Рабочая программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству старшая и подготовительная группы (срок реализации программы ) 2 года
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Принято: Согласовано: Утверждено:
Совет педагогов Зам. зав. по УВР заведующая МБДОУ МБДОУ детский МБДОУ детский детский сад №11
сад№11 «Берёзка» сад №11 «Берёзка» «Берёзка»
Протокол №_____ Тодоренко Е.В. Амерханова Г.Я.
От «___» _____ 20__г. _______________ ________________
Рабочая программа
совместная деятельность
взрослого с детьми
старшей и подготовительной группы
два года
(срок реализации программы)
Составитель: Ферко Е. Н.
воспитатель МБДОУ
детский сад №11 «Берёзка»
г. Гусиноозерск
2020г.
Содержание
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
|
1.1 Пояснительная записка……………………………………… | 2-5 |
| 5 |
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы………………………………………………………... | 5-7 |
1.1.3 Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы ………………………………. | 7 |
1.2 Планируемые результаты освоения Программы………….. | 7-8 |
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе……………………………………... | 8-9 |
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1 Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы……. | 9-12 |
2.2 Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников……………………………………………………. | 13 |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы………………………………………………………... | 13-14 |
3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………… | 14-15 |
Приложение 1. Мониторинг | 16 |
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
При разработке дополнительной образовательной Программы кружка по изодеятельности «Завиток» опорой являлись лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность, комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Главный критерий отбора материала для занятий в кружке — его воспитательная ценность и возможность развития всесторонних способностей ребенка (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа кружка разработана на основе ООП ДО детского сада №11 «Берёзка» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей старшего дошкольного возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до6 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, по художественно – эстетическому направлению.
Данная программа составлена с учетом:
- примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, М.А.Васильевой.
- Парциальной программы по изотворчеству дошкольников. (в соответствии с ФГОС) И.А.Лыковой "Цветные ладошки»"
Рабочая Программа построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Дополнительная образовательная программа кружка «Радуга красок» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.06 г. №06-1844 о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
- Уставом МБДОУ, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Селенгинский район» г. Гусиноозерска от 23.12.2015 г. № 524;
- «Конвенцией о правах ребёнка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
- Основной образовательной программой ДОУ.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские педагоги и психологи.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так, как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Рисование произведений народного декоративно-прикладного искусства позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её
культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Исследователи детского изобразительного творчества - Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина – экспериментально доказали: создание изображения требует, чтобы дети отчётливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Все эти представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально – эстетически окрашенного. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Основная задача взрослого – научить ребёнка действовать, а затем направлять его активность. Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение.
Рабочая Программа представляет собой детально разработанную систему рисования произведений народного декоративно-прикладного искусства с детьми в кружке по изодеятельности в условиях детского сада. В Программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по созданию условий, направленных на развитие художественных способностей детей: воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к декоративно-прикладному искусству; содержится подробное календарно-тематическое планирование; спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.
Актуальность Программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием произведений народного декоративно-прикладного искусства является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д.
Декоративное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании произведений народного декоративно-прикладного искусства, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Их использование в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Направленность Программы: развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Новизна Программы заключается в том, что основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам рисования произведений народного декоративно-прикладного искусства . Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальности – воспитатель детей дошкольного возраста подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие изобразительных навыков и коммуникативных способностей детей через обучение рисованию произведений народного декоративно-прикладного искусства. И еще одна важная особенность - учет интересов детей в предлагаемых им видах работы.
Идея Программы кружка состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
1.1.1 Цели и задачи по реализации Программы
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
1. Познакомить детей с декоративным рисованием и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству.
3. Сформировать навыки технического исполнения декоративной росписи.
4 . Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с красками.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер
- Развивать изобразительную деятельность детей.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Подходы к формированию образовательной Программы:
- - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности.
- - деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития;
- - диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
- - средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
- - культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. И РП не противоречит этому принципу.
1.1.3 Значимая характеристика возрастных особенностей детей для разработки Программы.
Возраст от 5 до 6 лет - время наиболее бурного развития ребенка.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. реализации. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности.
Программа кружка позволяет развивать у детей художественные способности, знакомит их с волшебным и загадочным миром народного декоративно-прикладного искусства.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы.
В результате обучения в кружке дети должны:
1. Иметь представление о народных промыслах, узнавать их (городецкая, дымковская, филимоновская росписи).
2. Выделять элементы узора и составлять из них композицию.
3.Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.
4.Подбирать и передавать колорит нужной росписи.
5.Пользоваться несколькими способами рисования (Концом кисти, всем ворсом, тычок, примакивание, прикладывание).
6.Самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- Участие во всероссийских, республиканских и городских выставках детского творчества.
- Творческие отчеты – организация выставки работ кружка, презентации.
- Оформление альбома детских рисунков «Радуга красок».
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценка результативности сформированности уровня художественно – эстетического развития детей проводится по сравнительным результатам мониторинга два раза в год: в октябре и мае. В октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования по дополнительному образованию.
1 балл – показатель почти не проявляется (не сформирован).
2 балла – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);
3 балла – показатель проявляется ярко (сформирован);
Не сформирован: Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания, нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками; слабо развита ручная умелость и моторика рук, координация движений, гибкость пальцев рук, нет точности ручных движений. Ребенок не может самостоятельно работать с красками.
Частично сформирован: Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога, внесение новых замыслов случайно, ручная умелость развита не достаточно, нет согласованности в координации движений пальцев рук. Ребенок целенаправленно рисует, самостоятельно или прибегая к помощи взрослого.
Сформирован: У ребенка повышенный интерес, творческая активность, субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества; хорошо
развита ручная умелость и моторика рук, гибкость пальцев и сила ручных мышц, согласованность координация движений обеих рук; составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при не удачах, обращаясь за помощью к педагогу, сформированы технические навыки .
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, цвет, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему. Для отслеживания результатов детского творчества в течение года проходят конкурсы, викторины, тестирование, беседы с детьми; изготавливаются подарки и сувениры к праздникам; детские работы используются в оформлении интерьера детского сада; проводятся открытые занятия, праздники и развлечения, выставки детского творчества. Работы членов кружка регулярно представляются на городские, районные, всероссийские конкурсы.
2. Содержательный раздел.
2.1 Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы.
Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме.В течение года кружковая работа с воспитанниками проводится 1 раз в неделю в среду во второй половине дня, вне основного времени работы. Длительность занятий детей старшей группы: 25-30 минут согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 № 26. При реализации Программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничного развития личности ребёнка и побуждают родителей проявить желание заниматься с детьми дома; ежеквартально - тематические выставки в ДОУ.
Формы работы:
1. Практические и теоретические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов (еженедельно).
2. Выставки текущих работ (еженедельно).
3. Посещение выставок детей из других групп и учреждений (несколько раз в год).
Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению
детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.
Для реализации Программы кружка по изобразительной деятельности «Радуга красок» используются разнообразные приёмы и методы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.
Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка); – наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.); – игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание); - практические – упражнения, эксперименты и др.
Все методы используются в комплексе и: – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей
При проведении занятий необходимо придерживаться основных правил:
- Использование приема транслирования информации. 2. Отбор тематического содержания. 3. Главный герой рисования – ребенок. 4. Взрослый не стремится сразу исправить работу ребенка. 5. Педагог создает схематические изображения. 6. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.
7. В качестве «физкультминутки» используются элементы драматизации,
имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью. 8. Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и др.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение и т. д.
Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы:
-Поощряя желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
- Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.
-Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
-Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и
реализации Программы.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
В кружке проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. Отчет о результатах работы кружка предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ, в виде консультаций и мастер — классов с педагогами и родителями.
Перспективный план работы кружка «Завиток» 5-6 лет
Месяц | 1 занятие | 2занятие | 3 занятие | 4занятие | |||||||||
| Знакомство с дымковской росписью | Волшебные лошадки. | Домашние животные (козлик). Дымка | Домашние животные (уточка). Дымка | |||||||||
Ноябрь | Знакомство с городецкой росписью | Роспись тарелки. Городецкий венок | Украшение стенки сундука. Городецкий букет | Знакомство с историей промысла. Гжель | |||||||||
Декабрь | Роспись изразца. Путешествие (кораблик). Гжель | Зимняя сказка Гжели. Терем | Зимняя сказка Гжели. Домик с трубой и сказочник- дым | Дед Мороз на санях и гжельская лошадка | |||||||||
Январь | Снегурочка на упряжке оленей. Гжель | Знакомство с филимоновс - кой игрушкой. История промысла. | Филимоновс - кий петушок | ||||||||||
Февраль | Петух и курица. Филимоновс кая игрушка | Цыплята и одуванчики. Филимоновские игрушки | Филимоновские олешки | Домашние животные (филимоновский бычок) | |||||||||
Март | Знакомство с хохломской росписью | Хохломская роспись «рябинка» | Панно «Золотая рыбка» | Вербное воскресенье. Натюрморт. | |||||||||
Апрель | Роспись натюрморта по мотивам хохломской росписи | Роспись салфетницы |
| Панно «Золотой петушок» | |||||||||
Май | Знакомство с росписью Полхов- Майдан. «Шиповник» | «Гриб – копилка» Полхов- Майдан. | Весёлая матрёшка. Полхов- Майдан. |
Перспективный план работы кружка «Завиток» 6-7 лет
Месяц | 1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие |
Октябрь |
|
| Лепка «Филимоновские красавицы». | Рисование «Филимоновский хоровод». |
Ноябрь |
|
|
|
|
Декабрь |
|
|
|
|
Январь |
|
|
| Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза). |
Февраль |
|
|
| Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой. |
Март | Лепка «Богородский медведь». |
| Знакомство с вологодскими кружевами. | Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» |
Апрель | Рисование «Праздничная скатерть» | Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды». | Лепка | Рисование по замыслу. |
2.2 Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагога с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители – основные участники образовательных отношений. Семья – жизненно необходимая среда дошкольника, определяющая путь развития его личности. Необходимо:
-Познакомить родителей с целью и задачами кружка
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их с декоративно-прикладным рисованием, развития воображения, творческих проявлений ребенка.
-Проводить тематические консультации для родителей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребенка ("Как познакомить детей с различными видами декоративного рисования", "Как создать дома условия для развития творческих способностей детей", "Развитие креативности дошкольника").
-Организовывать выставки детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
Родители призваны способствовать постоянному накапливанию у дошкольников эстетических впечатлений. При восприятии природы необходимо обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, на совершенство строения живых и неживых объектов природы и целенаправленно воспитывать отзывчивость к красоте
природы, побуждать воспринимать природу как источник красоты в искусстве. Работа по формированию у детей интереса к произведениям народного искусства в условиях детского сада с привлечением родителей может осуществляться в разных формах. Одной из них, наиболее интересной и приемлемой, является проведение выставок.
3. Организационный раздел.
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
Для плодотворного творческого процесса кружковой работы большое значение имеют материально — технические условия, созданные на базе ДОО:
- использование видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы над изображением, мастер - классов;
- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий;
- использование картин, таблиц, плакатов. настольных дидактических игр и др.
В работе кружка широко используются технические средства обучения: телевизор, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, DVD.
Информационные диски (по техникам рисования, мастер класс, фотографии творческих работ.
Материалы и оборудование:
- Гуашь разных цветов
- Кисти №3, №4. (Белка)
- Тычки разных размеров
- Бумага разной формы и величины
- Салфетки
- Баночки с водой
- Предметы и иллюстрации разных промыслов
(иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия).
В групповой комнате оборудовано место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.
создано пространство для творческой деятельности детей (столы, мобильный уголок художника, стулья, мольберты, магнитные доски, фланелеграф). Для активизации интереса к деятельности материалы расположены на уровне глаз детей, эстетически привлекательно.
Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1.Вершинина О.В. «Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в процессе дидактических игр».
2. Вохринцева С.В.Книжки-раскраски для детей дошкольного и младшего школьного возраста по декоративно-прикладному искусству. Под ред. С.Вохринцевой.
3. «Городецкая роспись душу веселит». Д/в №1-1999
4.Комарова Т.С. «Игра и изобразительное творчество»
5.Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970
6. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
7. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
8.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
9. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.
Приложение 1
Мониторинг освоения программы «Волшебный пластилин»
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Име Иметь представление о народных промыслах, узнавать их (городецкая, дымковская, филимоновская росписи). | Развитие общей ручной умелости (моторики) | Пользоваться несколькими способами рисования (концом кисти, всем ворсом, тычок, примакивание, прикладывание) | Умение передавать форму, цвет | Выделять элементы узора и составлять из них композицию. |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Оценочные уровни развития:
3 балла – показатель проявляется ярко (сформирован);
2 балла – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);
1 балл – показатель почти не проявляется (не сформирован).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по декоративно - прикладному искусству "Разноцветный лоскуток"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11924293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 650px; height: 919px; float: left;"}}]]...
Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному искусству народа ханты "Золотые ручки"
Программа дополнительного образования "Золотые ручки" предусматривает ознакомление старших дошкольников с декоративно - прикладным искусством народа ханты и направлена на развитие творческих способнос...
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования
ПРОГРАММА дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству «Волшебные ладошки» с детьми группы раннего развития с использованием нетрадиционных техник рисования...
презентация к программе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству
презентация раскрывает актуальность цели и задачи проведения работы по развитию творчества. А так же важности художественно-эстетическоговоспитания у детей дошкольников....
Реализация программы дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству "Очумелые ручки" (Пластилинография).
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность явл...