Рабочая программа кружка дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Мастерицы"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа кружка направлена на знакомство дошкольников с искусством декоративно-прикладного творчества с ткачеством, лозоплетением, изготовление девичьего венка. В условиях стремительного технического прогресса важно сохранять и передать традиционные ремёсла, которые не только развивают творческие способности детей, но и формируют уважение к культурному наследию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»
Рабочая программа кружка дополнительного образования
по декоративно-прикладному искусству
"Мастерицы"
(срок реализации 1 месяц)
Автор-составитель:
Крышмарю Ирина Владимировна,
воспитатель
г. Ханты-Мансийск, 2022
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” …
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали ковры, шили одежду, плели из лозы и т.д. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Цель и задачи реализации программы
Цель:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через
народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
Обучающие:
-закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного
искусства, раскрыть истоки народного творчества;
-знакомить с основами знаний в цветоведения в декоративно – прикладном искусстве;
- знакомство детей с новыми техниками и технологиями.
Развивающие:
-развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения
декоративного искусства;
-формировать основы эстетического восприятия;
-пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;
-развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить
элементы прекрасного в жизнь;
-развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
-совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными
материалами и инструментами;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
-осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных
качеств, эстетического вкуса у детей;
-воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному
искусству;
-прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие,
внимательность, аккуратность;
-воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Принципы организации кружковой деятельности
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые
возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете,
композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных
особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному
этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и
способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без
ограничений).
Методы работы кружковой деятельности
1.Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,
таблиц, презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа,
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы),
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения,
- анализ выполненных работ;
3. Практические методы:
- обучение способам изображения, лепки;
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий,
- использование различных инструментов и материалов для реализации
замысла;
- индивидуальный подход к детям;
4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином
творческом процессе);
5. Мотивационный метод
- убеждение,
- поощрение;
- создание ситуации успеха;
6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него
пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
7. Игровые методы:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковые игры, динамические упражнения.
Интеграция с образовательными областями
Программа составлена с учётом интеграции с образовательными областями.
Познание: дать представления детей о многообразии изделий народного
декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение
к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского
народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального
народного искусства.
Коммуникация: пробуждать любознательность в области народного,
декоративно-прикладного искусства;
-развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
Чтение художественной литературы: дети знакомятся с литературными
произведениями с рассказами об истории промысла.
Художественное –эстетическое развитие: воспитывать интерес к
произведениям народного и профессионального искусства, развивать
художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь;
Физическое развитие: использование физминуток.
Направления:
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
- Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением;
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Планируемые результаты освоения программы
- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Составляют узоры, создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- Умеют работать с бумажной лозой, гофрированной бумагой, трафаретами;
- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;
- Сотрудничают со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
План работы кружка «Мастерицы» на июнь 2022 г
Количество занятий в неделю: 2
Длительность занятий: 40 минут
№ | Разделы, темы | Кол. академ. часов | Дата проведения |
1 | «Девичий венок на Ивана Купалу» 1.1Вводное занятие 1.2Практическое занятие | 2 | 04.06; 06.06 |
2 | «Возрождение народных ремёсел. «Ткачество» 2.1 Знакомство с народным ремеслом «Ткачество» 2.2«Плетение из бумаги» 2.3«Ручное ткачество. Коврик» | 3 | 11.06 13.06 18.06 |
3 | «Чудеса из бумажной лозы. Лукошко» 3.1«Лозоплетение: от истоков до наших дней» 3.2«С чего начать лозоплетение» 3.3«Плетём лукошко» | 3 | 20.06 25.06 27.06 |
Перспективное планирование работы кружка
- Раздел 1: «Девичий венок на Ивана Купала»
Количество занятий: 2 ч.
Цель : изготовление венка на голову из бумажных цветов в разной технике.
Задачи:
- Познакомить с историей праздника.
- Знакомство с базовыми техниками создания цветов из гофробумаги.
- Развивать мелкую моторику, навыки работы с ножницами, творческие и конструкторские способности, фантазию.
- Воспитывать аккуратность, интерес к творчеству, любовь к красоте природы.
- Вводное занятие.
Знакомство с материалом (гофробумага). Знакомство с базовыми техниками создания цветов из гофробумаги (цветы из отдельных лепестков, цветы на плоскостной основе, цветы на фиксированной основе). Правила техники безопасности.
- Практическое занятие.
Изготовление девичьего венка.
Материал и оборудование: цветная гофробумага, трафареты, клей, ножницы
- Раздел 2: «Возрождение народных ремёсел. «Ткачество»
Количество занятий: 3 ч.
Цель: Ознакомить воспитанников с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества.
Задачи:
- Развивать и углублять интерес к декоративно-прикладному искусству и его разновидности - ручному ткачеству
- Познакомить с атрибутами народного быта: прялка, ткацкий станок, с элементами русского народного костюма.
- Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке, рассказать об их использовании;
- Ознакомление дошкольников с различными техниками плетения из бумаги и выполнение плетения из ниток изделия «Коврик».
- Знакомство с народным ремеслом «Ткачество»
Знакомство с ручным ткачеством в его исторических, технологических и художественных направлениях.
- «Плетение из бумаги»
Знакомство с различными техниками плетения из бумаги. Выполнение аппликации с элементами плетения.
Материал и оборудование: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, образец изделия, технологическая карта.
- «Ручное ткачество. Коврик»
Выполнение плетения из ниток изделия «Коврик».
Материал и оборудование: станки для плетения (15х20 см), ножницы, деревянные иголки, пряжа.
- Раздел 3: «Чудеса из бумажной лозы. Лукошко»
Количество занятий: 3 ч.
Цель: Изучить историю возникновения лозоплетения и овладеть техникой плетения из бумажной лозы и показать художественную значимость.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения лозоплетения;
- Научить простым способами плетения из бумажных трубочек;
- Развивать творческое отношение к делу, навыки владения материалами и инструментами.
- «Лозоплетение: от истоков до наших дней»
Ознакомление детей с историей развития лозоплетения. Рассказ о развитии лозоплетения в наши дни.
- «С чего начать лозоплетение»
Подготовка материала к работе.
Материал и оборудование: бумага формата А4, тонкий предмет (шпажка), на что будут накручиваться бумага для придания формы трубочек; клей бумажный для закрепления краев трубочек.
- «Плетём лукошко»
Изготовление лукошка.
Материал и оборудование: бумага формата А4, тонкий предмет (шпажка), на что будут накручиваться бумага для придания формы трубочек; клей бумажный для закрепления краев трубочек; ножницы; кисти для клея и красок.
Методическое обеспечение кружка «Мастерицы»
При реализации программы «Мастерицы» используются как традиционные, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, программированного, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод информационной поддержки, дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес дошкольников к творческому процессу.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
- картинки и образцы изделий;
- иллюстративный материал к теме: «Девичий венок на Ивана Купала»;
- иллюстрированный материал по теме: «Возрождение народных ремёсел. «Ткачество»;
- иллюстрированный материал по теме: «Чудеса из бумажной лозы. Лукошко»;
- репродукции к темам по истории развития промысла.
- раздаточный материал:
- шаблоны для изготовления цветов,
- технологические карты изделий;
- материалы для проверки освоения программы:
- выставки;
- диагностические карты по теме «Техника безопасности» и др.;
- тесты на узнавание,
- кроссворды, и др.
На занятиях используются технологические карты изготовления изделий, которые приучают детей к самостоятельной работе, стимулируют познавательную активность учащихся. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую ценность, продвигает к новым высотам творческих достижений.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке;
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Заучивание закличек, прибауток, потешек, стихов;
- Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
- Использование физминуток.
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Техническое и материальное оснащение:
Инструменты: станки для плетения (15х20 см), ножницы, деревянные иголки, клей бумажный, ножницы, кисти для клея и красок, шпажки, линейка.
Материалы: цветная гофробумага, трафареты, пряжа, бумага формата А4, краска коричневая, схемы выполнения работы, простой карандаш.
Итоги реализации дополнительной образовательной программы покажет выставка - ярмарка, запланированная на конец июня месяца.
Список используемой литературы
- Караманский, С.А. Плетение из лозы. - М.: Экология, 1992.
- Норенко, И.Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. Волгоград «Учитель», 2007г.
- Толмачева, Н.А. Плетение из лозы. ОТ и ДО! – «Аст-Пресс», 2005.
- Фрейтаг, И.П. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007.
- Шантырева, В. Е. «Лозоплетение: от истоков до наших дней». – Москва, 2005.
- Шерстюг, Ю.В. Цветы из гофрированной бумаги. –Феникс, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258064-1369154853.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-394735-1391361166.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-394735-1391361166.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-429963-1396362982.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/23/picture-186590-1469250220.jpg)
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» ( 4 -5 лет)
Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.Цель:ü Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.ü Помочь ребёнку ощутить себя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-440264-1398497334.jpg)
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
- Мне нравится (1)