Проект духовно-нравственное воспитание дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.
Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и ДОУ
обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Цели.
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи.
Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основное содержание проекта.
Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, , учреждений здравоохранения, редакции ТРК «Луч», общественных организаций.
1.
Давайте познакомимся
диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях;
изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье
тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы
2.
Как прекрасен этот мир. раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии
чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме,
этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, , выставки, семейные чтения, семейные посиделки
3.
Берегите людей формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;
организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;
беседы, , семейные праздники, посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.
4.
Здоровый образ жизни. формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
профилактика вредных привычек;
на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.
5.
Учёба и труд рядом идут. формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;
воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;
формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.
беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры, , встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д.
6.
Я - россиянин. воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;
развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям
поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
экскурсии в храм, , музеи, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями, , просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.
Литература.
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
10. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004;
12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;
13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;
14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;
15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/
Цели проекта:
- Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
- Отношение к святыням, почтения и любви к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
- Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся..
- . Снижение уровня агрессивности, заболеваемости
- Повышение значения семейных ценностей.
- Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
Участники реализации проекта
- Дети.
- Педагоги.
- Родители.
- Социум.
Планируемые результаты
- Обучающиеся имеют представления:
- о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о духовных и нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- знакомы с историей и культурой своей страны;
- умеют беречь и поддерживать красоту;
- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
- стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
сотрудничают в тесном контакте сДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228441-1364317875.jpg)
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-940795-1503503461.jpg)
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/14/picture-1258969-1634215922.jpg)
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/06/picture-517313-1609946103.jpg)
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/29/picture-1503616-1703832123.jpg)
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/14/picture-1049525-1534273711.jpg)
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/19/picture-1256193-1697716201.jpg)
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...