировать представления детей о праздниках, об обычаях и традициях своего народа. 5. Расширять знания детей о профессиях города и значимости их труда. 6. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру сибирского края. |
Основные направления проекта | 1.Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению истории родного края. 2.Разработка конспектов образовательной деятельности с использованием развивающего обучения. 3.Организация предметно-развивающей среды. 4.Организация работы по музейной педагогике. 5.Сбор экспонатов для мини-музея на базе детского сада. |
Результаты (показатели) | - |
Сроки и этапы реализации проекта | Проект долгосрочный. Организационный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
|
Мониторинг | Для того, чтобы оценить результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:
|
Название проекта: «Социально-нравственное воспитание дошкольников
через ознакомление с родным краем».
Категория проекта: педагогический.
Вид проекта: информационно-познавательный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
1.Постановка проблемы
«У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг объединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томиться».
Игорь Тальков.
Читая эти знаменитые строки, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.
К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Так писал академик Д. С. Лихачёв.
2. Цель проекта:
Осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным миром родного края.
3.Задачи:
1.Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Братска.
2. Знакомить детей с культурой и искусством народов Приангарья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей.
3. Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, почётных жителях города.
4. Формировать представления детей о праздниках, обычаях и традициях своего народа.
5. Расширять знания детей о профессиях города и значимости их труда.
6. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру сибирского края.
4. Этапы внедрения проекта:
Организационный этап:
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- формирование интереса детей к знакомству с историей и культурой родного города, его достопримечательностями, растительным и животным миром Сибири;
- проведение анкетирования родителей по данной теме.
Основной этап:
- образовательная деятельность с детьми и родителями;
- исследовательская деятельность с детьми;
- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
- работа по краеведению с педагогами ДОУ.
Заключительный этап:
- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме;
- систематизация собранного материала по теме.
5. Календарь внедрения проекта
Организационный этап
- Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о Братске.
- Сбор материалов по данной теме.
- Круглый стол «Знай и люби родной край» (совместная встреча родителей и детей).
- Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Основной этап
Работа с детьми
Образовательная область | Формы и методы работы | Сроки |
Познание |
| В течение года В течение года Декабрь Январь Март В течение года Декабрь Февраль Апрель Май |
Коммуникация |
| В течение года |
Чтение художественной литературы |
| В течение года Декабрь В течение года Декабрь Апрель |
Социализация |
| В течение года Март Май |
Музыка |
| В течение года Апрель |
Художественное творчество |
| В течение года Декабрь Декабрь В течение года Декабрь Май |
Безопасность |
| В течение года Ноябрь Декабрь Март В течение года |
Физическая культура |
| В течение года Май |
Здоровье |
| В течение года Зимнее время года |
Труд |
| В течение года Апрель |
Работа с родителями воспитанников
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. Круглый стол «Знай и люби родной край» (совместная встреча родителей и детей). Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется). Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта. Творческий марафон макетов и поделок на тему «Мой город». Художественная мастерская: рисование плакатов и рисунков на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие. Создание листовок «Берегите свой город!». Проведение трудовых десантов. Встречи с представителями различных профессий. Участие в сборе материалов для мини-музея. Лыжная прогулка «Путешествие по сибирскому лесу». Спортивная экскурсия на городской каток. Экологическая игра – путешествие на тему «Конкурс знатоков сибирского края» (совместно с детьми). Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми). Краеведческая игра «Родной свой край люби и знай» (совместно с детьми). Спортивный праздник «Игры наших бабушек» (совместно с детьми). | Сентябрь В течение года Декабрь В течение года В течение года Зимнее время года Март Апрель Май Май |
Работа с педагогами
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Предоставление опыта работы «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири». Викторина «Братск – жемчужина Сибири». Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей через ознакомление с историей родного края». Открытый просмотр НОД «Этот удивительный лес», «Путешествие по родному краю», «Наш город Братск» (форма проведения – выставка). Консультации: «История родного города», «Братские писатели и поэты», «Бережное отношение к природе» и другие. Семинар – практикум «Игры по патриотическому воспитанию». Круглый стол «Создание предметно – развивающей среды в детском саду по краеведению». Смотр – конкурс «Лучший центр по краеведению». | Сентябрь Ноябрь Декабрь В течение года Март Апрель
Май |
Заключительный этап
- Смотр – конкурс «Лучший центр по краеведению».
- Краеведческая игра «Родной свой край люби и знай!».
- Проведение выставки для родителей, детей других детских садов и школ, педагогов на тему «Наш город Братск» (дети проводят сами).
- Проведение НОД «Путешествие по родному краю».
- Выставка – вернисаж «Краеведческий калейдоскоп».
- Открытие в группе мини – музея по краеведению «История родного края».
6. Предполагаемые результаты:
Формирование разносторонних знаний о родном городе, любви и бережного отношения к нему.
Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.
7. Механизм оценки результатов:
Для того, чтобы оценить результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:
- Анализ работы по плану.
- Самоанализ педагога.
- Оценка практической значимости проекта.
Продолжать работу по музейной педагогике, открытие мини-музея на базе детского сада.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского района...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»...