Рабочая программа кружка дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Мастерицы"
рабочая программа (подготовительная группа)

Крышмарю Ирина Владимировна

Программа кружка направлена на знакомство дошкольников с искусством декоративно-прикладного творчества с ткачеством, лозоплетением, изготовление девичьего венка. В условиях стремительного технического прогресса важно сохранять и передать традиционные ремёсла, которые не только развивают творческие способности детей, но и формируют уважение к культурному наследию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

edited

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

Рабочая программа кружка дополнительного образования

по декоративно-прикладному искусству

"Мастерицы"

(срок реализации 1 месяц)

Автор-составитель:

Крышмарю Ирина Владимировна,

воспитатель

г. Ханты-Мансийск, 2022

 

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” …                    

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

 Пояснительная записка.

          Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

         С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали ковры, шили одежду, плели из лозы и т.д. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

      Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

        Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Цель и задачи реализации программы

Цель:

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через

народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

Обучающие:

-закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного

искусства, раскрыть истоки народного творчества;

-знакомить с основами знаний в цветоведения в декоративно – прикладном искусстве; 

- знакомство детей с новыми техниками и технологиями.

Развивающие:

-развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения

декоративного искусства;

-формировать основы эстетического восприятия;

-пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;

-развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить

элементы прекрасного в жизнь;

-развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными

материалами и инструментами;

-развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

-осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных

качеств, эстетического вкуса у детей;

-воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному

искусству;

-прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие,

внимательность, аккуратность;

-воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Принципы организации кружковой деятельности

 Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые

возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

 Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете,

композиции и др.);

 Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных

особенностей);

 Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному

этапу, нельзя миновать предыдущий);

 Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

 Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и

способов изображения, разнообразие материала);

 Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без

ограничений).

Методы работы кружковой деятельности

1.Наглядные методы:

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,

таблиц, презентаций, наглядных пособий;

- показ способов действия с инструментами и материалами.

2. Словесные методы:

- беседа,

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы),

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- указания, пояснения,

- анализ выполненных работ;

3. Практические методы:

- обучение способам изображения, лепки;

- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий,

- использование различных инструментов и материалов для реализации

замысла;

- индивидуальный подход к детям;

4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином

творческом процессе);

5. Мотивационный метод

- убеждение,

- поощрение;

- создание ситуации успеха;

6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него

пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

7. Игровые методы:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковые игры, динамические упражнения.

Интеграция с образовательными областями

Программа составлена с учётом интеграции с образовательными областями.

Познание: дать представления детей о многообразии изделий народного

декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение

к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского

народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального

народного искусства.

Коммуникация: пробуждать любознательность в области народного,

декоративно-прикладного искусства;

-развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Чтение художественной литературы: дети знакомятся с литературными

произведениями с рассказами об истории промысла.

Художественное –эстетическое развитие: воспитывать интерес к

произведениям народного и профессионального искусства, развивать

художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы

прекрасного в жизнь;

Физическое развитие: использование физминуток.
Направления:

  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
  • Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением;
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Планируемые результаты освоения программы

  • Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Составляют узоры, создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
  • Умеют работать с бумажной лозой, гофрированной бумагой, трафаретами;
  • Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;
  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;
  • Сотрудничают со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

План работы кружка «Мастерицы» на июнь 2022 г

Количество занятий в неделю: 2

Длительность занятий: 40 минут

Разделы, темы

Кол. академ. часов

Дата проведения

1

«Девичий венок на Ивана Купалу»

1.1Вводное занятие

1.2Практическое занятие

2

        04.06; 06.06          

2

«Возрождение народных ремёсел. «Ткачество»

2.1 Знакомство с народным ремеслом «Ткачество»

2.2«Плетение из бумаги»

2.3«Ручное ткачество. Коврик»

3

11.06

13.06

18.06

3

«Чудеса из бумажной лозы. Лукошко»

3.1«Лозоплетение: от истоков до наших дней»

3.2«С чего начать лозоплетение»

3.3«Плетём лукошко»

3

20.06

25.06

27.06

Перспективное планирование работы кружка

  • Раздел 1: «Девичий венок на Ивана Купала»

Количество занятий: 2 ч.

Цель : изготовление венка на голову из бумажных цветов в разной технике.
Задачи:

  1. Познакомить с историей праздника.
  2. Знакомство с базовыми техниками создания цветов из гофробумаги.
  3. Развивать мелкую моторику, навыки работы с ножницами, творческие и конструкторские способности, фантазию.
  4. Воспитывать аккуратность, интерес к творчеству, любовь к красоте природы.

  • Вводное занятие.

Знакомство с материалом (гофробумага). Знакомство с базовыми техниками создания цветов из гофробумаги (цветы из отдельных лепестков, цветы на плоскостной основе, цветы на фиксированной основе). Правила техники безопасности.

  • Практическое занятие.

Изготовление девичьего венка.

Материал и оборудование: цветная гофробумага, трафареты, клей, ножницы

  • Раздел 2: «Возрождение народных ремёсел. «Ткачество»

Количество занятий: 3 ч.

Цель: Ознакомить воспитанников с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества.

Задачи:

  1. Развивать и углублять интерес к декоративно-прикладному искусству и его разновидности - ручному ткачеству
  2. Познакомить с атрибутами народного быта: прялка, ткацкий станок, с элементами русского народного костюма.
  3. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;
  4. Ознакомление дошкольников с различными техниками плетения из бумаги и выполнение плетения из ниток изделия «Коврик».
  • Знакомство с народным ремеслом «Ткачество»

Знакомство с ручным ткачеством в его исторических, технологических и художественных направлениях.

  • «Плетение из бумаги»

Знакомство с различными техниками плетения из бумаги. Выполнение аппликации с элементами плетения.

Материал и оборудование: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, образец изделия, технологическая карта.

  • «Ручное ткачество. Коврик»

Выполнение плетения из ниток изделия «Коврик».

Материал и оборудование: станки для плетения (15х20 см), ножницы, деревянные иголки, пряжа.

  • Раздел 3: «Чудеса из бумажной лозы. Лукошко»

Количество занятий: 3 ч.

Цель: Изучить историю возникновения лозоплетения и овладеть техникой плетения из бумажной лозы и показать художественную значимость.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения лозоплетения;
  2. Научить простым способами плетения из бумажных трубочек;
  3. Развивать творческое отношение к делу, навыки владения материалами и инструментами.

  • «Лозоплетение: от истоков до наших дней»

Ознакомление детей с историей развития лозоплетения. Рассказ о развитии лозоплетения в наши дни.

  • «С чего начать лозоплетение»

Подготовка материала к работе.

Материал и оборудование: бумага формата А4, тонкий предмет (шпажка), на что будут накручиваться бумага для придания формы трубочек; клей бумажный для закрепления краев трубочек.

  • «Плетём лукошко»

Изготовление лукошка.

Материал и оборудование: бумага формата А4, тонкий предмет (шпажка), на что будут накручиваться бумага для придания формы трубочек; клей бумажный для закрепления краев трубочек; ножницы; кисти для клея и красок.

Методическое обеспечение кружка «Мастерицы»

При реализации программы «Мастерицы» используются как традиционные, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, программированного, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод информационной поддержки, дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес дошкольников к творческому процессу.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • картинки и образцы изделий;
  • иллюстративный материал к теме: «Девичий венок на Ивана Купала»;
  • иллюстрированный материал по теме: «Возрождение народных ремёсел. «Ткачество»;
  • иллюстрированный материал по теме: «Чудеса из бумажной лозы. Лукошко»;
  • репродукции к темам по истории развития промысла.
  • раздаточный материал:
  • шаблоны для изготовления цветов,
  • технологические карты изделий;
  • материалы для проверки освоения программы:
  • выставки;
  • диагностические карты по теме «Техника безопасности» и др.;
  • тесты на узнавание,
  • кроссворды, и др.

На занятиях используются технологические карты изготовления изделий, которые приучают детей к самостоятельной работе, стимулируют познавательную активность учащихся. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает к новым высотам творческих достижений.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Заучивание  закличек, прибауток, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физминуток.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Техническое и материальное оснащение:

Инструменты: станки для плетения (15х20 см), ножницы, деревянные иголки, клей бумажный, ножницы, кисти для клея и красок, шпажки, линейка.

Материалы: цветная гофробумага, трафареты, пряжа, бумага формата А4, краска коричневая, схемы выполнения работы, простой карандаш.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы покажет выставка - ярмарка, запланированная на конец июня месяца.


Список используемой литературы

  1. Караманский, С.А. Плетение из лозы. - М.: Экология, 1992.
  2. Норенко, И.Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. Волгоград «Учитель», 2007г.
  3. Толмачева, Н.А. Плетение из лозы. ОТ и ДО! – «Аст-Пресс», 2005.
  4.  Фрейтаг, И.П. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007.
  5. Шантырева, В. Е. «Лозоплетение: от истоков до наших дней». – Москва, 2005.
  6. Шерстюг, Ю.В. Цветы из гофрированной бумаги. –Феникс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"

«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»

Краткое содержание программы знакомит читателей с темами  дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» ( 4 -5 лет)

Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.Цель:ü     Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.ü     Помочь ребёнку ощутить себя...