Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству народа ханты "Золотые ручки"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программа дополнительного образования "Золотые ручки" предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно - прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способностей и эстетического воспитания детей. Автор: воспитатель Рандымова Лидия Ивановна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zolotye_ruchki.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»
(МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым»)
Программа
дополнительного образования
по декоративно-прикладному искусству
народа ханты
«Сорнянг ёшиет» («Золотые ручки»)
(для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет)
Автор: воспитатель
Рандымова Лидия Ивановна
с. Казым
Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Программа дополнительного образования «Золотые ручки» предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способностей и эстетического воспитания детей.
Творчество определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Орнамент, как важнейшая часть народной культуры, является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент отличается разнообразием форм сюжетов, строгостью и чёткостью построения. Его можно встретить на изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева. Орнамент делает вещи красивыми и оригинальными.
Детей дошкольного возраста надо знакомить с историей появления предметов и изделий с орнаментами.
Женщины народа ханты с большим желанием изготовляли предметы быта с орнаментами. В них они вкладывали всю свою душу. В орнаменте отвлечённые геометрические формы мастерица наполняет вполне определённым содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: «заячьи ушки», «оленьи рога», «след собаки», «олень», «глухарка»; растения: «кедровая шишка», «берёзовая ветка». Это указывает на охотничью основу мировоззрения народа.
Зная названия орнаментов, педагогу можно научить детей составлять разные аппликации. От этого у детей развивается чувство ритма, цвета.
Программа дополнительного образования обеспечивает условия для художественно – эстетического, познавательно – речевого, духовного развития детей.
Актуальность
Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.
Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
- приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
- способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме и т.д.);
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- на основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
- воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Направления работы:
- художественно-эстетическое развитие;
- развитие творческих способностей;
- познавательное развитие.
Принципы построения образовательного процесса:
- от простого к сложному;
- системность работы;
- индивидуальность подхода.
Содержание программы
Программа кружка рассчитана на работу с подгруппой детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение одного занятий в неделю во второй половине дня с сентября по май. Продолжительность занятия – 25 минут. В год проводится 32 занятия.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
- выявить отношение ребенка к продуктивной деятельности и декоративно-прикладному искусству, учитывая индивидуальные способности;
- определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
- спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Итоги занятий будут подведены в форме отчётной выставки.
Планирование занятий
На протяжении нескольких занятий детей обучают навыкам работы с одним видом материала – либо с тканью, либо с берестой и т.д.
Организация рабочего места и проведение занятий
При проведении занятий по шитью с детьми старшего дошкольного возраста, особое внимание уделяется технике безопасности. Необходимо специально учить детей аккуратно обращаться с иглой, убирать её в игольницу, правильно подавать друг другу ножницы.
При работе с иглой покажите детям направление ведения иглы: к себе, вперёд и вверх. На таких занятиях дети сидят по одному за столом.
Интерес детей к ручному труду, желание трудиться, создавать вещи своими руками во многом зависит от атмосферы, царящей на занятиях. Следует создавать на занятиях доверительную, спокойную обстановку. Допустимо, если дети будут негромко разговаривать, обсуждать задуманную работу, советоваться друг с другом. Совместное участие детей в изготовлении изделия формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Большую роль в формировании у детей интереса к изготовлению предметов быта и изделий декоративно - прикладного искусства играет педагог. Его личная заинтересованность, умелые руки, внимание к организации самостоятельной деятельности детей, интересное практическое использование созданных детьми изделий пробуждают у дошкольников желание сделать новые вещи своими руками. Приобретённые детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе, воспитывать у детей интерес к искусству народа ханты.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (образец, показ педагога, пример, помощь);
-словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова);
- практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года.
Этапы работы:
- знакомство со свойствами материалов;
- обучение приемам изготовления;
- изготовление поделок.
Ожидаемый результат:
- познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- освоят навыки работы с берестой, бисером, тканью и сукном;
- научаться некоторым приемам преобразования материалов;
- научаться видеть необычное в обычных предметах;
- разовьют мелкую моторику рук.
- разовьют интерес к результату и качеству поделки;
- разовьется поисковая деятельность;
- освоят умения анализировать поделку;
- сформируется положительное отношение к труду;
- подготовится рука к письму.
Тематическое планирование на учебный год
Месяц | Тема | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | Вводное занятие | Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ханты. Дать представление о разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов. Воспитывать любовь к прикладному искусству северных народов. | Изделия прикладного искусства народа ханты. |
Украшение из бисера. | Познакомить детей с бисером. Формировать у детей умение соединять бисеринки способом «крестик». Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к изготовлению изделий из бисера. | Леска, бисер разноцветный, тарелочки, таблица - схема плетения «крестиком». | |
Октябрь | Украшение из бисера. | Продолжать упражнять детей плести из бисера украшение. Вызвать желание довести начатое дело до конца. | Леска, бисер разноцветный, тарелочки, таблица - схема плетения «крестиком». |
Путешествие в страну ситцевых изделий. | Познакомить детей с традиционной одеждой хантыйских женщин и детей. Обратить внимание детей на орнаменты в технике «ткань по ткани». Воспитывать интерес и восхищение мастерами, которые смогли изготовить такие красивые вещи. | Хантыйские платья, халаты и рубашки. | |
Рассматривание акани–хантыйской куклы. | Познакомить детей с хантыйскими куклами – акань. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать интерес к хантыйской кукле – акань. | Акани разных видов. | |
Акань – хантыйская кукла. | Формировать у детей умение изготовлять хантыйскую куклу – скрутку по таблице – схеме из лоскутков ткани. Воспитывать интерес к изготовлению хантыйских кукол. | Таблица - схема изготовления куклы – скрутки, лоскутки ткани | |
Платье для акани. | Познакомить детей с иголкой, наперстком и правилами работы с ними. Формировать у детей умение пришивать прямые полоски к платью акани швом «вперёд иголку». Воспитывать интерес к работе с иголкой. | Прямоугольные лоскуты ткани, тесьма, иголки, наперстки, нитки, ножницы. | |
Ноябрь | Путешествие в страну берестяных изделий. | Познакомить детей с берестой, её качеством, показать изделия из бересты. Воспитывать интерес к берестяным изделиям. | Берестяные предметы быта. |
Орнамент на бересте. | Упражнять детей в нанесении орнамента на бересту. Развивать аккуратность, терпение, усидчивость, глазомер. Закрепить навыки работы с острыми предметами. Воспитывать интерес к работе с берестой. | Кусочки тёмной бересты, альбом с орнаментом, гвоздики. | |
Аппликация «У озера» | Продолжать знакомство детей с берестой. Развивать у детей умение выполнять сюжетную аппликацию. Закрепить навыки аккуратной работы с ножницами, клеем. | Картон, кусочки бересты, ножницы, клей, салфетки. | |
Хантыйские орнаменты. | Продолжать знакомство детей с хантыйскими орнаментами. Формировать умение переводить орнамент на бумагу с помощью трафарета. Вызвать желание оформить себе альбом с орнаментами. | Трафареты орнаментов, альбомы, карандаши простые и цветные. | |
Декабрь | Путешествие в страну меховых изделий. | Познакомить детей с традиционной зимней одеждой ханты. Обратить внимание на украшение орнаментом меховых изделий в технике «мех по меху». Воспитывать интерес к меховым изделиям и любовь к своему народу. | Презентация «Зимняя одежда народа ханты», детская одежда: малица, шуба(сах), бурки, кисы. |
Мешочек для мастерицы. | Познакомить детей с мешочком для мастерицы. Продолжать формировать у детей умение пользоваться иголкой и наперстком, шить. Упражнять в умении самостоятельно подбирать сукно и орнамент по цвету для изготовления мешочка. Воспитывать терпение и усидчивость в работе. | Сукно разного цвета, вырезанные орнаменты, нитки, ножницы, иголки, наперстки. | |
Мешочек для мастерицы. | Продолжать формировать у детей умение пользоваться иголкой и наперстком, шить. Упражнять в умении самостоятельно подбирать сукно и орнамент по цвету для изготовления мешочка. Воспитывать терпение и усидчивость в работе. | Сукно разного цвета, вырезанные орнаменты, нитки, ножницы, иголки, наперстки, таблица – схема. | |
Январь | Путешествие в страну бисерных изделий. | Познакомить детей с традиционными украшениями из бисера. Обратить внимание на красоту украшений из бисера, на цветовую гамму. Воспитывать интерес к хантыйским украшениям из бисера. | Хантыйские украшения из бисера. |
Нагрудное бисерное украшение для куклы. | Познакомить детей с нагрудным украшением из бисера. Формировать у детей умение нанизывать бисер на леску, выполняя орнамент по цвету. Воспитывать терпение, усидчивость. | Таблица – схема, разноцветный бисер, леска, тарелочки. | |
Нагрудное бисерное украшение для куклы. | Формировать у детей умение нанизывать бисер на леску, выполняя орнамент по цвету. Воспитывать терпение, усидчивость. Вызвать желание доводить начатое дело до конца. | Таблица – схема, разноцветный бисер, леска, тарелочки. | |
Февраль | Хантыйские орнаменты. | Продолжать знакомство детей с хантыйскими орнаментами. Формировать умение переводить орнамент на бумагу с помощью трафарета. Вызвать желание дополнять свой альбом с орнаментами. | Трафареты орнаментов, альбомы, карандаши простые и цветные. |
Хантыйский платок для куклы. | Упражнять детей в умении шить платок из лёгкой ткани (ситец, сатин). Развивать у детей глазомер. Вызвать желание изготовлять хантыйский платок. | Куски разноцветной ткани, полоски однотонной ткани, иголка, нитки, таблица-схема. | |
Игольница. | Познакомить детей с игольницами. Формировать у детей умение украшать игольницу бисером. Воспитывать любовь к народным предметам быта народа ханты. | Образцы игольниц из сукна, бисер, иголка, нитки, тарелочки. | |
Игольница. | Формировать у детей умение украшать игольницу бисером. Воспитывать любовь к народным предметам быта народа ханты. | Образцы игольниц из сукна, бисер, иголка, нитки, тарелочки. | |
Март | Украшение из бисера «Цветочки». | Формировать у детей умение соединять бисеринки способом «колечко». Развивать чувство цвета, умение выполнять цветочек. Воспитывать интерес к изготовлению изделий из бисера. | Леска, бисер разноцветный, тарелочки, таблица - схема плетения «колечком». |
Украшение из бисера «Цветочки». | Продолжать формировать у детей умение соединять бисеринки способом «колечко». Развивать чувство цвета, умение выполнять цветочек. Воспитывать интерес к изготовлению изделий из бисера. | Леска, бисер разноцветный, тарелочки, таблица - схема плетения «колечком». | |
Орнамент на бересте. | Упражнять детей в нанесении орнамента на бересту. Развивать аккуратность, терпение, усидчивость, глазомер. Закрепить навыки работы с острыми предметами. Воспитывать интерес к работе с берестой. | Кусочки тёмной бересты, альбом с орнаментом, гвоздики. | |
Платье для акани. | Познакомить детей с иголкой, наперстком и правилами работы с ними. Формировать у детей умение пришивать прямые полоски к платью акани швом «вперёд иголку». Воспитывать интерес к работе с иголкой. | Прямоугольные лоскуты ткани, тесьма, иголки, наперстки, нитки, ножницы. | |
Апрель | Сумочка. | Формировать у детей умение украшать сумочку орнаментом и бисером. Закреплять навыки работы с иголкой. Вызвать желание доставлять радость близким. | Сумочки, заготовки орнаментов , бисер, иголки, наперстки, тарелочки. |
Сумочка. | Продолжать формировать у детей умение украшать сумочку орнаментом и бисером. Закреплять навыки работы с иголкой. Вызвать желание доставлять радость близким. | Сумочки, заготовки орнаментов, бисер, иголки, наперстки, тарелочки. | |
Украшение малицы для игрушек. | Предложить детям украсить малицу для мягких игрушек орнаментом и бисером. Закреплять навыки работы с иголкой. Воспитывать интерес к одежде народа ханты. | Заготовки малиц, орнаментов, бисер, тарелочки, нитки, иголки, наперстки. | |
Украшение малицы для игрушек. | Предложить детям украсить малицу для мягких игрушек орнаментом и бисером. Закреплять навыки работы с иголкой. Воспитывать интерес к одежде народа ханты. | Заготовки малиц, орнаментов, бисер, тарелочки, нитки, иголки, наперстки. | |
Украшение бисером обуви для кукол. | Познакомить детей с нирами – традиционной женской обувью из кожи. Упражнять детей в украшении бисером обуви. Воспитывать интерес к традиционной одежде народа ханты. | Заготовки ниров, разноцветный бисер, иголка, нитки, тарелочки. | |
Май | Украшение бисером обуви для кукол. | Продолжать упражнять детей в украшении бисером обуви. Закреплять навыки осторожной работы с иголкой. Воспитывать интерес к традиционной одежде народа ханты. | Заготовки ниров, разноцветный бисер, иголка, нитки, тарелочки. |
Выставка работ «Наши руки не для скуки» | Познакомить детей группы с работами своих сверстников. Похвалить детей за их работы и выдать грамоты за участие в кружке. Воспитывать чувство гордости за свой народ. | Работы детей за год. |
Методическая литература:
- Решетникова Р.Г., «Декоративно – прикладное искусство обско- угорских народов» Методическое пособие для воспитателей детских садов.- Москва, Икар 1997.-38с.
- Богораз В. «Мужская одежда» // Северные просторы. 1989. №2. С.40-41.
- Богораз В. «Домашняя утварь» // Северные просторы. 1989. №6. С.39-42.
- Болобан М. «Ознакомление детей с традициями народов Севера»//Дошкольное воспитание. 1989. №2. С.12-16.
- Гарин Н. «Плетение из бисера» // Северные просторы. 1989. №3. С.39.
- Ерныхова Е. «Коробка из бересты»// Югра. 1993. №3. С.55-56.
- Молданова Т.А. «Разные орнаменты» // Югра. 1992.-№7.С.55-56.
- Молданова Т.А. «Хантыйские изделия из бисера» // Югра.1993. №12.С.50-52.
- Молданова Т.А. «Способы низания бисера» // Югра. 1994. №2. С.51-53.
- Немысова Е.А., Лозямова З.Н. «Акань – хантыйская кукла» // Северные просторы. 1989. №4.С.24
- Орнамент народов Западной Сибири: Сб. статей / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск. Издательство Томского университета, 1992. 146с.
- Пантелеева. «Декоративно – прикладное искусство России»// Дошкольное воспитание. 1992. С.33-34.
- Плюхин В. «Игольницы и узоры на них»//Северные просторы. 1987.№6.С.42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству
изо, лепка, бумажная пластика и т.д....
Программа дополнительного образования по декоративно - прикладному искусству "Разноцветный лоскуток"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11924293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 650px; height: 919px; float: left;"}}]]...
презентация к программе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству
презентация раскрывает актуальность цели и задачи проведения работы по развитию творчества. А так же важности художественно-эстетическоговоспитания у детей дошкольников....
Реализация программы дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству "Очумелые ручки" (Пластилинография).
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность явл...
Рабочая программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству старшая и подготовительная группы (срок реализации программы ) 2 года
кружок "Завиток"...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Мастерицы"
Программа кружка направлена на знакомство дошкольников с искусством декоративно-прикладного творчества с ткачеством, лозоплетением, изготовление девичьего венка. В условиях стремительного технического...
- Мне нравится (1)